Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 20:42, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение понятия, экономического содержания категории «государственный долг», причин и последствий его образования, степени влияния государственного долга на экономику и особенностей его регулирования в условиях переходного периода, а также характеристика государственного долга Республики Беларусь, анализ динамики и тенденций его развития.
Последние годы греческое правительство активно увеличивало государственные расходы, не обеспеченные доходами (включая проведение Олимпиады в Афинах в 2004 г. и повышение зарплат бюджетным работникам, выплаты которым за 5 лет увеличились вдвое). Для этого проводились активные заимствования на внешних рынках. Рост госрасходов на фоне сокращающихся доходов привел к тому, что новое правительство Греции к 2010 г. имело дефицит бюджета в размере 12,7% ВВП, что в 4 раза превышает Маастрихтский критерий финансовой безопасности. Вынужденное сокращение бюджетных расходов вызвало социальную напряженность в обществе. Ранее Греция могла девальвировать свою валюту и частично улучшить состояние платежного баланса, теперь такая возможность исключена из-за евро. Дефицит бюджета и значительный рост государственного долга усиливают вероятность финансового кризиса в Греции. Для самого государства это означает прежде всего ужесточение условий займов и удорожание кредитов. Подобные проблемы испытывают и другие страны Европы: Португалия, Испания, Ирландия, Великобритания.
Государственные долговые обязательства погашаются за счет бюджетных доходов, золотовалютных резервов страны, денежных средств, полученных от продажи государственной собственности, а также новых заимствований. В системе действий по управлению государственным долгом важнейшим является обслуживание и погашение государственного долга, поскольку все эти затраты осуществляются за счет бюджетных средств, создавая для него дополнительную нагрузку, а несвоевременность выплат ведет к увеличению суммы долга за счет штрафных санкций. С целью недопущения долгового кризиса большинство развитых стран принимает программы по сокращению бюджетного дефицита и максимально возможному увеличению бюджетных доходов (например, за счет повышения налогов). Правительство Испании планирует сократить дефицит бюджета до 9,3% в 2010 г. и до 6,5% — в 2011 г. Это самое значительное сокращение расходов испанского бюджета за последние 30 лет. В числе мер также запланировано уменьшение расходов местных органов власти на 1,2 млрд. евро, снижение зарплат госслужащих на 5%, сокращение численности работников бюджетного сектора на 13 тыс. человек. В Португалии введена политика строгой экономии. В 2010 г. отмечается снижение зарплат в государственном секторе на 5% и рост налогов на 7%. Дефицит бюджета Португалии планируется к 2013 г. сократить до 2,8%. Италия также приняла пакет мер жесткой экономии, планируя к 2012 г. снизить дефицит бюджета до 3% (в 2009 г. — 5,3%) [15, с.40]. Правительство Германии предложило реформу европейского Пакта стабильности, в соответствии с которым страны ЕС должны ежегодно согласовывать свои экономические программы с целью уравнивания бюджетных балансов и сокращения дефицита бюджета. При нарушении Пакта страна может лишиться голоса в Европарламенте на год, а также возможности получать средства из структурных фондов ЕС.
Надо отметить, что долговой кризис в европейских странах привел к росту стоимости обслуживания государственных облигаций. Доходность греческих 10-летних гособлигаций выросла до 10,58%, португальских — до 6,16, ирландских — до 5,57, испанских — до 4,24% (для сравнения: стоимость обслуживания гособлигаций Германии составляет 2,87%) [5, с.67].
Подытоживая вышеизложенное, необходимо отметить, что экономическая модель роста, осуществляемая за счет внешних заимствований, привела к негативным последствиям. При отсутствии источника недорогого и доступного финансирования резко возрастает долговая нагрузка на экономику стран, возникают деструктивные явления в мировой финансовой системе, усиливаются масштабные риски для всей мировой экономики. Для покрытия увеличивающихся затрат по обслуживанию долгов страны вынуждены сокращать другие государственные расходы, в том числе и социальные выплаты, что создает напряженность в обществе, приводит к протестам и забастовкам, о чем свидетельствует опыт Греции и стран Балтии. Практически ни у одной из развитых стран нет возможности снизить процентные ставки, чтобы уменьшить стоимость обслуживания долга, поскольку ставки центральных банков и так находятся на низких уровнях. Неустойчивый экономический рост и кризисные явления в экономике не позволяют многим странам существенно повысить налоги для пополнения бюджета. Рейтинговые агентства понизили суверенные рейтинги многих государств, что сделало обслуживание долга более дорогим. В совокупности данные факторы усложняют функционирование мирового рынка ссудного капитала и способствуют макроэкономической нестабильности. Долговые проблемы как в развивающихся, так и в развитых странах могут замедлить восстановление мировой экономики.
Долговой кризис еврозоны стал новым фактором риска для мировой экономики. Невозможность заемщиков своевременно расплачиваться по кредитам привела к удорожанию стоимости заемных ресурсов и ужесточению требований к заемщикам, ухудшению мировой конъюнктуры внешних заимствований. В итоге это может привести к увеличению ставок по планируемым к размещению на зарубежных рынках белорусским евробондам и сделать невыгодным привлечение ресурсов по завышенным ставкам.
Мировой опыт свидетельствует о необходимости поддержания государственного долга на уровне, обеспечивающем сохранение экономической безопасности страны. Превышение установленного Маастрихтского критерия внешнего государственного долга в 60% ВВП может привести к деструктивным явлениям в экономике, а при чрезмерном увеличении — к дефолту, о чем свидетельствует опыт России (1998 г.), Аргентины (2001 г.), Исландии (2009 г.). Каждому государству следует проводить постоянный мониторинг динамики долговых выплат с тем, чтобы предупредить возникновение кризисных явлений и своевременно принять комплекс упреждающих мероприятий по снижению долговой нагрузки.
Одним из приоритетных направлений в политике управления государственным долгом должно стать максимально возможное снижение стоимости долга за счет удлинения срока заимствований и удешевления выплат по долговым обязательствам. График погашения долговых обязательств необходимо составлять таким образом, чтобы в нем отсутствовали периоды пиковых нагрузок, а основные выплаты приходились бы на моменты ожидаемого роста экономики. Оптимизация внешнего долга может осуществляться в следующих направлениях: максимизация доли кредитов на преференциальных условиях и минимизация доли финансирования на рыночных условиях; минимизация платежей по обслуживанию государственного долга, подлежащих выплате в период до завершения проектов; диверсификация валютной структуры внешних государственных займов для минимизации рисков, связанных с колебаниями валютных курсов.
Вывод: Мировой опыт свидетельствует о том, что чрезмерное увеличение долговой нагрузки оказывает негативное влияние на состояние финансовой системы и экономики государства. Принятие жестких мер по сокращению бюджетных расходов не гарантирует быстрого преодоления долгового кризиса. Для решения данной проблемы необходимо создание условий для эффективного экономического развития, формирующего материальную основу для выплат по задолженности. Для этого необходимо вести постоянный мониторинг ожидаемых чистых экспортных поступлений, возможных новых внешних займов и прочих видов финансирования, достаточных для обслуживания государственного долга.
3. Управление государственным долгом в РБ
Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим положение о государственном долге Республике Беларусь, является Бюджетный кодекс Республики Беларусь. Этим документом определены понятие, состав государственного долга страны, порядок его обслуживания, сроки погашения.
Государственный долг Республики Беларусь существует в следующих формах долговых обязательств:
Внешние государственные займы, привлеченные Республикой Беларусь и предоставленные резиденту Республики Беларусь на условиях переуступки, приравниваются к займам (кредитам), полученным резидентом Республики Беларусь под гарантию Республики Беларусь.
Внутренний государственный долг в Беларуси может выступать в виде:
Классификация
видов внутреннего
В настоящее время долговые проблемы европейских стран привели к нестабильности на мировом финансовом рынке, что может оказать негативное влияние на привлечение заимствований Республикой Беларусь. Внутренний государственный долг Беларуси за март 2010 г. увеличился на 0,5% и на начало апреля составил 8 335,5 млрд. бел. руб. В том числе задолженность, гарантированная Правительством, увеличилась на 2%, до 5 939,8 млрд. руб., и составила 71% всего внутреннего долга. Лимит внутреннего госдолга на конец 2010 г. установлен в размере 26,5 трлн. бел. руб. Средства из бюджета на обслуживание этого долга будут направлены на исполнение гарантий Правительства в обеспечение выданных банковских кредитов.
Наращивание внешнего государственного долга в Республике Беларусь произошло по причине ухудшения платежного баланса (дефицит по счету текущих операций в 2009 г. составил 13,1% ВВП) и сокращения международных резервных активов. В 2009 г. привлекались ресурсы МВФ, Российской Федерации, Всемирного банка, а также синдицированный кредит российских банков Министерству финансов Республики Беларусь. Кроме того, привлекались кредиты под гарантию Правительства Республики Беларусь от банков Китая, Германии, Италии на финансирование инвестиционных проектов в сфере энергетики, промышленности строительных материалов, деревообработки, нефтехимии и других отраслях.
За 2009 г. внешний государственный долг Беларуси увеличился в 2 раза, до 7,9 млрд. долл. США. В I квартале 2010 г. данный показатель увеличился, и на 1 апреля 2010 г. внешний государственный долг Беларуси составил 8,45 млрд. долл. При этом кредиты, привлеченные Республикой Беларусь, составляют 8 333,8 млн. долл. США, кредиты, привлеченные резидентами под гарантии Правительства, — 117,4 млн. долл. США.[15, c.37]
Внешний государственный долг Республики Беларусь в абсолютном выражении, а также его структура по срокам погашения представлены в таблице 3.1.
Таблица 3.1 - Валовой внешний долг Республики Беларусь по срокам погашения
|
Объемы, млн. долл. США |
Структура, % к итогу | ||||||||
на 01.01. 2010 |
на 01.04. 2010 |
на 01.07. 2010 |
на 01.10. 2010 |
на 01.01. 2011 |
на 01.01. 2010 |
на 01.04. 2010 |
на 01.07. 2010 |
на 01.10. 2010 |
на 01.01. 2011 | |
Всего |
22 060,3 |
22 243,5 |
23 171,0 |
25 593,3 |
28 512,1 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
краткосрочный |
9 871,9 |
9 489,7 |
10 462,2 |
11 062,2 |
12 793,6 |
44,7 |
42,7 |
45,2 |
43,2 |
44,9 |
долгосрочный |
12 188,4 |
12 753,8 |
12 708,8 |
14 531,1 |
15 718,5 |
55,3 |
57,3 |
54,8 |
56,8 |
55,1 |
Источник: [15, c.39]
Анализ показывает, что по срокам погашения, как следует из таблицы 3.1, в структуре валового внешнего долга Республики Беларусь преобладают, хотя и незначительно, долгосрочные займы. В целом на начало 2011 г. объем валового внешнего долга составил 28,4 млрд. долл. США, из них 12,7 млрд. долл. (44,7%) приходилось на краткосрочные займы и 15,7 млрд. долл. (55,3%) — на долгосрочные.[11, c.35]
По секторам экономики валовой внешний долг распределился следующим образом (таблица 3.2, рисунок 3.1).
Так, на долю секторов органов
госуправления и денежно-
Таблица 3.2 - Валовой внешний долг по секторам
Информация о работе Государственный долг: причины возникновения и проблемы управления