Государственный долг: причины возникновения и проблемы управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 20:42, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение понятия, экономического содержания категории «государственный долг», причин и последствий его образования, степени влияния государственного долга на экономику и особенностей его регулирования в условиях переходного периода, а также характеристика государственного долга Республики Беларусь, анализ динамики и тенденций его развития.

Работа содержит 1 файл

Государственный долг-дораб.doc

— 420.00 Кб (Скачать)

Как вариант реструктуризации долга можно рассматривать консолидацию долга, которая предполагает предоставление кредиторам возможности переноса срока погашения внешней задолженности на более отдаленный период в соответствии с согласованными с заемщиком условиями.

Данный метод управления государственным долгом был использован в Аргентине. Аргентина предложила международным инвесторам реструктуризацию долга на сумму 95 млрд. долл. США. Иностранные инвесторы, вложившие средства в гарантированные займы, выпущенные Аргентиной в 2001 г., смогли обменять эти ценные бумаги на новые облигации Аргентины сроком на 5 лет с уменьшением капитала на 2% и фиксированной доходностью 15,4% на первый год и плавающей ставкой в оставшиеся 4 года. Таким образом, долговые выплаты были отсрочены, что предотвратило очередной долговой кризис в Аргентине [15, c. 39].

Возможна схема сокращения государственного долга через механизм секьюритизации. В этом случае страна-должник эмитирует новые долговые обязательства в виде облигаций, которые либо непосредственно обмениваются на старый долг, либо продаются. В случае продажи полученные средства направляются на выкуп старых обязательств. Если новые ценные бумаги торгуются на рынке с меньшим дисконтом, такая операция приведет к сокращению общего объема задолженности.

Данный метод имел место в Республике Беларусь. В сентябре 2005 г. Национальный банк и Министерство финансов Республики Беларусь осуществили частичную реструктуризацию кредитной задолженности Правительства Беларуси перед Национальным банком 2000— 2003 гг., обслуживаемой под 6,5% годовых, в пять выпусков государственных долгосрочных облигаций на сумму 98,2 млрд. бел. руб. с аналогичной доходностью и сроками обращения от 5 до 9 лет. В 2005 г. Национальный банк начал проводить операции обратного РЕПО на аукционной основе с государственными ценными бумагами, полученными в результате секьюритизации государственного долга.

Аннулирование долга означает полный или частичный отказ страны от платежей по всем займам включая проценты. Аннулирование государственного долга объявляется в нескольких случаях. Во-первых, в случае финансовой несостоятельности государства, т. е. его банкротства. Во-вторых, аннулирование задолженности может стать следствием прихода к власти новых политических сил, которые по определенным причинам отказываются признать финансовые обязательства предыдущего правительства.

Ранее власти США, координирующие усилия по оказанию экономической помощи Ираку, призвали страны-кредиторы аннулировать иракский внешний долг. Общий внешний долг этой страны составил 140 млрд. долл. США, которые были заимствованы в период с 1980 г. по 1988 г. для ведения военных действий с Ираном. Саудовская Аравия списала 80% долга Ираку, что составляет около 15 млрд. долл. США. Еще 52 страны согласились списать от 80 до 100% иракского внешнего долга.

Конверсия долга предполагает различные механизмы сокращения величины внешней задолженности и облегчения условий по обслуживанию внешнего долга. Это может быть обмен внешнего долга на собственность или на ценные бумаги государства-должника. Данный процесс возможно реализовать путем проведения тендеров по обмену пакетов акций приватизированных предприятий на долговые обязательства государства. Так, путем конверсии долг Украины за российский газ в 2000 г. был оформлен в ценные бумаги и облигации украинской корпорации “НАФТ-нефтегаз”.

Данная схема является трудоемкой, но позволяет привлечь стратегических инвесторов. Обмен долговых обязательств может проводиться и путем создания инвестиционных фондов, в активы которых передаются принадлежащие государству пакеты акций приватизированных предприятий. Использование данного метода ограничивается количеством предприятий, которые подлежат приватизации. При конверсии долга в акции инвесторы желают получить лучшие национальные активы, что не всегда выгодно государству. Кроме того, ряд предприятий, представляющих интерес для инвесторов, могут являться стратегически важными объектами для государства.

При проведении приватизации существует возможность выпуска государственных конвертируемых облигаций, которые по желанию инвестора могут обмениваться на акции приватизируемого предприятия. Такой инструмент позволяет государству разместить на международных финансовых рынках приуроченный к приватизации выпуск конвертируемых облигаций на относительно льготных условиях.

Государственный долг может  погашаться и экспортными товарными поставками. Такая схема выгодна еще и тем, что происходят наращивание экспорта и развитие внутренних конкурентоспособных производств. В 2006 г. Россия списала Алжиру значительную часть долга в обмен на закупку российских самолетов и многомиллиардные военные контракты.

Для погашения внешнего государственного долга также может использоваться выпуск мобилизационного внутреннего валютного займа в объемах, необходимых для последовательного покрытия выплат по внешнему долгу (или их части). В этом случае внешний долг переводится во внутренний, что способствует перераспределению выплат в пользу резидентов.

В некоторых странах (Дания, Швеция, Новая Зеландия) применяется особый подход в управлении государственным долгом, который аналогичен практике управления портфелем ценных бумаг [15, c.40]. Но если в последнем случае ставится задача повышения их доходности, то при управлении долговым портфелем стремятся к сокращению затрат. Для этого строится теоретическая базовая модель портфеля долговых обязательств с разбивкой по видам валют, срокам погашения, стоимости обслуживания долга, оптимальным для данной страны графиком долговых платежей. Далее ставится задача приближения фактической модели к базовой с использованием различного инструментария управления государственным долгом. При этом оцениваются существующая ситуация на мировом рынке ссудных капиталов, возможности страны по использованию тех или иных долговых инструментов и принимаются определенные отклонения от базовой модели. Для проведения таких операций создается агентство по управлению долгами, деятельность которого контролируется министерством финансов. Такой подход в управлении государственным долгом является более продуктивным, чем составление и исполнение обычных программ внешних заимствований.

В последнее время  для устранения последствий мирового финансового кризиса государства выделяют значительные средства на поддержку банковских систем, стимулирования производства и потребительского спроса, увеличивают социальные выплаты по безработице (Таблица 2.1).

 

Таблица 2.1 – Размер государственных программ поддержки экономики в отдельных странах

Страна

Размер программ поддержки национальных банков

Размер пакетов экономического стимулирования

млрд. долл. США

млрд. долл. США

% ВВП

Великобритания

1 093,7

39,7

1,5

Германия

775,9

94,9

2,64

Дания

755,9

7,5

2,2

Франция

490,1

27,9

1,0

Бельгия

370,3

4,5

0,9

Нидерланды

344,5

8,5

1,0

Австрия

231,0

9,8

2,4

Швеция

198,8

11,0

2,4

Испания

182,0

72,0

4,6


Источник: [11, c.35]

 

Государственные программы поддержки  экономики значительно увеличивают государственные расходы, в результате дефицит бюджета значительного количества стран превышает установленные критерии экономической безопасности (3% ВВП) (рисунок 2.1).

 

 

Рисунок 2.1- Дефицит бюджета отдельных государств

[11, c.35]

По данным Европейской  статистической организации, средний уровень бюджетного дефицита 27 стран Евросоюза в 2009 г. увеличился до 6,8% ВВП (в 2008 г. — 2,3% ВВП). Кроме того, 20 из 27 стран Евросоюза в 2009 г. имели дефицит госбюджета выше 3% ВВП. Средний размер внешнего государственного долга достиг 73,6% ВВП (в 2008 г. — 69,4% ВВП). В связи со сложившейся ситуацией для покрытия бюджетного дефицита правительства привлекают дополнительные средства с международных рынков капитала.

В частности, бюджет Германии на 2010 г. составлен с рекордно новой задолженностью, которая составляет 80,2 млрд. евро [5, с.65]. Более 15% расходов бюджета этой страны в 2010 г. профинансировано за счет новых кредитов. Основное направление бюджетных расходов — социальная поддержка. На покрытие трат служб занятости и прочих социальных служб, обеспечивающих финансирование пособий по безработице, поддержку семей и пенсионеров, а также других социальных расходов предусмотрено 143,2 млрд. евро, или 45% от всех расходных статей бюджета. Расходы по финансированию пенсионного фонда составляют 80 млрд. евро из этой суммы. Второй статьей расхода с тратами в размере 38,9 млрд. евро является обслуживание уже существующего госдолга. Третья по значимости расходная статья — оборонный бюджет с расходами в 31,1 млрд. евро. Рекордное увеличение задолженности разрушает планы по снижению нагрузки по обслуживанию госдолга. Сегодня федеральный долг страны составляет более 1 трлн. евро. Таким образом, федеральный долг составляет 41,6% ВВП страны, а долг всех уровней власти — 70,8% ВВП. Увеличение внешнего государственного долга является вынужденной мерой. Начиная с 2011 г. по 2016 г. планируется постепенное сокращение дефицита бюджета на 10 млрд. евро в год.

По итогам 2009 г. дефицит государственного бюджета Франции достиг 7,5%. Многочисленные социальные выплаты позволили избежать резкого снижения потребления населения. Тем не менее растет конкуренция со странами с низкими издержками, что способствует выносу за рубеж ряда производств. Согласно данным французского Национального института статистики государственный долг Франции за 2009 г. возрос до 1489 млрд. евро (77,6% ВВП). В 2008 г. этот показатель составлял 67,5% ВВП. Согласно прогнозам в 2010 г. дефицит государственного бюджета достигнет уровня 8,2% ВВП, и снизить его удастся лишь к 2013 г. Государственный долг Франции, в свою очередь, возрастет к 2012 г. до 87,1% ВВП.

Бюджетный дефицит США в 2009 г. превысил 1,5 трлн. долл. США [15, с.39]. В 2010 году правительство потратило на 80% больше, чем собрало в бюджет: 2 трлн. долл. США против 3,5 трлн. долл. США, заняв для этого внутри страны и за рубежом 44 доллара из каждых 100 потраченных. Ускоренное расходование средств по всем бюджетным статьям, включая оборону, происходит одновременно с сокращением налоговых поступлений из-за рецессии и высокой безработицы. Дефицит бюджета приблизился к 8,5% ВВП, а госдолг — к 90% ВВП. Государства вынуждены привлекать новые заимствования и для погашения дефицита платежного баланса.

 

Рисунок 2.2 – Величина платежного баланса отдельных государств

[11, c.36]

 

Как видно на рисунке 2.2, профицит платежного баланса еврозоны сменился дефицитом 2008—2009 гг. В рассматриваемый период США имели дефицит платежного баланса, который сократился в 2009 г. благодаря принятым стимулирующим мерам по поддержке экономики.

В период, предшествующий кризису, экономический рост многих стран был обеспечен за счет внешнего финансирования, прежде всего кредитования по низким ставкам. Такая модель эффективна в условиях доступных и недорогих кредитов, но как только источник финансирования заканчивается, возникают проблемы с возвратом задолженности. Так, правительство Дубая в последние годы привлекало значительные заемные ресурсы для грандиозных проектов. Мировой финансовый кризис привел к падению цен на дубайскую недвижимость, цены на которую упали более чем на 50%. В результате долг правительства Дубая и принадлежащих ему компаний составил 21 млрд. долл. США [11, с.37].

Многие годы значительный рост ВВП балтийских стран обеспечивался главным образом не наращиванием промышленного производства и экспорта, а подъемом строительной индустрии и значительным увеличением внутреннего спроса за счет доступности кредитов, в первую очередь ипотечных. Одной из макроэкономических проблем экономик этих стран является высокий дефицит счета текущих операций, который ранее пополнялся за счет внешнего финансирования. Когда сократился приток зарубежных инвестиций и кредитов, в экономике стран Балтии возникли многие дестабилизирующие явления, для предотвращения которых пришлось принимать ряд антикризисных мер.

Вышеуказанные проблемы привели к росту государственного долга развитых стран мира (рисунок 2.3).

 

Рисунок 2.3 – Внешний государственный долг отдельных стран

[11, c.37]

 

Согласно  прогнозу МВФ рост долговых обязательств развитых стран продолжится и в последующие годы.

Для сравнения: в большинстве  стран с развивающимися экономиками уровень государственного долга ниже среднемирового — 56% ВВП (рисунок 2.4).

 

Рисунок 2.4 – Государственный долг развивающихся стран

[11, c.37]

 

В ряде стран уже начались проблемы в экономике, которые порождают вероятность суверенных дефолтов, если не будут предприняты срочные упреждающие меры. Наиболее уязвимой страной в этом отношении является Греция. Обязательства Греции перед кредиторами составили 300 млрд. евро, что на 25% превышает уровень ВВП страны и в 2 раза больше установленного индикатора финансовой безопасности (60% ВВП). На каждого жителя этой страны приходится почти 40 тыс. долл. США долга. Согласно прогнозу в 2010 г. государственный долг Греции станет самым высоким в зоне евро, и стране придется одолжить 54 млрд. долл. США для его обслуживания [8]. Международное рейтинговое агентство Fitch в 2009 г. понизило кредитный рейтинг Греции с А- до ВВВ+ с “негативным” прогнозом, а агентство Standard and Poor’s понизило рейтинг Греции до уровня ВВВ-.

Информация о работе Государственный долг: причины возникновения и проблемы управления