Инновационная деятельность предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 20:50, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в разработке предложений, направленных на совершенствование управления ОАО «Металлургический завод им. А.К. Серова» благодаря внедрению на предприятие инновационных проектов.
Логика исследования определяет структуру работы, состоящей из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Первая глава имеет теоретическое значение, которая нацелена на освещение теоретических вопросов, касающихся инноваций и инновационной стратегии предприятия. В ней рассмотрена сущность инноваций, дана классификация инновационных проектов, проанализирована организация инновационной деятельности предприятия, а также сформированы методологические подходы к оценке инновационного потенциала предприятия.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………… 3
1 Теоретические и методологические основы организации инновационной деятельности на предприятии ………………………… 6
1.1 Содержание понятия «инновация». Инновационная стратегия предприятия …………………………………………………………… 6
1.2 Классификация инноваций. Функции инноваций …………… 9
1.3 Методы оценки инновационного потенциала предприятия ... 11
2 Анализ и диагностика инновационной деятельности ОАО «Металлургический завод им. А.К. Серова» ………………………………19
2.1 Общая характеристика ОАО «Металлургический завод им. А.К. Серова» …………………………………………………………… 19
2.2 Анализ основных технико-экономических показателей …….. 21
2.3 Оценка деятельности предприятия в области инноваций .….. 22
3. Разработка предложений по совершенствованию управления ОАО «Металлургический завод им. А.К. Серова» на основе инновационной деятельности …………………………………………………………………... 30
3.1 Внедрение современных методов разработки конструкторской документации …………………………………………………………… 30
3.2 Внедрение системы электронного документооборота на предприятии …………………………………………………………….. 33
3.3 Кадровое планирование – инновации в сфере управления персоналом ОАО «Металлургический завод им. А.К. Серова» ………………………. 39
Заключение ……………………………………………………………………. 41
Список использованной литературы ……………………………………… 44

Работа содержит 1 файл

Завод Серова- Инновации.docx

— 126.69 Кб (Скачать)

Микроуровень – это уровень отдельных предприятий и организаций. В свою очередь он также может быть разложен на структурные составляющие с вертикальной взаимосвязью.

Инновационная стратегия на уровне предприятия  или на микроуровне очень сильно зависит от инновационных стратегий более высоких уровней. Макроуровень создает условия функционирования предприятия в научно-технических направлениях, соответствующих мировым тенденциям развития.

1.2 Классификация инноваций. Функции инноваций

Для успешного  управления инновационной деятельностью  необходимо тщательное изучение инноваций. Прежде всего, необходимо уметь отличать инновации от несущественных видоизменений в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения – цвета, формы и т. п.); незначительных технических или внешних изменений в продуктах, оставляющих неизменными конструктивное исполнение и не оказывающих достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов; от расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия. Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.

В зависимости от технологических  параметров инновации подразделяются на:

  1. Продуктовые инновации. Они включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов.
  2. Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии). Они связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).

По типу новизны для рынка инновации делятся на:

  • новые для отрасли в мире;
  • новые для отрасли в стране;
  • новые для данного предприятия (группы предприятий).

По месту в системе (на предприятии, в фирме) можно выделить:

  • инновации на входе предприятия (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др)
  • инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);
  • инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).

В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации:

  • радикальные (базовые);
  • улучшающие;
  • модификационные (частные).

В Научно-исследовательском  институте системных исследований (РНИИСИ) разработана расширенная  классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия. По этому признаку выделяются инновации: технологические, производственные, экономические, торговые, социальные, в области управления2.

При реализации инновации, предложенной к продаже, происходит обмен «деньги-инновация». Денежные средства во-первых, покрывают расходы по созданию и продаже инноваций, во-вторых, приносят прибыль от реализации инноваций, в-третьих, выступают стимулом к созданию новых инноваций, в-четвертых, являются источником финансирования нового инновационного процесса.

Исходя из этого можно сказать, что инновация выполняет следующие три функции: воспроизводственную, инвестиционную, стимулирующую.

Воспроизводственная функция означает, что инновация представляет собой важный источник финансирования расширенного воспроизводства.

Таким образом, получение  прибыли от инновации и использование  ее в качестве источника финансовых ресурсов составляет содержание воспроизводственной  функции инновации.

Получение прибыли за счет реализации инновации прямо соответствует  целевой функции любого коммерческого  хозяйствующего субъекта.

1.3 Методы оценки инновационного потенциала предприятия

Методика  расчета экономической эффективности  инновационной деятельности должна обеспечить решение следующих вопросов:

  • обоснование научных исследований;
  • определение критериев оценки экономической эффективности;
  • оценка влияния инновационной деятельности на эффективность предприятия;
  • выбор эффективных методов осуществления инновационной деятельности.

-----------------------------------------------------------------------

2-Лахметкина Н.И. учебник- инвестиционная стратегия предприятия 2006 изд. КНОРУС

Реализация  методики должна обеспечить возможность  принятия решений о целесообразности инновационной деятельности на самых  ранних ее этапах.

Методы оценки эффективности инновационной деятельности основываются на соизмерении затрат и конечных результатов. Но конечный результат может быть получен только при всесторонней оценке инновационной деятельности предприятия. При этом оценку инновационной деятельности предприятий можно осуществлять по общепринятым в экономике направлениям:

  • научно-информационный уровень предприятия;
  • технический уровень предприятия;
  • технико-экономическая эффективности инновационных проектов.

Критериями  оценки инновационной деятельности можно считать:

1) Научный  уровень предприятия;

2) Уровень  информационного обеспечения;

3) Конкурентоспособность  разработок, обеспечивающих достижения  поставленной предприятием цели.

Научный уровень предприятия в значительной степени может характеризоваться  долей выполнения и внедрения  собственных научно-исследовательских разработок в производство. При этом научный уровень предприятия можно определить как отношение затрат на инновационную деятельность к общим затратам на производство:

Кн = , (1)

где Кн – коэффициент научного уровня производства;

Зи – сумма затрат на инновационную деятельность, руб;

Зп – общая сумма затрат на производство, руб.

Этот  показатель может быть плановым, фактическим  и нормативным. При необходимости  данный показатель может быть использован  для оценки места предприятия  среди конкурирующих организаций.

Оценка  инновационной деятельности предприятия  также может осуществляться с  помощью коэффициента, отражающего  долю внедрения собственных разработок в общем количестве выполненных  собственных разработок:

Кср = , (2)

где Кср – коэффициент внедрения собственных разработок;

Рвср – количество внедренных собственных разработок, ед.;

Роср – общее количество выполненных собственных разработок.

Данный  показатель может быть использован  для обоснования и оценки собственного научного уровня инновационной деятельности предприятия.

Для оценки инновационной деятельности предприятий  и определения рационального  соотношения собственных и приобретенных разработок, можно воспользоваться показателем удельного соотношения собственных разработок в общем числе внедренных разработок. Этот коэффициент рассчитывается по формуле:

Квс = , (3)

где Квс – коэффициент применения результатов собственных разработок;

Рвср – количество собственных разработок, внедренных на предприятии;

Рв.общ – общее количество внедренных разработок на предприятии в данном периоде, ед.

С помощью  показателя Квс можно судить об уровне и темпах развития исследований на предприятии. Чем ближе данный коэффициент к максимальному его значению – единице, тем выше инновационная активность предприятия. Наоборот, значение коэффициента ниже 0,5 свидетельствует о слабой активности предприятий в разработке и внедрении исследовательских работ.

Вместе  с тем, отмечая важность разработки и внедрения собственных инновационных  разработок, необходимо подчеркнуть, что  для повышения эффективности  инновационной деятельности большое  значение имеет своевременное выявление  и обоснование приобретения и  внедрения разработок сторонних  организаций.

При комплексной  оценке инновационной деятельности предприятия немаловажное значение имеет анализ его технического уровня. К основным показателям оценки технического уровня предприятия можно отнести:

  • коэффициент конкурентоспособности продукции предприятия;
  • коэффициент обновления продукции;
  • коэффициент обновления технологии.

Коэффициент конкурентоспособности может быть определен по следующей формуле:

Ккон = , (4)

где Ккон – коэффициент конкурентоспособности продукции предприятия;

Nтов – объем товарной продукции предприятия, руб.

Nост – объем товарной продукции, которая трудно поддается реализации, руб.

Чем ближе  Ккон к единице, тем выше конкурентоспособность продукции. Если коэффициент близок к нулю, то это означает, что продукция не конкурентоспособна. Одновременно, чем выше коэффициент конкурентоспособности, тем выше спрос на продукцию и, следовательно, меньше потери от морального и физического старения продукции в пределах ее жизненного цикла.

Коэффициент обновления продукции предлагается определять по формуле:

Кобн.пр = , (5)

где Кобн.пр – коэффициент обновления продукции;

Nн – объем производства новой продукции, руб.

Этот  показатель самым тесным образом  связан с инновационной деятельностью  предприятия. Новая продукция может  быть принципиально новой, модернизированной  или модифицированной и, следовательно, является результатом научных исследований. К тому же новая продукция, как  правило, является конкурентоспособной  и легко реализуемой без особых затрат по сбыту. Это ведет к повышению  эффективности производства продукции  и предприятия в целом.

Внедрение и производство новой конкурентоспособной  продукции самым тесным образом  связано с обновлением технологических  процессов, являющихся самостоятельным  направлением инновационной деятельности предприятий.

Оценку  технического уровня технологических  процессов предприятия можно  осуществлять с помощью коэффициента обновления технологии:

Кобн.тех = , (6)

где Кобн.техн – коэффициент обновления технологии;

Пн.техн – количество вновь введенных технологических процессов, ед;

Побщ.техн – общее количество технологических процессов, ед.

Показатель  Кобн.техн может быть использован для обоснования возможности производства высококачественной, конкурентоспособной продукции на базе передовой техники и технологии.

Достижение  высокого уровня эффективности производства и инновационной деятельности, в  частности, основывается на выявлении  и реализации резервов улучшения указанных и других показателей деятельности предприятий.

Осуществление инновационной, как и любой другой, деятельности всегда связано с различными внутренними и внешними затратами. Поэтому чтобы определить экономическую эффективность организации инновационной деятельности, необходимо оценить эффективность затрат на нее.

Следует различать эффективность затрат на инновационную деятельность у  производителей (продавцов) и у покупателей.

Основным  критерием обоснования экономической  эффективности инновационной деятельности у производителей (продавцов) является ее результат: чистый дисконтированный доход, который определяется путем  сравнения произведенных затрат и получаемых результатов и принимается  за базу для всех последующих обоснований  экономической эффективности конкретного  инновационного проекта. Кроме того экономическая эффективность инновационной  деятельности включает в себя определение  и других рассмотренных нами показателей: индекса доходности, срока окупаемости  капитальных затрат и внутренней нормы доходности проекта. Завершается  оценка определением устойчивости и  чувствительности основных экономических  характеристик проекта к изменению  внутренних и внешних параметров. Устойчивость проекта к изменению анализируемого показателя рассчитывается исходя из приравнивания к 0 уравнения для расчета чистого приведенного дохода (NPV).

Проект  считается устойчивым, если при отклонении показателей проекта (капитальные  вложения, объем продаж, текущие  затраты и макроэкономические факторы) на 10% в худшую сторону, сохраняется  условие NPV = 0.

Информация о работе Инновационная деятельность предприятия