Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 16:03, реферат
Методика экономического обоснования и оценки эффективности инвестиционных проектов предполагает, как правило, сравнение возможных вариантов вложения средств. Объективность расчета их размера и оценки возможных результатов позволяют инвесторам и заказчикам, проектировщикам и строителям, всем участникам проекта более компетентно подходить к выбору принимаемых ими решений, осуществлять реализацию лучших из возможных вариантов.
Введение
1 Международная миграция капитала, его современные особенности.
2. Виды, формы и масштабы мировой миграции капитала. Портфельные и прямые инвестиции.
3. Иностранный капитал в Республике Беларусь.
зАКЛЮЧЕНИЕ
Литература
Республика Беларусь, как и остальные постсоветские республики, столкнулась с нехваткой собственного капитала, направляемого на реформирование экономики, и необходимостью привлечения капитальных средств, в том числе и в форме ПИИ.
Прямые иностранные инвестиции являются наиболее выгодным источником финансирования в экономике. Это объясняется прежде всего тем, что приток иностранного капитала в национальную экономику не связан с обязательством его обратной выплаты и выплаты процентов. ПИИ не только дают финансовый эффект, но и являются средством передачи современных производственных технологий, что повышает технологический уровень производства и производительность рабочей силы, укрепляет конкурентные позиции республики на мировом рынке.
Анализ динамики объемов ПИИ, освоенных в Республике Беларусь в течение последнего десятилетия, свидетельствует, что их показатели довольно низкие (см. рисунок 1).
В период с 1989 по 2001 г. чистый аккумулированный приток прямых иностранных инвестиций в республику составил 132 долл. США на душу населения. К 2006 г. наметилась некоторая тенденция роста и он увеличился до 208 долл. США.
Такие темпы роста в условиях трансформационных процессов в регионе Восточной Европы являются неприемлемыми и свидетельствуют о наличии в республике факторов, сдерживающих инициативу иностранных инвесторов. Так, по показателю привлеченных на душу населения ПИИ Беларусь занимает одну их последних позиций в регионе.
В 2000-2001 гг. нетто-приток иностранных инвестиций в отношении к ВВП составлял 0,7%. Это очень низкий показатель, и, по оценке экономистов Института Восточной Европы (Германия), экономика Беларуси по степени привлекательности для иностранных инвесторов находится на одном из последних мест среди государств-членов СНГ.
Рис. 2. Динамика ПИИ в Республике Беларусь в 2002 – 2010 [22, с. 38]
Привлечение в республику незначительных объемов иностранного капитала в форме прямых иностранных инвестиций является следствием существования в экономике многочисленных торговых и валютных ограничений, обширного государственного вмешательства в частный сектор, а также замедления темпов приватизации. И это при относительно емком внутреннем рынке, хорошо развитой инфраструктуре, наличии качественного человеческого капитала и экономически выгодном географическом положении республики.
Очевидной является необходимость стимулирования привлечения в экономику республики прямых иностранных инвестиций и создания для этого благоприятного инвестиционного климата, способного обеспечить Республике Беларусь конкурентные преимущества.
Объемы заявленного в 2007 г. инвестиционного капитала основных инвесторов в белорусскую экономику следующие:
США-17,1%; Нидерланды - 14%; Великобритания - 8,6%; Австрия-3,9%; Латвия - 2,9%; Италия-1,7%; Ирландия - 1,4%; Дания- 1,3%. Россия - 14,7%; Германия - 10,7%; Кипр - 6,5%; Польша- 3,7%; Литва- 1,9%; Швейцария- 1,7% [6, c. 22-23].
В 2009 г. ситуация несколько изменилась. Согласно данным, опубликованным Национальным статистическим комитетом, за 2009 г. в реальный сектор экономики (кроме банков) иностранные инвесторы вложили 9,3 млрд USD, или на 42,6% больше, чем год назад. Однако одной из проблем является низкий уровень диверсификации инвестиций: из них 38,4% поступлений приходится на транспорт, 30,3% – промышленность, 15,9% – общую коммерческую деятельность по обеспечению функционирования рынка. Низкой остается и диверсификация инвестиций по странам-инвесторам (рис. 3.2).
Рис. 3 Структура поступления иностранных инвестиций по странам-инвесторам, % [23, с. 13]
Импорт капитала - гораздо более выгодный для страны-реципиента способ получения иностранной валюты, чем экспорт товаров и услуг, при котором страна, с одной стороны, принимает иностранную валюту, с другой - в обмен на нее тут же отдает за границу определенные ценности на сумму, равную покупательной способности полученной валюты. В случае импорта капитала страна принимает иностранную валюту, но ничего взамен немедленно не отдает. ПИИ дают зарубежным поставщикам возможность создать в принимающей стране собственное предприятие, продукция которого попадает на внутренний рынок страны-реципиента в обход таможенных барьеров.
Именно такая особенность прямых иностранных инвестиций позволила ряду развивающихся стран с ограниченными производственными и экспортными возможностями преобразовать экономику путем закупок на мировом рынке значительных объемов современных средств производства за счет инвестированного зарубежного капитала и превратиться в новые индустриальные государства.
Одним из способов увеличения совокупного спроса в республике является рост и совершенствование производства, которое является не только источником предложения товаров и услуг, но и рынком сбыта для поставщиков средств производства. Создание с помощью иностранного капитала успешно работающих предприятий может расширить совокупную емкость рынка товаров, услуг, рабочей силы и тем самым способствовать росту экономики.
По данным Министерства экономики в Республике Беларусь функционирует 3000 коммерческих организаций с участием иностранного капитала. Основными инвесторами являются: Швейцария, Россия, Великобритания, Германия, США, доля которых в общем объеме ПИИ составляет 90%.
Вложение иностранного капитала способствовало созданию 10% рабочих мест, обеспечению 10% ВВП страны, 15% национального экспорта и 20% республиканского импорта. Наиболее успешные (по рейтингу Министерства экономики Республики Беларусь) организации с иностранным капиталом производят: СП «Бакко Бисов» (1991 г.) — биметаллические ленточные пилы; ИП «Масрск Медикал» ООО (1992 г.) - одноразовые стерильные медицинские изделия; ЗАО «МАЗ-МАН» (1998 г.) - большегрузные автомобили для региональных и международных перевозок, седельные тягачи; СП «Цейсс-БслОМО» (1996 г.) - оптику, прецизионную технику, системы визуализации, медтехнику; СООО «Мобильные Телесистемы» (2002 г.) - услуги сотовой связи в стандарте СЗМ 900/1800. [19, c. 94]
Опираясь на опыт непосредственных соседей как на Востоке, так и на Западе, а также используя существующие в республике предпосылки к инвестированию и еще не в полной мере изученный и не нашедший применения инвестиционный потенциал в комбинации с целенаправленными мероприятиями государственной политики, республика может эффективно увеличить объем инвестиционных потоков в национальную экономику, ускоряя таким образом темп структурных реформ и процесс экономической конвергенции с соседними государствами региона.
Положительное влияние на привлечение дополнительных объемов капитала в форме прямых иностранных инвестиций в экономику страны окажет последовательное решение проблем функционирования СЭЗ в Республике Беларусь.
В процессе выбора направления и инструментов экономической политики по стимулированию привлечения ПИИ в экономику республики важно уделить внимание оценке их значения и влияния на ее развитие.
Развитие стимулирующей законодательной базы и экономической политики, направленной на достижение соответствия между интересами республики и инвесторов, станет новым импульсом к привлечению дополнительных объемов ПИИ в белорусскую экономику. Сопровождающий этот процесс спектр положительных эффектов позволит республике укрепить ее конкурентные позиции и расширить степень участия в международном разделении труда.
В целях повышения инвестиционной привлекательности Беларуси разрабатывается нормативный акт, в соответствии с которым предприятиям с иностранными инвестициями будут предоставляться дополнительные финансовые и налоговые льготы.
Ситуация в инвестиционной сфере республики в течение 2008 г. оставалась стабильной. Высокие инвестиционные результаты во многом обусловлены значительным запасом прочности в экономике. Кроме того, в исследовании Всемирного показано, что Беларусь стала одним из всемирных лидеров правовых реформ, направленных на упрощение ведения бизнеса, войдя в «четверку» ведущих государств-реформаторов в нормативно-правовой сфере.
В 2008 г. завершена реализация крупных инвестиционных проектов, среди которых: «Создание автомобильных и тракторных четырех- и шестицилиндровых двигателей» (УП «Минский моторный завод»), «Организация субмикронного производства интегральных микросхем» (ПРУП «Завод полупроводниковых приборов» НПО «Интеграл»), «Создание производства ЦМК шин радиальной конструкции для карьерной техники» (ОАО «Белшина»), «Организация производства высокопрочных низкоусадочных технических нитей» (ОАО «Могилевхимволокно»), «Модернизация оборудования СКЦ-2» (ОАО «Гомельский химический завод»), «Реконструкция цеха №3 с организацией производства медицинского стекла» (РУП «Борисовский хрустальный завод им. Ф.Э. Дзержинского»), «Реконструкция цеха № 1 с установкой второй импортной линии по производству плит минераловатных» в ОАО «Гомельстройматериалы» и др. В стране ежегодно реализуется Государственная инвестиционная программа, в рамках которой производилось строительство 594 объектов. В 2008 г. предусматривалось ввести в эксплуатацию 267, фактически введено 262 объекта и пусковых комплекса.
В 2008 г. сохранилась тенденция преимущественного инвестирования в производственную сферу. По объектам производственного назначения использовано 23,1 трлн руб. инвестиций (рост 123,1%), непроизводственного - 12,8 трлн руб., или 122,5% по отношению к 2007 г. Реализованы инвестиционные проекты: «Создание производства бытовой техники Горизонт-Мидеа» в ОАО «Горизонт»; «Внедрение технологии устройства тонкослойных покрытий на магистральных автодорогах с использованием специального оборудования для приготовления модифицированных вяжущих и асфальтобетонных смесей» в РУП «Белавтострада»; «Строительство комплекса алкилирования» в ОАО «Мозырский нефтеперерабатывающий завод»; «Реконструкция технологической линии узорчатого стекла» в ОАО «Гродненский стеклозавод»; «Реконструкция Лидской ТЭЦ (вторая очередь)» в РУП «Гродноэнерго»; «Создание дополнительных мощностей по производству гранулированных удобрений» РУП «ПО «Беларуськалий» и др. Затраты на приобретение машин, оборудования, транспортных средств в 2008 г. в целом по республике составили 15,6 трлн руб., или 126,4% к уровню 2007 г. Доля затрат на выполнение строительно-монтажных работ в общем объеме инвестиций в основной капитал составила 43,1%, уступая доле затрат на переоснащение активной части основных средств и модернизацию производств, которая составила 43,6% (в 2007 г. - 45%).
Таблица 1 – Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования, %
| 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
Инвестиции в основной капитал, всего | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
в них за счет: |
|
|
|
|
|
|
консолидированного бюджета | 19,6 | 25,8 | 26,0 | 26,1 | 26,1 | 22,2 |
внебюджетных фондов | 6,4 | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,2 | 0,2 |
собственных средств организаций | 45,2 | 44,0 | 41,2 | 39,5 | 38,5 | 36,7 |
заемных средств других организаций | 0,7 | 2,0 | 1,9 | 1,5 | 1,7 | 1,1 |
средств населения | 8,3 | 7,9 | 7,2 | 7,5 | 6,9 | 8,0 |
иностранных источников (без кредитов иностранных банков) | 2,7 | 1,6 | 0,9 | 1,0 | 1,7 | 2,0 |
кредитов банков | 14,3 | 15,0 | 18,9 | 20,1 | 21,3 | 26,4 |
прочих источников | 2,8 | 3,5 | 3,6 | 3,9 | 3,6 | 3,4 |
Источник: [23, с. 388]
Из таблицы видно, что в структуре инвестиций в основной капитал на протяжении исследуемого периода времени преобладают инвестиции в основной капитал за счет собственных средств организаций, однако наблюдается тенденция к уменьшению их доли (в 2004 г. – 45,2%, а в 2009 г. – 36,7%). А в связи с этим наблюдается увеличение инвестиций в основной капитал за счет кредитов банков: в 2004 г. – 14,3%, а в 2009 г. – 26,4%, что является негативным моментом.
Для сохранения инвестиционной устойчивости правительством проводится работа по либерализации условий осуществления экономической деятельности. Осуществляется изменение законодательства в части совершенствования порядка лицензирования, ценообразования, стандартизации и сертификации, государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования, распоряжения государственным имуществом, регулирования земельных и арендных отношений, осуществления контрольной (надзорной) деятельности, развития упрощенной системы налогообложения, мотивации труда, развития финансового рынка. Минэкономики разработан проект рекомендаций о ведении переговоров по инвестиционным предложениям иностранных компаний.
В 2002 - 2010 гг. источником устойчивого экономического роста могло стать только форсированное расширение инвестиций в основной капитал при возрастающем внутреннем спросе на них. Важнейшая проблема белорусской экономики - инвестиционное обновление производственных фондов. Особенно остро она стоит в экспортоориентированных отраслях промышленности, где износ активной части основных фондов достиг 75 - 84,4% при критическом - 60%. В последнее время ведущие экспортеры не в состоянии обеспечить воспроизводство продукции, конкурентоспособной на внешних рынках. Сокращаются экспортные поставки тракторов, холодильников, морозильников, химических нитей.
Проблемы повышения инвестиционной активности и на этой основе реконструкции экономики не могут быть решены только за счет увеличения масштабов государственного инвестирования, так как бюджетные инвестиции крайне ограничены и недостаточны даже для осуществления в социальной сфере проектов непроизводственного назначения. Инвестиционная политика должна предусматривать необходимые бюджетные ресурсы для материально-технического развития социальной базы и деловой инфраструктуры, а развитие производственной сферы должно двигаться за счет рыночных инвестиционных процессов.
Поэтому на первый план выходят задачи создания благоприятных условий для отечественного капитала, отработки механизмов его накопления и трансформации в реальные инвестиции.
Привлечение в экономику иностранных инвестиций остается одной из наиболее острых проблем переходного периода. Иностранные инвестиции должны сыграть роль достаточно сильного катализатора в стимулировании инвестиционного процесса в стране и привнести в него наряду с новыми технологиями современные методы организации и управления производства, рост объемов белорусского экспорта на зарубежных рынках
Информация о работе Иностранный капитал в Республике Беларусь