Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:39, реферат
Со второй половины ХХ века в разных регионах мира стали бурно развиваться интеграционные процессы.
Интеграция (от лат. integer — целый) – означает объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними. Экономическая интеграция имеет место, как на уровне национальных хозяйств целых стран, так и между предприятиями, фирмами, компаниями, корпорациями. Экономическая интеграция проявляется в расширении и углублении производственно-технологических связей, совместном использовании ресурсов, объединении капиталов, в создании друг другу благоприятных условий осуществления экономической деятельности, снятии взаимных барьеров.
Еще в 1934 г. шведский экономист Г. Кассель высказал убеждение, что все существующие в капиталистическом мире проблемы порождены политикой протекционизма. Основным фактором, способствовавшим появлению этих зон, он считал нарушение равновесия в сфере денежного обращения, в результате которого не могли полностью проявиться «естественные» процессы восстановления экономического равновесия.
Для представителей крайней ветви экономического либерализма главным смыслом региональной интеграции является создание такого довольно обширного хозяйственного пространства, где были бы восстановлены права всемогущего рыночного механизма, стихийные силы которого регулировали экономическую жизнь внутри стран и между ними на протяжении веков. При этом считается, что стихийные силы рынка способны быть саморегулирующимися и функционировать независимо или почти независимо от экономической политики и институционально-правовых факторов.
Для представителей рыночной школы идеал интеграции — это полная свобода конкуренции, свобода действия рыночных сил. «Две различные экономические единицы могут быть признаны наиболее интегрированными, - писал в 1953 г. французский социолог Р. Арон, - если сделка между индивидами, каждый из которых находится в пределах одной из этих единиц, наиболее точно приближается к сделке между двумя индивидами в рамках одной и той же единицы. Или, в более широком плане, «если движение товаров, капиталов и людей между определенным числом экономических единиц может осуществляться столь же свободно, как и внутри каждой из них, то эти различные единицы объединены». Полная интеграция, согласно данной точки зрения, означает полное сходство условий движения капиталов и лиц, а, следовательно, и условий заключения предпринимательских сделок в интегрированном пространстве с соответствующими условиями в рамках национального хозяйства.
Очень близки к данной позиции и взгляды В. Репке, который понимает под интеграцией «такое положение вещей, когда между различными национальными хозяйствами возможны столь же свободные и выгодные торговые отношения, как и те, какие существуют внутри национального хозяйства». Это возможно, по его мнению, лишь при такой «тесной общности (национальных) рынков и цен, которая превращает данную экономическую зону в единое целое».
Далее В. Репке утверждает, что интеграция нуждается в большей свободе конкуренции, чем та, которая существует внутри отдельных стран. По его убеждению «национальный дирижизм», т.е. вмешательство государства в экономические процессы в национальных рамках, как раз и является причиной международной дезинтеграции.
Сходную позицию занимает немецкий экономист А. Предоль: «Интеграция означает создание обширного хозяйственного пространства, свободного от пересекающих его государственных границ». По его мнению интеграция — это «объединение нескольких государственных пространств в единую хозяйственную область с отношениями подобными тем, что имеются на внутреннем рынке».
Таким образом, полная интеграция, по мнению представителей данной школы, это единое рыночное пространство в масштабах нескольких стран, где обеспечена полная свобода рыночных сил и конкуренции. Достижение такого идеала возможно путем отмены значительного вмешательства государства в экономическую жизнь и предоставления рыночному механизму возможности решать все возникающие проблемы. А критерием итегрированности можно считать степень свободы действия стихийных рыночных сил и ограниченного воздействия государственных органов. В современных условиях позиция представителей рыночной школы представляется абсурдной. Это доказывается тем, что процесс интеграции является управляемым. И управляется он не столько стихийными рыночными регуляторами, сколько национальными правительствами объединяющихся государств и межгосударственными институтами региональных экономических группировок.
Несоответствие реальной практике идеям рыночной школы интеграции вызвали справедливую критику со стороны более трезво оценивающих этот феномен представителей неолиберализма. Их учения сформировали рыночно-институциональную, или неолиберальную, политику. Например, французский экономист Ж. Вайлер считает, что было бы большой ошибкой верить в то, что решение создать региональный союз могло бы восстановить условия экономического либерализма, одним ударом покончив со всеми проявлениями дирижистской политики.
Отдавая дань рыночному механизму региональной интеграции, эти экономисты отмечают и важную роль координации экономической политики государств. Значительная часть теоретиков, стоящих на позициях экономического неолиберализма, стремится в своих моделях интеграции найти компромисс между рыночным и регулирующим ее механизмами. Так, по мнению американского экономиста Б. Балаши, любые попытки интеграции неизбежно потребуют согласования различных сфер хозяйственной политики заинтересованных стран, ибо стремление избежать отрицательных результатов хозяйственной деятельности, поддержание экономического равновесия требуют вмешательства государства в действия рыночного механизма.
Эту позицию разделяют
и другие экономисты, например, французский
экономист М. Бийе подчеркивал, что
«интегрированная (Западная) Европа —
это не просто организм, который по крайней
мере должен контролироваться». Западногерм
В общем, сторонниками данной
школы интеграция рассматривается
как воплощение определенного единства
экономических и политико-
«Мы предлагаем определять экономическую интеграцию как процесс и как состояние дел, - писал американский экономист Б. Балаша.- Рассматриваемая как процесс, она включает меры, призванные устранить дискриминацию между хозяйственными единицами, относящимися к различным государствам; рассматриваемая как состояние дел, она может быть представлена как отсутствие различных форм дискриминации между национальными хозяйствами».
Подобный идеал региональной интеграции ярко обрисовал еще в 1960 г. французский теоретик М. Алле. В своей книге «Единая Европа. Путь к процветанию» он писал, что интеграция в конечном итоге создает такой единый рынок, внутри которого не существует никаких преград для циркуляции товара, капитала и людей, нет ни таможенных пошлин, ни количественных ограничений; рынок, внутри которого трудящиеся могут найти работу в соответствии со своими склонностями. Что же касается методов осуществления интеграции, то данная школа в этом аспекте очень близка к рыночной школе. Но, в отличие от последней, она признает, что интеграция современных хозяйств не может быть достигнута лишь рыночными методами. Сторонники этой концепции соглашаются с необходимостью все более тесной координации некоторых областей хозяйственной политики государства, без которой невозможно обеспечить свободу передвижения в интегрируемом регионе товаров, капиталов, услуг и рабочей силы. По их мнению, государства должны быть как бы опекунами предпринимательской (рыночной) интеграции.
Б. Балаша усматривает начало интеграции в акциях правительств. Эти акции, по его мнению, развиваются от простейших к более сложным формам. Он различает пять таких форм: зону свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз и полную экономическую интеграцию.
Другой представитель данной школы Кремер считает, что нельзя сводить этот процесс к одним лишь политико-правовым мероприятиям государств-членов интеграционного образования. Все формы интеграции он подразделяет на две группы: институциональные и неинституциональные. Институциональная интеграция – это интеграция посредством создания совместных органов; все остальные - как с участием самих государств, так и без их участия, относятся к неинституциональной интеграции.
При рассмотрении ступеней и форм региональной интеграции представителей рыночно-институциональной школы обнаруживается, что на всех стадиях интеграции главным считается устранение всех форм дискриминации в международном движении факторов производства (таможенные тарифы и количественные ограничения, валютная, фискальная и другие направления внутри– и внешнеэкономической политики государств). Поэтому они признают неизбежность политической интеграции.
Идеи неолиберализма в интеграционных процессах разделяет М. Портер. В своей книге «Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран» он утверждает, что региональная экономическая интеграция позволяет повысить конкурентоспособность отдельных стран и всей группировки за счет образования отраслевых кластеров. По его мнению, национальные правительства играют важную роль в формировании и укреплении таких отраслевых кластеров.
Блоки часто появляются и начинают расти естественным образом (например, концентрация машиностроительных фирм вокруг Модены в Италии). Однако как только кластер (блок) начинает образовываться, правительство на всех уровнях может сыграть свою роль в его укреплении (инвестиции в специализированные факторы (НИОКР)). В Германии, например, местные власти активно вовлекаются в оказание поддержки учебным заведениям и другим проектам, связанным с концентрацией местных фирм. Региональная интеграция создает преимущества для ее участников тем, что они получают возможность расширять и совершенствовать уже существующие кластеры, поскольку за счет расширения рыночного пространства появляется возможность параллельного развития покупателей, поставщиков и родственных отраслей, способствующих появлению новых конкурентных преимуществ. Интеграционная политика исходит из существования взаимосвязи между отраслями государств-членов РЭИ при создании конкурентного преимущества, действующего за ее пределами. При этом появляется возможность выравнивания уровней экономического развития отдельных стран в тех или иных отраслях (разноскоростное развитие). Региональная политика при создании кластеров может побудить национальные правительства к размещению (развитию) тех или иных отраслей в странах, где их раньше не было.
Наращивание отраслевых кластеров в рамках РЭИ повышает эффективность ее региональной политики, поскольку позволяет выделять узловые элементы, составляющие основу могущества отрасли, и наращивает их с целью поощрять формирование географически сконцентрированных кластеров. Одна отрасль создает спрос или выступает поставщиком изделий повышенной сложности и услуг производственного назначения для других. Объединенные фирмы получают большую возможность осуществлять глобальный подход к выработке и проведению своей стратегии.
Уже в середине
60-х годов ряд французских, английских
и итальянских экономистов
Представителей
данной школы отличает критическое
отношение к двум предыдущим теориям
и стремление вскрыть структурную
сторону интеграционного
Г. Мюрдаль, А. Нарбаль,
П. Стритен, Ф. Перру и другие экономисты
обратили внимание на то, что свобода
передвижения товаров и «факторов
производства» ведет к
Они считали, что интеграция должна улучшать общество, обеспечивая социальное равенство, равномерное развитие стран и районов и т.п. Ведь слаборазвитые районы являются основными очагами безработицы, аграрного перенаселения, острых социальных конфликтов. Чтобы избежать этого, необходимо вмешательство государства, т. к. свободный рынок в этом помочь не может. Дело гораздо сложнее. По мнению французского экономиста А. Нарбаль, «современная интеграция - это интеграция национальных хозяйств, а не интеграция рынков, которая представляет собой лишь псевдоинтеграцию». В своих работах «Солидарная Европа» (1964) и «Территориальная интеграция» (1965) он развивает мысль о том, что при «подлинной» интеграции развитие одной страны должно приносить пользу другим странам-участницам на основе принципа солидарности. Такое возможно лишь в условиях экономического союза, когда происходит взаимопроникновение национальных хозяйств, сопряженное с неизбежными изменениями их структуры. Это предполагает систематическую координацию экономической политики стран-участниц.
По поводу средств достижения интеграции представители данной школы (в частности, американец Ч. Киндлебергер, англичанин П. Майлз) считали, что интеграции нельзя достичь только путем отмены таможенных границ или создания таможенных союзов, необходимо выравнивать цены на «факторы производства».
Немного другим путем пришел к структурной интеграции известный французский экономист Ф. Перру, выдвинувший еще в 1947 г. специфическую концепцию «полюсов роста» и «полюсов развития». Эта теория утверждает, что в экономике есть активные отрасли и экономические единицы (предприятия, фирмы), стимулирующие развитие других отраслей (единиц), и есть пассивные отрасли и хозяйственные единицы, не оказывающие такого влияния на окружающую хозяйственную среду. Активными характеризуются новейшие отрасли, связанные с энергетикой, новейшими материалами и веществами, а также черная металлургия, металлообработка, машиностроение, электротехническая, автомобильная промышленность, которые становятся инициаторами экономического роста. Надо заметить, что все эти отрасли высоко монополизированы. К пассивным относятся традиционные отрасли: текстильная, кожевенная, добывающая промышленность, сельское и лесное хозяйство.
Информация о работе Интеграционные процессы как тенденция развития мировой экономики