Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 14:41, курсовая работа
Инфляция – неизбежный спутник долгосрочного развития экономики с гибкими ценами. Поддержание уровня полной занятости без инфляции – цель государственного регулирования рыночной экономики. Однако, инфляция – сложный и по-разному проявляющийся социально-экономический феномен, вызывающий споры и разногласия среди экономистов. Сущность и происхождение инфляции далеко не одинаково трактуются представителями различных экономических школ. Поверхностное представление о причинах инфляции ведет к неправильным методам борьбы с этим явлением.
Введение
I. Теоретические основы инфляции
1.1 Определения инфляции
1.2 Виды инфляции
II. Методология статистического изучения инфляции.
III. Особенности инфляции в РФ в современных условиях
3.1 Появление и источники инфляции в РФ в начале 90-х годов
3.2 Инфляция в России за 2010-2011 гг
3.2.1 Инфляция в России за 2010 год
2.2.2 Инфляция в России за 2011год
3.3 Методы борьбы с инфляцией. Антиинфляционная политика.
3.4 Прогноз инфляции в РФ на 2013 год.
Список литературы
Приложение
В сферу наблюдения репрезентативно включаются предприятия торговли, в том числе комиссионные, предприятия сферы услуг всех форм собственности и организационно-правовых форм (государственные, муниципальные, частные, смешанные и общественных объединений, организаций), городские продовольственные и вещевые рынки. Также регистрация цен проводится на мелкооптово-розничных ярмарках (рынках). Зарегистрированная ценовая информация по каждому товару, услуге заносится на отдельный лист журнала регистрации потребительских цен на товары и услуги.
В условиях, когда насыщение потребительского рынка товарами и услугами в России в больших и малых городах неодинаково, для регистрации цен набор потребительских товаров и услуг разделен на два уровня. По полному перечню наблюдаемых товаров и услуг (382 позиции) сбор ценовой информации организован только в административных центрах регионов. По важнейшим товарам повседневного спроса и обязательным услугам (61 позиция) наблюдение за ценами ведется во всех остальных городах, вошедших в выборку.
Важной особенностью потребительского набора для расчета ИПЦ является определенная гибкость его формирования. Потребительский набор, на основании которого рассчитывается ИПЦ, представляет собой единую для всех регионов Российской Федерации репрезентативную выборку товаров и услуг, потребляемых населением.
В набор включены товары и услуги массового потребительского спроса, а также отдельные товары и услуги необязательного пользования (легковые автомобили, ювелирные изделия из золота, техническое обслуживание легкового автомобиля и т.д.). Отбор позиций произведен с учетом их относительной важности для потребления населением, представительности с точки зрения отражения динамики цен на однородные товары, устойчивого наличия их а продаже.
Такой набор формируется на федеральном уровне и остается неизменным в течение длительного времени (как правило, не менее года).
На региональном уровне специалисты детализируют общее описание товарной группы теми товарами – представителями с конкретными потребительскими свойствами, которые занимают значительный удельный вес на потребительском рынке данного города и предположительно будут предлагаться к продаже в течение продолжительного времени.
В условиях замедляющихся темпов инфляции повышаются требования к качеству собираемой ценовой информации, в связи с этим ужесточаются правила регистрации цен, а также требования по замене товаров и предприятий торговли, где регистрируются цены на наблюдаемый перечень товаров.
Расчет ИПЦ производится с месячной, квартальной периодичностью, а также нарастающим итогом за период с начала года. Ежемесячно рассчитывается ИПЦ к предыдущему месяцу, к соответствующему месяцу предыдущего года, к декабрю предыдущего года, нарастающим итогом с начала года к соответствующему периоду предыдущего года.
Расчет индексов цен за квартал, полугодие, период с начала года производится «цепным» методом, то есть путем перемножения месячных индексов потребительских цен.
Одним из наиболее распространенных методов прогнозирования является метод экстраполяции, т.е. продолжение в будущее тенденции, наблюдающейся в прошлом, путем выявления математических закономерностей. Метод экстраполяции требует следующих допущений:
1).Развитие явления может быть с достаточным основанием охарактеризовано плавной траекторией – трендом.
2).Общие условия, определяющие развитие явления в прошлом не претерпят существенных изменений в будущем.
Экстраполяция дает возможность получить точечное значение прогноза, но т.к. вероятность попадания в точку равна нулю (при непрерывном исследуемом процессе), то прогноз дается с помощью «вилки» – верхнего и нижнего предела. Одним из путей получения такой «вилки» является определение доверительного интервала прогноза. Для нахождения доверительного интервала используется следующая формула:
,где
S=,где
- значение i-го порядка в исследуемом явлении;
l - длина прогноза;
n - число имеющихся значений;
- среднее арифметическое;
- табличное значение статистики Стьюдента с п-1 степенями свободы;
S - среднеквадратическое отклонение.
Тренд описывает фактическую усредненную для периода наблюдения тенденцию изучаемого процесса во времени. Предполагается, что через время можно выразить влияние всех основных факторов. Механизм их влияния в явном виде не учитывается. Тренд значим, когда коэффициент детерминации более 0,65. Это означает, что тенденция в прошлом выявлена и ее можно перенести на будущее.[3]
D=1-,
где D - коэффициент детерминации;
- разница между фактическим и полученным теоретическим значением.
Одной из задач правительственной программы 1991года являлась реформа цен, однако проводилась реформа не совсем продуманно. Первоначально ставка делалась на постепенное изменение производства и цен под контролем государства. Цены производителей были скорректированы в январе, а розничные цены изменились только в апреле. В среднем цены возросли на 60%. Тем самым прибыли росли и не облагались налогом, а на бюджет легла огромная нагрузка роста субсидий и компенсаций. Вслед за повышением цен был снижен налог на прибыль предприятий, что позволило им увеличить выплаты заработной платы. В результате в 1991г. розничные цены выросли на 142%, а оптовые цены в промышленности на 236%. При этом объем производства снизился на 11%, а в целом за период с 1989г. - на 17%. Результатом стало разбалансирование товарного рынка и развитие тотального дефицита, усугубленного инфляционными ожиданиями. Одновременно возрастал бюджетный дефицит (31% ВВП), покрытый за счет эмиссии. Образовался огромный денежный навес, готовый захлестнуть нарождавшийся рынок. Реализация данной политики осложнялась значительными трудностями. Политический кризис 1991г. еще более осложнил ситуацию и привел к отказу от концепции постепенной реформы. 2 января 1992г. было отпущено 80% оптовых и 90% розничных потребительских цен. Снятие контроля за ценами сопровождалось либерализацией внешнеторговых операций и обменного курса рубля. Либерализация цен вызвала почти пятикратное увеличение розничных цен за первые три месяца 1992г. по сравнению с декабрем 1991г., а оптовые цены уже за первые 2 месяца возросли почти в три раза. Первоначальный рост цен после их либерализации в России оказался выше, чем в других восточноевропейских странах, проводящих реформу (табл.1 ПРИЛОЖЕНИЕ 1).[4]
Рост цен в промышленности оказался очень неравномерным. В оборонной промышленности либерализация цен стала наиболее ощутимой, т. к. она лишила отрасль традиционно привилегированного доступа к материальным ресурсам.
В то время как цены выросли в 5-7раз, объем денежной массы у населения увеличился в первые месяцы после либерализации лишь на 25%. Тем самым избыточная денежная масса была ликвидирована уже в начале реформы. Поскольку рост заработной платы при этом почти вдвое отставал о роста потребительских цен, а общая денежная масса повышалась еще медленнее, резкое падение спроса стала одной из главных причин сокращения производства.
Незадолго до начала экономических реформ началось снижение объемов добычи в нефтегазовом секторе, который в значительной степени компенсировал неэффективность других секторов. Если в 1985 году добыча нефти составляла 542 миллиона тонн, то в 1991 году она упала на 15 процентов (до 462 миллионов тонн). В конце 1991 года произошел распад СССР, сопровождавшийся нарушением многих производственных связей. В течение нескольких последующих лет заключались межправительственные соглашения о взаимных поставках важнейших видов продукции, однако они охватывали лишь небольшую часть кооперации, развивавшейся в Советском Союзе безотносительно к республиканскому делению. Незадолго до того прекратил свою деятельность Совет экономической взаимопомощи, в рамках которого прежде происходила значительная интеграция рынков социалистических стран. Перечисленные обстоятельства внесли дополнительный вклад в сокращение производства. Последовавший спад в свою очередь стал одним из генераторов инфляции.
В административной системе колоссальная дифференциация характеризовала и предприятия обрабатывающей промышленности. Так, рентабельность предприятий электротехнической промышленности СССР в середине 80-х годов охватывала диапазон 50-230%. Подобное положение достигалось за счет централизованного перераспределения финансовых ресурсов. В результате современное оборудование, наиболее качественный металл и лучшие кадры направлялись в военно-промышленный комплекс и тяжелую промышленность в ущерб легкой, пищевой, сельскому хозяйству. В плановом хозяйстве сосуществование предприятий и секторов с резко различающейся эффективностью обеспечивалось широкой системой «нерыночных» механизмов, включавшей цены, не учитывающие спрос и предложение, различные виды дотаций, поддержку «планово-убыточных» предприятий и т.д. В условиях перехода к рыночной экономике, предполагающей выравнивание цен, межотраслевая и внутриотраслевая дифференциация эффективности производства оказывается мощным фактором, вынуждающим убыточные и низкоэффективные предприятия сохранять высокие темпы роста цен на свою продукцию (отраслевые цены формируются на уровне предельных издержек).
Другой важный источник инфляции мы видим в исходных диспропорциях внутренних и мировых цен. Сложившиеся в рамках административной системы цены имели существенные перекосы: энергия и сырье были сравнительно дешевыми, а продукция обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства - дорогими. В первую очередь это было обусловлено низкой общей эффективностью нашей обрабатывающей промышленности при измерении затрат и выпуска в мировых ценах. К этому добавлялась описанная выше целенаправленная политика «дискриминации» неприоритетных отраслей, усугублявшая отставание потребительского сектора.
"Открытие" экономики в ходе экономических реформ, введение частичной конвертируемости рубля неизбежно должны были привести (и привели) к сближению первоначально очень далеких друг от друга систем цен, что также стало одним из главных источников инфляции. Переход к рыночному определению обменного курса привел к его неадекватному скачку в начале 1992 года и сделал все внутренние цены в долларовом выражении на порядок меньшими мирового уровня. Так, средняя цена нефти на российском рынке составила в 1992 году лишь 11 долларов за тонну, газа - 3 доллара за тысячу кубометров. Вследствие этого вся экономика испытывала инфляционное давление со стороны цен экспортируемых товаров.
Как уже отмечалось, важную роль в поддержании инфляции сыграл также происшедший за годы реформ глубокий спад производства. В первом квартале 1996 года объем промышленного производства составил 49 процентов по сравнению с аналогичным периодом 1991 года. Часть этого спада объясняется такими упоминавшимися "внешними" причинами, как дезинтеграция единого рынка бывшего СССР и распад СЭВ, однако другая - тесно связана с проводимыми реформами и стабилизационной политикой. Значительная часть спада, на наш взгляд, обусловлена быстрым "открытием" экономики, в результате чего многие предприятия легкой и пищевой промышленности, бытовой электроники и т.д. оказались потеснены на отечественном рынке.
Взаимосвязь спада производства и инфляции проявляется в следующем. Во-первых, в процессе сокращения производства значительно растут издержки на единицу продукции, поскольку существенную их долю составляют "фиксированные затраты". В частности, спад не сопровождался адекватным сокращением численности занятых. Таким образом, уменьшение объемов производства создает затратное давление на цены. Во-вторых, в рамках стабилизационных программ правительство вынуждено идти на уменьшение своих расходов, сокращая тем самым конечный спрос. Это влечет за собой дополнительное уменьшение выпуска и, следовательно, дальнейшее снижение поступления налогов.
Традиционное представление об оптимизирующем воздействии рыночных механизмов на структуру производства основано на предпосылке о свободном перетоке ресурсов из депрессивных отраслей в более эффективные. Что касается трудовых ресурсов, то их территориальная мобильность в России была всегда резко ограничена из-за дефицита жилья и отсутствия его рынка, больших расстояний между промышленными центрами. О перетоках капитала бессмысленно говорить в условиях, когда объем производственных капитальных вложений снизился в 4 раза по сравнению с предреформенными годами. Неопределенность, непредсказуемость даже близкого будущего (в частности, из-за высокой инфляции), неурегулированность прав собственности и т.д. явились тормозом для отечественных и зарубежных инвестиций, а, следовательно, и для перестройки производственной структуры. В результате дисбаланс спроса и предложения разрешался только одним способом: снижением предложения.
Двустороннюю связь между темпами инфляции и объемом производства иллюстрирует динамика этих показателей в 1995 и начале 1996 годов. Ослабление инфляции совпало по времени с периодом ослабления промышленного спада - можно предположить, что здесь имеется и некоторая причинная связь. Вместе с тем ужесточение монетарной политики в 1995 году привело в октябре-ноябре к локальному конъюнктурному спаду. [12, 70-71 c]
Темпы обще годовой инфляции в РФ за период после дефолта показаны в приложении к курсовой работы.
Уже пятый год подряд основной целью отечественной денежной политики декларируется снижение инфляции. За предыдущие четыре года заявленная цель по снижению индекса потребительских цен (ИПЦ) до определенного уровня по итогам года достигалась лишь однажды (рис. 1): по итогам 2003 года инфляция составила 12%. Оставшиеся три раза инфляция по итогам года значительно отклонялась от заявленных ориентиров. Более того, если до 2003 года снижалась базовая инфляция, характеризующая динамику цен очищенную от воздействия немонетарных факторов, то с начала 2003 года расти начала и она, и в 2004 году впервые за последние три года превысила ориентир для ИПЦ. В текущем году, очевидно, ориентир по инфляции достигнут не будет: по итогам марта 2010 года инфляция на потребительском рынке в годовом исчислении составила 13,3%, что соответствует уровню августа 2003 года и более чем в полтора раза превышает верхнюю границу заявленного на 2010 год ориентира.
Рисунок 1. Динамика индекса потребительских цен и базовой инфляции.
Таким образом, проблема борьбы с инфляцией утихшая было к концу 2003 года, благодаря тому, что Центральному банку РФ удалось уложиться в заявленный ориентир, вновь стала актуальной. Данное исследование посвящено анализу динамики цен на потребительском рынке на предмет выявления факторов, оказывавших существенное влияние на их среднесрочную динамику. Для этих целей были построены регрессионные модели , описывающие, базовый индекс потребительских цен, индекс потребительских цен (ИПЦ), его составляющие: индексы цен на продовольственные и непродовольственные товары, индекс цен на платные услуги населению, а также их компоненты, оказывающие наиболее существенное влияние на динамику цен: индексы цен на плодоовощную продукцию и услуги жилищно-коммунального хозяйства. В качестве объясняющих переменных брались темп прироста денежного агрегата М2 (в качестве показателя динамики объема денежной массы), темп прироста курса доллара к рублю (предполагается, что из-за высокой доли импорта в потребительской корзине и высокой степени долларизации российской экономики должна прослеживаться прямая связь между обменным курсом и инфляцией) и темп прироста цен на электроэнергию (из-за высокой степени вмешательства органов госуправления в данную сферу, динамика цен на электроэнергию должна содержать в себе информацию о государственном регулировании), так же в число объясняющих переменных включается значение объясняемой с лагом равным единице, что призвано отразить инфляционные ожидания населения. Помимо этого, произведен анализ последствий кризиса августа 1998 года. Проведенное исследование показало, что основными немонетарными факторами, оказывавшими воздействие на динамику цен в пореформенной России, как и ожидалось, были обменный курс и цены на электричество. После августовского кризиса воздействие немонетарных факторов стало хуже улавливаться статистически, а лаг между колебаниями денежной массы и соответствующими колебаниями цен сократился с 6 до 5-4 месяцев. Сокращение влияния обменного курса имеет, по всей видимости, два объяснения. Во-первых, в течение нескольких лет после кризиса августа 1998 года импортные товары оказались не востребованы из-за резкого роста их цен, вызванного существенным падением курса рубля. Во-вторых, причиной данного сокращения является, валютная политика денежных властей России: фактическая фиксация курса привела к снижению колебаний курса, а потому статистически уловить его воздействие на динамику потребительских цен практически невозможно (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).