Государственный долг: причины возникновения и проблемы управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 20:42, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение понятия, экономического содержания категории «государственный долг», причин и последствий его образования, степени влияния государственного долга на экономику и особенностей его регулирования в условиях переходного периода, а также характеристика государственного долга Республики Беларусь, анализ динамики и тенденций его развития.

Работа содержит 1 файл

Государственный долг-дораб.doc

— 420.00 Кб (Скачать)
 

Объемы, млн. долл. США

Структура, % к итогу 

на 01.01. 2010

на 01.04. 2010

на 01.07. 2010

на 01.01. 2010

на 01.04. 2010

на 01.07. 2010

на 01.01. 2010

на 01.04. 2010

на 01.07. 2010

на 01.01. 2010

Всего

22 060,3

22 243,5

23 171,0

25 593,3

28 512,1

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

ОГУ

8 363,0

8 899,8

8 946,8

9 970,4

10 057,9

37,9

40,0

38,6

39,0

35,3

ОДКР

423,7

485,1

401,6

531,0

1 855,3

1,9

2,2

1,7

2,1

6,5

Банки

3 553,0

3 487,2

4 127,9

4 617,2

5 752,1

16,1

15,7

17,8

18,0

20,2

Другие секторы

8 921,8

8 592,4

8 950,4

9 650,9

10 033,3

40,4

38,6

38,6

37,7

35,2


Источник: [15, c.39]

 

За 2010 г. доля других секторов сократилась с 44,1 до 37,8%, и из 6,3 млрд. долл. годового прироста валового внешнего долга на другие секторы пришелся лишь 1 млрд. долл. США.

 



Рисунок 3.1 -  Динамика долгосрочного внешнего долга по секторам (долл. США)

[15, c.39]

Что касается долгосрочного  валового внешнего долга, то тенденция сокращения доли других секторов присутствует на протяжении более четырех последних лет (рисунок 3.1). При этом в структуре долгосрочного валового внешнего долга доля других секторов за это время сократилась с 40,8% на начало 2007 г. до 12,3% на начало второго полугодия 2011 г. на фоне роста объемов самого долга более чем в 9 раз (с 2,1 млрд. долл. на начало 2007 г. до 18,8 млрд. долл. на начало второго полугодия 2011 г.).

Размер внешнего государственного долга постоянно  меняется в результате ежегодных  операций по получению новых займов (кредитов), изменения условий их предоставления, а также погашения  ранее полученных средств, уплаты дохода (процентов) по долговым обязательствам. Для того, чтобы государственный долг не повышался, парламент ежегодно законом о государственном бюджете на очередной год устанавливает лимит (предельный размер) внешнего долга. В 2004 – 2006 гг. наблюдалось снижение внешнего государственного долга страны. В 2006 г. Республика Беларусь имела внешний государственный долг в сумме чуть больше 1 млрд. дол. США. По словам Президента страны А.Г. Лукашенко, ни одна из стран СНГ не имела такого низкого внешнего государственного долга.

Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 13 мая 2010 г. № 245 “О выпуске государственных облигаций Республики Беларусь” лимит внешнего госдолга увеличен на 1,5 млрд. долл. США — с 9,5 млрд. до 11 млрд. долл. США. Это связано с планируемым размещением белорусских евробондов в 2010—2011 г. на зарубежных рынках. Согласно названному Указу Совет Министров Республики Беларусь имеет право осуществлять в 2010—2011 гг. выпуски облигаций на сумму 2 млрд.  долл. США со сроком обращения не менее 5 лет и размещения их за пределами Беларуси.

На 1 января 2012 года государственный долг Беларуси составил 144 трлн. 134,2 млрд. белорусских рублей, что составляет 52,5% ВВП.

В сравнении с показателями 2011 года госдолг Беларуси увеличен в 3,8 раза. Рост государственного долга в 2011 году обусловлен в первую очередь девальвацией белорусского рубля на 178,3%.

Внешний госдолг Беларуси равен $13 млрд 399,8 млн (увеличен на 38,3%), что в рублёвом эквиваленте составляет увеличение в 3,9 раза.

Больше всего Республика Беларусь должна:

  1. $1,24 млрд Антикризисному фонду ЕврАзЭС
  2. $1 млрд Сбербанку РФ
  3. $800 млн долг ввиду размещения евробондов
  4. $300 млн кредит у Азербайджана

В сумме прямой долг государства  равен $11 млрд 797,9 млн, что входит в  рамки, определённые законом о Бюджете  — $13 млрд.

Внутренний государственный долг составляет 32 трлн 246 млрд белорусских рублей, что составляет 11,7% ВВП

Прямой внутренний долг правительства резко вырос в 2011 году ввиду:

  • выпуска рублевых ГДО, средства от размещения которых направляются на финансирование строительства районов жилой застройки и объектов инфраструктуры на площадке для возведения АЭС
  • выпуска валютных ГДО, выпущенных для изъятия у корпоративных структур внешних займов с целью пополнения золотовалютных резервов
  • выпуска правительством государственной бумаги на рекапитализацию госбанков.

Однако на 1 апреля 2012 года Государственный долг Беларуси уменьшился по сравнению с началом 2012 года на Br3,7 трлн, или на 3,2% и составил Br112,7 трлн. Уменьшение государственного долга (в белорусских рублях) в первую очередь обусловлено переоценкой внешнего государственного долга вследствие укрепления национальной валюты в январе-марте 2012 года.

Внутренний государственный  долг с начала 2012 года уменьшился на Br0,4 трлн, по состоянию на 1 апреля 2012 года составив Br17,5 трлн при установленном  лимите Br34 трлн. 

Уменьшение внутреннего государственного долга в 2012 году обусловлено погашением государственных ценных бумаг и укреплением курса национальной валюты.

Внешний государственный  долг по состоянию на 1 апреля 2012 года составил $11,9 млрд при установленном  лимите $14,3 млрд, увеличившись с начала года на $75,3 млн. 

Внешний государственный  долг Беларуси на конец 2012 года может по прогнозам составит около 14 млрд. долларов.

Последние годы тенденция  нарастания финансовых обязательств государства  приняла устойчивый характер. Это обусловлено двумя факторами. Первый - необходимость стабилизации валютного рынка страны и финансирование отрицательного сальдо платежного баланса. Второй фактор - рост инвестиционного кредитования. На конец текущего года внешний государственный долг Беларуси составит $12,2 млрд.

По оценкам  Всемирного банка к числу государств, считающихся несущими тяжёлое бремя  внешних долгов относятся те страны, у которых три показателя превышают  расчётные уровни в среднем в  течении трёх лет:

1. Отношение общей суммы долга к годовому объёму экспорта товаров и услуг, если оно превышает 220 %. В последние годы в Беларуси этот показатель составлял менее 50%.

2. Отношение общей суммы долга к годовому объёму экспорта товаров и услуг, если оно превышает 275 %. В последние годы в Беларуси этот показатель составлял менее 50%. Отношение общей суммы долга к ВВП, если оно не превышает 50 %. В Беларуси этот показатель не превышает 30 %, то есть на много ниже 50%.

3. Отношении платежей по погашению и обслуживанию внешнего долга к экспорту товаров и услуг, если оно превышает 25 %.

В Республике Беларусь этот показатель не превышал 12 %. Таким образом можно отметить, что Республика Беларусь не относится  к тем странам, которые несут  тяжёлое бремя внешних долгов.

 

Таблица 3.3 – Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу (ВГД) Республики Беларусь

Показатели  кредитоспособности

Норматив МБРР

01.01.2009

01.01.2010

01.01.2011

Отношение ВГД  к экспорту товаров и услуг, %

220

10,0

31,8

32,5

Отношение ВГД к ВВП, %

50

6,4

16,5

17,8

Отношение платежей по погашению и обслуживанию ВГД к экспорту товаров и услуг, %

25

1,0

1,3

2,6


Источник: [15, c.40]

 

Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу (согласно нормативам, рекомендуемым МБРР) свидетельствуют о том, что Республика Беларусь относится к группе стран с низким уровнем задолженности, что говорит о том, что уровень внешнего государственного долга нашей страны далёк от критического, что свидетельствует о потенциальной возможности привлекать новые внешние государственные займы.

С учётом этих данных определяется лимит внешнего государственного долга, который утверждается Законом Республики Беларусь «О бюджете  Республики Беларусь» на очередной  финансовый год.

Международное рейтинговое агентство Standard and Poor’s 4 мая 2010 г. подтвердило значения суверенных рейтингов Республики Беларусь на прежних уровнях: долгосрочный и краткосрочный рейтинги по обязательствам в иностранной валюте (В+/В). Прогноз по рейтингу — “Негативный”. Такой кредитный рейтинг дает основание полагать, что стоимость белорусских евробондов также может быть слишком высокой. Среди суверенных заемщиков из стран с переходной экономикой, обратившихся в последнее время к международным рынкам капитала, находятся Литва, Польша, Турция, Филиппины, Бразилия, Венгрия, Южная Африка, Словения, Македония и другие. Тем не менее с новыми выпусками в основном выходят суверенные эмитенты с кредитными рейтингами более высокими, чем у Беларуси. В этом плане привлечение кредита МВФ представляется более предпочтительным вариантом. МВФ в 4-м обзоре по Республике Беларусь прогнозирует дефицит внешнего финансирования на 2010 г. в размере 2 млрд. долл. США. При этом фонд учел возможное расширение доступа белорусских банков к зарубежному финансированию, планируемый выпуск еврооблигаций и предоставление макроэкономической помощи ЕС (290 млн. долл. США), которая будет оказана при условии заключения соглашения с МВФ о новой программе.

Следует отметить, что  в 2010 г. Республика Беларусь выплачивала только процентные платежи по внешнему государственному долгу, поэтому трудностей с погашением суверенного долга возникнуть не должно. Привлеченные кредиты — долгосрочные, первые кредитные выплаты начнутся в 2012—2013 гг. В настоящее время необходимо создать благоприятные условия для выплаты долговых обязательств и разработать эффективную систему управления внешним государственным долгом.

В настоящее время ведется работа над стратегией управления государственным долгом на кратко- и среднесрочный период. С целью совершенствования управления валовым внешним долгом Совет Министров и Национальный банк Республики Беларусь приняли совместное постановление от 06.05.2011 № 574/12 “Об утверждении Концепции управления валовым внешним долгом Республики Беларусь и плана мероприятий по ее реализации” [6]. В частности, данный документ предусматривает “совершенствование статистической отчетности по учету валового внешнего долга в части других секторов для повышения качества анализа и управления”, для чего уже в 2011 г. предполагается привлечение международных экспертов в рамках технической помощи международных финансовых организаций, что еще раз подчеркивает серьезность проблемы.

Другая, не менее важная, проблема обозначена в Концепции как “разграничение сфер ответственности и полномочий государственных органов в решении задач управления валовым внешним долгом” [6, глава 3]. Данное разграничение предполагает в основном традиционное распределение по секторам сфер ответственности в области “учета, мониторинга, анализа, контроля, выработки предложений по управленческим решениям и реализации необходимых мер в области управления валовым внешним долгом”. Так, сектор ОГУ закреплен за Минфином, сектор ОДКР и банковский — за Национальным банком, другие секторы — за Минэкономики. Обращает на себя внимание тот факт, что согласно Концепции Минэкономики впервые явно задействовано в числе исполнителей на самом высоком уровне — за ним закреплены “свод и общая координация деятельности по мониторингу, прогнозу, анализу, выработке предложений по управлению валовым внешним долгом” Что касается государственного внешнего долга, то здесь, прежде всего Минфину необходимо наладить учет и представление внешнего государственного долга в расширенном определении, что позволит проводить анализ и правильную оценку рисков.

Кроме того, в перспективе  для более эффективной реализации функций управления государственным внешним долгом, которые возложены в настоящее время на Минфин, с нашей точки зрения, можно воспользоваться апробированным во многих странах международным опытом создания агентства по управлению государственным долгом [6, глава 11], в функции которого входит управление долгом Правительства (как внешним, так и внутренним). Долговое агентство - это самостоятельная структура, которая будет осуществлять аналитический учет операций по внешнему и внутреннему долгу всех секторов экономики, т. е. будет формировать управленческую отчетность для принятия Министерством финансов решений в области управления долгом. Агентство должно создаваться путем принятия отдельного закона, в котором будут определены его права и обязанности, полномочия, методы контроля за его деятельностью. Министерство финансов будет разрабатывать стратегию и годовые программы в области управления долгом; определять потребности бюджета в заемных средствах; осуществлять от имени Правительства эмиссии ценных бумаг на внутренних и внешних рынках; проводить переговоры от лица Правительства с иностранными и внутренними кредиторами, регистрировать внешние государственные займы. Кроме того, за Министерством финансов останутся функции по осуществлению платежей и операций, связанных с обслуживанием долга. В функции агентства будут входить: согласование с органами законодательной и исполнительной власти документов по управлению долгом, проспектов эмиссий будущих заимствований; проведение различных операций, в частности, конверсия (рефинансирование, реструктуризация и др.) долговых обязательств; оценка валютных и процентных рисков, а также участие в разработке долговых программ на перспективу, мониторинг за финансовым состоянием заемщиков, разработка комплекса мер по недопущению просроченной задолженности, прогнозирование объема предстоящих платежей по погашению и обслуживанию государственного долга, разработка альтернативных вариантов долговой политики в зависимости от конъюнктуры мирового финансового рынка.

Информация о работе Государственный долг: причины возникновения и проблемы управления