Государственный долг: причины возникновения и проблемы управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 20:42, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение понятия, экономического содержания категории «государственный долг», причин и последствий его образования, степени влияния государственного долга на экономику и особенностей его регулирования в условиях переходного периода, а также характеристика государственного долга Республики Беларусь, анализ динамики и тенденций его развития.

Работа содержит 1 файл

Государственный долг-дораб.doc

— 420.00 Кб (Скачать)

Вместе с тем существуют два сценария развития событий, которые ведут к разным результатам.

Первый  сценарий. Допустим, что упомянутое нами увеличение государственных расходов финансируется за счет повышения налогов — скажем, индивидуального подоходного налога. Как известно, большая часть дохода используется на потребление, поэтому потребительские расходы сократятся почти на столько же, на сколько возросли налоги. Таким образом, основное бремя увеличения государственных расходов примет на себя нынешнее поколение: ему достанется меньше потребительских товаров.

Второй  сценарий. Теперь предположим, что увеличение государственных расходов финансируется за счет наращивания государственного долга. Это означает, что правительство выходит на денежный рынок и вступает в конкуренцию за финансовые ресурсы с частными заемщиками. При данном уровне предложения денег это увеличение спроса на деньги приведет к росту процентной ставки, то есть «цены», уплачиваемой за пользование деньгами  (рис. 1.1)

Рисунок 1.1 -  Макроэкономическая модель эффекта вытеснения

[8, c. 400]

 

Кривая Id1 на рис. 1.1 воспроизводит кривую спроса на инвестиции. Кривая спроса на инвестиции является нисходящей; это означает, что объем инвестиционных расходов изменяется обратно пропорционально процентной ставке. В данном случае дефицитное финансирование государственных расходов ведет к росту процентной ставки и, следовательно, к сокращению частных инвестиций. Эффект вытеснения заключается в том, что при фиксированной кривой спроса на инвестиции Id1 повышение процентной ставки, вызванное дефицитным финансированием государственных расходов, ведет к сокращению частных инвестиционных расходов и уменьшению размера «национальной фабрики», которая достанется в наследство грядущим поколениям. В данном случае повышение процентной ставки с 6 до 10% вытесняет 10 млрд дол. частных инвестиций. Однако, если изначально экономика переживает спад, то дефицитное финансирование способно породить у предпринимателей благоприятные ожидания будущих прибылей и сместить кривую спроса на инвестиции от Id1 к Id2. Такой сдвиг кривой может частично или полностью перекрыть эффект вытеснения.[8, c. 400]

Поскольку заимствования, как показывает мировая практика, носят постоянный характер, то можно говорить об определенной математической закономерности формирования долговой пирамиды. Экспоненциальный рост долга обусловливает развитие дефицитности бюджета в рамках требуемого рефинансирования платежей по погашению долга и формирования новой задолженности для покрытия дефицита, в том числе расходы по обслуживанию процентного бремени. Таким образом, в данном случае государственный долг кормится за свой счет

Различают следующие виды государственного долга: внутренний и внешний государственный долг. Внутренний —это долг государства населению, субъектам хозяйствования своей страны. Внешний — это задолженность физическим, юридическим лицам, правительствам других стран.

Внутренний долг порождается  бюджетными дефицитами, так называемым долговым финансированием. Государственные займы выпускаются на различные сроки. И поэтому государственный долг бывает краткосрочным (до 1 года), среднесрочным (до 5 лет) и долгосрочным (свыше 5 лет). Наиболее обременительными являются краткосрочные долги, так как дата их погашения наступает очень быстро, но проценты по таким займам очень высокие. Большинство экономистов утверждают, что рост внутреннего долга не может привести к банкротству нации, так как это долг самим себе. Кроме того, государство всегда имеет возможность профинансировать его путем повышения налоговых ставок, выпуска денег, рефинансирования.

Вместе с тем нельзя недооценивать  негативные последствия внутреннего  долга, потому что при определенных условиях он может стать серьезной  проблемой для экономики страны. Рассмотрим некоторые из самых ярких проблем [10, с.22].

Рост внутреннего долга опасен для страны с низким уровнем доходов, но, следовательно, и сбережений. Покупка  населением, субъектами хозяйствования государственных ценных бумаг является альтернативой инвестированию свободных денежных средств в производство. Поэтому наращивание быстрыми темпами выпуска государственных ценных бумаг может привести к сокращению основного капитала.

Другая опасность связана с  тем, что государство, продавая ценные бумаги, конкурирует на рынке ссудного капитала с частным сектором. В результате конкуренции ставка ссудного процента повышается, что ведет к сокращению частных инвестиций в экономику страны, чистого экспорта и частично потребительских расходов.

Негативным последствием роста  внутреннего долга является увеличение суммы процентных выплат по нему. Если в экономике наблюдается стагнация  или спад производства, то процентные выплаты могут оказаться неподъемными для страны. Поэтому необходимо постоянно отслеживать динамику соотношения между внутренним долгом и объемом национального производства. Если долг растет медленнее, чем объем валового внутреннего продукта, то это означает уменьшение его доли в национальном продукте. Если же темпы роста внутреннего долга обгоняют темпы роста валового внутреннего продукта, то доля государственного долга в последнем будет увеличиваться. Чтобы при этом его последствия не стали слишком тяжелыми для экономики, правительство должно предпринять определенные меря по управлению государственным долгом [12, c. 337].

Внешняя задолженность включает в  себя различные виды долга, которые  классифицируются по различным признакам:

• по типу заемщиков - государственный  долг; долг, гарантированный государством; частный (негосударственная часть внешнего долга);

• по сроку погашения - долгосрочные обязательства (со сроком погашения более одного года); краткосрочные (срок погашения до одного года);

• по типу кредитора - официальный долг (обязательства перед международными организациями и двусторонние обязательства перед другими государствами); частные долговые обязательства (долг коммерческим банкам, облигации и прочий долг).

Внешний государственный долг - это  двусторонние кредиты от правительств других стран, центральных банков, государственных экспортно-импортных банков, международных и региональных экономических и финансово-кредитных организаций и институтов.  
Внешний гарантированный Правительством долг представляет собой долг субъектов хозяйствования, платежи по которому гарантируются государством.

Внешний негарантированный долг - это долг субъектов хозяйствования, платежи по которому не гарантируются  государством (получение фирмами  банковских кредитов, размещение корпоративных  облигаций на финансовом рынке и  др.).

Кредиты, привлекаемые субъектами хозяйствования без гарантий Правительства республики, формируют внешний негарантированный долг (негосударственная часть внешнего долга), который в свою очередь включает:

• Капитальный долг (валовой внешний  долг) - сумму задолженности государства по внешнему долгу в целом, включая начисленные проценты по кредитам, привлекаемые Правительством для покрытия дефицита платежного баланса и другим межправительственным кредитам, кредитам международных финансово-валютных и кредитных организаций, кредитам субъектов хозяйствования, привлекаемым под гарантии Правительства;

• Текущий долг - расходы  по выплате причитающихся кредиторам доходов по долговым обязательствам государства и погашению обязательств по наступившим срокам оплаты [12, c. 339].

Следует также различать  общий размер внешнего долга в  текущем году и чистые потоки по внешнему долгу. Общий размер внешнего долга в текущем году равен  сумме долга за прошлый год  и чистых потоков кредитных ресурсов. Чистые потоки по внешнему долгу равны  разнице между суммой полученных новых кредитов и платежами по обслуживанию долга (ранее образовавшегося долга и долга текущего года).

В качестве внешнего долга  рассматриваются лишь внешний государственный  долг и внешний гарантированный  государством долг.

В денежно-кредитной политике государство должно стремиться к  снижению внешнего долга.

При изучении влияния  государственного долга на экономику  страны,  важно проводить анализ именно качественной составляющей, а  также целей заимствований. Даже незначительный по объему внешний долг при его использовании исключительно в потребительских целях может привести к нарастанию негативных явлений, необходимости отвлечения средств из реального сектора, что в свою очередь может привести к снижению ВВП и ухудшению рейтинга государства на мировом рынке.

Вывод: Государственный долг - это все непогашенные долговые обязательства государства (включая процентные платежи) по отношению к частным лицам и институтам (в т.ч. и иностранным) вне государственного сектора, а также иностранным государствам. Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. Причинами возникновения государственного долга являются: войны, экономические спады, снижение налогов и недостаток политической воли. Государственный долг можно рассматривать как эффективный источник покрытия бюджетного дефицита. Однако государственный долг все же может послужить источником реального экономического бремени для грядущих поколений из-за эффекта вытеснения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ мирового опыта  управления государственным долгом

 

 

 

Управление государственным долгом предполагает совокупность мероприятий государства, направленных на погашение долговых обязательств страны: выплаты кредиторам, погашение внешних и внутренних займов, предоставление гарантий; изменение условий выпущенных займов, определение условий выпуска и размещения новых государственных долговых обязательств и др. Ниже рассмотрим какие методы используют правительства различных стран для управления государственным долгом.

В условиях долгового кризиса, когда государство испытывает трудности с выполнением ранее взятых обязательств по погашению и обслуживанию государственной задолженности, в мировой практике используются следующие методы управления: рефинансирование, реструктуризация, конверсия, аннулирование долгов, консолидация и секьюритизация долга.

В современных условиях наиболее часто государства используют такой метод управления долгом, как рефинансирование, что представляет собой процесс погашения существующих государственных займов за счет привлечения новых. Однако это делает страну зависимой от внешних кредиторов, которые впоследствии могут диктовать стране свои условия не только экономического, но и политического характера.

Данный метод используется для управления государственным  долгом Греции. Для предотвращения кризиса в Греции страны еврозоны предоставили стране 80 млрд. евро под 5% годовых [5, с. 67]. Еще 30 млрд. евро предоставит Международный валютный фонд. 18 мая 2010 г. Греция получила первый транш кредитов Евросоюза в размере14,5 млрд. евро, что позволило ей погасить собственные 10-летние облигации на 8,5 млрд. евро. При этом общие финансовые потребности Греции в 2010—2012 гг. составляют 160 млрд. евро. Однако при этом Греция обязуется выполнить ряд обязательств. Для уменьшения дефицита бюджета страны придется сократить государственные расходы на 30 млрд. евро. К концу 2010 г. бюджетный дефицит должен составить 9,5% ВВП, а к 2014 г. — 3% ВВП. Размер зарплат бюджетным работникам планируется заморозить на три года, а социальные пособия сократить на 20%. Для пополнения бюджета Греции придется провести приватизацию государственных предприятий и повысить налоги. Таким образом, значительный рост государственного долга привел к падению уровня жизни населения.[15, c.37]

Похожая ситуация наблюдается  в Латвии. Эта республика вынуждена была взять кредит у ЕС и Международного валютного фонда общим объемом 7,5 млрд. евро, для чего оперативно разработана среднесрочная программа снижения дефицита бюджета до 3% ВВП в 2011 г. В Латвии были увеличены налоги (НДС вырос с 18 до 21%), сокращены государственные расходы (на 15% в 2009 г.) и зарплаты бюджетников. Кроме того, Латвия обязана сократить количество государственных служащих, реформировать налоговую политику, обеспечить стабильность банковского сектора, провести структурные реформы и реализовать проекты фондов ЕС. Согласно доктрине расходования кредита 2 млрд. евро необходимо направить на рефинансирование внешнего долга, около 1 млрд. евро потратить на погашение долгов и реструктуризацию недавно национализированного банка Parex. Из общей суммы кредита на финансирование реального сектора экономики планируется выделить лишь около 1 млрд. евро. Его в виде ссуд и инвестиций из еврофондов смогут получить частные компании.

Опасность этого  метода управления государственным  долгом заключается в том, что он может вовлечь заемщика в бесконечную спираль наращивания долга до того момента, пока кредиторы не откажутся предоставлять новые займы. Рефинансирование может дать краткосрочный экономический эффект, но малоэффективно в долгосрочном периоде.

Реструктуризация долга означает изменения в условиях долгового контракта, в соответствии с которым кредитор предоставляет должнику какую-либо уступку или преимущество. Например, кредитор может пролонгировать сроки выплаты долга, временно отсрочить выплату процентов по долгу, принять меньший платеж, чем обусловлено в договоре. Реструктуризация дает должнику время для изменения экономической ситуации. Однако объявление о реструктуризации долга может ограничить доступ к другим источникам финансирования, негативно влиять на поведение коммерческих банков и инвесторов, что выражается в снижении объемов прямых иностранных инвестиций, вывозе капиталов из страны, т. е. ведет к снижению оценки конкурентоспособности государства.

Информация о работе Государственный долг: причины возникновения и проблемы управления