Инновация как информационный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 11:28, курсовая работа

Описание работы

Инновации, или нововведения, играют важную роль не только в макроэкономическом развитии и обеспечении экономического роста, но и, в долгосрочной перспективе, в достижении целей коммерческой организации (предприятия, компании, фирмы) на микроуровне.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Часть 1. Теоретические основы инноваций……………………………………..5
Содержание понятия инновация……………………………………….5
Классификация инноваций…………………………………………….9
Функции инновации…………………………………………………..12
Инновационная политика как фактор социально-экономического развития государства…………………………………………………13
Часть 2. Взаимодействие информации и инновационной деятельности
в современной экономике…………………………………………………………22
2.1. Инновационная деятельность предприятий………………………..22
2.2. Инновационная экономика в контексте информатизации…………26
2.3. Информационное обеспечение инновационной деятельности ……28
Часть 3. Информационное обеспечение научно-технического развития Украины в контексте формирования информационного общества……………35
3.1. Особенности информационных процессов в экономической системе………………………………………………………………………………35
3.2. Новые измерения инновационной экономики………………………38
Заключение……………………………………………………………………….45
Список использованной литературы…………………………………………...47
Приложения……………………………………………………………………..49

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ!.doc

— 264.00 Кб (Скачать)

   Развитие  и совершенствование информационной инфраструктуры научно-инновационной  сферы имеет многоплановый комплексный  характер и ведется по следующим  направлениям:

      - совершенствование государственной системы научно-технической информации и развитие информационных ресурсов в целях обеспечения эффективной информационной поддержки различных стадий инновационного процесса;

      - развитие компьютерной сети, обеспечивающей условия эффективного взаимодействия всех участников инновационного процесса с использованием современных телекоммуникационных технологий;

      - разработка и использование новых информационных технологий, повышающих эффективность работы информационной инфраструктуры научно-инновационной сферы.

   На  стадии появления идеи об инновации  большее значение имеет внешняя  информация. Источники такой информации находятся, как правило, вне предприятий. Для инноваций типа "новая продукция", особенно в пищевой и легкой промышленности, источниками информации являются результаты маркетинговых исследований. Для технологических и технических инноваций большинство обследованных предприятий называют в качестве наиболее эффективного источника различные выставки, семинары и др.

   В советское время информационная поддержка предприятий в области новой техники и технологий была поставлена на достаточно высоком уровне. Этой работой занимались отраслевые НИИ, доводили информацию до предприятий в виде информационных листов, специализированных журналов, регулярно проводились конференции и семинары по разным вопросам научно-технического прогресса в отраслях, обмену опытом и т.п. В настоящее время эта система почти полностью разрушена. Многие журналы либо вовсе не выпускаются, либо они стали практически недоступны многим предприятиям по причине высокой стоимости. Оставшиеся отраслевые НИИ сами испытывают затруднения с получением информации, имеющуюся у них информацию распространяют на коммерческой основе. Информация становится таким же товаром, как и сама продукция предприятий. Многие предприятия отмечают в качестве основного источника информации об инновациях связи с зарубежными фирмами, участие в выставках за рубежом, контакты с иностранными специалистами, стажировки на крупных фирмах, заграничные командировки. Но такие возможности доступны далеко не всем предприятиям и они отмечают информационный голод. Еще одним источником информации указывается Internet, но как следует из материалов исследований, Internet используется больше для рекламы своей продукции. Многие руководители предприятий отмечают случайный характер инноваций, так как информацию об инновациях получили от своих знакомых, друзей, партнеров по бизнесу в ходе каких-то контактов. В некоторых случаях информация "сама приходит" на предприятие от заказчиков новой продукции. С разрушением отраслевых министерств, также осуществлявших ранее информационное обеспечение предприятий, создаются ассоциации производителей определенных видов продукции. Ассоциации осуществляют централизованно связи с потребителями продукции и информируют своих членов о нововведениях в отрасли, поддерживают связи с зарубежными учеными, осуществляют выход на европейские и мировые источники информации.

   Таким образом, в условиях информационного  бума с одной стороны, и с другой - информационного голода предприятий в области новой техники и технологий, информация об инновациях приходит на предприятия разными, порой неожиданными путями. Отсутствует система информирования предприятий о достижениях в конкретных областях науки и техники, не сформирован рынок информационных услуг такого вида.

   На  стадии принятия решения об инновации  роль информационной поддержки этого  процесса возрастает. Качество принимаемого решения во многом зависит от объективности, всесторонности, достоверности, точности, полноты и других качеств информации, используемой при принятии решения. На этой стадии внешняя информация об инновации должна быть увязана с внутренней. Желаемые параметры нововведения должны быть соизмерены с возможностями предприятия, его готовностью к инновации. Возможности предприятия - это его производственный потенциал, кадровый потенциал, положение на рынке, финансовое состояние и др.

   Внутренняя  информация, связанная с оценкой  собственных возможностей предприятий, на стадии принятия решения также  имеет большое значение. Предприятия, на которых внедрены компьютеризированные системы управления, в этом смысле оказываются в более выгодном положении. Действующие информационные технологии позволяют в короткий срок получить полную и достоверную информацию о состоянии производства, поставщиках, потребителях, наличии ресурсов и др. Из обследованных предприятий настоящая компьютеризация управления внедрена на немногих предприятиях. Как правило, отдельные приложения информационно между собой не связаны, часто информация, поступающая из разных приложений, противоречива. Внутренняя информация служит для оценки затрат предприятия на инновации, источников и способов финансирования нововведения, расчетов сроков окупаемости и эффективности проектов.

   На  стадии внедрения инноваций также возникают проблемы с недостатком информации. Для технологических и технических инноваций при освоении новой техники и технологии возникает много проблем при наладке оборудования и доведением технологии.

   Предприятия заинтересованы в распространении  информации о своей продукции, возможностях производства. Для этого используются многие информационные каналы. Выпускается рекламная продукция (буклеты, каталоги и др.), даются рекламные объявления в газеты, журналы и на телевидение. Некоторые предприятия имеют доступ в Internet и размещают там свою информацию. Участие в выставках, ярмарках, конкурсах, презентациях и других публичных мероприятиях также дает возможность распространить информацию о своем предприятии. На некоторых предприятиях организуются специальные конференции с привлечением потенциальных потребителей продукции.

   Обеспечение информационной поддержки инновационной  деятельности включает:

   - создание и пополнение банков данных научно-технических результатов и потенциальных возможностей исполнителей научно-технических программ и проектов по приоритетным направлениям;

   - осуществление связи с удаленными информационными центрами и базами данных, в том числе зарубежными, с использованием украинских и иностранных телекоммуникационных систем;

   - обеспечение доступа заинтересованных организаций и лиц к информационным базам данных (ИБД) и информационным ресурсам Интернет в области инновационной деятельности;

       -  поиск и отбор инновационных проектов, предложений по производству наукоемкой продукции для организаций и физических лиц, заинтересованных в их финансировании;

   - создание и пополнение банков данных о потребительских свойствах товаров ведущих фирм и т.п.

   В ходе разработки и реализации инновационных  проектов руководителям и специалистам предприятий и организаций, участвующих в их реализации, а также отдельным физические лицам, самостоятельно осуществляющим исследования и разработки, приходится готовить и принимать разнообразные решения, для обоснования которых необходимы различные данные о состоянии внешней среды (научно-технической, финансово-экономической, производственно-технологической, рыночной и др.).

   При этом необходимо обеспечить:

   - возможности для каждого из  участников инновационного процесса  получать как общую, так и  специальную (соответствующую решаемым им задачам) информацию;

   - возможность наращивания сведений  о научно-технической разработке (создание и хранение истории  разработки начиная от получения  полезной идеи до осуществления  выпуска новой продукции и  сфер ее применения);

   - обеспечение доступа к различным  источникам информации, необходимым для принятия решения, а при ее отсутствии - к потенциальным контрагентам, которые могут располагать или подготовить данную информацию;

   - наличие сведений о потенциальных  партнерах по осуществлению инновационного  процесса на всех этапах его осуществления в разрезе основных функций (от инновационного менеджмента до оказания содействия использованию новой продукции/услуги конечным потребителем);

   - выполнение некоторых “интеллектуальных”  функций.

   Последнее предполагает, что при отсутствии в базах данных объектов с параметрами, необходимых участнику инновационного процесса, выдавать не только отрицательный ответ, но давать также:

   - перечни объектов частично соответствующих запросу (по отдельным параметрам или их сочетаниям);

   - разработки с близкими к запрашиваемым значениями параметров объектов;

   - адреса субъектов, которые могут осуществить разработку подобных объектов.

   Кому  необходима информация в инновационной  деятельности?

   Информацией должны обеспечиваться, прежде всего, лица, принимающие ключевые решения в ходе реализации инновационного процесса:

   - научный руководитель инновационного  проекта (автор полезной идеи  или основанной на ней научно-технической  разработки);

   - инновационный менеджер (исполнительный  директор или технический руководитель проекта);

   - исследователь (исполнитель прикладных  НИР, отрабатывающих концепцию  и основные способы реализации  полезной идеи в определенных  видах новой продукции/услуг и  технологий);

   - конструктор (разработчик конструктивных  решений и структуры конфигураций новой продукции и модификаций новых услуг);

   - технолог (разработчик технологических  процессов производства новой  продукции и предоставления новых  услуг);

   - проектировщик (разработчик проектов  инновационных предприятий и  встраивания (“привязки”) технологий производства новой продукции (предоставления новых) услуг в производственную систему действующего предприятия);

   - маркетолог (специалист по определению  структуры потенциальных рынков  новых товаров и их ключевых  параметров, позиционированию новой  продукции/услуг на них, по определению структуры их потенциальных пользователей и возможных конкурентов и т. п.);

   - рекламист (специалист по способам  ознакомления с новыми товарами  потенциальных покупателей/пользователей);

   - правовед (специалист по интеллектуальной собственности, в т. ч. патентам, по хозяйственно-договорным отношениям и т. п.);

   - метролог (специалист по проблемам  качества продукции и производства, сертификации и метрологии);

   - финансист (потенциальный инвестор  проекта на различных его стадиях,  финансовый директор проекта и т. п.);

   - экономист (специалист по технико-экономическим  обоснованиям инновационного проекта);

   - логистик (специалист по снабжению  и сбыту новых товаров);

   - руководители инновационного предприятия  и предприятия - конечного потребителя новой продукции/услуг. 

   Часть 3. Информационное обеспечение научно-технического развития Украины в контексте формирования информационного общества 

3.1.  Особенности информационных процессов в экономической системе.

   Успехи развития материальной базы производства в современных условиях все в большей степени зависят от качества информационной среды, степени интеллектуализации производственных сил общества. Уровень развитости информационной среды определяет структуру особого вида общественных отношений — информационных. Имеется в виду обеспечение целенаправленного объединения возможностей, интересов и устремлений ученых, конструкторов, менеджеров (как в сфере производства, так и в сфере реализации продукции) и, наконец, потребителей товаров и услуг.

   К сожалению, для экономики Украины характерно почти полное игнорирование роли информационного ресурса как непосредственной производительной силы общества. Много говорится об отсталости технологической базы производства, устарелости оборудования, высоком риске инвестиций, однако почти не предпринимается мер, препятствующих развалу государственной системы информационного обеспечения, включая систему органов научно-технической информации, библиотек, издательскую базу специальных журналов и сборников.

   Примитивность и крайняя неэффективность использования инструментальных средств и информационных технологий накопления, поиска, передачи и актуализации данных и сведений научного, производственного и коммерческого характера в первую очередь препятствуют достижению конкурентоспособности производимой в Украине продукции.

   Конечно, в условиях рыночной экономики государство  не в состоянии поддерживать и развивать на современном уровне материально-техническую базу централизованных органов научно-технической информации. В то же время независимый сектор информационных услуг в виде различных аналитических центров, консалтинговых компаний и групп, которые работают преимущественно на коммерческой основе, формируется в Украине чрезвычайно медленно.

Информация о работе Инновация как информационный процесс