Государственный долг и методы его минимизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 11:12, курсовая работа

Описание работы

Работа содержит понятие государственного долга, причины его возникновения и способы погашения и минимизации, проблемы государственного долга РБ, а также управление им и основные меры по минимизации государственного долга РБ

Содержание

Введение……………………………………………………………...3
1. Понятие государственного долга, причины его возникновения и способы погашения и минимизации………………….…..…...4
2. Проблемы государственного долга РБ……………………….…17
3. Управление государственным долгом, основные меры по
минимизации государственного долга РБ………………….......29
Заключение……………………………………………………….….34
Список использованной литературы…………………………….…36

Работа содержит 1 файл

госдолг.doc

— 441.50 Кб (Скачать)

Содержание 

      Введение……………………………………………………………...3

  1. Понятие государственного долга, причины его  возникновения  и способы погашения и минимизации………………….…..…...4
  2. Проблемы государственного долга РБ……………………….…17
  3. Управление государственным долгом, основные меры по

         минимизации государственного долга РБ………………….......29

    Заключение……………………………………………………….….34

     Список использованной литературы…………………………….…36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    Государственный долг - это сумма выпущенных и непогашенных государственных займов с невыплаченными процентами по ним. Он образуется путем временной мобилизации государством дополнительных средств для покрытия своих расходов путем выпуска правительственных займов.

      В современных условиях государственный  долг находится в центре экономических проблем, что требует самого пристального внимания к этой экономической категории и проблемам, с ней связанным. Наиболее актуальной в настоящее время является проблема управления государственным долгом, поскольку данная проблема приводит к появлению других проблем, касающихся государственного долга. Например, С.Цедрик рассматривает государственный долг как необходимые заимствования на развитие экономики. Основным внешним источником финансирования государственных нужд (помимо российских кредитов) являются связанные кредиты, предоставляемые по схемам экспортного финансирования белорусским предприятиям под гарантии Правительства.

      Любая экономическая политика государства несет в себе элемент неопределенности в связи с трудностями достижения целей. Поэтому перед государством стоит задача выявления отклонений от оптимальной стратегической линии экономического развития.

      Погашение государственного долга и процентов  по нему производится либо из бюджетных  средств, либо путем рефинансирования - выпуска новых займов для того, чтобы рассчитаться по облигациям старых займов.  Методы управления  государственным  долгом  включают  конверсию   и   консолидацию.

    Ключевым  моментом в практической модели управления государственным долгом является непрерывность управления, в частности для того, чтобы политику заимствований можно было корректировать в зависимости от текущего состояния экономики и наиболее достоверных краткосрочных прогнозов.

      Для минимизации внутреннего долга  РБ нужно упростить налоговую систему (документооборот, запутанность и т.д.), тем самым это позволит уменьшить нагрузку на малый бизнес и позволит «развернуться предпринимателям», что в свою очередь позволяет появиться новому  бюджетному источнику. Для минимизации внешнего долга, по моему мнению, нужно поступление иностранных инвестиций в государство, т.е. продажа обанкротившихся предприятий другим странам. Таким образом, это позволит обеспечить: дополнительные рабочие места, разнообразие продукции, появление дополнительного бюджетного  источника 
 
 
 
 

  1.   Глава

Понятие государственного долга, причины его возникновения и способы погашения и минимизации

     

      Проблема  государственного долга РБ  привлекла  пристальное внимание экономистов  и политиков сравнительно недавно. Финансовый кризис, в результате  которого  государство  оказалось  на  грани  полного банкротства, обусловил переход этого вопроса в главную проблему.

     Государственный долг - это сумма выпущенных и непогашенных государственных займов с невыплаченными процентами по ним. Он образуется путем временной мобилизации государством дополнительных средств для покрытия своих расходов путем выпуска правительственных займов. Долг может быть оформлен ценными бумагами или быть определен в договоре между заемщиком в лице соответствующего исполнительного органа государственной власти или местного самоуправления, с одной стороны, и инвестором с другой стороны.

      Наиболее  полно величину государственного долга  отражает общегосударственный долг, который включает задолженность  центрального правительства, долги государственных предприятий и местных органов власти.

      В зависимости от рынка размещения, валюты и других характеристик государственный долг подразделяется на внешний и внутренний.

    Внешний  государственный  долг - это общая сумма задолженности государства международным валютно-финансовым организациям, частным банкам, официальным правительственным институтам, иностранным гражданам. Этот долг наибольшее бремя для страны, так как она должна отдавать ценные товары, оказывать  определенные услуги, чтобы оплатить проценты по долгу и сам долг.

    Капитальная задолженность - часть внешнего долга, срок платежа по которому не наступает в данном году или в ближайшем бюджетном году.

    Текущая задолженность - это внешняя задолженность, срок платежа по которой наступает в ближайшее время. 

    Внутренний  долг - это долг государства своему населению, предприятиям и организациям. Государственные займы выступают в форме долговых обязательств, которые могут носить кратко - (до 1 года), средне - (от 1 до 5лет) и долгосрочный (от 5 до 30 лет) характер и должны быть погашены в установленные сроки [1,c.109-117].

    Внутренне заимствования делает в основном Министерство финансов, посредством  государственных займов, выпуская государственные  облигации (краткосрочные и долгосрочные облигации Минфина).

      Экономисты склоняются к той точке зрения, что умеренный внутренний долг- явление обычное, не имеющее тяжелых социально-экономических последствий. Они считают, что даже большой государственный долг не приведет к банкротству национальной экономики, так как всегда существуют источники его финансирования. К ним относят, во-первых, рефинансирование, т.е. продажу новых облигаций и использование выручки для выплаты держателям погашенных облигаций. Вторым источником может быть дополнительное налогообложение. Наконец, правительство может увеличить денежную массу в обращении и тем самым оплатить сумму долга с процентами.            

    Однако  рост государственного долга все  же вызывает отрицательные тенденции. Рост процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, так как их получают наиболее обеспеченные слои населения. Дополнительное налогообложение негативно сказывается на деловой активности субъектов хозяйствования. Повышение ставки процента на внутреннем рынке, вызванное бюджетным дефицитом, вытесняет частные инвестиции.       

Причины возникновения государственного долга.

    Одной из причин, порождающих государственный  долг, являются спады в производстве. В период падения деловой активности автоматически срабатывают встроенные стабилизаторы: налоговые поступления сокращаются и вызывают бюджетный дефицит. Дефицит государственного бюджета - это финансовая ситуация, возникающая, когда государство намечает осуществить расходы на сумму большую, чем может реально получить доходов за счет всех налогов и платежей. Попытки уменьшить его путем продажи государственных ценных бумаг и государственных кредитов создают и увеличивают государственный долг. Другой причиной образования государственного долга является милитаризация экономики и войны. В этот период для экономики характерна переориентация части ресурсов на нужды военного производства (вооружение, содержание военнослужащих). Но поскольку военный сектор является не производственным, а только потребляющим, правительство изыскивает средства для его финансирования [2,с.472-475].

Источники погашения государственного долга:

  1. увеличение налогов;
  2. эмиссия денег;
  3. продажа облигаций населению.

    Несмотря  на то, что на практике используются все три источника, первые два  приводят к ряду негативных последствий для экономики. Увеличение налогов в краткосрочном периоде, несомненно, увеличивает налоговые поступления в бюджет; однако в долгосрочном периоде приводит к уменьшению, так как налоговое бремя сдерживает предпринимательскую активность. Выпуск денег, не обеспеченных товарами и услугами, усиливает инфляцию и подрывает механизм функционирования всей национальной экономики. Выпуск ценных бумаг, с одной стороны, позволяет привлечь сбережения населения, а с другой – образует и увеличивает государственный долг.                        

    Для погашения внешнего долга нация  вынуждена рассчитываться частью национального  продукта, недвижимостью.

Влияние государственного долга  на функционирование экономики.

    Обычно  рост внешнего долга подрывает авторитет  страны; усиливает неуверенность населения в завтрашнем дне; происходит перекладывание долгового бремени на будущее поколение. Более подробно это можно рассмотреть на примерах: во-первых, выплата процентов по  государственному долгу  увеличивает неравенство  в  доходах,  поскольку  значительная  часть государственных  облигаций сконцентрирована  у  наиболее   состоятельной части населения. Погашение государственного  внутреннего  долга  приводит  к тому, что деньги из карманов менее обеспеченных  слоев  населения  переходят более обеспеченным, то есть те,  кто  владеет  облигациями,  становятся  еще богаче. Во-вторых, повышение ставок налогов (как средство выплаты государственного внутреннего  долга  или  его  уменьшения)  может  подорвать действие экономических стимулов развития  производства, снизить  интерес  к вложению средств в новые  рискованные  предприятия,  в  инновации, а  также усилить социальную напряженность  в  обществе.  Подобным  косвенным  образом существование большого государственного долга может подорвать экономический рост. В-третьих, существование внешнего долга предполагает передачу (при погашении этого долга) части созданного внутри страны продукта за рубеж. В-четвертых, государство может перенести реальное экономическое  бремя своего долга на плечи  будущих  поколений, то  есть  оставить  будущим  поколениям меньшие  по  размерам  основные  производственные  фонды.  Эта   возможность связана с эффектом вытеснения, который  определяется  тем,  что  дефицитное финансирование  увеличивает  ставки  процента  и,  следовательно,  сокращает инвестиционные расходы. Если это будет  происходить,  последующие  поколения унаследуют  экономику  с  уменьшенным   производственным   потенциалом,  и, следовательно, при прочих равных условиях, уровень жизни будет ниже, чем  в других случаях. Кроме  того,  рост  внешнего  долга  снижает  международный авторитет страны и вызывает психологический эффект, усиливая  неуверенность населения  страны в завтрашнем дне.

    Такая точка зрения на бюджетный дефицит  и государственный долг называется традиционной и является, в общем-то, господствующей.

      Но есть и другая точка зрения – точка зрения «рикардианской школы», в соответствии с которой бюджетный дефицит и государственный долг могут и не повлиять на рост процентных ставок, уменьшение инвестиций и т.д.

    «Нейтральность» бюджетного дефицита и государственного долга является следствием того, что  снижение налогов при неизменном уровне государственных расходов само по себе может и не повлиять на рост расходов потребителей.

    Это утверждение вытекает из теории поведения потребителей, в соответствии с которой потребители при выборе линии поведения учитывают не только текущий интерес, но и интерес будущего, т.е. будущий доход.

    Снижение  налогов при неизменных государственных  расходах, с точки зрения потребителя, думающего о будущем, означает, что правительство финансирует данное снижение за счет государственного долга. В свою очередь, рост государственного долга подразумевает, что в будущем для его покрытия необходимо будет увеличивать государственные налоги. Таким образом, фактически налоги не изменяются, а просто перераспределяются во времени.

    Ожидания  налогоплательщиков относительно будущего роста налогов и снижения доходов  приведут к тому, что сегодняшнее  потребление не увеличится, увеличатся лишь сбережения потребителей как защитная мера по поддержанию в будущем «привычного» уровня жизни. Прирост частных сбережений позволит реализовать государственные ценные бумаги, предназначенные для покрытия бюджетного дефицита без увеличения нормы процента.

    Иначе говоря, рост частных сбережений будет  равен по величине снижению государственных  сбережений, которое явилось следствием уменьшения налоговых поступлений. Объем сбережений в рамках национальной экономики останется в целом  неизменным, изменится лишь их структура (доля частных и государственных сбережений в общем объеме национальных сбережений). Поэтому в данном контексте снижение налогов не приведет к последствиям, описываемым традиционной точкой зрения. Изложенные рассуждения означают, что финансирование государственных закупок за счет государственного долга равнозначно их финансированию за счет налогов [1, с.392-395].                   

    Может ли большой государственный  долг  каким-то  образом  привести  к банкротству правительства? Конечно, нет. Во-первых, нужно  отметить, что нет ни каких причин, которые заставляли бы сокращать государственный долг, не говоря уже о необходимости его  полной  ликвидации.  Правительство  всего лишь рефинансирует свой долг, то есть продает новые облигации  и  использует выручку для выплаты держателем погашаемых облигаций. Во-вторых, правительство по конституции  имеет  право  облагать  население  налогами и собирать их. Увеличение  налогов  является  тем  способом, который есть у правительства для получения  достаточных  доходов для  выплат  процентов и общей суммы государственного долга. В-третьих, банкротство правительства очень сложно себе представить хотя бы потому, что оно имеет право печатать деньги, которыми можно заплатить и  основную  сумму долга, и проценты по долгу. Однако, как уже было отмечено, создание новых денег для выплаты процентов или погашения основной суммы долга может иметь инфляционный эффект.

Информация о работе Государственный долг и методы его минимизации