Государственный долг: причины возникновения и проблемы управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 20:42, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение понятия, экономического содержания категории «государственный долг», причин и последствий его образования, степени влияния государственного долга на экономику и особенностей его регулирования в условиях переходного периода, а также характеристика государственного долга Республики Беларусь, анализ динамики и тенденций его развития.

Работа содержит 1 файл

Государственный долг-дораб.doc

— 420.00 Кб (Скачать)

В области  внешнего государственного долга основными задачами являются:

·        сохранение объёма государственного долга на экономически

безопасном  уровне;

·        сокращение стоимости обслуживания долга;

·        обеспечение исполнения обязательств государства в полном

объёме по наиболее низкой стоимости в средне срочной и долгосрочной перспективе;

·        полное финансовое обеспечение выдаваемых государственных

гарантий;

·        управление внешним государственным долгом с целью снижения

рисков, связанных  с его структурой и стоимостью его обслуживания;

·        усиление контроля за своевременным и полным выполнением

предприятиями-заёмщиками иностранных кредитов, полученных под гарантию правительства, обязательств по погашению и обслуживанию указанных кредитов в части своевременного принятия мер по финансовому оздоровлению.

Вывод: При регулировании и управлении внешними долговыми заимствованиями в Республике Беларусь, с учетом международного опыта, основные усилия органов госуправления должны быть направлены на регулирование государственного внешнего долга, в то время как частные внешние долги должны лишь учитываться и контролироваться в минимальной степени с точки зрения макроэкономических стандартов. В условиях сегодняшнего роста государственной составляющей валового внешнего долга для правильной оценки и минимизации рисков предельно актуальным направлением текущей работы Минфина (совместно с Национальным банком) является организация учета и представления внешнего государственного долга в расширенном определении с выделением долгов госкорпораций (государственных предприятий и банков, а также предприятий и банков под контролем государства). В дальнейшем Министерство финансов Республики Беларусь, основываясь на мировом опыте, для повышения эффективности решения задач оперативного и стратегического управления государственным долгом может передавать соответствующие функции по его управлению специальному агентству, обладающему необходимым набором полномочий и высокопрофессиональным кадровым составом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

 

Данная курсовая работа посвящена анализу управления государственным  долгом.

В первой главе курсовой работы определено, что в самом широком смысле определение государственного долга может быть сформулировано следующим образом: государственный долг - это все непогашенные долговые обязательства государства (включая процентные платежи) по отношению к частным лицам и институтам (в т.ч. и иностранным) вне государственного сектора, а также иностранным государствам. По экономической сущности государственный долг представляет собой задолженность государственных органов, как результат формирования дополнительных ресурсов государства, направленных на разрешение противоречий между экономическими и социальными потребностями общества на основании займов денежных средств у частных лиц, институтов негосударственного сектора и иностранных государств.  
Различают внутренний и внешний государственный долг. Внутренний —это долг государства населению, субъектам хозяйствования своей страны. Внешний — это задолженность физическим, юридическим лицам, правительствам других стран.

Внешняя задолженность  включает в себя различные виды долга, которые классифицируются по различным признакам: по типу заемщиков; по сроку погашения - долгосрочные обязательства (со сроком погашения более одного года); краткосрочные (срок погашения до одного года); по типу кредитора

Кредиты, привлекаемые субъектами хозяйствования без гарантий Правительства республики, формируют внешний негарантированный долг (негосударственная часть внешнего долга), который в свою очередь включает:  капитальный долг (валовой внешний долг); текущий долг.

Мировой опыт показал, что экономическая модель роста, осуществляемая за счет внешних заимствований, привела к негативным последствиям. При отсутствии источника недорогого и доступного финансирования резко возрастает долговая нагрузка на экономику стран, возникают деструктивные явления в мировой финансовой системе, усиливаются масштабные риски для всей мировой экономики. Для покрытия увеличивающихся затрат по обслуживанию долгов страны вынуждены сокращать другие государственные расходы, в том числе и социальные выплаты, что создает напряженность в обществе, приводит к протестам и забастовкам, о чем свидетельствует опыт Греции и стран Балтии. Практически ни у одной из развитых стран нет возможности снизить процентные ставки, чтобы уменьшить стоимость обслуживания долга, поскольку ставки центральных банков и так находятся на низких уровнях. Неустойчивый экономический рост и кризисные явления в экономике не позволяют многим странам существенно повысить налоги для пополнения бюджета. Рейтинговые агентства понизили суверенные рейтинги многих государств, что сделало обслуживание долга более дорогим. В совокупности данные факторы усложняют функционирование мирового рынка ссудного капитала и способствуют макроэкономической нестабильности. Долговые проблемы как в развивающихся, так и в развитых странах могут замедлить восстановление мировой экономики.

Долговой кризис еврозоны стал новым фактором риска для  мировой экономики. Невозможность заемщиков своевременно расплачиваться по кредитам привела к удорожанию стоимости заемных ресурсов и ужесточению требований к заемщикам, ухудшению мировой конъюнктуры внешних заимствований. В итоге это может привести к увеличению ставок по планируемым к размещению на зарубежных рынках белорусским евробондам и сделать невыгодным привлечение ресурсов по завышенным ставкам.

Мировой опыт свидетельствует о необходимости поддержания государственного долга на уровне, обеспечивающем сохранение экономической безопасности страны. Превышение установленного Маастрихтского критерия внешнего государственного долга в 60% ВВП может привести к деструктивным явлениям в экономике, а при чрезмерном увеличении — к дефолту, о чем свидетельствует опыт России (1998 г.), Аргентины (2001 г.), Исландии (2009 г.). Каждому государству следует проводить постоянный мониторинг динамики долговых выплат с тем, чтобы предупредить возникновение кризисных явлений и своевременно принять комплекс упреждающих мероприятий по снижению долговой нагрузки.

Одним из приоритетных направлений в политике управления государственным долгом должно стать максимально возможное снижение стоимости долга за счет удлинения срока заимствований и удешевления выплат по долговым обязательствам.

Анализ управления государственным  долгом Республики Беларусь показал, что  в последние годы тенденция нарастания финансовых обязательств государства приняла устойчивый характер. Это обусловлено двумя факторами. Первый - необходимость стабилизации валютного рынка страны и финансирование отрицательного сальдо платежного баланса. Второй фактор - рост инвестиционного кредитования. На конец текущего года внешний государственный долг Беларуси составит $12,2 млрд. Вместе с тем, показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу (согласно нормативам, рекомендуемым МБРР) свидетельствуют о том, что Республика Беларусь относится к группе стран с низким уровнем задолженности, что говорит о том, что уровень внешнего государственного долга нашей страны далёк от критического, что свидетельствует о потенциальной возможности привлекать новые внешние государственные займы.

При регулировании и управлении внешними долговыми заимствованиями в Республике Беларусь, с учетом международного опыта, основные усилия органов госуправления должны быть направлены на регулирование государственного внешнего долга, в то время как частные внешние долги должны лишь учитываться и контролироваться в минимальной степени с точки зрения макроэкономических стандартов. В условиях сегодняшнего роста государственной составляющей валового внешнего долга для правильной оценки и минимизации рисков предельно актуальным направлением текущей работы Минфина (совместно с Национальным банком) является организация учета и представления внешнего государственного долга в расширенном определении с выделением долгов госкорпораций (государственных предприятий и банков, а также предприятий и банков под контролем государства). В дальнейшем Министерство финансов Республики Беларусь, основываясь на мировом опыте, для повышения эффективности решения задач оперативного и стратегического управления государственным долгом может передавать соответствующие функции по его управлению специальному агентству, обладающему необходимым набором полномочий и высокопрофессиональным кадровым составом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

 

  1. Базылев, Н.И., Гурко, С.П., Базылева, Н.М. Макроэкономика: учеб. пособие / Н.И. Базылев [и др.]; под. ред. Н.И.Базылева. – Минск: Инфра-М, 2004 – 190 с.
  2. Гальперин, В.М. Макроэкономика: учебник / Л. С. Тарасевич [и др.].— СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2005. — 656 с.
  3. Долан, Э., Линдсей, Д. Макроэкономика: учебник / Э. Долан. – Спб, 1994. – 415 с.
  4. Ковалева, А.М. Финансы: Учебное пособие / А.М.Ковалева. - М.: Финансы и статистика, 1997. – с.380.
  5. Кокшаров, А. Европа на грани банкротства / А.Кокшаров // Эксперт. – 2010. - №18. – С. 64-68.
  6. Концепция управления валовым внешним долгом Республики Беларусь, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 06.05.2011 № 574/12 [Электронный ресурс]: Совет Министров Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.government.by/ru/content/3800 - Дата доступа: 05.08.2012.
  7. Луссе, А.В. Макроэкономика: краткий курс: учебное пособие / А.В.Луссе. -  Спб: “Питер”, 2001. – 240 с. 
  8. Макконнелл, К.Р., Брю, С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: в 2 т. / К.Р. Макконнел, С.Л.Брю. – М.: ИНФРА - М, 2000. – Т.1. – 513 с.
  9. Методологические пояснения к внешнему долгу Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Национальный банк Республики Беларусь. —Режим доступа: http://nbrb.by/statistics/ExternalDebt/Comment/ - Дата доступа: 01.08.2012.
  10. Подвинская, Е.С. Об управлении внешним долгом / Е.С.Подвинская // Финансы. – 2009. – №3 – С. 22-25.
  11. Попкова, А. Управление государственным долгом в разных странах / А.Попкова // Банковский Вестник. – 2010. – №8. – С. 34-41.
  12. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник / В.К.Сенчагов, А.И.Архипов и др.; под ред. В.К.Сенчагова, А.И. Архипова. - М.: Изд-во Проспект, 2005. - 720 с.
  13. Фишер, С., Дорнбуш, Р. Макроэкономика: учебник / С. Фишер, Р Дорнбуш. — М.: Дело, 1997. — 894 с.
  14. Шуркалин, А. Внешний долг: перспективы реструктуризации и обслуживания / А. Шуркалин // Финансовый бизнес. - 2010. - № 6. - С. 19 - 22.
  15. Юрик, В., Перевоздникова, М. О проблемах учета и регулирования внешнего долга Беларуси / В. Юрик, М. Перевоздникова // Банковский Вестник. – 2011. – №10. – С. 36-43.

Информация о работе Государственный долг: причины возникновения и проблемы управления