Инфраструктура рынка ценных бумаг. Фондовая биржа

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 17:35, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование инфраструктуры рынка ценных бумаг, а также фондовых бирж, как в целом, так и в Республике Беларусь.
Для достижения этой цели мною были поставлены следующие задачи:
дать определение рынка ценных бумаг;
выделить основные составляющие инфраструктуры рынка ценных бумаг;
рассмотреть функционирование фондовых бирж;
изучить деятельность фондовой биржи в РБ;
охарактеризовать состояние фондового рынка РБ.

Содержание

Введение 5
1 Инфраструктура рынка ценных бумаг 6
1.1 Рынок ценных бумаг: понятие, роль, структура 6
1.2 Понятие инфраструктуры рынка ценных бумаг, её составляющие 10
2 Фондовая биржа 16
2.1 Понятие фондовой биржи, её функции и структура 16
2.2 Формы организации биржи и виды биржевых операций 18
3 Особенности функционирования фондовой биржи в Республике Беларусь 22
3.1 Историческое становление Белорусской валютно-фондовой биржи: её структура, цели и задачи 22
3.2 Состояние и перспективы развития фондового рынка Республики Беларусь 27
Заключение 33
Список использованных источников 34
ПРИЛОЖЕНИЕ А 35

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ1.doc

— 490.00 Кб (Скачать)

      Важнейшая черта первичного рынка ценных бумаг  – полное раскрытие информации для  инвесторов, позволяющее последним  сделать обоснованный выбор вида ценных бумаг для инвестирования. Основной функцией первичного рынка является создание необходимых условий для проведения эмиссии и начального распространения ценных бумаг.

      Так, в частности, акции акционерных  обществ при их первичном распространении  могут размещаться путем открытой подписки (акции открытых акционерных  обществ) либо распределения только среди учредителей (акции закрытых акционерных обществ).

      Государственные ценные бумаги (государственные облигации) при их первичном размещении могут  распространяться:

● на условиях аукциона;

● посредством  индивидуального размещения;

● при  посредничестве банков неопределенному  кругу лиц и др.    

      Приобретая  ценные бумаги на первичном рынке, их владельцы выходят на вторичный  фондовый рынок, который выполняет  две функции: сводит нового покупателя с продавцом и способствует стабилизации цен, уравновешивая спрос и предложение.      

      Вторичный рынок ценных бумагрынок, на котором обращаются ранее эмитированные и размещенные на первичном рынке ценные бумаги. Важнейшей чертой вторичного рынка ценных бумаг является ликвидность, т.е. возможность в короткое время при незначительных колебаниях и низких издержках обращения реализовать приобретенные ценные бумаги. Таким образом, основной функцией вторичного рынка является, прежде всего, обеспечение ликвидности выпускаемых ценных бумаг.

      Вторичный рынок ценных бумаг подразделяется на организованный (биржевой) и неорганизованный (внебиржевой, или «уличный») рынок.

            Важнейшим элементом  регулируемого вторичного рынка  ценных бумаг является фондовая биржа, которая выступает как торговое, профессиональное, нормативное и  технологическое ядро данной системы правоотношений [7, с. 62].

      Таким образом, можно сделать вывод  и выделить отличия вторичного рынка  ценных бумаг от первичного: первичный  рынок предшествует вторичному, и  ценные бумаги не могут появляться на вторичном рынке, минуя первичный. На первичном и вторичном рынках происходят разные по своей сущности процессы. На первичном рынке капиталы инвесторов путем купли-продажи ценных бумаг попадают в руки эмитентов. На вторичном рынке происходит переход ценных бумаг от одних инвесторов к другим, а деньги за проданные ценные бумаги поступают бывшим владельцам ценных бумаг (т.е. операции на вторичном рынке происходят, как правило, без участия эмитента и непосредственно не влияют на положение дел эмитента) [8, с. 64].

      Рынок ценных бумаг как составная часть финансово-кредитной системы является объектом государственного регулирования, основная цель которого – защитить интересы инвесторов от противоправных действий со стороны эмитентов или посредников.

      В государственном регулировании  рынка ценных бумаг можно выделить два основных направления.

      Первое  направление – это выработка  определённых правил, регулирующих эмиссию  и обращение ценных бумаг, а также  контроль за соблюдением действующих  в стране соответствующих нормативных  актов. Во многих странах созданы  специальные административные органы, на которые возлагаются функции разработки нормативных актов по ценным бумагам и контроля за соблюдением этих актов. Например, в США таким органом является Комиссия по ценным бумагам и биржам, во Франции - Комиссия по биржевым операциям, в России – Федеральная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку.

            В РБ эта функция возложена  на Департамент по ценным бумагам.  Он осуществляет:

● государственную  регистрацию выпусков акций и  облигаций;

● контроль и надзор за выпуском и обращением ценных бумаг;

● контроль и надзор за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг и  фондовых бирж;

● создаёт  рабочие группы мониторинга рынка  ценных бумаг;

● разрабатывает  стандарты и нормы корпоративного поведения для акционерных обществ.

            Второе направление  государственного регулирования рынка  ценных бумаг – это выдача лицензий органами государственной власти на право заниматься каким-либо видом  деятельности на рынке ценных бумаг.

            Кроме лицензирования, государственный контроль за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг осуществляется также путём аттестации специалистов, работающих с ценными бумагами.

            Особенно активную роль должно выполнять государство  на начальных этапах становления  рынка ценных бумаг в стране. Этот рынок является настолько масштабным и рискованным для финансовой безопасности страны, предъявляет настолько высокие требования к инфраструктуре и ресурсам на его строительство, что только усилия государства «сверху» могут запустить этот рынок в его цивилизованной и безопасной форме [9, с. 325].

            Помимо государственного регулирования, координация действий профессиональных участников рынка  ценных бумаг может осуществляться и саморегулируемыми организациями. Саморегулируемые организации – это не только выработка общих правил игры или защита интересов, это ещё часто обособленный рынок, доступ на который ограждён требованиями к профессионализму и этике, объёмам торговли и капитала и т.д.

            Основными признаками саморегулируемой организации являются:

● добровольное объединение;

● членство;

● функции  – саморегулирование, установление формальных правил ведения бизнеса;

● отношения  с государством (государство передаёт саморегулируемой организации часть  своих функций) [10, с. 59].

            Примером саморегулируемой организации в Республике Беларусь является Белорусская фондовая ассоциация (БФА), зарегистрированная министерством юстиции РБ 09.06.1997 г.  

1.2 Понятие инфраструктуры  рынка ценных бумаг,  её составляющие

     Особую  роль в системе управления рынком ценных бумаг играет инфраструктура. Под инфраструктурой рынка ценных бумаг обычно понимается совокупность технологий, используемых на рынке для заключения и исполнения сделок, материализованная в разных технических средствах, институтах (организациях), нормах и правилах. Функциональная (фондовые биржи, фондовые отделы валютных и товарных бирж, постоянные фондовые аукционы), техническая (клиринго-расчётная, депозитарная, регистрационная сеть) и организационная подсистемы инфраструктуры обеспечивают нормальное функционирование рынка ценных бумаг.

     Развитие  инфраструктуры идет параллельно с  развитием самого рынка, с ростом оборотов на нем. Пока число сделок невелико и обороты рынка малы, содержание инфраструктуры обходится  дорого, поэтому она остается на примитивном уровне. В частности, процедуры перехода ценных бумаг осложнены, поиск партнера по сделке случаен, гарантии совершения сделки практически отсутствуют. По мере роста оборота выполнение отдельных этапов купли-продажи становится самостоятельным видом бизнеса. Критическим моментом является возможность за счет стандартизации данного этапа сделки и перехода к "массовому производству" снизить относительные транзакционные издержки настолько, чтобы данный вид бизнеса оказался способным финансировать себя за счет отчислений сторон сделки.

     Обычно  в издержки сторон включаются не только прямые затраты (на поиск партнера, оформление документов и др.), но и  косвенные, реализующиеся в рисках. Таким образом, в затраты нужно (с некоторым весом) включать потери, которые могут произойти в результате неправильного исполнения сделки (например, отказа от поставки после платежа, поставки фальшивых бумаг и других).

     Каждый  участник рынка ценных бумаг должен принимать на себя риски в тех  рамках, которые он сочтёт нужными, пресекая при этом попытки переложить свой риск на партнера или контрагента по сделке, не заплатив ему за это или не заручившись его согласием.

     Для организации такого рынка создаются  структуры, торгуя в рамках которых, участники освобождаются от определённых видов риска. Эти риски принимает на себя инфраструктура рынка. За это, собственно, ее и приходится содержать, что подтверждает мнение, что снижение риска по операциям с ценным бумагами влечёт снижение их доходности.

     Организация инфраструктуры того или иного сегмента зависит от развитости рынка, его оборотов, характера его участников и инструментов, на нем обращающихся. Однако имеются некоторые общие черты инфраструктуры сегментов, повторяющиеся в инфраструктуре рынка как целого. Они определяются задачами инфраструктуры, которые сводятся к двум основным группам:

● управление рисками на рынке ценных бумаг,

● снижение удельной стоимости проведения операций.

     Используемые  механизмы управления рисками можно  подразделить на (рисунок 2):  

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 2 – Механизмы управления рисками

Примечание  – Источник: собственная разработка 

     Для построения эффективной системы  управления рисками необходимо принятие адекватных административных, технологических  и финансовых решений, подкреплённых  соответствующими юридически значимыми документами.

     Снижение  удельной стоимости операций достигается  за счет:

● стандартизации операций и документов;

● концентрации операций в специализированных структурах;

● применения новых технологий, в частности  информационных.

      Инфраструктура рынка ценных бумаг включает следующие блоки (рисунок 3): 
 
 
 
 
 
 

     Рисунок 3 – Инфраструктура рынка ценных бумаг

     Примечание  – Источник: собственная разработка 

     Торговая  система. Чтобы инвестор и эмитент встретились, им необходимо найти друг друга. При этом они, конечно, пожелают узнать, насколько надёжен потенциальный партнёр по сделке. Эту функцию берут на себя посредники - брокеры. В свою очередь брокеры находят друг друга в одной из торговых систем. Первыми такими системами исторически оказались фондовые биржи. Первоначальная роль бирж - просто сводить друг с другом тех, кто профессионально посредничает на рынке ценных бумаг. В дальнейшем они приняли на себя ещё ряд функций [11, с. 24].

     Правила торговли на бирже предусматривают  определённый механизм установления цены на ценные бумаги. Это может быть аукцион, работу через специалиста — дилера или маркет-мейкера, выставляющего котировки данной ценной бумаги. Котировка — цена, по которой данный дилер готов купить (продать) лот ценных бумаг. Выставляя котировку, дилер не имеет права отказать, кому бы то ни было в сделке по названной им цене (за исключением очень больших количеств ценных бумаг, для которых часто предусматриваются особые условия).

     В случае биржевой торговли для ускорения  и удешевления сделок широко применяется их стандартизация. Договора купли-продажи на бирже также строго стандартизованы, в них заранее включены все условия сделки, кроме имён участников и цены. Как правило, биржевые сделки заключаются на стандартные количества акций (чаще всего 100 штук), именуемые лотами. Сроки поставки и платежа тоже строго оговорены. В настоящее время в ряде торговых систем эти сроки сведены к одному дню, а три дня являются стандартом на развитом рынке. Ответственность сторон описана просто в правилах участия в торгах. Поэтому на них и допускаются не все желающие, а лишь те, кто связал себя достаточно жёсткими обязательствами и доказал свою способность выполнять их.

     Практически оформление всех документов принимает  на себя биржа или специализированные отделы (бэк-офисы) брокерских фирм [11, c. 25]. Последнее чаще встречается на розничном рынке.

     Система регистрации прав собственности. В настоящее время в некоторых странах широкое распространение получили выпуски так называемых бездокументарных ценных бумаг. Они позволяют значительно снизить издержки на трансферт (передачу) бумаг, но при этом порождают новые проблемы. Главная из них — подтверждение прав того или иного лица на ценные бумаги [11, c. 22].

Информация о работе Инфраструктура рынка ценных бумаг. Фондовая биржа