Институт домашнего хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 14:42, курсовая работа

Описание работы

Основной целью написания данной курсовой работы является исследование домашнего хозяйства.
Цель работы обусловила постановку следующих задач:
1) исследовать домашнее хозяйство как институт рынка;
2) изучить экономическую классификацию домашних хозяйств;
3) рассмотреть основные институты домашнего хозяйства;
4) провести анализ институтов домашнего хозяйства.

Содержание

Введение………………………………………………………………….....3

1. Теоретическое исследование домашнего хозяйства .............................5
1.1. Домашнее хозяйство как институт рынка............................................8
1.2. Классификация домашнего хозяйства................................................11
1.3. Институты домашних хозяйств...........................................................20
2. Анализ институтов домашнего хозяйства.............................................25
2.1. Институт собственности......................................................................27
2.2. Институт социально-трудовых отношений......................................33
2.3. Институт человеческого капитала......................................................37

Заключение...................................................................................................44
Список использованных источников.........................................................48

Работа содержит 1 файл

Переделанная Курсовая Институт домашнего хозяйства.docx

— 133.27 Кб (Скачать)

2) Изменения степени преследования личных интересов — изменения правил, норм и ценностей, безусловно, влияют также на то, каким образом домашние хозяйства пытаются соблюсти в своем поведении собственные интересы. Например, эрозия моральных норм и/или слабые санкции за нарушение правовых норм порождают стремление к оппортунистическому поведению; интериоризация принципов коллективистской этики может привести к обратным последствиям — поведению, ориентированному на подчинение социальным ценностям в ущерб личному интересу. Институциональный анализ позволяет выявить направленность изменений в этом направлении.

3) Изменения степени ориентированности деятельности на рыночные отношения — данный аспект является, пожалуй, наиболее важным. Огромное преимущество институционального подхода заключается в том, что он содержит возможности выявления степени «рыночности» или «антирыночности» поведения.

Поясним это подробнее. Поведение  лица, полностью ориентированного на рыночные отношения, характеризуется  следующими свойствами:

а) Удовлетворение собственных потребностей через взаимовыгодный обмен благами (т. е. «рыночным способом»), а не путем самообеспечения, неформальных взаимоотношений с другими субъектами (родственниками и т.д.);

б) Подчинение правовым нормам, регулирующим рыночные отношения, и, соответственно, отсутствие попыток обойти эти нормы (такие попытки могут принимать разные формы: от обмана контрагента по сделке до кражи);

в) Равноправие (не только юридическое, но и социально-психологическое) в отношениях с другими хозяйствующими субъектами, т.е. отсутствие иерархичности в таких отношениях.

Таким образом, рыночно ориентированное  поведение означает поведение, направленное на взаимовыгодные, разрешенные законом, равноправные обменные отношения. Именно такое поведение является нормой в рыночной экономике и мыслится в качестве само собой разумеющегося сторонниками неоклассической теории.

Здесь следует также отметить, что отклонения от рыночно ориентированного поведения могут принимать три  основные формы, неявно описанные чуть выше. Их можно определить следующим  образом.

1) Поведение, ориентированное на домашнюю экономику — означает, что домохозяйство стремится к полной обособленности от других хозяйствующих субъектов (за исключением родственников, соседей, друзей и проч.). Продукты питания, одежда и другие, жизненно важные блага либо производятся самим домашним хозяйством, либо обеспечиваются через отношения взаимопомощи с другими домохозяйствами.

2) Поведение, ориентированное на иерархичную экономику — предполагает неравноправные отношения данного домашнего хозяйства с другими субъектами. Подобные отношения — общее место в иерархичной социальной системе, например, в кастовом или сословном обществе. Здесь важно то, что неравноправность может являться не столько следствием соответствующих формальных правил игры (правовых норм), сколько продуктом социально-психологических установок.

3) Поведение, ориентированное на теневую экономику. — К этому типу следует отнести любые действия, так или иначе связанные с нарушением формальных правил игры: от простого сокрытия доходов от налогообложения, до деятельности, нарушающей статьи Уголовного кодекса.

Перечисленные формы отклонения от рыночно ориентированного поведения  являются поведенческими нормами соответственно в натуральной экономике, плановой экономике и криминальной экономике. В зависимости от того, какая из этих четырех ориентаций доминирует, складываются предпосылки для становления в обществе соответствующей экономической системы. Это означает, что неформальные правила игры — не исключительно экзогенные факторы по отношению к поведению домохозяйств. Домашние хозяйства сами своими действиями формируют и/или меняют социальные нормы, господствующие в обществе.

 

В качестве вывода, сведем в одну таблицу основные характеристики трех рассмотренных идеальных типов домашнего хозяйства (табл. 1).

Таблица   1 — Основные характеристики идеальных типов домашнего хозяйства

Параметр сравнения

Домашнее хозяйство рыночного  типа

Домашнее хозяйство в  командной экономике

Домашнее хозяйство переходного  типа

1. Целевая функция

Максимизация полезности в условиях ограниченности платежеспособного  спроса. Бюджетное ограничение как  единственный ограничивающий фактор

Максимизация полезности в условиях дефицитности ресурсов. Помимо бюджетного ограничения важны  временное (очередь) и социальное (блат)

Выживание

2. Ресурсы

Заработная плата на основной работе

Заработная плата на основной работе + Наличие свободного времени (зависит от основной работы) + Связи + Трансферты

«Портфель» ресурсов, получаемых от официальной, неформальной и криминальной занятости и в качестве рентных  платежей

3. Жесткость

бюджетного

ограничения

Абсолютно жесткое: домохозяйство  не имеет иных источников доходов  помимо заработной платы

«Государство благосостояния»  позволяет домохозяйствам получать

существенную часть доходов  в форме трансфертов

Гибкость границ между  различными источниками доходов  позволяет избежать жесткой зависимости  между благосостоянием и размером денежных доходов

4. Важность сбережений  и их размер

Размер сбережений описывается  величиной предельной склонности к  сбережению и функцией сбережения

Сбережения носят вынужденный (вследствие дефицита и невозможности  потратить весь доход) и добровольный характер, причем вынужденные сбережения растут по мере роста интенсивности  дефицита

«Страховочная» нагрузка на сбережения максимальна, они важны, но их размер определяется в результате противодействия двух тенденций  — необходимости сберегать как  можно больше и недостаточности  текущих доходов для осуществления  сбережений


Продолжение таблицы 1.

1

2

3

4

5. Экономическая целесообразность  объединения ресурсов

Каждый из членов домохозяйства  обладает специфическим ресурсом, поэтому  создание семьи аналогично решению  о долгосрочном инвестировании

В основе семьи лежит объединение  особого рода специфических ресурсов — обладания связями, административными  правами (прописка, членство в партии)

Наличие у каждого члена  семьи независимых источников доходов  позволяет миними-зировать риск невозможности «свести концы с концами»

6. Оптимальный размер  домохозяйства (в том числе  принятие решения о количестве  детей)

Рост домохозяйства прекращается по мере того, как уменьшается возможность  производства специфических ресурсов"

Размеры домохозяйства ограничены издержками на получение особых специфических  ресурсов — связей, жилплощади и  т.д.

Размеры определены ограниченностью  диверсификации рисков в силу сходного рода занятости членов домохозяйства 

7. Внутренняя структура

Простая иерархия, причем пол  занимающего позицию главы не имеет значения (главой является обладатель наиболее специфичного актива)

Простая иерархия, главой семьи  является занимающий более высокое  место в партийно-государственной  иерархии член семьи, чаще всего им является мужчина

Простая иерархия, главой является член домохозяйства, имеющий наиболее стабильный доход, вне зависимости  от пола и места в семейной иерархии.

8. Отношение к государству

Государство рассматривается  как механизм исправления «провалов» рынка, следовательно, уплата налогов  рациональна

Государство воспринимается в качестве гаранта в последней  инстанции благосостояния домохозяйства, следовательно, уплата налогов является долгом

Домохозяйство видит в  деятельности госу-дарства препятствие своему выживанию (источник барьеров между секторами деятельности домохозяйства), следовательно, уплата налогов воспр-тся как дань

9. Сфера

социальной

политики,

наиболее

важная для

домашнего

хозяйства

Приоритетными для домашнего  хозяйства являются политика в области  трудовых отношений, налоговая политика, политика в сфере образования: все  эти направления касаются доходов  домохозяйства на рынке

Приоритетными сферами являются пенсионная, жилищно-коммунальная политика, политика соцобеспечения, сферы образования: все эти направления касаются обладания особыми специфи-ческими ресурсами

Приоритетными являются политика в сфере здравоохране-ния, системы соц.обеспечения и пенсионная система: от деятельности государства в указанных сферах зависит выживание домашнего хозяйства в прямом смысле


1.3. Институты домашних хозяйств.

В современной экономике  выделяют образованные людьми правила  формального и неформального  содержания, которые носят название институтов. Они создают определенные ограничения для агентов экономики  и контролируют механизмы безопасности. Окружающие факторы довольно медленно влияют на изменения институтов. Их существование может продолжаться и после того, как их работа становится неэффективной и не приносит никаких результатов.

В соответствии с вышесказанным, выделяют следующие виды институтов — это формальные и неформальные. Формальные институты представляют собой придуманные, созданные для контроля изменений рынка. Неформальные — выполняют задачу организации работы агентов экономики.

Если следовать определению  Д.Норта (а оно, на мой взгляд, самое адаптивное), институты уменьшают неопределенность выбора в экономике в условиях явного недостатка информации. Недостаток информации ведет к неопределенности выбора, к очень большим затратам трудовых и иных ресурсов, чтобы такой выбор сделать, а институты помогают человеку экономить ресурсы в ситуации выбора, показывая некий путь, уже пройденный до него другими.

Институт семьи и институт домохозяйства — родственные, но не совпадающие общественные структуры, Изменения, происходящие в них, подчиняются разным социально-экономическим закономерностям.

Агенты семейных отношений ориентированы, в первую очередь, друг на друга. В процессе создания совместных семейных ценностей сталкиваются культуры семей, представленных различными поколениями. Законы культурной и социальной ассимиляции, информационного обмена и психологической совместимости проявляются в семейной трансформации.

Институт домашнего хозяйства развивается под влиянием макро- и микроэкономических факторов внешней и внутренней среды. Обычно в научной литературе по данной проблематике не выделяются аспекты функционирования домохозяйства как рыночного и нерыночного агента экономики. С позиций исследования домашнего хозяйства, как изменяющегося и развивающегося института, эти аспекты, несомненно, надо развести.

Под внешней средой функционирования институтов домашних хозяйств мы понимаем условия, не зависящие или слабо зависящие от действий самих институтов. К внутренним условиям отнесем условия, на которые влияют институты домашних хозяйств и которые они сами могут сформировать.

Макро-факторы устанавливают слабую степень корреляции между принятием решений и результатами их деятельности. Микро-факторы непосредственно связывают затраты институтов с их эффективностью.

Таким образом, к макроэкономическим факторам внутренней среды относятся  величина института домашнего хозяйства (его движимое и недвижимое имущество, нематериальные активы, накопленный денежный фонд), оборачиваемость домашних фондов, степень их износа и потенциал их пополнения. Эти факторы зависят от политической и социальной стабильности общества, существующих гарантий занятости, уровня инфляции, качества образования и жизни в целом.

К микроэкономическим факторам внутренней среды следует отнести  уровень образования, возраст, количество участников, уровень трудовой активности и бремя нетрудоспособности. Качество этих факторов определяется уровнем зарплаты в отрасли и на предприятиях, степенью инфраструктурной обеспеченности территории, уровнем социального и бытового обслуживания, безопасности проживания в данном поселении, наличием и возможностью реализации социальных программ развития фирмы, региона, территории.

Каковы же основные черты институтов?

1) Институты выполняют  главную задачу экономической  теории — обеспечивают предсказуемость результатов определенной совокупности действий (т.е. социальной реакции на эти действия) и таким образом привносят в экономическую деятельность устойчивость.

 Тот или иной институт предполагает, что, пойдя в некое место, вы с высокой степенью вероятности получите там то, что искали, затратив некие виды ресурсов, также известные вам заранее. Скажем, вы затратите, пойдя в магазин, определенное количество денег и получите, скорее всего, товар, который удовлетворяет тем или иным вашим потребностям. Это — рыночный институт.

 Другой пример: направляясь  в банк, вы четко знаете, что  затратите определенное время  на идентификацию ваших доходов, после чего получите в свое распоряжение ту или иную сумму. Это — кредитный институт.

2) Институты наследуются,  благодаря свойственному им процессу  обучения. Обучением может заниматься специализированная организация (так это обычно и бывает). Но обучение может идти и на уровне «learning by doing», когда люди в ходе работы следят за действиями их более опытных коллег и делают так же, как они.

3) Институтам присуща  система стимулов, без которой  они существовать не могут. Института просто нет, если нет системы стимулов позитивных (вознаграждения за следование определенным правилам) и негативных (наказания, которого люди ожидают за нарушение определенных правил).

4) Институты обеспечивают  свободу и безопасность действий  индивида в определенных рамках, что   исключительно     высоко    ценится   экономическими   агентами.

Информация о работе Институт домашнего хозяйства