Государственный долг и методы его минимизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 11:12, курсовая работа

Описание работы

Работа содержит понятие государственного долга, причины его возникновения и способы погашения и минимизации, проблемы государственного долга РБ, а также управление им и основные меры по минимизации государственного долга РБ

Содержание

Введение……………………………………………………………...3
1. Понятие государственного долга, причины его возникновения и способы погашения и минимизации………………….…..…...4
2. Проблемы государственного долга РБ……………………….…17
3. Управление государственным долгом, основные меры по
минимизации государственного долга РБ………………….......29
Заключение……………………………………………………….….34
Список использованной литературы…………………………….…36

Работа содержит 1 файл

госдолг.doc

— 441.50 Кб (Скачать)

    В сущности, банк приобретает только акции предприятия-банкрота. Хотя в чем-то есть некоторый плюс, поскольку с передачей акций и погашением задолженности возмещаются вложенные в кредит ресурсы. В противном случае вряд ли бы вообще был погашен кредит, тем более что, скорее всего, ликвидного обеспечения по проблемным кредитам не имеется, иначе банком были бы приняты меры по его реализации. 
Согласно указу, банки имеют право получать в собственность акции хозяйственных обществ для осуществления целей и задач, определенных уставами этих банков.

    Согласно  ст. 72 БК, банкам предоставлено право  по согласованию с Национальным банком выступать собственниками имущества коммерческих организаций в порядке и на условиях, определенных БК и законодате-льством.

    Вместе  с тем Закон “О ценных бумагах  и фондовых биржах” от 12 марта 1992 г. № 1512-ХII запрещает банкам осуществлять коммерческую деятельность по ценным бумагам эмитентов, которых они обслуживают. По сути дела, это означает, что банки не могут купить акции своего клиента. Равнозначно как и продать их затем. Таким образом, согласно закону, банк может принять участие в реструктуризации задолженности общества по кредиту, полученному в каком-либо другом государственном банке. 
В то же время указ ограничивает действия банков в этом направлении и общество не может обращаться с ходатайством о реструктуризации задолженности по кредиту, выданному одним банком, в другой государственный банк. Так, согласно п. 9 положения, утвержденного указом, хозяйственное общество представляет документы для рассмотрения вопроса о реструктуризации задолженности по кредитам, выданным банком, в этот же банк.

    Подчеркнем  еще раз, что для банка более важен факт погашения долга, а не приобретения акций, поскольку минимизация проблемных кредитов — один из основных показателей оценки деятельности банков.

      В 2006–2010 гг. будет проводиться  активная долговая политика в  рамках создания механизма мониторинга и управления государственного долга с целью минимизации рисков и ограничения прироста государственного долга параметрами экономической безопасности страны, в том числе сокращения рисков, связанных с обязательствами бюджета по гарантированному долгу. Эффективное управление государственным долгом с учетом достигнутого уровня стоимости государственного заимствования и структуры используемых финансовых инструментов, оптимизации консультационных, административных и операционных расходов по инвестиционным проектам будет обеспечиваться за счет государственных внешних займов.

    Управление  внешним государственным долгом Республики Беларусь осуществляется в  соответствии с Законом Республики Беларусь “О внешнем государственном  долге Республики Беларусь” от 22 июня 1998 года, Указом Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2006 года № 252 “Об утверждении Положения о внешних государственных займах (кредитах)”, и Законом Республики Беларусь “О бюджете Республики Беларусь на 2007 год” от 29 декабря 2006 года.

    Ряд соглашений о реструктуризации долговых платежей, коммерческим (в декабре 1991 г., июле 1993 г., ноябре 1995 г., ноябре 1998 г., феврале 2000 г.) и официальным (в апреле 1993 г., июне 1994 г., июне 1995 г., апреле 1996 г., августе 1999 г.) кредиторам, позволил уменьшить долговую нагрузку на экономику страны, приходившуюся на период 1992-2000 гг. [21,c.5] . В то же время, проведенные реструктуризации, существенно увеличили ее как в целом, так и в части, приходящейся на первое десятилетие наступившего столетия. Так в соответствии с договоренностью о реструктуризации долгов Лондонскому клубу в феврале 2000 г. кредиторы согласились списать 36,5% задолженности и выпустить взамен старых долговых обязательств новые облигации со сроком погашения в 2010-2030 гг. Однако здесь существует один нюанс: в целом России придется заплатить 42 млрд. долларов вместо первоначальных 32,6 млрд. долларов. Достигнуть подобного соглашения с Парижским клубом не удалось.  Реструктуризация долга Лондонскому клубу является заменой менее ликвидных ценных бумаг на более ликвидные. Поскольку сохраняется значительное отставание реальной цены долга от его номинала, есть возможность игры на рынке, допустимы различные варианты выкупа долга, в том числе с привлечением третьих стран – должников России, с последующим зачетом российских долговых обязательств за их задолженность.

    Погашение обязательств перед нерезидентами (кроме банков) по основному долгу (с учетом накопления просроченной задолженности по основному долгу) в 2007г. составило 1758,6 млн. USD, что в 2,7 раза больше, чем в январе-сентябре 2005 г. Организации выплатили 97,9% объема платежей, просрочив при этом платежей на 5,3 млн.USD. Фактическое погашение обязательств по государственному внешнему долгу органами государственного управления осуществлено в размере 37,5 млн. USD (2,1% от общей суммы платежей).

    Согласно  статье 31 Закона Республики Беларусь “О бюджете Республики Беларусь на 2007 год”, лимит внешнего государственного долга Республики Беларусь на конец 2007 года установлен в размере 4 млрд. долларов США.

   Я полагаю, что для минимизации государственного нужны стратегические меры. Для минимизации внутреннего долга РБ нужно упростить налоговую систему (документооборот, запутанность и т.д.), тем самым это позволит уменьшить нагрузку на малый бизнес и позволит «развернуться предпринимателям», что в свою очередь позволяет появиться новому  бюджетному источнику. Для минимизации внешнего долга, по моему мнению, нужно поступление иностранных инвестиций в государство, т.е. продажа обанкротившихся предприятий другим странам. Таким образом, это позволит обеспечить: дополнительные рабочие места, разнообразие продук-ции, появление дополнительного бюджетного  источника.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выводы:

  1. Реструктуризация задолженности по платежам в бюджет производилась и ранее, в соответствии с Указом президента РБ от 10 сентября 1999 года № 530, практически на таких же условиях, исключая отдельные моменты. Например, в настоящее время не является препятствием для реструктуризации отсутствие источников собственных средств, поскольку можно разработать инвестиционный проект, предусмотреть в нем восполнение источников собственных средств и с полным основанием претендовать на участие в реструктуризации. Правда, при этом необходимо обеспечить следующее условие: проект должен пройти государственную комплексную экспертизу.
  2. Согласно статье 31 Закона Республики Беларусь “О бюджете Республики Беларусь на 2007 год”, лимит внешнего государственного долга Республики Беларусь на конец 2007 года установлен в размере 4 млрд. долларов США.
  3. Ряд соглашений о реструктуризации долговых платежей, коммерческим (в декабре 1991 г., июле 1993 г., ноябре 1995 г., ноябре 1998 г., феврале 2000 г.) и официальным (в апреле 1993 г., июне 1994 г., июне 1995 г., апреле 1996 г., августе 1999 г.) кредиторам, позволил уменьшить долговую нагрузку на экономику страны, приходившуюся на период 1992-2000 гг.
  4. Погашение обязательств перед нерезидентами (кроме банков) по основному долгу (с учетом накопления просроченной задолженности по основному долгу) в 2007г. составило 1758,6 млн. USD, что в 2,7 раза больше, чем в январе-сентябре 2005 г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Заключение 

Государственный долг - это сумма выпущенных и непогашенных государственных займов с невыплаченными процентами по ним. Он образуется путем временной мобилизации государством дополнительных средств для покрытия своих расходов путем выпуска правительственных займов. Государственный долг делится на внутренний и внешний.

Причинами возникновения государственного долга  являются:

    • спады в производстве. В период падения деловой активности автоматически срабатывают встроенные стабилизаторы: налоговые поступления сокращаются и вызывают бюджетный дефицит. Попытки уменьшить его путем продажи государственных ценных бумаг и государственных кредитов создают и увеличивают государственный долг.
    • милитаризация экономики и войны. В этот период для экономики характерна переориентация части ресурсов на нужды военного производства (вооружение, содержание военнослужащих). Но поскольку военный сектор является не производственным, а только потребляющим, правительство изыскивает средства для его финансирования.

Источниками погашения государственного долга  являются:

  • увеличение налогов;
  • эмиссия денег;
  • продажа облигаций населению.

В период 2002-2004гг. заметно существенное уменьшение государственного долга.

    За 2007 год внешний долг Беларуси достиг своего максимума. И составил 8 тыс. млн.USD. Его рост замечается в периоде с 2006-2007гг.

    Также отмечается такой факт, что отрицательное  сальдо внешней торговли Беларуси, начиная с 2007 года, стремительно увеличивается, и достигло за полугодие рекордных 1070 млн.USD, в том числе по товарам отрицательное в размере 1523,9 млн., по услугам положительное – 453,9 млн.USD. Увеличение стоимостного объема экспорта в страны вне СНГ обеспечено в основном за счет ценового фактора, прирост импорта из этих стран создан главным образом за счет увеличения физических объемов поставок.

    Основные методы управления государственным долгом: традиционный метод, реструктуризация, конверсия, погашение государственных займов, консолидация, унификация займов, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения займа, аннулирование государственного долга.

    В период 2002-2004гг. заметно существенное уменьшение государстве-нного долга. В период январь- август 2002г. внутренний долг заметно вырос 1,054- 1,138 трлн.руб.

    За 2007 год внешний долг Беларуси достиг своего максимума. И составил 8 тыс. млн.USD. Его рост замечается в периоде с 2006-2007гг.

    Также отмечается такой факт, что отрицательное  сальдо внешней торговли Беларуси, начиная с 2007 года, стремительно увеличивается, и достигло за полугодие рекордных 1070 млн.USD, в том числе по товарам отрицательное в размере 1523,9 млн., по услугам положительное – 453,9 млн.USD. Увеличение стоимостного объема экспорта в страны вне СНГ обеспечено в основном за счет ценового фактора, прирост импорта из этих стран создан главным образом за счет увеличения физических объемов поставок.

    Реструктуризация задолженности по платежам в бюджет производилась и ранее, в соответствии с Указом президента РБ от 10 сентября 1999 года № 530, практически на таких же условиях, исключая отдельные моменты. Например, в настоящее время не является препятствием для реструктуризации отсутствие источников собственных средств, поскольку можно разработать инвестиционный проект, предусмотреть в нем восполнение источников собственных средств и с полным основанием претендовать на участие в реструктуризации. Правда, при этом необходимо обеспечить следующее условие: проект должен пройти государственную комплексную экспертизу.

    Согласно статье 31 Закона Республики Беларусь “О бюджете Республики Беларусь на 2007 год”, лимит внешнего государственного долга Республики Беларусь на конец 2007 года установлен в размере 4 млрд. долларов США.

    Ряд соглашений о реструктуризации долговых платежей, коммерческим (в декабре 1991 г., июле 1993 г., ноябре 1995 г., ноябре 1998 г., феврале 2000 г.) и официальным (в апреле 1993 г., июне 1994 г., июне 1995 г., апреле 1996 г., августе 1999 г.) кредиторам, позволил уменьшить долговую нагрузку на экономику страны, приходившуюся на период 1992-2000 гг.

    Погашение обязательств перед нерезидентами (кроме банков) по основному долгу (с учетом накопления просроченной задолженности по основному долгу) в 2007г. составило 1758,6 млн. USD, что в 2,7 раза больше, чем в январе-сентябре 2005 г. 

   Я полагаю, что для минимизации  государственного нужны стратегические меры. Для минимизации внутреннего  долга РБ нужно упростить налоговую  систему (документооборот, запутанность и т.д.), тем самым это позволит уменьшить нагрузку на малый бизнес и позволит «развернуться предпринимателям», что в свою очередь позволяет появиться новому  бюджетному источнику. Для минимизации внешнего долга, по моему мнению, нужно поступление иностранных инвестиций в государство, т.е. продажа обанкротившихся предприятий другим странам. Таким образом, это позволит обеспечить: дополнительные рабочие места, разнообразие продук-ции, появление дополнительного бюджетного  источника.  
 
 
 

Список  используемой литературы 

  1. Макконнелл  К., Брю С. Экономикс: 2 т. М., 1992. Т.1.
  2. Камаев В.Д. и колл. авт. Экономическая теория: Учебник – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.- 640 с.
  3. Зубко Н.М., А.Н. Зубко, Экономическая теория / Мн. «Тетра Системс», 2002. – 352с.
  4. В.И. Видяпина Экономическая теория – изд. испр. и доп. / под общей редакцией акад. В.И. Видяпина, А.И.Добрынина, Л.С. Тарасевич М.: ИНФРА-М., 2005. - 672с.          
  5. Желиба Б. Внешний долг и экономическая безопасность государства // Вестник ассоциации белорусских банков – 2007. № 38(442) с.11-14
  6. Цедрик С. Внешний государственный долг и иностранные заимство-вания Беларуси // Вестник ассоциации белорусских банков – 2005.- № 21(329) -с.22-24
  7. Цедрик С. Внешний государственный долг Беларуси // Финансовый директор - 2005. - №3 - с.13-19
  8. http://www.news.tut.by
  9. Мойсейчик Г. И. О совершенствовании методики анализа и прогно-зирования агрегированных компонентов платежного баланса и управления внешним долгом // Белорусский экономический журнал -2005 - №2 - с.53-66
  10. Чернышева Т.Ю. Модели управления государственным долгом // Финансы и кредит - 2007 - №24(264) - с.39-42
  11. Коренев Е.В. Управление государственным долгом в системе экономи-ческой политики  // Финансы, учет, Аудит – 2004 - №4 – с.12-14
  12. Коренев Е.В. Стабилизация государственного долга // Финансы и кредит -2004 - №2 - с.61-67
  13. Коренев Е.В. Стабилизация государственного долга: проблемы и пути решения // Финансы и кредит -2004 - №3 -  с.38-41
  14. Коренев Е.В. Управление государственным долгом // Банковский вестник - 2002 -№21 - с.44
  15. Мойсейчик Г.И., Прокопенко Л.В., Коленчиц Е.Ю. Внешний госу-дарственный долг и его обслуживание // Белорусский экономический журнал - 2000 - №3 - с.107-116
  16. Вавилов А. Стабилизация и управление государственным  долгом -1999.
  17. Красс М., Цвирко С. Модель управления динамикой государственного долга - Мировая экономика и международные отношения – 2002 - №4 - с.48-55
  18. Базылев Н. И., Бондарь А. В., Гурко С. П., Экономическая  теория,  Минск:  Экоперспектива, 1997г., с 386
  19. http://www.news.tut.by
  20. http://www.google.ru
  21. Илларионов А. Платить или не платить? Альтернативные стратегии снижения бремени государственного внешнего долга // Вопросы экономики. – 2001. – №10. –  с.4-23.

Информация о работе Государственный долг и методы его минимизации