Инновация как информационный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 11:28, курсовая работа

Описание работы

Инновации, или нововведения, играют важную роль не только в макроэкономическом развитии и обеспечении экономического роста, но и, в долгосрочной перспективе, в достижении целей коммерческой организации (предприятия, компании, фирмы) на микроуровне.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Часть 1. Теоретические основы инноваций……………………………………..5
Содержание понятия инновация……………………………………….5
Классификация инноваций…………………………………………….9
Функции инновации…………………………………………………..12
Инновационная политика как фактор социально-экономического развития государства…………………………………………………13
Часть 2. Взаимодействие информации и инновационной деятельности
в современной экономике…………………………………………………………22
2.1. Инновационная деятельность предприятий………………………..22
2.2. Инновационная экономика в контексте информатизации…………26
2.3. Информационное обеспечение инновационной деятельности ……28
Часть 3. Информационное обеспечение научно-технического развития Украины в контексте формирования информационного общества……………35
3.1. Особенности информационных процессов в экономической системе………………………………………………………………………………35
3.2. Новые измерения инновационной экономики………………………38
Заключение……………………………………………………………………….45
Список использованной литературы…………………………………………...47
Приложения……………………………………………………………………..49

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ!.doc

— 264.00 Кб (Скачать)

   — упрочение национальной валюты, повышение эффективности банковской системы, стимулирование вложения капиталов в основное производство, реализация мер, которые облегчают накопление рассеянного капитала;

   — стабилизация правил экономических  отношений.

   Как свидетельствует мировой опыт, в переходный период любое государство вынуждено формировать свою социально-экономическую политику, исходя из собственных традиций, фактически сложившейся структуры производства и состояния экономики, имевших место перед началом переходного периода. В то же время государство должно стремиться к созданию такой социально-экономической среды, которая содействовала бы благоприятным для развития рыночных отношений социально-экономическим преобразованиям. Однако само по себе развитие рыночных отношений является не самоцелью, а лишь средством продвижения к конкурентоспособному типу экономики. Для государства, в конце концов, не важно, что превалирует в отношениях между субъектами производства: рынок или централизованное планирование. Главное — это достижение конкурентоспособности выпускаемой в стране продукции на межгосударственном уровне.

   Важным  средством реализации государственной  инновационной политики должно стать организационно-функциональное обеспечение как неотъемлемый элемент механизма управления инновационным процессом в Украине.

   Этот  механизм включает:

   а) создание скоординированной и согласованной  системы организационных структур обеспечения реализации государственной инновационной политики на таких уровнях:

   — общегосударственном;

   — региональном;

   — отраслевом;

   — местном;

   б) совершенствование организационных структур финансового обеспечения реализации государственной инновационной политики (инновационные банки, фонды и т.п.), которые базировались бы на различных формах собственности:

   — государственной;

   — частной;

   — коллективной (ассоциируемой);

   в) внедрение сети инновационных структур:

   — парков (технопарков, агропарков, инновационных, научно-образовательных, рекреационных парков и т.п.);

   — центров (технологических, инновационных, территориальных, производственных, научно-производственных и др.);

   — полисов (технополисов, курортополисов, рекреационных зон, социально-экономических экспериментальных зон, административных районов научно-технического развития и т.п.);

   г) организационно-функциональное обеспечение:

   — лицензирование инновационной деятельности;

   — стандартизация инновационной деятельности и сертификация ее продукции;

   — экспертиза материалов, проектов, систем и других объектов инновационной деятельности;

   — государственная регистрация субъектов  инновационной деятельности;

   — аудит инновационной деятельности и инновационного процесса;

   — контроль над соблюдением принципов и требований государственной инновационной политики и инновационного законодательства.

   Любой организационный механизм базируется на системе переработки информации, четкость функционирования которой в значительной мере определяет общую эффективность его деятельности.

   Информационное  обеспечение инновационной сферы должно включать: организацию постоянно действующих и периодических выставок законченных разработок для обмена позитивным опытом в сфере инновационной деятельности и его пропаганды; создание при национальных научных (научно-технических) центрах по крайней мере по каждому приоритетному направлению развития науки и техники автоматизированных информационно-поисковых систем, имеющих полный банк данных относительно фирм, научных центров страны и мира, патентной информации, публикаций по соответствующим темам (проблемам). На уровне государственных органов

следует обеспечивать функционирование информационных банков двойных технологий, возможность подбора партнеров и создания кооперационных сетей для производства комплексных технологических систем.

   Кадровое  обеспечение инновационной деятельности должно предусматривать помощь предприятиям в переподготовке административно-управленческого персонала, ускоренное создание учебных программ для вузов, подготовку и переподготовку специалистов для органов исполнительной власти, специалистов по экономико-правовым вопросам, менеджменту и маркетингу для инновационных структур с учетом зарубежного опыта.

   В условиях рыночной экономики одной  из важнейших составляющих экономического обеспечения инновационной деятельности является ее финансирование.

   В мировой практике используются такие  источники финансирования инноваций: государственные ассигнования; собственные  средства фирм, предприятий, вузов, научных  учреждений, некоммерческих организаций; кредитные ресурсы; частные сбережения населения; иностранный капитал. В свою очередь государственные финансовые поступления на инновационное развитие могут быть реализованы за счет бюджетных средств, средств государственных предприятий и организаций, государственных специализированных фондов. Государственное финансирование нововведений в промышленно развитых странах осуществляется, как правило, на основах программно-целевого подхода в рамках контрактных соглашений.

   С источниками финансирования инновационной деятельности в Украине можно ознакомиться в приложении 1.

   Для перевода экономики Украины на инновационные  рельсы нужна, прежде всего, государственная  поддержка предприятий, которые  производят конкурентоспособную на мировом рынке продукцию на основе передовых технологий и имеют высококвалифицированные кадры. Активнее для этого следует использовать целевые инновационные программы и проекты, финансируемые за счет средств специальных инновационных фондов, включая централизованные, региональные и отраслевые.

   Данные  фонды должны осуществлять финансовую, инвестиционную и материально-техническую поддержку внедрения в производство результатов государственных научно-технических программ, научно-технических разработок и новых технологий межотраслевого характера и организовывать на их основе техническое переоснащение производства, выпуск импортозаменяющих и новых видов продукции. Необходимо разработать четкий механизм передачи результатов государственных научно-технических программ для дальнейшего их внедрения за счет средств этого фонда.

   С целью аккумулирования и перераспределения инвестиций для инновационной деятельности целесообразно создать систему координации многоканальных источников финансирования на основе централизованных, местных и отраслевых инновационных фондов при участии государства как гаранта инвестиций (в связи с высоким уровнем риска инновационных мероприятий). Вместе с органами государственной власти соучредителями таких фондов могут быть отрасли, которые производят товары народного потребления, предприятия и фирмы сферы услуг, малые фирмы, частные инвесторы. В то же время в отраслях, выпускающих продукцию на экспорт, соучредителями могут выступать иностранные фирмы.

   Условия осуществления инновационной  политики в Украине

   Считается, что экономические реформы в  Украине с момента обретения ею независимости направлены на ее рыночную трансформацию. Жесткая финансовая политика как основной элемент этих реформ до последнего времени привела к снижению уровня инфляции и стабилизации валютного курса. В то же время были начаты некоторые структурные реформы. Начались массовая приватизация, структурная перестройка сельскохозяйственной и энергетической отраслей, был упразднен контроль над ценами и существенно либерализован торговый режим.

   Однако  в программе реформ практически  не уделялось внимания возрождению конкурентоспособного на внутреннем и внешнем рынках отечественного товаропроизводителя как главной предпосылке стабилизации финансовой и бюджетной системы. И главное, не было учтено, что это может стать основой успешного продолжения и углубления реформ только при условии выхода отечественного производства на качественно новый технологический уровень.

   Данные  об экономическом развитии Украины  свидетельствуют, что уровень ее инновационного развития весьма низок. Это обусловлено такими причинами:

   — Очень малая доля бюджетных расходов на научные исследования. В развитых странах она составляет 2—3% валового внутреннего продукта, из которых  почти 50% поступает из общественных фондов. В Украине, по данным за последние пять лет, эта доля не превышает 0,4% ВВП.

   — Незначительная часть инновационной  продукции в общем объеме произведенной  продукции. Критически опасный уровень объемов новой продукции в наиболее инновационных отраслях, а именно: в электронной и электромашиностроительной промышленности, производстве контрольно-измерительной аппаратуры, средств транспорта, изделий из пластмасс и резины, строительных материалов, в малотоннажнойхимии — тех отраслях промышленности, которые в развитых странах Европы создают и осваивают почти 80% инноваций.

   — Обветшалость наиболее распространенных технологий в ведущих отраслях промышленности. Речь идет о технологиях, открывающих новые возможности в металлургии и металлообработке, контроле производственных процессов, производстве материалов, монтаже конечных изделий. По мнению экспертов, технологическая отсталость в некоторых базовых секторах нашей экономики составляет более десяти лет по сравнению с промышленно развитыми странами.

   — Отсутствие у предприятий возможностей для финансирования исследований и  разработок за счет собственных денежных средств. Сопоставление данных о финансовых накоплениях промышленных предприятий и уровне налогов на них говорит о полной финансовой несостоятельности производств в области инновационной деятельности.

   — Низкая «инновационность» непосредственных зарубежных инвестиций, которые вкладываются в производство современных технологий и изделий.

   — Постоянное падение уровня активности изобретателей и рационализаторов. Этот процесс усугубляется тем, что постоянно уменьшается численность и усложняется возможность трудоустройства кадров высокой квалификации по специальности. Средняя заработная плата в сфере науки намного меньше, чем в большинстве отраслей экономики и управления.

   — Низкая обновляемость машин и  оборудования. По европейским стандартам период амортизации должен быть не более 3—7 лет, в то же время в Украине этот период во многих случаях составляет несколько десятков лет.

   — Слабое использование компьютерной техники в сфере проектирования, хозяйственного управления и управления производственными процессами.

   — Низкий уровень стандартизации изделий, который не побуждает производство к достижению необходимого качества.

   — Очень высокая энергоемкость  экономики.

   — Полное отсутствие программы приватизации организационных единиц в сфере  науки.

   Учитывая территориальную, отраслевую и структурную неоднородность научно-технического потенциала Украины, в разные периоды и в разных регионах целесообразно использовать различные модели инновационного развития. Среди наиболее перспективных моделей сегодня специалисты называют следующие:

   — Модель централизованного управления инвестиционной деятельностью в инновационной сфере.

   — Модель региональных приоритетов инновационного развития.

   — Модель эффективного использования  локальной концентрации инновационного потенциала.

   — Модель единого инновационного пространства СНГ.

   — Модель международного сотрудничества в инновационной сфере. 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Инновация как информационный процесс