Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 20:42, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение понятия, экономического содержания категории «государственный долг», причин и последствий его образования, степени влияния государственного долга на экономику и особенностей его регулирования в условиях переходного периода, а также характеристика государственного долга Республики Беларусь, анализ динамики и тенденций его развития.
В области внешнего государственного долга основными задачами являются:
· сохранение объёма государственного долга на экономически
безопасном уровне;
· сокращение стоимости обслуживания долга;
· обеспечение исполнения обязательств государства в полном
объёме по наиболее низкой стоимости в средне срочной и долгосрочной перспективе;
· полное финансовое обеспечение выдаваемых государственных
гарантий;
· управление внешним государственным долгом с целью снижения
рисков, связанных с его структурой и стоимостью его обслуживания;
· усиление контроля за своевременным и полным выполнением
предприятиями-заёмщиками иностранных кредитов, полученных под гарантию правительства, обязательств по погашению и обслуживанию указанных кредитов в части своевременного принятия мер по финансовому оздоровлению.
Вывод: При регулировании и управлении внешними долговыми заимствованиями в Республике Беларусь, с учетом международного опыта, основные усилия органов госуправления должны быть направлены на регулирование государственного внешнего долга, в то время как частные внешние долги должны лишь учитываться и контролироваться в минимальной степени с точки зрения макроэкономических стандартов. В условиях сегодняшнего роста государственной составляющей валового внешнего долга для правильной оценки и минимизации рисков предельно актуальным направлением текущей работы Минфина (совместно с Национальным банком) является организация учета и представления внешнего государственного долга в расширенном определении с выделением долгов госкорпораций (государственных предприятий и банков, а также предприятий и банков под контролем государства). В дальнейшем Министерство финансов Республики Беларусь, основываясь на мировом опыте, для повышения эффективности решения задач оперативного и стратегического управления государственным долгом может передавать соответствующие функции по его управлению специальному агентству, обладающему необходимым набором полномочий и высокопрофессиональным кадровым составом.
Заключение
Данная курсовая работа посвящена анализу управления государственным долгом.
В первой главе курсовой работы определено, что
в самом широком смысле определение государственного
долга может быть сформулировано следующим
образом: государственный долг - это все
непогашенные долговые обязательства
государства (включая процентные платежи)
по отношению к частным лицам и институтам
(в т.ч. и иностранным) вне государственного
сектора, а также иностранным государствам.
По экономической сущности государственный
долг представляет собой задолженность
государственных органов, как результат
формирования дополнительных ресурсов
государства, направленных на разрешение
противоречий между экономическими и
социальными потребностями общества на
основании займов денежных средств у частных
лиц, институтов негосударственного сектора
и иностранных государств.
Различают внутренний и внешний государственный
долг. Внутренний —это долг государства
населению, субъектам хозяйствования
своей страны. Внешний — это задолженность
физическим, юридическим лицам, правительствам
других стран.
Внешняя задолженность включает в себя различные виды долга, которые классифицируются по различным признакам: по типу заемщиков; по сроку погашения - долгосрочные обязательства (со сроком погашения более одного года); краткосрочные (срок погашения до одного года); по типу кредитора
Кредиты, привлекаемые субъектами хозяйствования без гарантий Правительства республики, формируют внешний негарантированный долг (негосударственная часть внешнего долга), который в свою очередь включает: капитальный долг (валовой внешний долг); текущий долг.
Мировой опыт показал, что экономическая модель роста, осуществляемая за счет внешних заимствований, привела к негативным последствиям. При отсутствии источника недорогого и доступного финансирования резко возрастает долговая нагрузка на экономику стран, возникают деструктивные явления в мировой финансовой системе, усиливаются масштабные риски для всей мировой экономики. Для покрытия увеличивающихся затрат по обслуживанию долгов страны вынуждены сокращать другие государственные расходы, в том числе и социальные выплаты, что создает напряженность в обществе, приводит к протестам и забастовкам, о чем свидетельствует опыт Греции и стран Балтии. Практически ни у одной из развитых стран нет возможности снизить процентные ставки, чтобы уменьшить стоимость обслуживания долга, поскольку ставки центральных банков и так находятся на низких уровнях. Неустойчивый экономический рост и кризисные явления в экономике не позволяют многим странам существенно повысить налоги для пополнения бюджета. Рейтинговые агентства понизили суверенные рейтинги многих государств, что сделало обслуживание долга более дорогим. В совокупности данные факторы усложняют функционирование мирового рынка ссудного капитала и способствуют макроэкономической нестабильности. Долговые проблемы как в развивающихся, так и в развитых странах могут замедлить восстановление мировой экономики.
Долговой кризис еврозоны стал новым фактором риска для мировой экономики. Невозможность заемщиков своевременно расплачиваться по кредитам привела к удорожанию стоимости заемных ресурсов и ужесточению требований к заемщикам, ухудшению мировой конъюнктуры внешних заимствований. В итоге это может привести к увеличению ставок по планируемым к размещению на зарубежных рынках белорусским евробондам и сделать невыгодным привлечение ресурсов по завышенным ставкам.
Мировой опыт свидетельствует о необходимости поддержания государственного долга на уровне, обеспечивающем сохранение экономической безопасности страны. Превышение установленного Маастрихтского критерия внешнего государственного долга в 60% ВВП может привести к деструктивным явлениям в экономике, а при чрезмерном увеличении — к дефолту, о чем свидетельствует опыт России (1998 г.), Аргентины (2001 г.), Исландии (2009 г.). Каждому государству следует проводить постоянный мониторинг динамики долговых выплат с тем, чтобы предупредить возникновение кризисных явлений и своевременно принять комплекс упреждающих мероприятий по снижению долговой нагрузки.
Одним из приоритетных направлений в политике управления государственным долгом должно стать максимально возможное снижение стоимости долга за счет удлинения срока заимствований и удешевления выплат по долговым обязательствам.
Анализ управления государственным долгом Республики Беларусь показал, что в последние годы тенденция нарастания финансовых обязательств государства приняла устойчивый характер. Это обусловлено двумя факторами. Первый - необходимость стабилизации валютного рынка страны и финансирование отрицательного сальдо платежного баланса. Второй фактор - рост инвестиционного кредитования. На конец текущего года внешний государственный долг Беларуси составит $12,2 млрд. Вместе с тем, показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу (согласно нормативам, рекомендуемым МБРР) свидетельствуют о том, что Республика Беларусь относится к группе стран с низким уровнем задолженности, что говорит о том, что уровень внешнего государственного долга нашей страны далёк от критического, что свидетельствует о потенциальной возможности привлекать новые внешние государственные займы.
При регулировании и управлении внешними долговыми заимствованиями в Республике Беларусь, с учетом международного опыта, основные усилия органов госуправления должны быть направлены на регулирование государственного внешнего долга, в то время как частные внешние долги должны лишь учитываться и контролироваться в минимальной степени с точки зрения макроэкономических стандартов. В условиях сегодняшнего роста государственной составляющей валового внешнего долга для правильной оценки и минимизации рисков предельно актуальным направлением текущей работы Минфина (совместно с Национальным банком) является организация учета и представления внешнего государственного долга в расширенном определении с выделением долгов госкорпораций (государственных предприятий и банков, а также предприятий и банков под контролем государства). В дальнейшем Министерство финансов Республики Беларусь, основываясь на мировом опыте, для повышения эффективности решения задач оперативного и стратегического управления государственным долгом может передавать соответствующие функции по его управлению специальному агентству, обладающему необходимым набором полномочий и высокопрофессиональным кадровым составом.
Список литературы
Информация о работе Государственный долг: причины возникновения и проблемы управления