Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 11:28, курсовая работа
Инновации, или нововведения, играют важную роль не только в макроэкономическом развитии и обеспечении экономического роста, но и, в долгосрочной перспективе, в достижении целей коммерческой организации (предприятия, компании, фирмы) на микроуровне.
Введение………………………………………………………………………….3
Часть 1. Теоретические основы инноваций……………………………………..5
Содержание понятия инновация……………………………………….5
Классификация инноваций…………………………………………….9
Функции инновации…………………………………………………..12
Инновационная политика как фактор социально-экономического развития государства…………………………………………………13
Часть 2. Взаимодействие информации и инновационной деятельности
в современной экономике…………………………………………………………22
2.1. Инновационная деятельность предприятий………………………..22
2.2. Инновационная экономика в контексте информатизации…………26
2.3. Информационное обеспечение инновационной деятельности ……28
Часть 3. Информационное обеспечение научно-технического развития Украины в контексте формирования информационного общества……………35
3.1. Особенности информационных процессов в экономической системе………………………………………………………………………………35
3.2. Новые измерения инновационной экономики………………………38
Заключение……………………………………………………………………….45
Список использованной литературы…………………………………………...47
Приложения……………………………………………………………………..49
— упрочение национальной валюты, повышение эффективности банковской системы, стимулирование вложения капиталов в основное производство, реализация мер, которые облегчают накопление рассеянного капитала;
— стабилизация правил экономических отношений.
Как свидетельствует мировой опыт, в переходный период любое государство вынуждено формировать свою социально-экономическую политику, исходя из собственных традиций, фактически сложившейся структуры производства и состояния экономики, имевших место перед началом переходного периода. В то же время государство должно стремиться к созданию такой социально-экономической среды, которая содействовала бы благоприятным для развития рыночных отношений социально-экономическим преобразованиям. Однако само по себе развитие рыночных отношений является не самоцелью, а лишь средством продвижения к конкурентоспособному типу экономики. Для государства, в конце концов, не важно, что превалирует в отношениях между субъектами производства: рынок или централизованное планирование. Главное — это достижение конкурентоспособности выпускаемой в стране продукции на межгосударственном уровне.
Важным средством реализации государственной инновационной политики должно стать организационно-функциональное обеспечение как неотъемлемый элемент механизма управления инновационным процессом в Украине.
Этот механизм включает:
а)
создание скоординированной и
— общегосударственном;
— региональном;
— отраслевом;
— местном;
б)
совершенствование
— государственной;
— частной;
— коллективной (ассоциируемой);
в) внедрение сети инновационных структур:
— парков (технопарков, агропарков, инновационных, научно-образовательных, рекреационных парков и т.п.);
— центров (технологических, инновационных, территориальных, производственных, научно-производственных и др.);
— полисов (технополисов, курортополисов, рекреационных зон, социально-экономических экспериментальных зон, административных районов научно-технического развития и т.п.);
г) организационно-функциональное обеспечение:
— лицензирование инновационной деятельности;
— стандартизация инновационной деятельности и сертификация ее продукции;
— экспертиза материалов, проектов, систем и других объектов инновационной деятельности;
—
государственная регистрация
—
аудит инновационной
— контроль над соблюдением принципов и требований государственной инновационной политики и инновационного законодательства.
Любой организационный механизм базируется на системе переработки информации, четкость функционирования которой в значительной мере определяет общую эффективность его деятельности.
Информационное обеспечение инновационной сферы должно включать: организацию постоянно действующих и периодических выставок законченных разработок для обмена позитивным опытом в сфере инновационной деятельности и его пропаганды; создание при национальных научных (научно-технических) центрах по крайней мере по каждому приоритетному направлению развития науки и техники автоматизированных информационно-поисковых систем, имеющих полный банк данных относительно фирм, научных центров страны и мира, патентной информации, публикаций по соответствующим темам (проблемам). На уровне государственных органов
следует обеспечивать функционирование информационных банков двойных технологий, возможность подбора партнеров и создания кооперационных сетей для производства комплексных технологических систем.
Кадровое
обеспечение инновационной деятельности
должно предусматривать помощь предприятиям
в переподготовке административно-
В
условиях рыночной экономики одной
из важнейших составляющих экономического
обеспечения инновационной
В мировой практике используются такие источники финансирования инноваций: государственные ассигнования; собственные средства фирм, предприятий, вузов, научных учреждений, некоммерческих организаций; кредитные ресурсы; частные сбережения населения; иностранный капитал. В свою очередь государственные финансовые поступления на инновационное развитие могут быть реализованы за счет бюджетных средств, средств государственных предприятий и организаций, государственных специализированных фондов. Государственное финансирование нововведений в промышленно развитых странах осуществляется, как правило, на основах программно-целевого подхода в рамках контрактных соглашений.
С источниками финансирования инновационной деятельности в Украине можно ознакомиться в приложении 1.
Для перевода экономики Украины на инновационные рельсы нужна, прежде всего, государственная поддержка предприятий, которые производят конкурентоспособную на мировом рынке продукцию на основе передовых технологий и имеют высококвалифицированные кадры. Активнее для этого следует использовать целевые инновационные программы и проекты, финансируемые за счет средств специальных инновационных фондов, включая централизованные, региональные и отраслевые.
Данные фонды должны осуществлять финансовую, инвестиционную и материально-техническую поддержку внедрения в производство результатов государственных научно-технических программ, научно-технических разработок и новых технологий межотраслевого характера и организовывать на их основе техническое переоснащение производства, выпуск импортозаменяющих и новых видов продукции. Необходимо разработать четкий механизм передачи результатов государственных научно-технических программ для дальнейшего их внедрения за счет средств этого фонда.
С целью аккумулирования и перераспределения инвестиций для инновационной деятельности целесообразно создать систему координации многоканальных источников финансирования на основе централизованных, местных и отраслевых инновационных фондов при участии государства как гаранта инвестиций (в связи с высоким уровнем риска инновационных мероприятий). Вместе с органами государственной власти соучредителями таких фондов могут быть отрасли, которые производят товары народного потребления, предприятия и фирмы сферы услуг, малые фирмы, частные инвесторы. В то же время в отраслях, выпускающих продукцию на экспорт, соучредителями могут выступать иностранные фирмы.
Условия осуществления инновационной политики в Украине
Считается, что экономические реформы в Украине с момента обретения ею независимости направлены на ее рыночную трансформацию. Жесткая финансовая политика как основной элемент этих реформ до последнего времени привела к снижению уровня инфляции и стабилизации валютного курса. В то же время были начаты некоторые структурные реформы. Начались массовая приватизация, структурная перестройка сельскохозяйственной и энергетической отраслей, был упразднен контроль над ценами и существенно либерализован торговый режим.
Однако в программе реформ практически не уделялось внимания возрождению конкурентоспособного на внутреннем и внешнем рынках отечественного товаропроизводителя как главной предпосылке стабилизации финансовой и бюджетной системы. И главное, не было учтено, что это может стать основой успешного продолжения и углубления реформ только при условии выхода отечественного производства на качественно новый технологический уровень.
Данные об экономическом развитии Украины свидетельствуют, что уровень ее инновационного развития весьма низок. Это обусловлено такими причинами:
— Очень малая доля бюджетных расходов на научные исследования. В развитых странах она составляет 2—3% валового внутреннего продукта, из которых почти 50% поступает из общественных фондов. В Украине, по данным за последние пять лет, эта доля не превышает 0,4% ВВП.
— Незначительная часть инновационной продукции в общем объеме произведенной продукции. Критически опасный уровень объемов новой продукции в наиболее инновационных отраслях, а именно: в электронной и электромашиностроительной промышленности, производстве контрольно-измерительной аппаратуры, средств транспорта, изделий из пластмасс и резины, строительных материалов, в малотоннажнойхимии — тех отраслях промышленности, которые в развитых странах Европы создают и осваивают почти 80% инноваций.
— Обветшалость наиболее распространенных технологий в ведущих отраслях промышленности. Речь идет о технологиях, открывающих новые возможности в металлургии и металлообработке, контроле производственных процессов, производстве материалов, монтаже конечных изделий. По мнению экспертов, технологическая отсталость в некоторых базовых секторах нашей экономики составляет более десяти лет по сравнению с промышленно развитыми странами.
— Отсутствие у предприятий возможностей для финансирования исследований и разработок за счет собственных денежных средств. Сопоставление данных о финансовых накоплениях промышленных предприятий и уровне налогов на них говорит о полной финансовой несостоятельности производств в области инновационной деятельности.
—
Низкая «инновационность»
— Постоянное падение уровня активности изобретателей и рационализаторов. Этот процесс усугубляется тем, что постоянно уменьшается численность и усложняется возможность трудоустройства кадров высокой квалификации по специальности. Средняя заработная плата в сфере науки намного меньше, чем в большинстве отраслей экономики и управления.
— Низкая обновляемость машин и оборудования. По европейским стандартам период амортизации должен быть не более 3—7 лет, в то же время в Украине этот период во многих случаях составляет несколько десятков лет.
— Слабое использование компьютерной техники в сфере проектирования, хозяйственного управления и управления производственными процессами.
— Низкий уровень стандартизации изделий, который не побуждает производство к достижению необходимого качества.
— Очень высокая энергоемкость экономики.
— Полное отсутствие программы приватизации организационных единиц в сфере науки.
Учитывая территориальную, отраслевую и структурную неоднородность научно-технического потенциала Украины, в разные периоды и в разных регионах целесообразно использовать различные модели инновационного развития. Среди наиболее перспективных моделей сегодня специалисты называют следующие:
— Модель централизованного управления инвестиционной деятельностью в инновационной сфере.
— Модель региональных приоритетов инновационного развития.
— Модель эффективного использования локальной концентрации инновационного потенциала.
— Модель единого инновационного пространства СНГ.
—
Модель международного сотрудничества
в инновационной сфере.