Государственный долг и методы его минимизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 11:12, курсовая работа

Описание работы

Работа содержит понятие государственного долга, причины его возникновения и способы погашения и минимизации, проблемы государственного долга РБ, а также управление им и основные меры по минимизации государственного долга РБ

Содержание

Введение……………………………………………………………...3
1. Понятие государственного долга, причины его возникновения и способы погашения и минимизации………………….…..…...4
2. Проблемы государственного долга РБ……………………….…17
3. Управление государственным долгом, основные меры по
минимизации государственного долга РБ………………….......29
Заключение……………………………………………………….….34
Список использованной литературы…………………………….…36

Работа содержит 1 файл

госдолг.doc

— 441.50 Кб (Скачать)

      В 2004 республика находилась в условиях перехода к новому этапу в сфере государственных заимствований. Именно об этом свидетельствует динамика совокупного  государственного долга (рис.4).  

    

Рис.4. Структура государственного долга РБ на 2004 г., млрд. руб. 

    В условиях ужесточения проводимой в  стране денежно-кредитной политики и сокращения возможностей инфляционного  финансирования дефицита бюджета возникла объективная потребность в освоении новых источников финансирования. Изначально упор был сделан на увеличение заимствований на внутреннем рынке, что вылилось в увеличение государственного внутреннего долга, стоимость обслуживания которого в среднем в 2,5-3 раза стоимости обслуживания внешних займов.

    И если в абсолютных цифрах внешний  государственный долг Беларуси увеличился за 2004 год на 0,6%, до 741,1 млн. USD (благодаря получению государственного кредита России и увеличению к концу года обменного курса основных валют к доллару США), то долг внутренний увеличился на 31%. Совокупная государственная задолженность достигла своего исторического максимума, и по состоянию на 01.01.2005 г. ее размер составил 4453,9 млрд.руб., или 2,1 млрд.USD.

    Интересно, что даже в условиях наблюдавшегося в течение года профицита государственного бюджета в стране проводилась активная работа по осуществлению заимствований, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Целью заимствований в соответствии с законодательством может быть лишь финансирование дефицита бюджета (либо осуществление различных дополнительных чрезвычайных, стабилизационных расходов, которые, по сути, сводятся к финансированию дефицита бюджета).

    Существует  лишь два объяснения этому феномену:

      1. либо, несмотря на статистические данные, фактически имеет место превышение расходов  бюджета над доходами. Для финансирования разницы   осуществляются дополнительные заимствования;

      2. либо государство столкнулось с одним из проявлений проблемы, известной в западной литературе под названием «moral hazard», то есть в силу неэффективности государственного механизма перераспределения денежных потоков происходит осуществление заимствований в размерах, превышающих реальные потребности в финансовых ресурсах. При этом происходит «растворение» излишков в виде неучитываемых транзакционных издержек, а общество уплачивает дополнительный налог в виде процентов за пользование привлеченных государством займов [7,с.14-19].

    Рассмотрим 2007 год. 

    В 2007 году наблюдается резкий рост государственного долга, это можно заметить как из рис. 5, так и из рис. 1.  

     Рис.5. Изменение основных составляющих внешнего долга и золотовалютных резервов Беларуси (млн.USD)  

      Как видим, основная часть внешних заимствований приходится на небанковские корпоративные структуры – порядка 5 млрд.USD. Около 2 млрд. USD долга приходится на банки. На этом фоне заимствования органов государственного управления выглядят довольно скромно. Следует иметь в виду, что финансовый кризис в ряде развивающихся странах в 1997-1999 годах был обусловлен значительными выплатами как раз по корпоративным долгам, а не по государственным. Надо также иметь в виду, что невысокий совокупный внешний долг Беларуси по отношению к ее ВВП еще ни о чем не говорит. Платежеспособность экономики страны зависит от ее качественного состояния. Не секрет, что изношенность активной части основных фондов белорусской промышленности составила 70-80%. Она нуждается и в структурных преобразованиях. Без реформирования инфраструктуры и производственно-экономических отношений в сторону усиленного развития частного сектора в нашем общественном производстве с тем, чтобы валютные заимствования пошли под эффективно обоснованные бизнес-планы, существует угроза утраты платежеспособности государства и его хозяйствующих субъектов.

Как известно, белорусское Правительство ведет  переговоры с российскими коллегами  по поводу выделения кредита на оплату подорожавших российских энергоресурсов. Россияне же обставляют выделение такого кредита разными условиями.

    Весьма  тревожным обстоятельством является тот факт, что отрицательное сальдо внешней торговли Беларуси, начиная  с 2007 года, стремительно увеличивается, и достигло за полугодие рекордных 1070 млн.USD, в том числе по товарам отрицательное в размере 1523,9 млн., по услугам положительное – 453,9 млн.USD. Причем увеличение стоимостного объема экспорта в страны вне СНГ обеспечено в основном за счет ценового фактора, прирост импорта из этих стран создан главным образом за счет увеличения физических объемов поставок. Если рассматривать торговый баланс по основным товарным группам, то наибольший дефицит получен по статьям «Машины и оборудование» (937 млн.USD) и «Минеральные продукты» (663 млн.USD). Следует иметь в виду, что большая часть белорусского внешнего долга приходится на краткосрочную задолженность.

    Международные резервные активы страны должны быть выше величины ее краткосрочного внешнего долга. За 1 квартал 2007 года краткосрочные  внешние обязательства Беларуси возросли  до 5,7 млрд. USD, почти на 1 млрд. А международные резервные активы – лишь на 151,6 млн. USD. Следовательно, наши золотовалютные резервы значительно меньше необходимых.

    Национальный  банк наращивает золотовалютные резервы  в основном за счет приобретения валюты на внутреннем рынке. При таком большом отрицательном сальдо внешней торговли это своего рода нонсенс. За счет государственных резервов государство при необходимости должно выравнивать отрицательное сальдо платежного баланса страны, а не просто их увеличивать как самоцель. На сегодня сальдо определяется отрицательным торговым балансом. Внешняя торговля не в состоянии обеспечить должный приток валюты в экономику страны. Покрытие отрицательного сальдо возможно за счет тех же внешних заимствований.

    В противном случае недостаток валюты придется восполнять продажей недвижимости в виде ведущих белорусских предприятий. Поскольку Правительство не возражает в принципе против покупки ряда акционированных белорусских флагманов в надежде заполучить стратегических инвесторов, цена на эту собственность будет прямо связана с состоянием платежного баланса нашего государства. Другими словами, чем больше в страну поступит валюты, тем дороже будут оцениваться акции ведущих белорусских предприятий. Чем меньше мы заработаем валюты, тем дешевле и на худших условиях придется их уступать.

    Не  так давно российским правительством принято решение об очередном  повышении вывозных пошлин на нефть. Пошлина составляет 223,9 USD за тонну (было 180 USD). Возросшая плата за сырую нефть еще более усугубит экономическое положение белорусских нефтеперерабатывающих заводов, которые работают почти с нулевой рентабельностью, и может негативно отразиться на их экспорте.

    Несмотря  на то, что внешний долг Беларуси еще далек от критического, надо иметь в виду, что платежеспособность белорусской и экономики, в общем, зависит от ее качественного, финансового состояния.

    До  сих пор Национальный банк фактически проводил политику жесткой привязки рубля к доллару. Его курс по отношению  к другим мировым валютам и российскому рублю колебался в зависимости от изменения курса доллара США. Пока это было оправдано. В валютной выручке Беларуси на долю доллара США приходится 55%, на российский рубль - 32%, на евро - 11%.Но курс доллара стал устойчиво терять свои позиции, девальвируясь ко всем мировым валютам, а наш рубль вместе с ним. Все большая доля расчетов с российскими партнерами выполняется в российских рублях.

    Понимая всю сложность создавшейся ситуации, власти интенсивно ищут валюту, нажимая на экспортеров, на банки; проводя межправительственные переговоры с потенциальными кредиторами. Достигнута договоренность о выделении 46 млн.USD от Китая. От него надеются получить значительно больше. Вероятно, что российское правительство также выделит запрашиваемый кредит. Однако следует помнить, что обеспечение стабильности экономики за счет долгов без должного просчета всегда было чревато подрывом экономической безопасности, то есть попаданием в долговую яму [5,c.11-14].  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выводы:

  1. В период 2002 – 2004 гг.заметно существенное уменьшение государственного долга.
  2. В период январь - август 2002 г. внутренний долг заметно вырос (1,054- 1,138 трлн.руб.).
  3. За 2007 год внешний долг Беларуси достиг своего максимума и составил 8 тыс. млн.USD. Его рост замечается в периоде с 2006 - 2007гг.
  4. Также отмечается такой факт, что отрицательное сальдо внешней торговли Беларуси, начиная с 2007 года, стремительно увеличивается, и достигло за полугодие рекордных 1070 млн.USD, в том числе по товарам отрицательное в размере 1523,9 млн., по услугам положительное – 453,9 млн.USD. Увеличение стоимостного объема экспорта в страны вне СНГ обеспечено в основном за счет ценового фактора, прирост импорта из этих стран создан главным образом за счет увеличения физических объемов поставок.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                      

3 Глава

Управление  государственным  долгом, основные меры по минимизации государственного долга РБ 

    В данном случае речь идет о совокупности действий органов  государства, связанных:

  • с выпуском новых займов и выработкой соответствующих условий  эмиссии ценных бумаг;
  • с выплатой процентов по ранее выпущенным займам;
  • с проведением конверсии и консолидации займов;
  • с погашением ранее выпущенных обязательств, срок оплаты которых наступил.

    Следует отметить, что реструктуризация задолженности по платежам в бюджет производилась и ранее, в соответствии с Указом президента РБ от 10 сентября 1999 года № 530, практически на таких же условиях, исключая отдельные моменты. Например, в настоящее время не является препятствием для реструктуризации отсутствие источников собственных средств, поскольку можно разработать инвестиционный проект, предусмотреть в нем восполнение источников собственных средств и с полным основанием претендовать на участие в реструктуризации. Правда, при этом необходимо обеспечить следующее условие: проект должен пройти государственную комплексную экспертизу.

    Что касается реструктуризации задолженности  по кредитам с передачей банкам доли акций, то подобного ранее не практиковалось. Обычно смысл реструктуризации состоял  в отсрочке сроков погашения кредитов, поэтому и для банков предстоит реализовать абсолютно новый вариант списания долгов. Следует обратить внимание, что задолженность не обязательно должна быть просроченной. Об этом речь в указе не идет. Говорится только о том, что путем реструктуризации может производиться погашение задолженности, которую предприятие само не имеет возможности погасить. Участниками реструктуризации, согласно указу, являются хозяйственные общества и государственные банки.

      В положении, утвержденном Указом № 88, содержатся разъяснения по поводу того, какие банки являются государственными. Это банки, имущество которых принадлежит РБ или ее административно-территориальной единице или они обладают контрольным пакетом акций.

    Смысл же реструктуризации долгов по кредитам состоит в том, что банкам в счет задолженности по кредитам передаются акции хозяйственного общества. Первоначально решение о реструктуризации задолженности принимает хозяйственное общество и затем обращается в банк с соответствующим пакетом документов. Если банк сочтет реструктуризацию необходимой, то он направляет в НБ РБ проект соответствующего нормативного правового акта. Решение о реструктуризации принимается Национальным банком по согласованию с президентом РБ. После принятия положительного решения в трехмесячный срок производится увеличение уставного фонда общества на сумму задолженности по кредитам, осуществляется передача акций в собственность банка и вносятся изменения в учредительные документы общества.[20]

    В результате банк становится обладателем акций общества, а общество избавляется от долгов по кредитам. Однако не следует забывать, что банк государственный, и не исключено, что его доля в уставном фонде может быть различной, возможно, и преобладающей по сравнению с другими акционерами. Следовательно, для общества это связано со сменой формы собственности с частной на государственную.

Информация о работе Государственный долг и методы его минимизации