Иностранный капитал в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 16:03, реферат

Описание работы

Методика экономического обоснования и оценки эффективности инвестиционных проектов предпола­гает, как правило, сравнение возможных вариантов вложения средств. Объективность расчета их разме­ра и оценки возможных результатов позволяют ин­весторам и заказчикам, проектировщикам и строителям, всем участникам проекта более компетентно подходить к выбору принимаемых ими решений, осуществлять реализацию лучших из возможных ва­риантов.

Содержание

Введение
1 Международная миграция капитала, его современные особенности.
2. Виды, формы и масштабы мировой миграции капитала. Портфельные и прямые инвестиции.
3. Иностранный капитал в Республике Беларусь.
зАКЛЮЧЕНИЕ
Литература

Работа содержит 1 файл

Международное движение капиталов.doc

— 439.00 Кб (Скачать)

Невозможно активизировать процесс привлечения иностран­ных инвестиций в страну на национальном уровне без развития инвестиционного сотрудничества в международном масштабе, т.е. без интеграции в мировой инвестиционный процесс. В связи с этим для Республики Беларусь чрезвычайно важно участие и активная деятельность в международных инвестиционных органи­зациях, среди которых Р1АЗ (ФИАС) — Агентство Всемирного банка по содействию иностранным инвестициям; МЮА (МИГА) — Многостороннее агентство гарантий инвестиций; У1РА (ВИПА) — Мировая ассоциация инвестиционных агентств; Е1В (ЕИБ) — Европейский инвестиционный банк; УМТОО (ЮНИДО); УМСТАО (ЮНК.ТАД); основные международные финансовые организации (Всемирный банк и ЕБРР).

Интеграции Беларуси в мировые инвестиционные процессы способствует организация и участие в международных инвестици­онных и экономических форумах, конференциях и семинарах.

В настоящее время в Республике Беларусь инвестиционная де­ятельность регулируется более чем 70 законами Республики Бела­русь, несколькими сотнями решений Президента, Правительства Республики Беларусь и иными подзаконными актами. При этом некоторые из законодательных актов носят специальный характер, т.е. предназначены сугубо для регулирования инвестиционной де­ятельности. Другие акты применительно к инвестиционной дея­тельности носят общий характер и регулируют не только отноше­ния, возникающие в связи с осуществлением инвестиционной дея­тельности, но и другие вопросы. Важнейшими законами, регулирующими инвестиционную деятельность в республике, являются за­кон «Об иностранных инвестициях на территории Республики Бе­ларусь» (от 14.11.91 г., с изменениями и дополнениями) и закон «Об инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» (1991 г., с изменениями и дополнениями). [16, с 17]

Законодательная база инвестиционной деятельности как обще­го, так и специального характера, исходя из практики зарубежных стран, должна строиться на следующих основных принципах:

1) стабильности и прозрачности законодательства;

2) неконфликтности, согласованности и взаимоувязки законо­дательств между собой;

3) регулировании наибольшей части отношений посредством закона;

4) открытости для изучения и копирования законодательных актов любому человеку, заблаговременности информирования инвесторов об изменении или принятии новых актов;

5) защищенности инвесторов от неправомерных действий госу­дарственных органов. В связи с этим законодательные акты долж­ны обеспечивать фундаментальные процедурные права (такие, как право быть информированным о правовом процессе, право при­сутствовать и быть выслушанным на любой его стадии); любые ре­шения о принятии правовых действий должны приниматься неза­висимым органом; право на апелляцию должно быть обеспечено на самой начальной стадии принятия решения;

6) подключенность к международной системе правового обес­печения в области инвестиционной деятельности, унификация нормативно-законодательных актов.

Если проанализировать существующую законодательную базу, регулирующую инвестиционную деятельность в Республике Бела­русь с точки зрения реализации этих принципов, то можно конста­тировать, что пока эти принципы полностью не соблюдаются.

Принятые законодательные акты не отвечают требованиям ста­бильности и прозрачности (т.е. они должны означать лишь то, что они означают и не должны иметь скрытого смысла, понятия или секретного толкования). Почти все названные основные законы, регулирующие инвестиционную деятельность, подвергаются изме­нениям и дополнениям. Причем это происходит довольно часто, а вносимые поправки могут сильно изменить основное содержание закона.

Большое количество законодательных актов, которыми нужно руководствоваться при осуществлении инвестиционной деятель­ности, противоречиво и несогласованно. Почти все законы имеют множество подзаконных актов, которые также часто бывают не увязаны и не согласованы между собой. Кроме того, отдельные статьи законодательных актов сформулированы нечетко, имеют двойное толкование.

Целый ряд законодательных актов, в том числе и основных, в своих старых редакциях устарели и не соответствуют международ­ным нормам. Так, например, законы «Об инвестиционной дея­тельности» и «Об иностранных инвестициях на территории Рес­публики Беларусь» не уделяют должного внимания регулированию такого широко распространенного в мировой практике вида ин­вестиций, как портфельные инвестиции. Следует иметь в виду, что в законодательстве многих стран и международно-правовых актах, регулирующих международный инвестиционный процесс, выделя­ют ссудную форму (инвестиции в виде займов и кредитов) и предпринимательскую (прямые и портфельные инвестиции). У Бе­ларуси пока такого разграничения нет. Закон регулирует только иностранные инвестиции, связанные с созданием юридического лица. В результате даже простая операция покупки иностранным инвестором акции любого белорусского акционерного общества открытого типа становится невозможной. Не определены в Законе об иностранных инвестициях четкие гарантии для иностранных инвесторов. Кроме того, нужны иные подходы к порядку регистра­ции и другие требования к учредительным документам по созда­нию предприятий с иностранными инвестициями. Так, например, государственная регистрация предприятий с иностранными инвес­тициями должна осуществляться при наличии согласия местных органов власти. Такое согласование, как свидетельствует практи­ка, — широкое поле для злоупотреблений со стороны исполкомов. Более того, от участников требуют предоставления документов, не предусмотренных законодательством (справки-аннотации на совместные и иностранные предприятия, листки, содержащие информацию о предприятии и его руководителях, а также другие документы по усмотрению исполкома). Вполне естественно, что такой порядок регистрации предприятий с иностранными инвес­тициями не способствует их развитию на территории Беларуси.

Особого внимания заслуживают вопросы гарантий инвесторам. Существо гарантий, предоставляемых иностранным инвесторам, состоит в ненарушении их прав. Согласно гарантиям, иностранно­му инвестору предоставляются: право беспрепятственного распо­ряжения прибылью, полученной от инвестиций; компенсация в случае принятия государством экстренных и чрезвычайных мер по национализации имущества инвестора; возможность использова­ния средств защиты своих прав, обеспечивающих объективность при рассмотрении споров.

Бывшим Советским Союзом и Республикой Беларусь было зак­лючено более 20 двусторонних соглашений о взаимной защите инвестиций. Эти документы предоставляют иностранным инвес­торам защиту от национализации, экспроприации их инвестиций и иных мер, имеющих аналогичные последствия, и возлагают на государство-участника обязанность воздерживаться от подобных действий. В случае же национализации или экспроприировании инвестиций государство, которое принимает у себя инвестиции (государство-импортер), должно принять на себя и соблюдать сле­дующие условия:

1) экспроприация, национализация и т.п. не должны носить дискриминационный характер;

2) действия в отношении зарубежных инвестиций должны осу­ществляться согласно законодательству страны-импортера;

3) инвесторам должна выплачиваться компенсация.

Почти все соглашения предусматривают, что размер компенса­ции за экспроприированные инвестиции должен соответствовать их реальной стоимости на момент экспроприации.

В законодательных актах республики предусматриваются и другие гарантии иностранным инвесторам. Так, закон «Об ино­странных инвестициях на территории РБ» гарантирует недискри­минационный режим для иностранных инвестиций. Статья 34 За­кона определяет: «Правовой режим иностранных инвестиций на территории Республики Беларусь не может быть менее благопри­ятным, чем соответствующий режим для имущества и имуществен­ных прав, а также инвестиционной деятельности юридических и физических лиц, за исключением случаев, предусмотренных зако­нодательством на территории Республики Беларусь».

В случае если последующее законодательство Республики Бе­ларусь ухудшает условия дня инвесторов, то к иностранным инвес­тициям в течение пяти лет применяется законодательство, дей­ствовавшее на день регистрации предприятия с иностранными инвестициями.

Части вторая, третья и четвертая статьи 35 этого же закона га­рантируют возмещение фактических убытков от незаконных дей­ствий государственных органов. В России, например, предусмот­рено полное возмещение ущерба, причиненного иностранному инвестору государственными органами или должностными лицами (включая упущенную выгоду). Причем по российскому законода­тельству компенсация выплачивается в валюте, приемлемой для иностранного инвестора, а по белорусскому — только в валюте, в которой первоначально были осуществлены инвестиции. Закон не говорит ничего о том, в какой валюте выплачивается компенсация, если инвестиции осуществлялись в натуральной форме.

Непроработанным является вопрос о предоставлении льгот инвесторам. Белорусское законодательство в настоящее время в соответствии со статьей 10 Закона «О налогах на доходы и прибыль предприятий, объединений, организаций» доходы в виде процентов по кредитам, предоставленным иностранными юриди­ческими лицами для осуществления отдельных государственных программ, освобождаются от обложения налогом.

Кроме того, статья 5 этого закона устанавливает иные льготы по налогообложению. Согласно пункту 2 этой статьи облагаемая налогом прибыль уменьшается на величину, фактически использо­ванную на расширение (развитие) производства продукции (работ, услуг), а также на погашение кредитов, полученных на эти цели. При этом общая сумма льготируемой прибыли не может превы­шать 50% балансовой прибыли. [4, с 56]

По приоритетным направлениям, определяемым Советом Ми­нистров РБ, суммы льготируемой прибыли, направляемой на рас­ширение (развитие) производства, не ограничиваются.

Некоторые льготы предусматриваются также Законом Респуб­лики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в законы Республики Беларусь по вопросам налогообложения» от 29.12.94 г. и другими законодательными актами. Однако все они разбросаны по разным законам, указам и постановлениям и в целом бывает трудно определить, где какую льготу и по какому принципу следует применять. [8, с 10]

Важным вопросом является соответствие белорусского законо­дательства международным правовым нормам. С точки зрения международной практики особую роль для привлечения инвести­ций имеют 6 правовых инструментов — Конституция, торговый кодекс, закон о контрактах, закон о собственности и соглашениях, а также закон об инвестициях. Для определения возможности привлечения инвестиций в ту или иную страну зарубежные парт­неры в первую очередь оценивают согласованность и привлека­тельность этих законов.

Если подходить с меркой этих требований к нашему белорус­скому законодательству, то пробелов и недостатков здесь более чем достаточно.


Актуальность и острота проблемы инвестиций для Беларуси с каждым годом возрастает. Увеличение объема инвестиций в основной капитал является важным резервом экономического роста государства. Ведь без вложений в необходимых объе­мах средств в воспроизводственный процесс не создать новых эффективных рабо­чих мест, не добиться стабильного и долговременного экономического роста, за­метного повышения жизненного уровня народа. Создание более благоприятного инвестиционною климата и участие иностранных инвесторов в строительстве но­вых предприятий, реконструкции и обновлении технологий, в приватизации бело­русских субъектов хозяйствования обеспечат условия для притока в страну основ­ного каптала. Динамика инвестиций в основной капитал представлена на рисунке 1.

Рис. 1 Динамика инвестиций в основной капитал в 2000-2010 гг. [22, с. 33]

Из рисунка видно, что объем инвестиций в основной капитал с каждым годом увеличивается: в 2009 г. по сравнению  с предыдущим годом инвестиции в основной капитал увеличились на 5%, но темп роста сократился (в 2008 г. темп роста объема инвестиций был равен 123%, в 2007 г. – 116%, в 2006 г. – 132%). [21, с. 56]

В целом за пятилетку 2006-2010 гг. темп роста инвестиций в основной капитал Республики Беларусь составит 218,5%, что на 3,5 п.п. превышает задание, установленное Программой-2010 (198-215%). Столь высокие темпы роста инвестиций в основной капитал республики позволят снизить износ активной части основных средств к концу 2010 г. до уровня ниже 60% (2005 г. – 69,5%).

В 2009 г. в целях развития экономики республики и реализации социальных проектов направлено инвестиций на сумму 43.1 трлн руб. (по предварительным статистическим данным), что в сопоставимых ценах составляет 108,6% по отношению к предыдущему году, или на 7.4 п.п. ниже задания (115-117%), предусмотренного Программой на 2009 г. соотношение инвестиций в основной капитал в ВВП составило 31,5%.

В 2010 г. на развитие экономики республики будет направлено около 53,4 трлн. руб. инвестиций в основной капитал, что обеспечит рост 110% к уровню 2009 г. при этом удельный вес инвестиций в основной капитал в ВВП может достичь 325 (по Программе-2010 – 30%).

Одной из основных задач социально-экономического развития является со­здание действенного механизма инвестирования экономики, прежде всего на основе стимулирования высокоэффективных вложений, обеспечения условий для привлечения частного капитала, а также предотвращения утечки капитала за границу и привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь.

В контексте широкомасштабных изменений геополитического и экономическо­го плана 90-е годы характеризовались значительным ростом перекрестных инвес­тиционных потоков между индустриально развитыми странами и модификацией географии ПИИ, кореллирующей с политическими событиями на мировой арене: распадом СССР и началом процессов рыночной трансформации и интеграции стран Восточной Европы в мировое экономическое пространство.

Особенности процесса рыночной трансформации в постсоветских респуб­ликах, прежде всего замедленный и непоследовательный ход приватизации, во многом обусловливают незначительность объемов освоенных иностранных ин­вестиций в государствах СНГ (по данным ЕБРР, на них приходится лишь 1/4 общего нетто-объема прямых иностранных инвестиций в Восточную Европу). Аккумулированный нетто-приток ПИИ в государства СНГ составил в указан­ном периоде 196 долл. США на душу населения. Для сравнения: этот же пока­затель в остальных восточноевропейских странах с переходной экономикой до­стиг 1,365 долл. США надушу населения. [19, c. 94]

Информация о работе Иностранный капитал в Республике Беларусь