Инфраструктура рынка ценных бумаг. Фондовая биржа

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 17:35, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование инфраструктуры рынка ценных бумаг, а также фондовых бирж, как в целом, так и в Республике Беларусь.
Для достижения этой цели мною были поставлены следующие задачи:
дать определение рынка ценных бумаг;
выделить основные составляющие инфраструктуры рынка ценных бумаг;
рассмотреть функционирование фондовых бирж;
изучить деятельность фондовой биржи в РБ;
охарактеризовать состояние фондового рынка РБ.

Содержание

Введение 5
1 Инфраструктура рынка ценных бумаг 6
1.1 Рынок ценных бумаг: понятие, роль, структура 6
1.2 Понятие инфраструктуры рынка ценных бумаг, её составляющие 10
2 Фондовая биржа 16
2.1 Понятие фондовой биржи, её функции и структура 16
2.2 Формы организации биржи и виды биржевых операций 18
3 Особенности функционирования фондовой биржи в Республике Беларусь 22
3.1 Историческое становление Белорусской валютно-фондовой биржи: её структура, цели и задачи 22
3.2 Состояние и перспективы развития фондового рынка Республики Беларусь 27
Заключение 33
Список использованных источников 34
ПРИЛОЖЕНИЕ А 35

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ1.doc

— 490.00 Кб (Скачать)

          ● государственное регулирование, контроль и надзор за рынком ценных  бумаг, их выпуском и обращением, а также за профессиональной деятельностью по ценным бумагам;

           ● регистрация выпусков ценных бумаг;

          ● лицензирование профессиональной  деятельности по ценным бумагам;

Министерство экономики, Государственный налоговый комитет, Государственный таможенный комитет, издающие законодательно-нормативные акты, касающиеся функционирования фондового рынка.

            Рынок ценных бумаг  Республики Беларусь состоит из следующих  основных сегментов:

● корпоративных ценных бумаг (акций, облигаций);

● государственных ценных бумаг (ГКО, ГДО);

● муниципальных ценных бумаг (жилищных облигационных займов),

● ценных бумаг коммерческих банков (векселей, депозитных и сберегательных сертификатов);

● именных приватизационных чеков (ИПЧ) «Имущество».

         Конъюнктура отечественного рынка  акций и корпоративных облигаций  в 2005—2009 гг. в целом, несмотря на глобальный экономический кризис, характеризовалась положительными тенденциями в своем развитии. Так, если в 2005 г. объем эмиссии акций составил 2,2 трлн. рублей, то в 2009 г. — 9,4 трлн. рублей, в том числе акций публичных компаний — 2,1 и 8,4 трлн. рублей соответственно. Аналогичные процессы происходили и в отношении первичного выпуска облигаций: объем их эмиссии с 2005 г. по 2009 г. вырос в 123 раза  (рисунок 5).  

       
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 5 – Объёмы эмиссии  акций и корпоративных  облигаций

     Примечание  – Источник: [21, с. 59]

     Определенный  импульс развития в данный период получил и вторичный рынок. Так, отмечается устойчивая тенденция роста  стоимости акций открытых акционерных  обществ: если на 01.01.2005 стоимость акций, находящихся в обращении, составила 8,8 трлн. рублей, в 2008 г. — 15,8 трлн. рублей, в 2009 г. — 21,5 трлн. рублей, то на 01.01.2010 она была равна 29,9 трлн. рублей. Таким образом, прирост данного показателя за рассматриваемый период составил 21 трлн. рублей, или 238% (рисунок 6). Объем сделок юридических лиц — резидентов с этими ценными бумагами по их фактической стоимости увеличился с 31,4 млрд. рублей (2005 г.) до 1,1 трлн. рублей в 2009 г (рисунок 7). При этом значительная волатильность на вторичном рынке связана в первую очередь с реализацией государственными органами крупных пакетов акций.  

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рисунок 6 – Стоимость  эмиссионных ценных бумаг, находящихся  в 

     обращении на начало года

Примечание  – Источник: [21, с. 59] 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 7 – Объём сделок юридических лиц с акциями по их фактической стоимости

Примечание  – Источник: [21, с. 59] 

     Необходимо  также отметить, что в последние  годы биржевой рынок акций стал развиваться  интенсивнее. Если в 2005 г. объем сделок юридических лиц — резидентов с акциями составлял 4,2 млрд. рублей, то в 2008 г. и 2009 г. он был равен 201,8 и 123,6 млрд. рублей соответственно (рисунок 7). Тенденция роста также характерна и для вторичного рынка корпоративных облигаций: если на 01.01.2005 стоимость облигаций, находящихся в обращении, составила 38,7 млрд. рублей, в 2007 г. — 148,3 млрд. рублей, в 2009 г. — 2,6 трлн. рублей, то на 01.01.2010 она была зафиксирована в сумме 7,7 трлн. рублей. Таким образом, в сравнении с 2005 г. рынок облигаций вырос в 198 раз (рисунок 6).

     Особого внимания заслуживает вопрос формирования вторичного рынка корпоративных облигаций, который начал свое развитие с 2007 г. Объем сделок юридических лиц — резидентов с этими ценными бумагами по их фактической стоимости увеличился с 278,6 млрд. рублей (2007 г.) до 5,8 трлн. рублей в 2009 г. Аналогичные тенденции характерны и для биржевого сегмента данных ценных бумаг: если в 2007 г. объем сделок с облигациями на бирже не превышал 300 млрд. рублей, в 2008 г. — 1,1 трлн. рублей, то уже в 2009 г. объем данного рынка составил 3,6 трлн. рублей (рисунок 8). 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рисунок 8 – Объём сделок юридических лиц  с корпоративными облигациями по их фактической стоимости

                                         Примечание – Источник: [21, с. 60] 

     Отмеченные  выше позитивные тенденции в развитии фондового рынка обусловлены рядом факторов. Среди них можно выделить следующие: высокие темпы роста экономики Беларуси в 2005—2008 гг., стабилизация курса национальной денежной единицы, рост доходов населения, достаточно эффективная рыночная инфраструктура (системы биржевых торгов и внебиржевого обращения ценных бумаг, депозитарная система), изначально низкий уровень развития этого сегмента рынка.

     Кроме того, существенную роль в данном процессе также сыграл комплекс мероприятий, реализованных государственными органами в рамках процесса либерализации экономики. Так, был принят ряд решений с целью активизации приватизационных процессов: в 2008 г. отменен институт “золотой акции”, осуществлена приватизация ряда крупных предприятий, активизировался процесс отмены ограничений на обращение акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации.

     Налоговая политика на рынке ценных бумаг была направлена на формирование благоприятного инвестиционного климата за счет снижения ставки налога на прибыль, полученной от операций с ценными бумагами. Регулирование налоговой нагрузки на участников рынка ценных бумаг в настоящее время осуществляется Особенной частью Налогового кодекса Республики Беларусь, в соответствии с которой предусмотрено освобождение от налогообложения доходов юридических и физических лиц Республики Беларусь от операций с облигациями, в том числе облигациями, выпускаемыми с 1 апреля 2008 г. по 1 января 2013 г. юридическими лицами,

признаваемыми налоговыми резидентами Республики Беларусь. С 1 января 2010 г. снижена ставка подоходного налога с 15 до 12% в отношении доходов, получаемых физическими лицами в виде дивидендов, а также с 24 до 12% снижена ставка налога на прибыль, получаемую юридическими лицами от реализации акций белорусских эмитентов, а также в виде дивидендов.

     Отметим наметившуюся тенденцию диверсификации фондовых инструментов. Так, достаточно широкое распространение в обороте  получили биржевые облигации, эмиссия  которых осуществляется по упрощенной схеме. Также в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 28 апреля 2006 г. № 277 “О некоторых вопросах регулирования

рынка ценных бумаг” банкам предоставлена  возможность выпуска облигаций  без обеспечения, общий размер обязательств по которым не превышает 80% нормативного капитала, а также право осуществлять с облигациями эмитентов, которых они обслуживают, профессиональную и биржевую деятельность по ценным бумагам.

     Приняв  во внимание вышеизложенное, можно  констатировать, что принятые меры сыграли положительную роль в развитии национального фондового рынка страны, а также способствовали активизации инвестиционных процессов.

     Учитывая  принципиальную значимость эффективной  деятельности фондового рынка, в  первую очередь с точки зрения активизации инвестиционных процессов и, как следствие, обеспечения устойчивого экономического роста в стране, целесообразным будет отразить в разрабатываемых программных документах национального экономического развития следующие ключевые положения [21, с. 60]:

     ● предусматривать целевые показатели, характеризующие устойчивое развитие фондового рынка, такие, как капитализация рынка акций и облигаций и обороты вторичного (биржевого) рынка данных финансовых инструментов (в процентах к ВВП);

     ● продолжить совершенствование нормативной  базы, в том числе в направлении снижения административных барьеров, связанных с обеспечением механизма функционирования рынка и укрепления доверия к нему со стороны инвесторов;

     ● обеспечить вхождение белорусских  эмитентов на международные финансовые рынки, включая осуществление размещения акций и облигаций белорусских эмитентов на данных рынках, в том числе путем использования механизма депозитарных расписок. В связи с этим представляется целесообразным активизировать процесс рейтингования белорусских предприятий на добровольной основе с возможностью отнесения расходов на

проведение этой процедуры на себестоимость продукции (работ, услуг);

      ● начать формирование системы институтов долгосрочных накоплений (институциональных  инвесторов: инвестиционных, пенсионных фондов) как наиболее значимых и ресурсоемких участников фондового рынка;

      ● продолжить совершенствование системы  налогообложения доходов от операций с акциями и облигациями, обеспечивающей дальнейшую активизацию операций с  данными инструментами, а также  равные условия деятельности на различных сегментах рынка для его участников;

      ● активизировать работу по оптимизации  доли государства в акционерном  капитале предприятий исходя из необходимости  повышения эффективности управления этими активами;

     ● осуществить формирование механизма секъюритизации банковских активов (кредитов), предусматривающего их трансформации в ликвидную  форму через эмиссию ценных бумаг (облигаций), что будет способствовать “очищению” балансов банков и увеличению потенциала для кредитования. В

связи с этим необходимо отметить, что  использование механизма секъюритизации открывает перспективы для формирующихся  рынков, обеспечивая повышение устойчивости экономической системы путем  распределения рисков по всему финансовому  сектору.

     Реализация  данных предложений на фоне стабильной макроэкономической ситуации и реализации мер, направленных на дальнейшую либерализацию экономической сферы, позволит отечественному фондовому рынку стать одним из важнейших индикаторов, обеспечивающих объективную рыночную оценку состояния экономики, а также будет способствовать формированию публичной кредитной истории эмитентов. 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

              Таким образом, рынок ценных  бумаг – это совокупность отношений  финансового рынка, связанных  с выпуском и обращением ценных бумаг, а также формы и методы такого обращения.

              Важнейшую роль в функционировании  рынка ценных бумаг играет  его инфраструктура, которая способствует  заключению сделок и выполняет  функции информационной поддержки  эмитентов, инвесторов и профессиональных посредников.

              К инфраструктуре рынка ценных  бумаг относятся: 

1) организаторы  торговли — биржи и торговые  системы, организующие проведение  регулярных торгов по ценным  бумагам;

2) системы  расчетов и учета прав на  ценные бумаги — клиринговые    системы, регистраторы и депозитарии, обеспечивающие расчеты по заключенным сделкам, учет и перерегистрацию прав на ценные бумаги;

3) посредники  на рынке ценных бумаг —  дилеры и брокеры, оказывающие  инвесторам услуги по заключению  сделок на рынке;

4) информационно-аналитические  системы поддержки инвестиций  информационные и рейтинговые  агентства, представляющие инвесторам  полную информацию о состоянии  эмитентов. 

              По мере формирования рынка  ценных бумаг возникает необходимость в учреждении специальных органов, в основные функции которых входят организация торгов, контроль и регулирование оборота ценных бумаг. Такими органами являются фондовые биржи. Основная роль фондовой биржи заключается в обслуживании движения денежных капиталов, которое опосредует распределение и перераспределение национального дохода как в целом в народном хозяйстве, так и между социальными группами, отраслями и сферами экономики.

         ОАО «БВФБ» было образовано  в 1998 году. В своей деятельности  на фондовом рынке РБ «Белорусская валютно-фондовая биржа» ответственна за организацию, обеспечение и развитие рынков государственных, муниципальных, корпоративных ценных бумаг и векселей в части процедур и механизмов листинга, торговли, депозитарного обслуживания, а также выполнение функций клиринга по биржевым сделкам с ценными бумагами и информационного обслуживания инвесторов.

              Конъюнктура отечественного рынка акций и корпоративных облигаций в 2005—2009 гг. характеризовалась положительными тенденциями в своем развитии. Так, если в 2005 г. объем эмиссии акций составил 2,2 трлн. рублей, то в 2009 г. — 9,4 трлн. рублей. Отмечается рост стоимости акций открытых акционерных обществ: если в 2005 г. стоимость акций, находящихся в обращении, составила 8,8 трлн. рублей, то в 2010 г. она была равна 29,9 трлн. рублей. Объем сделок юридических лиц с корпоративными облигациями по их фактической стоимости увеличился с 278,6 млрд. рублей (2007 г.) до 5,8 трлн. рублей в 2009 г.

Информация о работе Инфраструктура рынка ценных бумаг. Фондовая биржа