Инновация как информационный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 11:28, курсовая работа

Описание работы

Инновации, или нововведения, играют важную роль не только в макроэкономическом развитии и обеспечении экономического роста, но и, в долгосрочной перспективе, в достижении целей коммерческой организации (предприятия, компании, фирмы) на микроуровне.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Часть 1. Теоретические основы инноваций……………………………………..5
Содержание понятия инновация……………………………………….5
Классификация инноваций…………………………………………….9
Функции инновации…………………………………………………..12
Инновационная политика как фактор социально-экономического развития государства…………………………………………………13
Часть 2. Взаимодействие информации и инновационной деятельности
в современной экономике…………………………………………………………22
2.1. Инновационная деятельность предприятий………………………..22
2.2. Инновационная экономика в контексте информатизации…………26
2.3. Информационное обеспечение инновационной деятельности ……28
Часть 3. Информационное обеспечение научно-технического развития Украины в контексте формирования информационного общества……………35
3.1. Особенности информационных процессов в экономической системе………………………………………………………………………………35
3.2. Новые измерения инновационной экономики………………………38
Заключение……………………………………………………………………….45
Список использованной литературы…………………………………………...47
Приложения……………………………………………………………………..49

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ!.doc

— 264.00 Кб (Скачать)

   Научная работа - это исследовательская деятельность, направленная на получение и переработку  новых, оригинальных, доказательных сведений и информации. Любая научная работа должна обладать новизной, оригинальностью, доказательностью.

   Фундаментальное (теоретическое) исследование не связано  непосредственно с решением конкретных прикладных задач. Однако именно оно  является фундаментом инновационного процесса. Вместе с тем, необходимость теоретических исследований может быть обусловлена потребностями практики и синтезом предыдущих знаний о предмете.

   Фундаментальные исследования, как правило, воплощаются  в прикладных исследованиях, но происходит это не сразу. 

    1. Классификация инноваций

   Продуктовые инновации охватывают внедрение технологически новых или усовершенствованных продуктов. Технологически новый продукт (радикальная продуктовая инновация) — это продукт, чьи технологические характеристики (функциональные признаки, конструктивное выполнение, дополнительные операции, а также состав используемых материалов и компонентов) или предполагаемое использование принципиально новые либо существенно отличаются от аналогичных ранее производимых продуктов. Такие инновации могут быть основаны на принципиально новых технологиях или на сочетании существующих технологий в новом их применении (в том числе на использовании результатов исследований и разработок). Примером инноваций радикального типа (принципиально новых) служат микропроцессоры и кассетные видеомагнитофоны. Первый портативный кассетный плеер, сочетавший в себе существенные принципы построения магнитофонов и миниатюрных ушных громкоговорителей, являлся инновацией второго типа. В обоих случаях ни одно готовое изделие не выпускалось ранее.

   Процессные  инновации включают разработку и внедрение технологически новых или значительно усовершенствованных производственных методов, включая методы передачи продуктов. Инновации такого рода основаны на использовании нового производственного оборудования, новых методов организации производственного процесса или их совокупности, а также на использовании результатов исследований и разработок. Такие инновации нацелены, как правило, на повышение эффективности производства или передачи уже существующей на предприятии продукции, но иногда предназначаются также и для производства и поставки технологически новых или усовершенствованных продуктов, которые не могут быть произведены либо поставлены с использованием обычных производственных методов.

   Не  относятся к. технологическим инновациям в промышленности следующие изменения:

  • эстетические изменения в продуктах (в цвете, декоре и т.п.);
  • незначительные технические или внешние изменения в продукте, оставляющие неизменным его конструктивное исполнение, не оказывающие достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость того или иного изделия, а также входящих в него материалов и компонентов;
  • расширение номенклатуры продукции за счет ввода в производство не выпускавшихся ранее на данном предприятии, но уже достаточно известных на рынке сбыта видов продукции (возможно, непрофильной) с целью обеспечения сиюминутного спроса и доходов предприятия.

   В отраслях сферы услуг услуга считается технологической инновацией, когда ее характеристики или способы использования либо принципиально новые, либо значительно (качественно) усовершенствованы в технологическом отношении. Использование существенно усовершенствованных методов производства или передачи услуг также является технологической инновацией. Последнее охватывает изменения в оборудовании или организации производства, связанные с производством или передачей новых или кардинально усовершенствованных услуг, которые не могут быть произведены или переданы с использованием существующих производственных методов, или с повышением эффективности производства или передачи имеющихся услуг.

   Следующие изменения не являются технологическими инновациями, если они не относятся  прямо к внедрению новых или  значительно улучшенных услуг либо способов их производства (передачи):

   • организационные и управленческие изменения, включая переход на передовые методы управления, внедрение существенно измененных организационных структур, реализацию новых или значительно измененных направлений в экономической стратегии предприятия;

   • внедрение стандартов качества.

   Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов. Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии) и могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).

  1. По типу новизны для рынка инновации делятся на новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия (группы предприятий).
  2. По месту в системе (на предприятии, в фирме) можно выделить:
  • инновации на входе предприятия (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);
  • инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);
  • инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).

   В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации:

  • радикальные (базовые);
  • улучшающие;
  • модификационные (частные).
 
 
    1. Функции инновации

   Инновация — это экономическая категория. Как категория (греч. kategoria — высказывание, суждение) инновация отражает наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения производства и реализации нововведений.

   Сущность категории проявляется в ее функциях. Функция (лат. functio — исполнение, совершение) экономической категории выражает внешнее проявление ее свойств в данной системе отношений. Функции инновации отражают ее назначение в экономической системе государства и ее роль в хозяйственном процессе.

   Инновация есть реализованный на рынке результат, полученный от вложения капитала в  новый продукт или операцию (технологию, процесс). При реализации инновации, предложенной к продаже, происходит обмен «деньги-инновация». Денежные средства, полученные предпринимателем (продуцентом, инвестором-продавцом) в результате такого обмена, во-первых, покрывают расходы по созданию и продаже инноваций, во-вторых, приносят прибыль от реализации инноваций, в-третьих, выступают стимулом к созданию новых инноваций, в-четвертых, являются источником финансирования нового инновационного процесса.

   Исходя из этого, можно сказать, что инновация выполняет следующие три функции:

  • воспроизводственную;
  • инвестиционную;
  • стимулирующую.

   Воспроизводственная функция означает, что инновация представляет собой важный источник финансирования расширенного воспроизводства.

   Денежная  выручка, полученная от продажи инновации  на рынке, создает прибыль, которая  выступает источником финансовых ресурсов и одновременно мерой эффективности инновационного процесса.

   Прибыль может направляться на расширение объемов  производственно-торговой, инвестиционной, инновационной и финансовой деятельности. Эти направления использования  прибыли отражаются в «Плане денежных потоков хозяйствующего субъекта».

   Таким образом, получение прибыли от инновации  и использование ее в качестве источника финансовых ресурсов составляет содержание воспроизводственной функции  инновации.

   Прибыль, полученная за счет реализации инновации, может использоваться по различным направлениям, в том числе и в качестве капитала. Капитал представляет собой деньги, предназначенные для извлечения прибыли. Этот капитал может направляться на финансирование как всех инвестиций, так и конкретно новых видов инноваций. Таким образом, использование прибыли от инновации для инвестирования составляет содержание инвестиционной функции инновации.

   Получение прибыли за счет реализации инновации  прямо соответствует целевой  функции любого коммерческого хозяйствующего субъекта. Это совпадение служит стимулом к новым инновациям; побуждает постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговой деятельности, применять более современные приемы управления финансами (реинжиниринг, бранд-стратегия, бенчмаркинг и др.). Все вышеперечисленное составляет содержание стимулирующей функции инновации. 

    1. Инновационная политика как фактор социально- экономического

    развития  государства.

   Инновационный характер экономики по своему определению требует от субъектов хозяйственной деятельности постоянных поисков и использования на практике изобретений, новых технологических концепций и практически значимых результатов научных исследований. Очевидно, что глубина понимания возможностей научно-технического потенциала и мотивация к инновационной деятельности зависят у предприятий, прежде всего, от уровня развития уже существующих производственных технологий и развитости информационного обеспечения производственной сферы.

   Большое значение приобретает здесь рациональное объединение рыночной экономики с элементами государственного регулирования, поскольку, согласно существующим оценкам, рыночные перераспределительные и адаптационные механизмы не всегда настолько эффективны, чтобы инициировать структурные и технологические изменения производства, необходимые с точки зрения долгосрочных экономических, социальных и политических интересов. В связи с этим высокоразвитые страны активно формируют у хозяйственных субъектов установку на содействие инновациям путем создания привлекательных системных условий.

   Государство поддерживает инновации с помощью инструментов экономической и финансовой политики, а также через создание организационно-юридических условий, стимулирующих движение субъектов хозяйственной деятельности к содействию инновациям. Особенно важной целью государственной политики Украины в части поддержки инноваций является достижение ею стандартов, позволяющих занять место в международном распределении рынка труда промышленно развитых стран. Эти стандарты касаются в первую очередь рационализации использования энергии и освоения ресурсов природной среды, уровня технологий, юридической защиты интеллектуальной собственности, международных показателей качества, а также сертификации товаров и услуг.

   В некоторых случаях и в определенных границах государство может оказывать инновационным инициативам непосредственную финансовую поддержку, состоящую в покрытии части затрат или в создании капиталов, необходимых для реализации конкретных мер.

   Государственная инновационная политика должна быть связана, с одной стороны, с политикой в сфере образования и научно-технической политикой, а с другой, — с экономической политикой, в том числе в сфере промышленности, сельского хозяйства и развития коммуникационной инфраструктуры (информация, связь, транспорт). Особенно важными для реализации инновационной политики являются выбор приоритетов, которые должны учитывать условия развития экономики (в том числе направлений структурных изменений экономики), изменения структуры ресурсов и используемых источников энергии, а также выбор правовых и экономических решений, требуемых для защиты окружающей среды.

   Формулировка  основных положений и определение  целей государственной инновационной политики нуждаются в согласовании интересов многих органов, разрабатывающих ведомственные проекты инновационной деятельности для их утверждения на правительственном уровне. Мероприятия и решения, которые предлагаются, не должны нарушать при этом систему международных договоров.

   В связи с тем, что основные положения  государственной инновационной политики пересекаются со многими элементами государственной политики в других секторах социально-экономической сферы, необходимо определить наиболее важные внешние условия достижения целей именно инновационной политики. Среди таких условий главными являются:

   — обеспечение гарантий свободной конкуренции между субъектами хозяйственной деятельности;

Информация о работе Инновация как информационный процесс