Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 16:03, реферат
Методика экономического обоснования и оценки эффективности инвестиционных проектов предполагает, как правило, сравнение возможных вариантов вложения средств. Объективность расчета их размера и оценки возможных результатов позволяют инвесторам и заказчикам, проектировщикам и строителям, всем участникам проекта более компетентно подходить к выбору принимаемых ими решений, осуществлять реализацию лучших из возможных вариантов.
Введение
1 Международная миграция капитала, его современные особенности.
2. Виды, формы и масштабы мировой миграции капитала. Портфельные и прямые инвестиции.
3. Иностранный капитал в Республике Беларусь.
зАКЛЮЧЕНИЕ
Литература
Невозможно активизировать процесс привлечения иностранных инвестиций в страну на национальном уровне без развития инвестиционного сотрудничества в международном масштабе, т.е. без интеграции в мировой инвестиционный процесс. В связи с этим для Республики Беларусь чрезвычайно важно участие и активная деятельность в международных инвестиционных организациях, среди которых Р1АЗ (ФИАС) — Агентство Всемирного банка по содействию иностранным инвестициям; МЮА (МИГА) — Многостороннее агентство гарантий инвестиций; У1РА (ВИПА) — Мировая ассоциация инвестиционных агентств; Е1В (ЕИБ) — Европейский инвестиционный банк; УМТОО (ЮНИДО); УМСТАО (ЮНК.ТАД); основные международные финансовые организации (Всемирный банк и ЕБРР).
Интеграции Беларуси в мировые инвестиционные процессы способствует организация и участие в международных инвестиционных и экономических форумах, конференциях и семинарах.
В настоящее время в Республике Беларусь инвестиционная деятельность регулируется более чем 70 законами Республики Беларусь, несколькими сотнями решений Президента, Правительства Республики Беларусь и иными подзаконными актами. При этом некоторые из законодательных актов носят специальный характер, т.е. предназначены сугубо для регулирования инвестиционной деятельности. Другие акты применительно к инвестиционной деятельности носят общий характер и регулируют не только отношения, возникающие в связи с осуществлением инвестиционной деятельности, но и другие вопросы. Важнейшими законами, регулирующими инвестиционную деятельность в республике, являются закон «Об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь» (от 14.11.91 г., с изменениями и дополнениями) и закон «Об инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» (1991 г., с изменениями и дополнениями). [16, с 17]
Законодательная база инвестиционной деятельности как общего, так и специального характера, исходя из практики зарубежных стран, должна строиться на следующих основных принципах:
1) стабильности и прозрачности законодательства;
2) неконфликтности, согласованности и взаимоувязки законодательств между собой;
3) регулировании наибольшей части отношений посредством закона;
4) открытости для изучения и копирования законодательных актов любому человеку, заблаговременности информирования инвесторов об изменении или принятии новых актов;
5) защищенности инвесторов от неправомерных действий государственных органов. В связи с этим законодательные акты должны обеспечивать фундаментальные процедурные права (такие, как право быть информированным о правовом процессе, право присутствовать и быть выслушанным на любой его стадии); любые решения о принятии правовых действий должны приниматься независимым органом; право на апелляцию должно быть обеспечено на самой начальной стадии принятия решения;
6) подключенность к международной системе правового обеспечения в области инвестиционной деятельности, унификация нормативно-законодательных актов.
Если проанализировать существующую законодательную базу, регулирующую инвестиционную деятельность в Республике Беларусь с точки зрения реализации этих принципов, то можно констатировать, что пока эти принципы полностью не соблюдаются.
Принятые законодательные акты не отвечают требованиям стабильности и прозрачности (т.е. они должны означать лишь то, что они означают и не должны иметь скрытого смысла, понятия или секретного толкования). Почти все названные основные законы, регулирующие инвестиционную деятельность, подвергаются изменениям и дополнениям. Причем это происходит довольно часто, а вносимые поправки могут сильно изменить основное содержание закона.
Большое количество законодательных актов, которыми нужно руководствоваться при осуществлении инвестиционной деятельности, противоречиво и несогласованно. Почти все законы имеют множество подзаконных актов, которые также часто бывают не увязаны и не согласованы между собой. Кроме того, отдельные статьи законодательных актов сформулированы нечетко, имеют двойное толкование.
Целый ряд законодательных актов, в том числе и основных, в своих старых редакциях устарели и не соответствуют международным нормам. Так, например, законы «Об инвестиционной деятельности» и «Об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь» не уделяют должного внимания регулированию такого широко распространенного в мировой практике вида инвестиций, как портфельные инвестиции. Следует иметь в виду, что в законодательстве многих стран и международно-правовых актах, регулирующих международный инвестиционный процесс, выделяют ссудную форму (инвестиции в виде займов и кредитов) и предпринимательскую (прямые и портфельные инвестиции). У Беларуси пока такого разграничения нет. Закон регулирует только иностранные инвестиции, связанные с созданием юридического лица. В результате даже простая операция покупки иностранным инвестором акции любого белорусского акционерного общества открытого типа становится невозможной. Не определены в Законе об иностранных инвестициях четкие гарантии для иностранных инвесторов. Кроме того, нужны иные подходы к порядку регистрации и другие требования к учредительным документам по созданию предприятий с иностранными инвестициями. Так, например, государственная регистрация предприятий с иностранными инвестициями должна осуществляться при наличии согласия местных органов власти. Такое согласование, как свидетельствует практика, — широкое поле для злоупотреблений со стороны исполкомов. Более того, от участников требуют предоставления документов, не предусмотренных законодательством (справки-аннотации на совместные и иностранные предприятия, листки, содержащие информацию о предприятии и его руководителях, а также другие документы по усмотрению исполкома). Вполне естественно, что такой порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями не способствует их развитию на территории Беларуси.
Особого внимания заслуживают вопросы гарантий инвесторам. Существо гарантий, предоставляемых иностранным инвесторам, состоит в ненарушении их прав. Согласно гарантиям, иностранному инвестору предоставляются: право беспрепятственного распоряжения прибылью, полученной от инвестиций; компенсация в случае принятия государством экстренных и чрезвычайных мер по национализации имущества инвестора; возможность использования средств защиты своих прав, обеспечивающих объективность при рассмотрении споров.
Бывшим Советским Союзом и Республикой Беларусь было заключено более 20 двусторонних соглашений о взаимной защите инвестиций. Эти документы предоставляют иностранным инвесторам защиту от национализации, экспроприации их инвестиций и иных мер, имеющих аналогичные последствия, и возлагают на государство-участника обязанность воздерживаться от подобных действий. В случае же национализации или экспроприировании инвестиций государство, которое принимает у себя инвестиции (государство-импортер), должно принять на себя и соблюдать следующие условия:
1) экспроприация, национализация и т.п. не должны носить дискриминационный характер;
2) действия в отношении зарубежных инвестиций должны осуществляться согласно законодательству страны-импортера;
3) инвесторам должна выплачиваться компенсация.
Почти все соглашения предусматривают, что размер компенсации за экспроприированные инвестиции должен соответствовать их реальной стоимости на момент экспроприации.
В законодательных актах республики предусматриваются и другие гарантии иностранным инвесторам. Так, закон «Об иностранных инвестициях на территории РБ» гарантирует недискриминационный режим для иностранных инвестиций. Статья 34 Закона определяет: «Правовой режим иностранных инвестиций на территории Республики Беларусь не может быть менее благоприятным, чем соответствующий режим для имущества и имущественных прав, а также инвестиционной деятельности юридических и физических лиц, за исключением случаев, предусмотренных законодательством на территории Республики Беларусь».
В случае если последующее законодательство Республики Беларусь ухудшает условия дня инвесторов, то к иностранным инвестициям в течение пяти лет применяется законодательство, действовавшее на день регистрации предприятия с иностранными инвестициями.
Части вторая, третья и четвертая статьи 35 этого же закона гарантируют возмещение фактических убытков от незаконных действий государственных органов. В России, например, предусмотрено полное возмещение ущерба, причиненного иностранному инвестору государственными органами или должностными лицами (включая упущенную выгоду). Причем по российскому законодательству компенсация выплачивается в валюте, приемлемой для иностранного инвестора, а по белорусскому — только в валюте, в которой первоначально были осуществлены инвестиции. Закон не говорит ничего о том, в какой валюте выплачивается компенсация, если инвестиции осуществлялись в натуральной форме.
Непроработанным является вопрос о предоставлении льгот инвесторам. Белорусское законодательство в настоящее время в соответствии со статьей 10 Закона «О налогах на доходы и прибыль предприятий, объединений, организаций» доходы в виде процентов по кредитам, предоставленным иностранными юридическими лицами для осуществления отдельных государственных программ, освобождаются от обложения налогом.
Кроме того, статья 5 этого закона устанавливает иные льготы по налогообложению. Согласно пункту 2 этой статьи облагаемая налогом прибыль уменьшается на величину, фактически использованную на расширение (развитие) производства продукции (работ, услуг), а также на погашение кредитов, полученных на эти цели. При этом общая сумма льготируемой прибыли не может превышать 50% балансовой прибыли. [4, с 56]
По приоритетным направлениям, определяемым Советом Министров РБ, суммы льготируемой прибыли, направляемой на расширение (развитие) производства, не ограничиваются.
Некоторые льготы предусматриваются также Законом Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в законы Республики Беларусь по вопросам налогообложения» от 29.12.94 г. и другими законодательными актами. Однако все они разбросаны по разным законам, указам и постановлениям и в целом бывает трудно определить, где какую льготу и по какому принципу следует применять. [8, с 10]
Важным вопросом является соответствие белорусского законодательства международным правовым нормам. С точки зрения международной практики особую роль для привлечения инвестиций имеют 6 правовых инструментов — Конституция, торговый кодекс, закон о контрактах, закон о собственности и соглашениях, а также закон об инвестициях. Для определения возможности привлечения инвестиций в ту или иную страну зарубежные партнеры в первую очередь оценивают согласованность и привлекательность этих законов.
Если подходить с меркой этих требований к нашему белорусскому законодательству, то пробелов и недостатков здесь более чем достаточно.
Актуальность и острота проблемы инвестиций для Беларуси с каждым годом возрастает. Увеличение объема инвестиций в основной капитал является важным резервом экономического роста государства. Ведь без вложений в необходимых объемах средств в воспроизводственный процесс не создать новых эффективных рабочих мест, не добиться стабильного и долговременного экономического роста, заметного повышения жизненного уровня народа. Создание более благоприятного инвестиционною климата и участие иностранных инвесторов в строительстве новых предприятий, реконструкции и обновлении технологий, в приватизации белорусских субъектов хозяйствования обеспечат условия для притока в страну основного каптала. Динамика инвестиций в основной капитал представлена на рисунке 1.
Рис. 1 Динамика инвестиций в основной капитал в 2000-2010 гг. [22, с. 33]
Из рисунка видно, что объем инвестиций в основной капитал с каждым годом увеличивается: в 2009 г. по сравнению с предыдущим годом инвестиции в основной капитал увеличились на 5%, но темп роста сократился (в 2008 г. темп роста объема инвестиций был равен 123%, в 2007 г. – 116%, в 2006 г. – 132%). [21, с. 56]
В целом за пятилетку 2006-2010 гг. темп роста инвестиций в основной капитал Республики Беларусь составит 218,5%, что на 3,5 п.п. превышает задание, установленное Программой-2010 (198-215%). Столь высокие темпы роста инвестиций в основной капитал республики позволят снизить износ активной части основных средств к концу 2010 г. до уровня ниже 60% (2005 г. – 69,5%).
В 2009 г. в целях развития экономики республики и реализации социальных проектов направлено инвестиций на сумму 43.1 трлн руб. (по предварительным статистическим данным), что в сопоставимых ценах составляет 108,6% по отношению к предыдущему году, или на 7.4 п.п. ниже задания (115-117%), предусмотренного Программой на 2009 г. соотношение инвестиций в основной капитал в ВВП составило 31,5%.
В 2010 г. на развитие экономики республики будет направлено около 53,4 трлн. руб. инвестиций в основной капитал, что обеспечит рост 110% к уровню 2009 г. при этом удельный вес инвестиций в основной капитал в ВВП может достичь 325 (по Программе-2010 – 30%).
Одной из основных задач социально-экономического развития является создание действенного механизма инвестирования экономики, прежде всего на основе стимулирования высокоэффективных вложений, обеспечения условий для привлечения частного капитала, а также предотвращения утечки капитала за границу и привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь.
В контексте широкомасштабных изменений геополитического и экономического плана 90-е годы характеризовались значительным ростом перекрестных инвестиционных потоков между индустриально развитыми странами и модификацией географии ПИИ, кореллирующей с политическими событиями на мировой арене: распадом СССР и началом процессов рыночной трансформации и интеграции стран Восточной Европы в мировое экономическое пространство.
Особенности процесса рыночной трансформации в постсоветских республиках, прежде всего замедленный и непоследовательный ход приватизации, во многом обусловливают незначительность объемов освоенных иностранных инвестиций в государствах СНГ (по данным ЕБРР, на них приходится лишь 1/4 общего нетто-объема прямых иностранных инвестиций в Восточную Европу). Аккумулированный нетто-приток ПИИ в государства СНГ составил в указанном периоде 196 долл. США на душу населения. Для сравнения: этот же показатель в остальных восточноевропейских странах с переходной экономикой достиг 1,365 долл. США надушу населения. [19, c. 94]
Информация о работе Иностранный капитал в Республике Беларусь