Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 11:28, курсовая работа
Инновации, или нововведения, играют важную роль не только в макроэкономическом развитии и обеспечении экономического роста, но и, в долгосрочной перспективе, в достижении целей коммерческой организации (предприятия, компании, фирмы) на микроуровне.
Введение………………………………………………………………………….3
Часть 1. Теоретические основы инноваций……………………………………..5
Содержание понятия инновация……………………………………….5
Классификация инноваций…………………………………………….9
Функции инновации…………………………………………………..12
Инновационная политика как фактор социально-экономического развития государства…………………………………………………13
Часть 2. Взаимодействие информации и инновационной деятельности
в современной экономике…………………………………………………………22
2.1. Инновационная деятельность предприятий………………………..22
2.2. Инновационная экономика в контексте информатизации…………26
2.3. Информационное обеспечение инновационной деятельности ……28
Часть 3. Информационное обеспечение научно-технического развития Украины в контексте формирования информационного общества……………35
3.1. Особенности информационных процессов в экономической системе………………………………………………………………………………35
3.2. Новые измерения инновационной экономики………………………38
Заключение……………………………………………………………………….45
Список использованной литературы…………………………………………...47
Приложения……………………………………………………………………..49
Часть
2. Взаимодействие информации
и инноваций в
современной экономике
Качественные сдвиги в современной экономике демонстрируют тот факт, что произошла значительная перегруппировка факторов и источников, определяющих экономическое развитие. Сужающиеся возможности традиционных ресурсов экономического роста связаны как с приближением физических пределов их использования, так и со снижающейся эффективностью и увеличением затрат на природоохранные мероприятия. Это означает, что доминантой в становлении модели экономического роста в XXI в. должна стать система инновационных процессов, научных знаний, новых технологий, продуктов и услуг.
Главными компонентами инновационных систем выступают технологические, научные и научно-технические, социально-организационные, управленческие, а также когнитивные новшества, воплощенные в научных знаниях, изобретениях, ноу-хау и различных материальных носителях. Возникая на всех стадиях воспроизводственного цикла, нововведения (инновации) различаются по типологии, происхождению, назначению, степени новизны, предметно-содержательной структуре, по уровню распространения и воздействию на экономические процессы.
Это означает, что инновационная деятельность является не единичным актом внедрения какого-либо новшества, а целенаправленной системой мероприятий по разработке, внедрению, освоению, производству, диффузии и коммерциализации новшеств. Инновационная деятельность может быть представлена как процесс творчества и создания новшества, реализуемый как максима инновационной альтернативы, инновационной потребности и предпринимательских усилий.
Будучи многовариантным, альтернативным типом деятельности, инновационный процесс представляет собой комплекс связанных между собой явлений — от рождения научной идеи до ее коммерциализации.
Возрастание роли инновационных процессов в экономике приводит к повышению динамизма хозяйственных систем и всего воспроизводственного цикла. Это влечет за собой размывание межотраслевых границ, диверсификацию спроса и предложения и ориентирует инновационные фирмы на проникновение в новые отрасли и на новые рынки.
По мере усиления инновационной направленности экономики все более весомое воздействие на воспроизводственный процесс оказывают научные знания и навыки, программные продукты, патенты и лицензии, т.е. объекты, не имеющие натурально-вещественной формы. Объектом управления становятся "незримые" интеллектуальные активы предприятия и виртуальные технологии. Производственные новшества, новые технологии и новые методы воздействия имеют в своей основе глубокие когнитивные, социально-психологические и культурно-этические корим. По мере развития инновационной направленности экономики, усиления технико-технологической осуществимости научных идеи и возрастания экономической целесообразности нововведений инновационный менеджмент приобретает черты важнейшего социально-экономического института, оказывающего влияние на различные сферы человеческой деятельности.
Технологический
прогресс, развивающийся в виде революционных,
скачкообразных изменений сочетается
с эволюционными социально-
Центральное место в системе инновационных преобразований по праву занимают новые технологии. Технологические инновации определяются большинством авторов как сложная система, с помощью которой идея или изобретение превращаются в объект коммерческой деятельности.
Инновационная деятельность, основанная на рациональности и полезности, не мыслится автором без вознаграждения индивидуальных усилий, умственной энергии и изобретательности. С этих позиций инновационная деятельность есть эффективное сочетание технологии и организации с предпринимательской этикой. Рынок становится универсальным посредником между этапами производства и потребления, что лишает смысла внеэкономическое принуждение, придает динамизм всем ресурсам общества: финансовым, сырьевым и трудовым. Стержнем всего ансамбля факторов общественного производства мыслится инновационное техническое преобразование материальной жизни человека. "Инновация" в вышеназванной трактовке — это и "инновация-процесс", и "инновация-продукт", и социальная инновация. Новшество, таким образом, предстает в виде и цели, и процесса, и результата.
Все виды инноваций находятся в тесной и неразрывной взаимосвязи. Так, продукт-инновация может влиять на изменение производственных процессов, технологий, организационных условий (особенно при обучении работников и создании специальных условий труда). Через процесс-инновацию одновременно можно создать необходимые технические предпосылки для продукта-инновации. В то время как продукт-инновация направлен на результат труда, процесс-инновация ориентирован на повышение эффективности производственного процесса, социальные инновации связаны с изменениями в области социально-технической системы.
Инновационная деятельность состоит из выполнения целого ряда мероприятий, объединенных в одну логическую цепь. Каждое звено этой цепи, каждая стадия этой деятельности подчинена своей логике развития, имеет свои закономерности и свое содержание. Соединяясь воедино, научные изыскания, опытно-конструкторские и технологические разработки, инвестиционно-финансовые, коммерческие и производственные мероприятия подчинены одной главной цели — созданию новшества. Поэтому инновационную деятельность нельзя свести ни к одной из ее составляющих; она характеризуется фронтальностью, высоким уровнем неопределенности и риска, сложностью прогнозирования результатов.
Первичным этапом нововведения является творческий акт создания идеи, имеющей вероятностный характер. Этап рождения новой идеи связан с возникновением концепции новшества. Этот творческий акт, трудно планируемый и прогнозируемый, основан на чередовании накопления знаний и мгновенных озарений, тесном взаимодействии мыслительных процессов с интуитивными догадками. За этапом рождения идеи следует этап изобретения или разработки предметной формы новшества, т.е. придания идее материальной субстанции и формы. Результатом изобретения является информационный продукт: конструкция изделия, технологическая схема процесса и т.д. На этом этапе доказывается научно-техническая возможность реализации идеи новшества. Следующим этапом является нововведение, состоящее в материализации идеи, информации, заложенной в научных исследованиях и конструкторских разработках.
Создание новой технологии разработки включает проведение лабораторных исследований, проектирование технологических схем, составление технологической документации (технологических регламентов, карт, рецептур, инструкций, чертежей, инструмента, оснастки и т.д.). В этом случае необходима отработка новой технологии на экспериментальных установках либо в опытном производстве.
Содержание научно-технического этапа составляют научные исследования, опытно-конструкторские разработки, лабораторные и технологические испытания новых образцов, пусконаладочные работы, техническая помощь, консультации и авторский надзор за нововведениями.
Следующий этап посвящен освоению новой продукции или новой технологии в производстве. Некоторые авторы считают этот этап материализацией нововведений и подразделяют его на ряд последовательных ступеней, включающих изготовление опытных образцов, их испытание, проведение полупромышленного и полунатурного моделирования, подготовку рабочей документации к выпуску первой промышленной партии. Ряд исследователей освоение и наработку опытного образца изделия наряду с внедрением и освоением продукции относят к стадии производства. Именно здесь и именно на этом этапе осуществляется первичное внедрение образца в производство. Предложенное биологами наименование «инвазия» (от англ. invasion), означающее первоначальное внедрение в какой-то процесс, точно подходит для названия этого инновационного акта. Здесь субъект инновации внедряется в новую технологическую и экономическую среду. Инновационные превращения рассматриваются не только как результат внешних воздействий, но и как образование новых, ранее не существовавших внутренних факторов, появляющихся в результате технико-технологических и социальных изменений.
На производственной стадии осуществляется весь комплекс работ по освоению новой продукции, изготовлению первых партий, а затем массовый выпуск нового продукта. Одновременно с подготовкой и освоением новой продукции решается задача подбора и обучения персонала и освоения новых видов оборудования, необходимого для материализации нововведений. Производственный этап создания новшества составляют:
Современную
экономику, формирующуюся под влиянием
информационно-технологической
В сущности, информатизация общества представляет собой процесс формирования новой инструментальной базы человеческой деятельности – различных языковых форм – на основе применения новых информационных технологий. Особенность этой инструментальной базы такова, что она позволяет систематически продуцировать новые знания, новые формы общения, а значит, новые элементы производительных сил. В известном смысле информатизация – это процесс, сопровождающий человечество на всех этапах его развития, во всех исторических эпохах. Информатизация, как и другие формы научно-технического прогресса, означает качественное изменение производительных сил человечества, которое получают новые информационные средства производства, в экономике формируется уклад информационных и коммуникационных технологий. Именно информатизация раскрывает человечеству путь к большей свободе и независимости, творческие начала личности, позволяет увеличить производственные возможности, полнее удовлетворить разнообразные потребности. Взаимная детерминация экономики инноваций и информации стала общепризнанной реальностью. Можно сказать, что информатизация органически “вмонтирована” в рыночный коммуникационный механизм, стимулирующий инновационные процессы. Более того, взаимодействие между процессами развития рынка, инноваций и информатизацией настолько глубоко, что они взаимно усиливают друг друга, наблюдается синергетический эффект их совместного развития. Практически нет ни одной характеристики рынка, не затронутой информатизацией, начиная с его пространственно-временных границ и структуры и заканчивая разными сторонами рыночного механизма. В информационном обществе уменьшается возможность кризисов, как для отдельных фирм, так и для экономики в целом. Действительно, фирмы располагают информацией о сбыте своих товаров практически в любой точке планеты, компьютерная техника позволяет перерабатывать огромные количества оперативной информации для принятия решений, которые становятся более обоснованными. При обнаружении отклонений в рыночной ситуации фирма имеет возможность адаптироваться и предотвратить кризисную ситуацию.
Информатизация,
как процесс внедрения
- является
основой создания
- является
технологической базой для
- обеспечивает и ускоряет процессы передачи и обработки информации, принятие управленческих решений;
- усиливает
интеллектуальный потенциал
- является
фактором экономического роста
и улучшения качества жизни
членов общества, двигателем научно-
По
меткому выражению одного из авторов,
в информационном обществе результаты
полуночной работы “невидимой руки”
становятся известными в ноль часов
одну минуту. В какое-то мере капитализм
действительно становится “программируемым”.
На макроэкономическом уровне влияние
информатизации проявляется в снижении
зависимости промышленно развитых стран
от сырья, расширении информационного
сектора экономики, что позволяет им лучше
адаптироваться к изменяющимся условиям.
Таким образом, экономика в целом также
становится более устойчивой по сравнению
с индустриальной эпохой.
Управление разработкой и внедрением инноваций на предприятиях неразрывно связано с постоянным принятием решений и осуществлением контроля за их реализацией. Оба эти вида деятельности предполагают получение и переработку определенной информации - как о внешней среде, так и о процессах, происходящих внутри предприятия. Поэтому можно говорить о существовании информационной среды - внешней и внутренней, - в которой потенциально содержится информация для осуществления актов принятия решений об инновациях и контроля их исполнения. Информационная среда является важнейшей частью процессов разработки и внедрения нововведений и требует для своего формирования и поддержания значительных усилий и ресурсов на всех стадиях инновационной деятельности. Очевидно, что чем глубже информационная проработка на начальной стадии принятия решения об инновации, тем более обоснованное принимается решение и, как следствие, успешно проходит его реализация. Без должного информационного обеспечения успех нововведений бывает случайным, а в некоторых случаях, недоучет определенных факторов вследствие недостаточной информированности является причиной отказа от инновации на более поздних стадиях ее реализации.