Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 16:03, реферат
Методика экономического обоснования и оценки эффективности инвестиционных проектов предполагает, как правило, сравнение возможных вариантов вложения средств. Объективность расчета их размера и оценки возможных результатов позволяют инвесторам и заказчикам, проектировщикам и строителям, всем участникам проекта более компетентно подходить к выбору принимаемых ими решений, осуществлять реализацию лучших из возможных вариантов.
Введение
1 Международная миграция капитала, его современные особенности.
2. Виды, формы и масштабы мировой миграции капитала. Портфельные и прямые инвестиции.
3. Иностранный капитал в Республике Беларусь.
зАКЛЮЧЕНИЕ
Литература
Основные факторы, повышающие объемы инвестиций — увеличение числа международных слияний компаний, увеличение объемов приватизации и большие усилия стран по привлечению инвестиций. Рост инвестиций в 1998 г., несмотря на финансовые катаклизмы, можно объяснить комплексностью этого процесса, когда кроме финансовых в проект вкладываются и иные ресурсы, включая людские, информационные и технологические.
Либерализация международной торговли, в частности соглашение по услугам в сфере финансов, заключенное в 1997 г. ВТО, повсеместная либерализация и приватизация в ключевых областях экономики, таких, как услуги связи, стимулировали процессы международного слияния компаний. Этот вид прямых инвестиций в 1997 г. составил 58% от их общей суммы, по сравнению с 50% в 1996 г. 90% всех закупок ТНК совершили в развивающихся странах. [7, с 75]
Длительные сроки извлечения прямых инвестиций и большие потери при их преждевременном извлечении делают такие инвестиции в отличие от портфельных менее подверженными краткосрочным колебаниям. Это связано и с целями прямых инвестиций:
— вложение в сферу производства и обслуживания и извлечение долгосрочной прибыли;
— ориентация на длительные рыночные циклы;
— специфические интересы инвесторов, что редко приводит к «эффекту домино» при оттоке части инвестиций из какой-либо страны или региона.
Факторы, на которые потенциальные инвесторы обращают внимание, это в первую очередь продуманная инвестиционная политика, большие размеры внутреннего рынка страны и хорошие перспективы его развития, наличие необходимых для развития ресурсов и специалистов. Эти базовые факторы остаются важными и сейчас, но их одних уже недостаточно. Наиболее распространенными дополнительными факторами, которые страны культивируют для привлечения новых инвестиций, являются:
— ориентированная на привлечение инвестиций макроэкономическая политика, включая взвешенную денежную политику, что обеспечивает стабильность внутренних цен и положительно влияет на стоимость заемного капитала;
— грамотная налоговая политика, поощряющая инвестиции;
— либеральная валютная политика, позволяющая легко обменивать выручку в национальную валюту инвестора;
— общегосударственная политика, направленная на удовлетворение нужд предпринимателей.
Во все более либерализующемся и глобализующемся мире инвесторы ищут страны, где бы для них создавали дополнительные условия, например современную инфраструктуру связи, отлаженные маркетинговые механизмы или даже такие неуловимые факторы, как общая культура бизнеса, отношение населения к богатству и иностранцам, известность зарубежных торговых марок. Не последнюю роль играет и близость страны к крупным региональным рынкам, наличие современных научных центров. Зачастую именно эти факторы оказываются решающими для инвесторов.
Ряд стран также поощряет развитие собственных научных кадров, что привлекает инвесторов, которые могут воспользоваться более дешевыми местными исследованиями или даже перевести в эти страны свои исследовательские центры. Кроме научных кадров страны вкладывают значительные средства в обучение технического персонала.
Единого теоретического объяснения феномена ТНК пока не существует. Важной особенностью прямого инвестирования в отличие от портфельного заключается в том. что наряду с доходами на вложенный капитал прямые инвесторы могут получать дополнительные экономические выгоды, вытекающие из факта владения решающим голосом в управлении предприятием. Например, прямой инвестор может в результате такого вложения капитала получить доступ к ресурсам или рынкам, которые в противном случае были бы ему недоступны. В этом случае зарубежное инвестирование становится важным инструментом конкурентной борьбы, когда ТНК, являясь монополистами на внутреннем рынке страны базирования, стремятся усилить свое монопольное положение путем захвата новых рынков и приобретения контроля над предприятиями в зарубежных странах. Кроме того, вложив капитал в недостаточно прибыльное предприятие, прямой инвестор может повысить его рентабельность и стоимость благодаря своим административным способностям, управленческому опыту или компетентности в других областях. Наконец, нестабильность рынка побуждает ТНК в целях минимизации риска диверсифицировать свои активы, в том числе географически.
Одна из важных проблем, порождаемых ТНК, — трансфертные цены. Поскольку ТНК размещает разные стадии единого технологического процесса в разных странах, между ее зарубежными филиалами и головной компанией происходит интенсивный товарообмен. Однако цены внутрикорпорационной торговли (трансфертные цены), как правило, существенно отличаются от рыночных цен. Манипулируя уровнем трансфертных цен, ТНК стремятся уходить от налогообложения, минимизировать таможенные пошлины, нелегально переводить прибыли за границу и т. д., что подрывает эффективность экономической политики государства. Кроме того, поскольку на внутрикорпорационную торговлю приходится значительная часть всей мировой торговли, трансфертные цены искажают реальные данные о ее структуре и динамике. [8, с 10]
В современных условиях принимающие страны, как правило, одобряют деятельность многонациональных компаний на своей территории. Более того, в мире существует конкуренция между странами по привлечению прямых зарубежных инвестиций, в процессе которой многонациональным фирмам предоставляются налоговые скидки и другие льготы.
Главная выгода для принимающей страны от прямых зарубежных инвестиций состоит в получении дополнительных ресурсов, включая капитал, технологии, управленческий опыт и квалифицированный труд. Прямые зарубежные инвестиции стимулируют развитие национальной экономики, увеличивают объем производимого продукта и дохода, ускоряют экономический рост и развитие.
Осваивая за рубежом новые виды продукции, внедряя новые технологии, многонациональные фирмы нередко предназначают часть объема производства на экспорт.
В прямых зарубежных инвестициях важную роль играют особые преимущества фирмы, ее контроль над рынком как следствие несовершенной конкуренции. Поэтому необходимо государственное регулирование иностранных инвестиций в принимающих странах, что и происходит в большинстве суверенных государств. Конкретные формы такого ограничения могут быть весьма разнообразны: запрет на инвестирование в определенных отраслях, оговаривание ряда условий инвестирования, таких, как использование местных узлов и полуфабрикатов, расширение экспорта производимой продукции, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в принимающей стране, обучение местных кадров.
Страны, вывозящие капитал в форме прямых зарубежных инвестиций, как и принимающие страны, заинтересованы в этом. Основная выгода от прямых зарубежных инвестиций для этих стран состоит в том, что они обеспечивают гораздо более высокую отдачу по сравнению с аналогичными внутренними инвестициями.
Что же касается налогов, получаемых с зарубежного дохода многонациональных фирм, то их в первую очередь получает принимающая страна, хотя определенная часть достается стране, вывозящей капитал. Распределение налогов зависит от разницы в ставках налогообложения.
Вместе с тем вывоз капитала связан с известными издержками, которые могут колебаться в довольно широких пределах. Так, страны, вывозящие капитал, имеют потери в торговом балансе, которые возникают в результате давления принимающих стран на многонациональные фирмы, что оказывает негативное воздействие на характер международных торговых потоков. Крайним случаем потерь может быть конфискация прямых зарубежных инвестиций.
Дискуссии в экономической литературе по поводу деятельности ТНК ведутся относительно трех главных вопросов.
Экономическая эффективность деятельности многонациональных компаний. Осуществляя прямые зарубежные инвестиции, многонациональные компании перемещают через национальные границы крупные производственные ресурсы. Перемещая производственные ресурсы из стран, где они имеются в избытке, в другие страны, испытывающие их нехватку, многонациональные компании способствуют более эффективному размещению мировых факторов производства, а следовательно, и росту производства в мире.
Как уже было показано, мировое сообщество может получить заметную выгоду от более эффективного размещения ресурсов, перемещая из страны в страну квалифицированную рабочую силу, капитал, а также технологии. В этом сходятся взгляды практически всех экономистов, занимающихся исследованием международной экономики.
Стимулы для прямых зарубежных инвестиций часто создают национальные тарифные барьеры. Так, в 1960-е гг., крупный поток инвестиций из США в Европу был порожден тарифами, установленными Европейский экономическим сообществом. Вместоэкспорта готовой продукции в Европу ТНК создали производство в странах ЕС и тем самым обошли их тарифы. [11, с 201]
Справедливость в распределении дохода от прямых зарубежных инвестиций. После того как в результате прямых зарубежных инвестиций фактически достигнуто увеличение мирового объема производства, возникает проблема справедливого распределения дохода. Эта проблема имеет два аспекта.
Суть первого состоит в том, что прямые инвестиции воздействуют на благосостояние как страны базирования многонациональных корпораций, так и принимающей страны. Действительно, в соответствии в теорией Хекшера—Олина в стране базирования возрастает отдача капитала относительно труда, так как объем капитала уменьшается при неизменном количестве рабочей силы. В принимающей стране, наоборот, отдача капитала относительно труда снижается.
Однако специфические интересы отдельных категорий экономических агентов в каждой из стран могут противостоять деятельности многонациональных компаний. Так, в стране базирования профсоюзы и общественные организации часто требуют запретить или, по крайней мере, ограничить прямые зарубежные инвестиции, поскольку последние сокращают число рабочих мест и увеличивают безработицу. В принимающей стране против прямых иностранных инвестиций выступают предприниматели, так как у них снижается отдача на капитал, равно как и их доля в общем доходе.
Второй аспект распределения дохода от прямых зарубежных инвестиций сводится к дележу прибыли между принимающей страной и страной базирования многонациональной фирмы.
В этих спорах важная роль принадлежит налогообложению многонациональных фирм. По законам США, например, прибыли зарубежных филиалов фирм не являются объектом налогообложения до тех пор, пока они не переправлены на родину. Делается это для того, чтобы избежать двойного налогообложения. По этой причине США получают весьма скромные суммы в виде налогов от зарубежных сделок своих многонациональных корпораций.
Принимающие страны, хотя и получают налоги от многонациональных фирм, также недовольны их объемом. Они убеждены, что могли бы получать гораздо больше, если бы многонациональные фирмы не объявляли свои прибыли в странах с низким уровнем налогообложения. Многие сделки между филиалами одной и той же фирмы осуществляются по ценам, которые устанавливаются самой фирмой. Поэтому трансфертные цены на продукцию многонациональных компаний являются весьма злободневной проблемой. Таким образом, все страны, в которых действуют многонациональные корпорации, конкурируют друг с другом за получаемые прибыли, каждая стремится к получению большей части.
Многонациональные корпорации, действуя в десятках стран, способны серьезно влиять на все сферы общественной жизни. А самые крупные и могущественные корпорации даже в состоянии уклоняться от экономического и политического контроля со стороны государств, на территории которых они функционируют.
Если правительство какой-то страны пытается оказать давление на многонациональную корпорацию, то она часто просто покидает данную страну и перемещается в другую, где к ней относятся более лояльно. Поэтому фундаментальной проблемой теории и практики многонациональных корпораций является соотношение, монопольной власти и суверенитета государства.
Многие экономисты-международники склонны оценивать эту борьбу как неравную, предсказывая долговременную тенденцию к сокращению влияния государства на деятельность ТНК. Такое развитие событий вполне возможно, хотя не следует забывать о тех преимуществах в этой борьбе, которыми располагает система государственного управления.
В целом же многонациональные фирмы показали свою способность взламывать изоляцию национальных экономик, вовлекая их в процесс интеграции с мировым экономическим сообществом. Они служат важнейшим средством передачи новых технологий, распространения информации о новых продуктах, в результате чего меняются общественные мнения. Многонациональные корпорации подрывают власть и позиции местных монополий и повышают степень конкурентности национальных рынков.
3. Иностранный капитал в Республике Беларусь.
Механизм привлечения иностранных инвестиций включает следующие необходимые элементы: адекватная современной социально-экономической ситуации нормативно-правовая база, в которой содержатся, в первую очередь, гарантии государства по защите инвестиций и меры экономического стимулирования, наличие соответствующей инвестиционной инфраструктуры, доступные процедуры регистрации и дальнейшего взаимодействия с бюрократическими структурами.
Инвестиционная инфраструктура, согласно опыту других стран, подразумевает как наличие специализированного центра содействия иностранным инвестициям, так и общей развитой системы банковского и страхового обслуживания, консультационных услуг, транспортного обеспечения и связи и т.п.
На сегодняшний день в Беларуси уже существуют общие элементы инвестиционной инфраструктуры. Инфраструктура обслуживания инвестиций в Республике Беларусь представлена 40 белорусскими коммерческими банками и более чем 750 их филиалами. В Беларуси активно развивают свою деятельность около 50 финансовых инвестиционных компаний, 13 товарных бирж, а также транспортная, фондовая и межбанковская валютные биржи. В республике функционируют 14 лизинговых и 73 страховые компании, создан инвестиционный фонд, учредителями которого выступили 13 частных фирм. С момента создания Аудиторской палаты при Совете Министров Республики Беларусь (август 1992 г.) получили лицензии на занятие аудиторской деятельностью более 50 аудиторских организаций. Создана Белорусская национальная ассоциация маркетинга, основной задачей которой является организация и развитие современной маркетинговой инфраструктуры. Таким образом, в Республике Беларусь создаются организационные и правовые условия, которые нацелены на более широкое привлечение иностранных инвестиций в ее экономику и с их помощью осуществление реформирования белорусской экономики на рыночной основе. [8, с 10]
Информация о работе Иностранный капитал в Республике Беларусь