Иностранный капитал в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 16:03, реферат

Описание работы

Методика экономического обоснования и оценки эффективности инвестиционных проектов предпола­гает, как правило, сравнение возможных вариантов вложения средств. Объективность расчета их разме­ра и оценки возможных результатов позволяют ин­весторам и заказчикам, проектировщикам и строителям, всем участникам проекта более компетентно подходить к выбору принимаемых ими решений, осуществлять реализацию лучших из возможных ва­риантов.

Содержание

Введение
1 Международная миграция капитала, его современные особенности.
2. Виды, формы и масштабы мировой миграции капитала. Портфельные и прямые инвестиции.
3. Иностранный капитал в Республике Беларусь.
зАКЛЮЧЕНИЕ
Литература

Работа содержит 1 файл

Международное движение капиталов.doc

— 439.00 Кб (Скачать)

Республика Беларусь, как и остальные постсоветские республики, столкну­лась с нехваткой собственного капитала, направляемого на реформирование экономики, и необходимостью привлечения капитальных средств, в том числе и в форме ПИИ.

Прямые иностранные инвестиции являются наиболее выгодным источником финансирования в экономике. Это объясняется прежде всего тем, что приток ино­странного капитала в национальную экономику не связан с обязательством его обратной выплаты и выплаты процентов. ПИИ не только дают финансовый эф­фект, но и являются средством передачи современных производственных техноло­гий, что повышает технологический уровень производства и производительность рабочей силы, укрепляет конкурентные позиции республики на мировом рынке.

Анализ динамики объемов ПИИ, освоенных в Республике Беларусь в тече­ние последнего десятилетия, свидетельствует, что их показатели довольно низ­кие (см. рисунок 1).

В период с 1989 по 2001 г. чистый аккумулированный приток прямых ино­странных инвестиций в республику составил 132 долл. США на душу населе­ния. К 2006 г. наметилась некоторая тенденция роста и он увеличился до 208 долл. США.

Такие темпы роста в условиях трансформационных процессов в регионе Восточной Европы являются неприемлемыми и свидетельствуют о наличии в республике факторов, сдерживающих инициативу иностранных инвесторов. Так, по показателю привлеченных на душу населения ПИИ Беларусь занимает одну их последних позиций в регионе.

В 2000-2001 гг. нетто-приток иностранных инвестиций в отношении к ВВП составлял 0,7%. Это очень низкий показатель, и, по оценке экономистов Ин­ститута Восточной Европы (Германия), экономика Беларуси по степени при­влекательности для иностранных инвесторов находится на одном из последних мест среди государств-членов СНГ.

Рис. 2. Динамика ПИИ в Республике Беларусь в 2002 – 2010 [22, с. 38]

 

Привлечение в республику незначительных объемов иностранного капита­ла в форме прямых иностранных инвестиций является следствием существова­ния в экономике многочисленных торговых и валютных ограничений, обшир­ного государственного вмешательства в частный сектор, а также замедления темпов приватизации. И это при относительно емком внутреннем рынке, хоро­шо развитой инфраструктуре, наличии качественного человеческого капитала и экономически выгодном географическом положении республики.

Очевидной является необходимость стимулирования привлечения в эконо­мику республики прямых иностранных инвестиций и создания для этого благо­приятного инвестиционного климата, способного обеспечить Республике Бе­ларусь конкурентные преимущества.

Объемы заявленного в 2007 г. инвестиционного капитала основных инвес­торов в белорусскую экономику следующие:

США-17,1%; Нидерланды - 14%; Великобритания - 8,6%; Австрия-3,9%; Латвия - 2,9%; Италия-1,7%; Ирландия - 1,4%; Дания- 1,3%. Россия - 14,7%; Германия - 10,7%; Кипр - 6,5%; Польша- 3,7%; Литва- 1,9%; Швейцария- 1,7% [6, c. 22-23].

В 2009 г. ситуация несколько изменилась. Согласно данным, опубликованным Национальным статистическим комитетом, за 2009 г. в реальный сектор экономики (кроме банков) иностранные инвесторы вложили 9,3 млрд USD, или на 42,6% больше, чем год назад. Однако одной из проблем является низкий уровень диверсификации инвестиций: из них 38,4% поступлений приходится на транспорт, 30,3% – промышленность, 15,9% – общую коммерческую деятельность по обеспечению функционирования рынка.  Низкой остается и диверсификация инвестиций по странам-инвесторам (рис. 3.2).


 

Рис. 3 Структура поступления иностранных инвестиций по странам-инвесторам, % [23, с. 13]

 

Импорт капитала - гораздо более выгодный для страны-реципиента способ получения иностранной валюты, чем экспорт товаров и услуг, при котором страна, с одной стороны, принимает иностранную валюту, с другой - в обмен на нее тут же отдает за границу определенные ценности на сумму, равную покупательной способности полученной валюты. В случае импорта капитала страна принимает иностранную валюту, но ничего взамен немедленно не отда­ет. ПИИ дают зарубежным поставщикам возможность создать в принимающей стране собственное предприятие, продукция которого попадает на внутренний рынок страны-реципиента в обход таможенных барьеров.

Именно такая особенность прямых иностранных инвестиций позволила ряду развивающихся стран с ограниченными производственными и экспортными воз­можностями преобразовать экономику путем закупок на мировом рынке значи­тельных объемов современных средств производства за счет инвестированного зарубежного капитала и превратиться в новые индустриальные государства.

Одним из способов увеличения совокупного спроса в республике является рост и совершенствование производства, которое является не только источни­ком предложения товаров и услуг, но и рынком сбыта для поставщиков средств производства. Создание с помощью иностранного капитала успешно работаю­щих предприятий может расширить совокупную емкость рынка товаров, услуг, рабочей силы и тем самым способствовать росту экономики.

По данным Министерства экономики в Республике Беларусь функционирует 3000 коммерческих организаций с учас­тием иностранного капитала. Основными инвесторами являются: Швейцария, Россия, Великобритания, Германия, США, доля которых в общем объеме ПИИ составляет 90%.

Вложение иностранного капитала способствовало созданию 10% рабочих мест, обеспечению 10% ВВП страны, 15% национального экспорта и 20% рес­публиканского импорта. Наиболее успешные (по рейтингу Министерства эко­номики Республики Беларусь) организации с иностранным капиталом произ­водят: СП «Бакко Бисов» (1991 г.) — биметаллические ленточные пилы; ИП «Масрск Медикал» ООО (1992 г.) - одноразовые стерильные медицинские из­делия; ЗАО «МАЗ-МАН» (1998 г.) - большегрузные автомобили для региональ­ных и международных перевозок, седельные тягачи; СП «Цейсс-БслОМО» (1996 г.) - оптику, прецизионную технику, системы визуализации, медтехнику; СООО «Мобильные Телесистемы» (2002 г.) - услуги сотовой связи в стандарте СЗМ 900/1800. [19, c. 94]

Опираясь на опыт непосредственных соседей как на Востоке, так и на Запа­де, а также используя существующие в республике предпосылки к инвестиро­ванию и еще не в полной мере изученный и не нашедший применения инвес­тиционный потенциал в комбинации с целенаправленными мероприятиями го­сударственной политики, республика может эффективно увеличить объем инвестиционных потоков в национальную экономику, ускоряя таким образом темп структурных реформ и процесс экономической конвергенции с соседними государствами региона.

Положительное влияние на привлечение дополнительных объемов капитала в форме прямых иностранных инвестиций в экономику страны окажет последова­тельное решение проблем функционирования СЭЗ в Республике Беларусь.

В процессе выбора направления и инструментов экономической политики по стимулированию привлечения ПИИ в экономику республики важно уделить внимание оценке их значения и влияния на ее развитие.

Развитие стимулирующей законодательной базы и экономической полити­ки, направленной на достижение соответствия между интересами республики и инвесторов, станет новым импульсом к привлечению дополнительных объе­мов ПИИ в белорусскую экономику. Сопровождающий этот процесс спектр положительных эффектов позволит республике укрепить ее конкурентные по­зиции и расширить степень участия в международном разделении труда.

В целях повышения инвестиционной привлекательности Беларуси разраба­тывается нормативный акт, в соответствии с которым предприятиям с иност­ранными инвестициями будут предоставляться дополнительные финансовые и налоговые льготы.

Ситуация в инвестиционной сфере республики в течение 2008 г. оставалась стабильной. Высокие инвестиционные результаты во многом обусловлены зна­чительным запасом прочности в экономике. Кроме того, в исследо­вании Всемирного показано, что Беларусь стала одним из всемирных лидеров правовых реформ, направленных на упро­щение ведения бизнеса, войдя в «четверку» ведущих государств-реформаторов в нормативно-правовой сфере.

В 2008 г. завершена реализация крупных инвестиционных проектов, среди которых: «Создание автомобильных и тракторных четырех- и шестицилиндровых двигателей» (УП «Минский моторный завод»), «Организация субмикрон­ного производства интегральных микросхем» (ПРУП «Завод полупроводнико­вых приборов» НПО «Интеграл»), «Создание производства ЦМК шин ради­альной конструкции для карьерной техники» (ОАО «Белшина»), «Организация производства высокопрочных низкоусадочных технических нитей» (ОАО «Могилевхимволокно»), «Модернизация оборудования СКЦ-2» (ОАО «Гомельский химический завод»), «Реконструкция цеха №3 с организацией производства медицинского стекла» (РУП «Борисовский хрустальный завод им. Ф.Э. Дзер­жинского»), «Реконструкция цеха № 1 с установкой второй импортной линии по производству плит минераловатных» в ОАО «Гомельстройматериалы» и др. В стране ежегодно реализуется Государственная инвестиционная программа, в рамках которой производилось строительство 594 объектов. В 2008 г. предус­матривалось ввести в эксплуатацию 267, фактически введено 262 объек­та и пусковых комплекса.

В 2008 г. сохранилась тенденция преимущественного инвестирования в производственную сферу. По объек­там производственного назначения использовано 23,1 трлн руб. инвес­тиций (рост 123,1%), непроизводственного - 12,8 трлн руб., или 122,5% по отношению к 2007 г. Реализованы инвестиционные проекты: «Создание производства бытовой техники Горизонт-Мидеа» в ОАО «Горизонт»; «Внедре­ние технологии устройства тонкослойных покрытий на магистральных автодо­рогах с использованием специального оборудования для приготовления моди­фицированных вяжущих и асфальтобетонных смесей» в РУП «Белавтострада»; «Строительство комплекса алкилирования» в ОАО «Мозырский нефтеперера­батывающий завод»; «Реконструкция технологической линии узорчатого стек­ла» в ОАО «Гродненский стеклозавод»; «Реконструкция Лидской ТЭЦ (вторая очередь)» в РУП «Гродноэнерго»; «Создание дополнительных мощностей по производству гранулированных удобрений» РУП «ПО «Беларуськалий» и др. Затраты на приобретение машин, оборудования, транспортных средств в 2008 г. в целом по республике составили 15,6 трлн руб., или 126,4% к уровню 2007 г. Доля затрат на выполнение строительно-монтажных работ в общем объе­ме инвестиций в основной капитал составила 43,1%, уступая доле затрат на переоснащение активной части основных средств и модернизацию производств, которая составила 43,6% (в 2007 г. - 45%).

 

Таблица 1 – Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования, %

 

 

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Инвестиции в основной капитал, всего

100

100

100

100

100

100

в них за счет:

 

 

 

 

 

 

консолидированного бюджета

19,6

25,8

26,0

26,1

26,1

22,2

внебюджетных фондов

6,4

0,2

0,3

0,4

0,2

0,2

собственных средств организаций

45,2

44,0

41,2

39,5

38,5

36,7

заемных средств других организаций

0,7

2,0

1,9

1,5

1,7

1,1

средств населения

8,3

7,9

7,2

7,5

6,9

8,0

иностранных источников (без кредитов иностранных банков)

2,7

1,6

0,9

1,0

1,7

2,0

кредитов банков

14,3

15,0

18,9

20,1

21,3

26,4

прочих источников

2,8

3,5

3,6

3,9

3,6

3,4

Источник: [23, с. 388]

Из таблицы видно, что в структуре инвестиций в основной капитал на протяжении исследуемого периода времени преобладают инвестиции в основной капитал за счет собственных средств организаций, однако наблюдается тенденция к уменьшению их доли (в 2004 г. ­­­­– 45,2%, а в 2009 г. – 36,7%). А в связи с этим наблюдается увеличение инвестиций в основной капитал за счет кредитов банков: в 2004 г. – 14,3%, а в 2009 г. – 26,4%, что является негативным моментом.

Для сохранения инвестиционной устойчивости правительством проводится работа по либерализации условий осуществления экономической деятельнос­ти. Осуществляется изменение законодательства в части совершенствования порядка лицензирования, ценообразования, стандартизации и сертификации, государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования, распо­ряжения государственным имуществом, регулирования земельных и арендных отношений, осуществления контрольной (надзорной) деятельности, развития упрощенной системы налогообложения, мотивации труда, развития финансо­вого рынка. Минэкономики разработан проект рекомендаций о ведении пере­говоров по инвестиционным предложениям иностранных компаний.

В 2002 - 2010 гг. источником устойчивого экономического роста могло стать только форсированное расширение инвестиций в основной капитал при возрастающем внутреннем спросе на них. Важнейшая проблема белорусской экономики - инвестиционное обновление производственных фондов. Особенно остро она стоит в экспортоориентированных отраслях промышленности, где износ активной части основных фондов достиг 75 - 84,4% при критическом - 60%. В последнее время ведущие экспортеры не в состоянии обеспечить воспроизводство продукции, конкурентоспособной на внешних рынках. Сокращаются экспортные поставки тракторов, холодильников, морозильников, химических нитей.

Проблемы повышения инвестиционной активности и на этой основе реконструкции экономики не могут быть решены только за счет увеличения масштабов государственного инвестирования, так как бюджетные инвестиции крайне ограничены и недостаточны даже для осуществления в социальной сфере проектов непроизводственного назначения. Инвестиционная  политика должна предусматривать необходимые бюджетные ресурсы для материально-технического развития социальной базы и деловой инфраструктуры, а развитие производственной сферы должно двигаться за счет рыночных инвестиционных процессов.

Поэтому на первый план выходят задачи создания благоприятных условий для отечественного капитала, отработки механизмов его накопления и трансформации в реальные инвестиции.

Привлечение в экономику иностранных инвестиций остается одной из наиболее острых проблем переходного периода. Иностранные инвестиции должны сыграть роль достаточно сильного катализатора в стимулировании инвестиционного процесса в стране и привнести в него наряду с новыми технологиями современные методы организации и управления производства, рост объемов белорусского экспорта на зарубежных рынках

Информация о работе Иностранный капитал в Республике Беларусь