Государственный долг: причины возникновения и проблемы управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 20:42, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение понятия, экономического содержания категории «государственный долг», причин и последствий его образования, степени влияния государственного долга на экономику и особенностей его регулирования в условиях переходного периода, а также характеристика государственного долга Республики Беларусь, анализ динамики и тенденций его развития.

Работа содержит 1 файл

Государственный долг-дораб.doc

— 420.00 Кб (Скачать)

 

  1. Государственный долг: причины возникновения и проблемы управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

 

Современное рыночное хозяйство, при всем многообразии его моделей, известных в мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой смешанную экономику, где инструменты рыночного механизма дополняются государственным регулированием, финансовой базой которого является бюджет. В этих условиях особое значение приобретает вопрос об источниках финансирования государственной деятельности, их структуре и возможности регулирования. Одним из таких источников (наряду с налогами и доходами от эксплуатации государственной собственности) являются правительственные займы и денежные (кредитные) эмиссии (другими словами, финансирование за счет государственного долга или дефицитное финансирование).

В мире нет ни одного государства, которое в те или иные периоды  своей истории не сталкивалось бы с проблемой растущей задолженности. При этом основная его часть - это  задолженность, возникшая в последние два-три десятилетия и связанная с проведением долгосрочной дефицитной бюджетной политики.

Растущий государственный  долг, с одной стороны, может быть связан с осуществлением государственного регулирования экономики, направленного  на обеспечение прогрессивных сдвигов в структуре общественного производства, а с другой - во многих случаях является отражением кризисных процессов, протекающих в экономике, и требует принятия со стороны правительства незамедлительных стабилизационных мер.  
Таким образом, в условиях развития рыночных отношений, углубления экономического, политического, культурного сотрудничества государств, существования внутренних противоречий в системе государственного вмешательства в экономику проблема бюджетного дефицита, государственного долга и его регулирования перемещается в центр экономических проблем современности.

Поэтому тема данной курсовой работы: «Государственный долг: причины  возникновения и проблемы управления»  является в настоящее время актуальной.

Целью данной курсовой работы является определение понятия, экономического содержания категории «государственный долг», причин и последствий его образования, степени влияния государственного долга на экономику и особенностей его регулирования в условиях переходного периода, а также характеристика государственного долга Республики Беларусь, анализ динамики и тенденций его развития.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

- определить сущность  и  причины возникновения государственного  долга;

- проанализировать мировой  опыт по управлению государственным долгом;

- определить особенности  управления государственным долгом  Республики Беларусь.

 Объектом исследования курсовой работы является управление государственным долгом на мировом уровне и на уровне Республики Беларусь. Предмет курсовой работы – государственный долг Республики Беларусь и зарубежных стран.

При написании работы использовался широкий учебно-методической литературы (таких как «Макроэкономика » следующих авторов: Базылева Н.И., Гурко С.П., Базылевой Н.М., Долан, Линдсей, Луссе, «Финансы» Ковалевой А.М., «Экономикс» Макконелл К.Р., Брю С.Л. и др.), периодической литературы, а также нормативно-правовые акты Республики Беларусь в области управления государственным долгом. 

В частности, следует  отметить такие источники как статья Попковой А. « Управление государственным долгом в развитых странах», в которой описаны методы управления государственным долгом в развитых и развивающихся странах, представлен аналитический материал.

Также следует отметить статью Юрик В. И Перевоздниковой М. «О проблемах учета и регулирования внешнего долга Беларуси», в которой описываются особенности управления государственным долгом Республики Беларусь.

Из нормативно-правовых источников, используемых при написании  курсовой работы, следует отметить Концепцию управления валовым внешним долгом, республики Беларусь, в которой детально прописана методика управления государственным долгом Республики Беларусь в настоящее время, а также на перспективу.

При написании курсовой работы применялись методы  общенаучного характера: диалектический материализм, анализ и синтез и другие.

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие, виды, причины возникновения государственного долга

 

 

 

Государственный долг —  это сумма задолженности страны своим или иностранным юридическим  и физическим лицам, правительствам других стран. Он состоит из общей накопленной суммы бюджетных дефицитов (за вычетом бюджетных излишков) и суммы финансовых обязательств иностранным кредиторам (за вычетом той части, которая пошла на покрытие бюджетного дефицита) на определенную дату. В развитых странах государственный долг определяют также как общий объем непогашенных государственных облигаций. Рост государственного долга наблюдается практически во всех странах мира, что в основном объясняется хронической дефицитностью государственных финансов. Таким образом, государственный долг можно также определить, как задолженность, накопившаяся у правительства, в результате заимствования денег для финансирования прошлых бюджетных дефицитов [4, с.324].

Существует множество определений  данного явления, каждое из которых по-своему отражает его суть. Например, существует определение государственного долга как суммы задолженности государства по кредитным операциям. [11, с.22] Распространенным является понятие государственного долга как суммы задолженности страны своими и (или) иностранными юридическими и физическими лицами, правительствам других государств. [2, с.25] Государственный долг также определяется и как сумма величин бюджетных дефицитов, накопленных за определенный период времени, за вычетом суммы профицитов бюджета, которые имели место в стране. [15, с.37] В соответствии с законодательством Республики Беларусь государственный долг представляет собой совокупность долговых обязательств страны, возникших в результате внешних и внутренних государственных заимствований, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Республикой Беларусь и предъявленным к оплате. [11, с.35]

Таким образом, в самом  широком смысле определение государственного долга может быть сформулировано следующим образом: государственный долг - это все непогашенные долговые обязательства государства (включая процентные платежи) по отношению к частным лицам и институтам (в т.ч. и иностранным) вне государственного сектора, а также иностранным государствам. По экономической сущности государственный долг представляет собой задолженность государственных органов, как результат формирования дополнительных ресурсов государства, направленных на разрешение противоречий между экономическими и социальными потребностями общества на основании займов денежных средств у частных лиц, институтов негосударственного сектора и иностранных государств.  
Однако данное определение экономической сущности государственного долга нуждается в некотором уточнении. Наличие государственного долга - это явление, которое не обязательно относится к разряду чрезвычайных, исключительных событий. Совсем наоборот, в современном мире нет ни одного государства, которое в своей истории не сталкивалось бы с проблемой растущей задолженности. Однако источники государственного долга могут быть различные: с одной стороны, растущий государственный долг может быть связан с осуществлением крупных государственных вложений в развитие экономики, т.е. с государственным регулированием экономической конъюнктуры, стремлением обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства путем финансирования за счет государственных займов (сюда же будет целесообразно отнести долги, возникающие в результате чрезвычайных обстоятельств - войны, стихийные бедствия, - когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам финансирования особого рода), а с другой стороны, значительная государственная задолженность очень часто является отражением общего кризиса и развала экономики, неэффективности финансово-кредитных связей в результате неспособности правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. Таким образом, причины возникновения государственного долга обусловлены, как правило, кризисными и наиболее трудными периодами в жизни государства: войнами, спадом производства, ростом предельных производственных издержек, неконтролируемой эмиссией национальных денежных единиц, ростом оборота в теневой экономике, потерь, хищений и т.д. И, безусловно, основной причиной появления и увеличения государственного долга является финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего и внешнего займов (неслучайно они называются долговыми способами покрытия бюджетного дефицита).

Выделяют следующие причины возникновения государственного долга:

1. Войны. Основная задача государства в период военных действий состоит в том, чтобы перераспределить значительную часть экономических ресурсов, направив их из производства гражданской продукции на нужды военного производства. Государственные расходы на вооружение и содержание военнослужащих существенно возрастают. Для решения этой проблемы можно выбрать один из трех вариантов финансовой политики: повысить налоги, напечатать необходимое количество денег и прибегнуть к дефицитному финансированию.

2. Спады. Вторая причина государственного долга - это экономические спады. В периоды, когда национальный доход сокращается, налоговые поступления автоматически уменьшаются и образуется бюджетный дефицит. Так, государственный долг увеличивался в США в период Великой депрессии 30-х годов и — совсем недавно — во время спадов 1974—1975, 1980-1982 и 1990-1991 гг.

3. Снижение налогов. При снижении налогов и не проведении компенсирующего сокращения государственных расходов создается структурный дефицит федерального бюджета, то есть такой дефицит, при котором бюджет не был бы сбалансирован. даже если бы экономика функционировала при полной занятости.

4. Недостаток политической воли. Расходы зачастую приносят дополнительные голоса на выборах, а повышение налогов влечет за собой политическую опалу. Хотя политики и их избиратели выступают против бюджетного дефицита, конкретные предложения сократить расходы или повысить налоги обычно встречают больше сопротивления, чем поддержки.[8, c.394]

В истории существуют разные взгляды (точки зрения) по вопросу государственного долга.

Государственный долг можно  рассматривать как эффективный источник покрытия бюджетного дефицита. Однако эта точка зрения небесспорна.

Впервые государственный  долг с точки зрения оценки его влияния на экономику страны упоминается у А. Смита в "Богатстве народов" и Д. Рикардо "Принципах политэкономии и налогообложения" — основателях классической школы экономики. Наиболее полно влияние государственных заимствований показано у Д. Рикардо и названо: "эквивалентность Рикардо".

Сторонники  необременительной позиции, господствовавшей до второй мировой войны и в настоящее время поддерживаемой некоторыми влиятельными экономистами (К.Макконнелл, С.Брю и др.), считают, что текущие расходы ресурсов, привлеченные путем заимствований, не могут быть перенесены на будущие поколения.

Точка зрения, согласно которой бременем для общества является только внешний долг, и  в настоящее время достаточно распространена.

Рядом исследователей утверждается, что перераспределение доходов населения в условиях сдвига фискальной политики государства в сторону заимствований не происходит. Данная позиция, получившая название "долгового нейтралитета", обосновывается тем, что перераспределения доходов населения в условиях сдвига фискальной политики государства в сторону заимствований нет.

Государственные займы как положительное явление  рассматривались представителями кейнсианской школы экономики. Кейнс, анализируя успехи Германии и Великобритании в 30-е гг., утверждал, что экономическое благосостояние и рост занятости в указанных странах вызван государственной политикой расширения расходов, обеспечивая их финансирование за счет государственных займов.

Для обоснования  эффективности использования заемных  инструментов для проведения расширенной бюджетной политики представители кейнсианства используют также общеизвестную модель IS-LM.

В действительности государственный долг все же может послужить источником реального экономического бремени для грядущих поколений, в частности потому, что под воздействием долга будущие поколения наследуют меньший запас инвестиционных товаров (средств производства), то есть меньшую «национальную фабрику». Такое развитие событий связано с эффектом вытеснения, который заключается в том, что дефицитное финансирование приводит к росту процентных ставок и сокращению частных инвестиционных расходов. Если это происходит, то будущим поколениям достанется экономика, обладающая меньшим производственным потенциалом, и при прочих равных условиях их уровень жизни окажется ниже, чем в ином случае.[8, c.399]

Предположим, что экономика функционирует  на уровне производства при полной занятости и что бюджет изначально сбалансирован. Теперь по тем или иным причинам правительство увеличило объем своих расходов. Прирост государственных расходов скажется в первую очередь на тех, кто живет в это время. В экономике, достигшей полной занятости, увеличение государственных расходов смещает экономику вдоль кривой по направлению к оси товаров государственного сектора, что означает сокращение частного производства.

Но в частном  секторе производятся как потребительские, так и инвестиционные (капитальные) товары. Если увеличение производства в государственном секторе происходит за счет потребительских товаров, то все бремя этого в форме более низкого уровня жизни ляжет на плечи нынешнего поколения, поскольку не затронет ни текущий уровень инвестиций, ни, следовательно, размер «национальной фабрики», которую унаследуют грядущие поколения. Если же увеличение производства в государственном секторе ведет к сокращению производства инвестиционных товаров, то это никак не отразится на уровне потребления (уровне жизни) нынешнего поколения. Но детям и внукам этого поколения в будущем достанутся меньший запас основных фондов (накопленного капитала) и более низкий доход.

Информация о работе Государственный долг: причины возникновения и проблемы управления