Иностранный капитал в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 16:03, реферат

Описание работы

Методика экономического обоснования и оценки эффективности инвестиционных проектов предпола­гает, как правило, сравнение возможных вариантов вложения средств. Объективность расчета их разме­ра и оценки возможных результатов позволяют ин­весторам и заказчикам, проектировщикам и строителям, всем участникам проекта более компетентно подходить к выбору принимаемых ими решений, осуществлять реализацию лучших из возможных ва­риантов.

Содержание

Введение
1 Международная миграция капитала, его современные особенности.
2. Виды, формы и масштабы мировой миграции капитала. Портфельные и прямые инвестиции.
3. Иностранный капитал в Республике Беларусь.
зАКЛЮЧЕНИЕ
Литература

Работа содержит 1 файл

Международное движение капиталов.doc

— 439.00 Кб (Скачать)

Основные факторы, повышающие объемы инвестиций — уве­личение числа международных слияний компаний, увеличение объемов приватизации и большие усилия стран по привлечению инвестиций. Рост инвестиций в 1998 г., несмотря на финансовые катаклизмы, можно объяснить комплексностью этого процесса, когда кроме финансовых в проект вкладываются и иные ресурсы, включая людские, информационные и технологические.

Либерализация международной торговли, в частности соглаше­ние по услугам в сфере финансов, заключенное в 1997 г. ВТО, повсеместная либерализация и приватизация в ключевых областях экономики, таких, как услуги связи, стимулировали процессы международного слияния компаний. Этот вид прямых инвестиций в 1997 г. составил 58% от их общей суммы, по сравнению с 50% в 1996 г. 90% всех закупок ТНК совершили в развивающихся странах. [7, с 75]

Длительные сроки извлечения прямых инвестиций и большие потери при их преждевременном извлечении делают такие инвес­тиции в отличие от портфельных менее подверженными краткос­рочным колебаниям. Это связано и с целями прямых инвестиций:

— вложение в сферу производства и обслуживания и извлече­ние долгосрочной прибыли;

— ориентация на длительные рыночные циклы;

— специфические интересы инвесторов, что редко приводит к «эффекту домино» при оттоке части инвестиций из какой-либо страны или региона.

Факторы, на которые потенциальные инвесторы обращают внимание, это в первую очередь продуманная инвестиционная по­литика, большие размеры внутреннего рынка страны и хорошие перспективы его развития, наличие необходимых для развития ре­сурсов и специалистов. Эти базовые факторы остаются важными и сейчас, но их одних уже недостаточно. Наиболее распространен­ными дополнительными факторами, которые страны культивиру­ют для привлечения новых инвестиций, являются:

— ориентированная на привлечение инвестиций макроэконо­мическая политика, включая взвешенную денежную политику, что обеспечивает стабильность внутренних цен и положительно влияет на стоимость заемного капитала;

— грамотная налоговая политика, поощряющая инвестиции;

— либеральная валютная политика, позволяющая легко обме­нивать выручку в национальную валюту инвестора;

— общегосударственная политика, направленная на удовлетво­рение нужд предпринимателей.

Во все более либерализующемся и глобализующемся мире ин­весторы ищут страны, где бы для них создавали дополнительные условия, например современную инфраструктуру связи, отлажен­ные маркетинговые механизмы или даже такие неуловимые факто­ры, как общая культура бизнеса, отношение населения к богатству и иностранцам, известность зарубежных торговых марок. Не последнюю роль играет и близость страны к крупным региональ­ным рынкам, наличие современных научных центров. Зачастую именно эти факторы оказываются решающими для инвесторов.

Ряд стран также поощряет развитие собственных научных кадров, что привлекает инвесторов, которые могут воспользовать­ся более дешевыми местными исследованиями или даже перевести в эти страны свои исследовательские центры. Кроме научных кадров страны вкладывают значительные средства в обучение технического персонала.

Единого теоретического объяснения феномена ТНК пока не существует. Важной особенностью прямого инвестирования в отличие от портфельного заключается в том. что наряду с доходами на вложенный капитал прямые инвесторы могут получать допол­нительные экономические выгоды, вытекающие из факта владе­ния решающим голосом в управлении предприятием. Например, прямой инвестор может в результате такого вложения капитала по­лучить доступ к ресурсам или рынкам, которые в противном случае были бы ему недоступны. В этом случае зарубежное инвестирование становится важным инструментом конкурентной борьбы, когда ТНК, являясь монополистами на внутреннем рынке страны базирования, стремятся усилить свое монопольное положение пу­тем захвата новых рынков и приобретения контроля над предприя­тиями в зарубежных странах. Кроме того, вложив капитал в недос­таточно прибыльное предприятие, прямой инвестор может повы­сить его рентабельность и стоимость благодаря своим администра­тивным способностям, управленческому опыту или компетентнос­ти в других областях. Наконец, нестабильность рынка побуждает ТНК в целях минимизации риска диверсифицировать свои акти­вы, в том числе географически.

Одна из важных проблем, порождаемых ТНК, — трансфертные цены. Поскольку ТНК размещает разные стадии единого техноло­гического процесса в разных странах, между ее зарубежными фи­лиалами и головной компанией происходит интенсивный товаро­обмен. Однако цены внутрикорпорационной торговли (трансферт­ные цены), как правило, существенно отличаются от рыночных цен. Манипулируя уровнем трансфертных цен, ТНК стремятся уходить от налогообложения, минимизировать таможенные пош­лины, нелегально переводить прибыли за границу и т. д., что подрывает эффективность экономической политики государства. Кроме того, поскольку на внутрикорпорационную торговлю при­ходится значительная часть всей мировой торговли, трансфертные цены искажают реальные данные о ее структуре и динамике. [8, с 10]

В современных условиях принимающие страны, как правило, одоб­ряют деятельность многонациональных компаний на своей терри­тории. Более того, в мире существует конкуренция между странами по привлечению прямых зарубежных инвестиций, в процессе ко­торой многонациональным фирмам предоставляются налоговые скидки и другие льготы.

Главная выгода для принимающей страны от прямых зарубеж­ных инвестиций состоит в получении дополнительных ресурсов, вклю­чая капитал, технологии, управленческий опыт и квалифицирован­ный труд. Прямые зарубежные инвестиции стимулируют развитие национальной экономики, увеличивают объем производимого про­дукта и дохода, ускоряют экономический рост и развитие.

Осваивая за рубежом новые виды продукции, внедряя новые технологии, многонациональные фирмы нередко предназначают часть объема производства на экспорт.

В прямых зарубежных инвестициях важную роль играют осо­бые преимущества фирмы, ее контроль над рынком как следствие несовершенной конкуренции. Поэтому необходимо государствен­ное регулирование иностранных инвестиций в принимающих странах, что и происходит в большинстве суверенных государств. Конкретные формы такого ограничения могут быть весьма разно­образны: запрет на инвестирование в определенных отраслях, оговаривание ряда условий инвестирования, таких, как использова­ние местных узлов и полуфабрикатов, расширение экспорта про­изводимой продукции, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в принимающей стране, обучение местных кадров.

Страны, вывозящие капитал в форме прямых зарубежных инвестиций, как и принимающие страны, заинтересованы в этом. Основная выгода от прямых зарубежных инвестиций для этих стран состоит в том, что они обеспечивают гораздо более высокую отдачу по сравнению с аналогичными внутренними инвестициями.

Что же касается налогов, получаемых с зарубежного дохода многонациональных фирм, то их в первую очередь получает при­нимающая страна, хотя определенная часть достается стране, вы­возящей капитал. Распределение налогов зависит от разницы в ставках налогообложения.

Вместе с тем вывоз капитала связан с известными издержками, которые могут колебаться в довольно широких пределах. Так, стра­ны, вывозящие капитал, имеют потери в торговом балансе, кото­рые возникают в результате давления принимающих стран на мно­гонациональные фирмы, что оказывает негативное воздействие на характер международных торговых потоков. Крайним случаем по­терь может быть конфискация прямых зарубежных инвестиций.

Дискуссии в экономической литературе по поводу деятельнос­ти ТНК ведутся относительно трех главных вопросов.

Экономическая эффективность деятельности многонациональных компаний. Осуществляя прямые зарубежные инвестиции, многона­циональные компании перемещают через национальные границы крупные производственные ресурсы. Перемещая производственные ресурсы из стран, где они имеются в избытке, в другие страны, испытывающие их нехватку, многонациональные компании спо­собствуют более эффективному размещению мировых факторов производства, а следовательно, и росту производства в мире.

Как уже было показано, мировое сообщество может получить заметную выгоду от более эффективного размещения ресурсов, пе­ремещая из страны в страну квалифицированную рабочую силу, капитал, а также технологии. В этом сходятся взгляды практически всех экономистов, занимающихся исследованием международной экономики.

Стимулы для прямых зарубежных инвестиций часто создают национальные тарифные барьеры. Так, в 1960-е гг., крупный поток инвестиций из США в Европу был порожден тарифами, установ­ленными Европейский экономическим сообществом. Вместоэкспорта готовой продукции в Европу ТНК создали производство в странах ЕС и тем самым обошли их тарифы. [11, с 201]

Справедливость в распределении дохода от прямых зарубежных инвестиций. После того как в результате прямых зарубежных инвестиций фактически достигнуто увеличение мирового объема производства, возникает проблема справедливого распределения дохода. Эта проблема имеет два аспекта.

Суть первого состоит в том, что прямые инвестиции воздей­ствуют на благосостояние как страны базирования многонацио­нальных корпораций, так и принимающей страны. Действительно, в соответствии в теорией Хекшера—Олина в стране базирования возрастает отдача капитала относительно труда, так как объем ка­питала уменьшается при неизменном количестве рабочей силы. В принимающей стране, наоборот, отдача капитала относительно труда снижается.

Однако специфические интересы отдельных категорий эконо­мических агентов в каждой из стран могут противостоять деятель­ности многонациональных компаний. Так, в стране базирования профсоюзы и общественные организации часто требуют запретить или, по крайней мере, ограничить прямые зарубежные инвестиции, поскольку последние сокращают число рабочих мест и увеличивают безработицу. В принимающей стране против прямых иностранных инвестиций выступают предприниматели, так как у них снижается отдача на капитал, равно как и их доля в общем доходе.

Второй аспект распределения дохода от прямых зарубежных инвестиций сводится к дележу прибыли между принимающей страной и страной базирования многонациональной фирмы.

В этих спорах важная роль принадлежит налогообложению многонациональных фирм. По законам США, например, прибыли зарубежных филиалов фирм не являются объектом налогообложе­ния до тех пор, пока они не переправлены на родину. Делается это для того, чтобы избежать двойного налогообложения. По этой причине США получают весьма скромные суммы в виде налогов от зарубежных сделок своих многонациональных корпораций.

Принимающие страны, хотя и получают налоги от многонаци­ональных фирм, также недовольны их объемом. Они убеждены, что могли бы получать гораздо больше, если бы многонациональ­ные фирмы не объявляли свои прибыли в странах с низким уров­нем налогообложения. Многие сделки между филиалами одной и той же фирмы осуществляются по ценам, которые устанавливают­ся самой фирмой. Поэтому трансфертные цены на продукцию многонациональных компаний являются весьма злободневной проблемой. Таким образом, все страны, в которых действуют мно­гонациональные корпорации, конкурируют друг с другом за полу­чаемые прибыли, каждая стремится к получению большей части.

Многонациональные корпорации, действуя в де­сятках стран, способны серьезно влиять на все сферы обществен­ной жизни. А самые крупные и могущественные корпорации даже в состоянии уклоняться от экономического и политического контроля со стороны государств, на территории которых они функционируют.

Если правительство какой-то страны пытается оказать давле­ние на многонациональную корпорацию, то она часто просто по­кидает данную страну и перемещается в другую, где к ней относят­ся более лояльно. Поэтому фундаментальной проблемой теории и практики многонациональных корпораций является соотношение, монопольной власти и суверенитета государства.

Многие экономисты-международники склонны оценивать эту борьбу как неравную, предсказывая долговременную тенденцию к сокращению влияния государства на деятельность ТНК. Такое развитие событий вполне возможно, хотя не следует забывать о тех преимуществах в этой борьбе, которыми располагает система госу­дарственного управления.

В целом же многонациональные фирмы показали свою способ­ность взламывать изоляцию национальных экономик, вовлекая их в процесс интеграции с мировым экономическим сообществом. Они служат важнейшим средством передачи новых технологий, распространения информации о новых продуктах, в результате че­го меняются общественные мнения. Многонациональные корпо­рации подрывают власть и позиции местных монополий и повы­шают степень конкурентности национальных рынков.

 

 

 

 

 

 

3. Иностранный капитал в Республике Беларусь.

 

 

Механизм привлечения иностранных инвестиций включает следующие необходимые элементы: адекватная современной соци­ально-экономической ситуации нормативно-правовая база, в ко­торой содержатся, в первую очередь, гарантии государства по за­щите инвестиций и меры экономического стимулирования, нали­чие соответствующей инвестиционной инфраструктуры, доступ­ные процедуры регистрации и дальнейшего взаимодействия с бю­рократическими структурами.

Инвестиционная инфраструктура, согласно опыту других стран, подразумевает как наличие специализированного центра содей­ствия иностранным инвестициям, так и общей развитой системы банковского и страхового обслуживания, консультационных услуг, транспортного обеспечения и связи и т.п.

На сегодняшний день в Беларуси уже существуют общие эле­менты инвестиционной инфраструктуры. Инфраструктура обслуживания инвестиций в Республике Беларусь представлена 40 бело­русскими коммерческими банками и более чем 750 их филиалами. В Беларуси активно развивают свою деятельность около 50 финан­совых инвестиционных компаний, 13 товарных бирж, а также транспортная, фондовая и межбанковская валютные биржи. В республике функционируют 14 лизинговых и 73 страховые компа­нии, создан инвестиционный фонд, учредителями которого высту­пили 13 частных фирм. С момента создания Аудиторской палаты при Совете Министров Республики Беларусь (август 1992 г.) полу­чили лицензии на занятие аудиторской деятельностью более 50 аудиторских организаций. Создана Белорусская национальная ассоциация маркетинга, основной задачей которой является орга­низация и развитие современной маркетинговой инфраструктуры. Таким образом, в Республике Беларусь создаются организацион­ные и правовые условия, которые нацелены на более широкое привлечение иностранных инвестиций в ее экономику и с их по­мощью осуществление реформирования белорусской экономики на рыночной основе. [8, с 10]

Информация о работе Иностранный капитал в Республике Беларусь