Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 15:32, курсовая работа
Цель работы – исследовать процесс формирования и деятельность Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана.
Задачи исследования:
Рассмотреть историю создания интеграционных группировок.
Проанализировать пространство сотрудничества на постсоветском пространстве.
Определить мотивацию участия стран в ЕврАзЭС и Таможенном союзе.
Обосновать проблемы и перспективы дальнейшего развития ТС.
ВВЕДЕНИЕ
Интернационализация хозяйственной жизни во второй половине XX и начале XXI вв. стала ведущей тенденцией развития мирового хозяйства. Национальные экономики уже давно являются частью динамичной системы мирового хозяйства. Сегодня очевидно – чем активнее страна включается в систему мирохозяйственных связей, тем точнее выверен ее курс взаимодействия с остальным миром, тем выше благосостояние общества и его граждан. Поэтому знание закономерностей развития мирового хозяйства, меры успеха одних стран и кризисного состояния других, сегодня знать просто необходимо.
На постсоветском пространстве, несмотря на все исторические и культурные различия, сохраняется немало общего, что и служит основой для формирования различных межгосударственных объединений. К таковым относится и Евразийское Экономическое сообщество. Однако, несмотря на объективную необходимость интеграции соседних стран, конкретная практика сталкивается с целым рядом трудностей, решение которых возможно только при условии предварительного научного анализа как проблем, так и перспектив развития.
Мировой опыт показывает, что региональное сотрудничество успешно развивается при соблюдении ряда условий. Одним из главных является наличие мощного финансового и инновационного центра, выступающего локомотивом интеграционных процессов. В НАФТА – это США, в ЕС – Германия и Франция, в МЕРКОСУР – Бразилия, в АСЕАН – Сингапур.
Другими условиями являются сравнительно близкий и достаточно высокий уровень социально-экономического развития, традиционность взаимных экономических, социальных и культурных связей, совпадение векторов развития в политике, социальной сфере, экономике.
С учетом
исторически сложившихся
Таможенный союз задумывался тремя странами - членами ЕврАзЭС как объединение, в котором отменяются все таможенные пошлины по отношению друг к другу. Между странами - членами союза не будет внутренних границ, что упростит работу бизнеса, передвижение товаров и капитала.
Таможенный союз открывает перед странами дополнительные огромные перспективы. Это активизирует создание совместных производственных коопераций. Беларусь, Казахстан и Россия смогут свободно торговать между собой, будут созданы новые рабочие места, повысится конкуренция на рынках стран. Можно более эффективно использовать транзитный потенциал. Предприятия получат лучшие условия для выхода на международные рынки.
Цель работы – исследовать процесс формирования и деятельность Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана.
Задачи исследования:
Предмет исследования заключается в определении особенностей развития Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана.
В работе использовались информационные ресурсы сети Интернет, в частности официальные сайты Комиссии Таможенного союза, Федеральной Таможенной службы России, Официальный Сайт ЕврАзЭС и другие, а так же работы современных авторов.
1. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
1.1 Международная экономическая интеграция: понятие, причины, последствия
В настоящее время, международная торговля стала все более дополняться различными формами международного движения факторов производства (капитала, рабочей силы и технологии), в результате которого за границу стали перемещаться уже не только готовый товар, но и факторы его производства. Прибыль, заключенная в цене товара, стала создаваться уже не только в рамках национальных границ, но и за рубежом. Закономерным результатом развития международной торговли товарами и услугами и международного движения факторов производства стала экономическая интеграция.
Экономическая
интеграция – формирование (при
активном участии государственных
структур) устойчивых всесторонних связей
между национальными
Поскольку
международная интеграция – процесс
весьма непростой, то достойный уровень
координации достижим только в наиболее
развитых регионах мира. Сегодня основной
интеграцией является региональная
интеграция, именно она создает предпосылки
для углубления процесса глобализации
мировой экономики, поскольку подталкивает
страны и регионы к интегрированию
в мировую экономику. При этом
наиболее эффективны результаты региональной
интеграции там, где однороднее уровень
технико-экономического и социального
развития стран-участниц, где больше
сходство в их экономических и
геополитических целях и
Таким образом, можно выделить следующие предпосылки международной экономической интеграции, которые заключаются в:
• Близости уровней экономического развития и степени рыночной зрелости интегрирующихся стран.
• Географической
близости интегрирующихся стран, наличие
в большинстве случаев общей
границы и исторически
• Общности экономических и иных проблем, стоящих перед странами в области развития, финансирования, регулирования экономики, политического сотрудничества и т.д.
• Демонстрационный эффект.
В странах, создавших интеграционные объединения, обычно происходят положительные экономические сдвиги (ускорение темпов экономического роста, снижение инфляции, рост занятости и т.д.), что оказывает определенное психологическое воздействие на другие страны, которые, конечно, следят за происходящими изменениями. Демонстрационный эффект проявился, например, наиболее ярко в желании многих стран бывшей рублевой зоны как можно быстрее стать членами ЕС, даже не имея для этого сколько-нибудь серьезных макроэкономических предпосылок.
• «Эффект домино».
После того
как большинство стран того или
иного региона стали членами
интеграционного объединения, остальные
страны, оставшиеся за его пределами,
неизбежно испытывают некоторые
трудности, связанные с переориентацией
экономических связей стран, входящих
в группировку, друг на друга. Это
нередко приводит даже к сокращению
торговли стран, оказавшихся за пределами
интеграции. Некоторые из них, даже
не имея существенного первичного интереса
в интеграции, высказывают заинтересованность
в подключении к интеграционным
процессам просто из-за опасения остаться
за ее пределами. Этим, в частности,
объясняется быстрое заключение
многими латиноамериканскими
Международная экономическая интеграция возможна лишь при условии, когда страны-участницы получают от нее определенные выгоды, которые более положительны, чем негативные ее последствия. Среди положительных моментов можно отметить следующие:
Наряду с
выгодами страны-участницы
Основные цели, которые ставят перед собой страны, участвующие в процессе интеграции:
- повысить
национальную
-использовать преимущества «экономики масштаба», позволяющие расширить размеры рынка, снизить транзакционные издержки, создать новую комбинацию факторов производства, стимулировать приток прямых иностранных инвестиций;
- создать
благоприятную
- решить задачи торговой политики
- содействовать
модернизации и структурным
- поддержать молодые отрасли экономики;
- получить
для национальных
Таким образом, интеграционные процессы приводят в конечном итоге к развитию экономического регионализма, в результате которого отдельные группы стран создают для себя более благоприятные условия для торговли, передвижения капитала, рабочей силы, чем для других стран.
1.2 Экономическая интеграция в мировой практике
В соответствии с классификацией Всемирной Торговой Организации различают пять основных форм развития интеграционных процессов, однако в некоторых источниках экономический и валютный союзы разделяют на отдельные формы и добавляют единый внутренний рынок. Итак, к числу типов интеграционных соглашений можно отнести:
1. Зона свободной торговли. Наиболее простая форма интеграционных процессов в мировой экономике. ЗСТ – это тип международной интеграции, при котором страны-участники отменяют таможенные пошлины, налоги и сборы, а также количественные ограничения во взаимной торговле. За каждой страной-участницей сохраняется право на самостоятельное и независимое определение режима торговли по отношению к третьим странам. В большинстве случаев условия зоны свободной торговли распространяются на все товары кроме продуктов сельского хозяйства. Зона свободной торговли может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом, расположенным в одной из стран-членов, но обычно обходятся без него, а основные параметры своего развития страны согласовывают на периодических совещаниях руководителей соответствующих ведомств. Между странами-участницами сохраняются таможенные границы и посты, контролирующие происхождение товаров, пересекающие их государственные границы.
Основные зоны свободной торговли:
- Соглашение
о свободе торговли стран Юго-
- Североамериканская
зона свободной торговли —
НАФТА (North American Free Trade Agreement — NAFTA)
– соглашение между США,
- Центрально-европейское
соглашение о свободной
- Зона
свободной торговли между
2. Таможенный союз – интеграционное соглашение, предполагающее согласованную отмену странами-участницами союза национальных таможенных тарифов и введение общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран, в результате этого снимается необходимость содержания таможенной службы на внутренних границах между странами-участницами. Базой для таможенного союза является зона свободной торговли. Страны договариваются о создании межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Обычно они принимают форму периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведомствами, которые в своей работе опираются на постоянно действующий межгосударственный секретариат.
Примеры таможенных союзов:
- Арабский общий рынок – таможенный союз, объединяющий Египет, Ирак, Иорданию, Йемен, Ливию, Мавританию, Сирию. Соглашение о его создании было подписано в 1964 г.
- Центральноамериканский общий рынок – участницами таможенного союза с 1961 г. являются Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа, Сальвадор;
- Таможенный
Союз Россия – Белоруссия –
Казахстан – 6 октября 2007 года
в Душанбе Беларусью,
3. Общий рынок – тип международной интеграции, который предполагает устранение препятствий для свободного перемещения в рамках стран-участниц всех факторов производства. Это предполагает сближение национальных законодательств, стандартов, развитие институциональных основ интеграции, общих органов управления объединенными процессами.
Примеры группировок стран, создавших общий рынок:
Информация о работе Интеграционные процессы в мировой экономике