Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 11:12, курсовая работа
Работа содержит понятие государственного долга, причины его возникновения и способы погашения и минимизации, проблемы государственного долга РБ, а также управление им и основные меры по минимизации государственного долга РБ
Введение……………………………………………………………...3
1. Понятие государственного долга, причины его возникновения и способы погашения и минимизации………………….…..…...4
2. Проблемы государственного долга РБ……………………….…17
3. Управление государственным долгом, основные меры по
минимизации государственного долга РБ………………….......29
Заключение……………………………………………………….….34
Список использованной литературы…………………………….…36
Важнейшей задачей Национального банка является контроль денежного обращения, также контроль эффективности задействованных в обороте денежных ресурсов. Особое внимание уделяется анализу динамики реального сектора экономики не только как важнейшего фактора инфляции, наряду с ростом денежной массы и ее оборачиваемости, но и как источника эффективного использования дополнительно выделяемых денежных ресурсов.
Реализация указанной политики часто сопровождается контрмерами в связи с ростом инфляционных ожиданий, поведением спекулянтов, издержками конкуренции банков, то есть банкротствами, и др. Использование в этой связи таких инструментов, как изменение ставки рефинансирования, норм резервирования, нежелательно, поскольку оказывает долгосрочное действие и свидетельствует о степени предсказуемости денежно-кредитной политики. Изъятие избыточной в данный момент денежной массы путем размещения государственных облигаций для Национального банка является эффективным инструментом устранения краткосрочных эффектов, сезонного давления на финансовом рынке.
Валютное курсообразование является одним из важнейших направлений в деятельности Национального банка. От того, как соотносятся валютные курсы, зависит степень тяжести государственного долга, номинированного в иностранных валютах. При наступлении сроков выплат по внешнему долгу правительству требуется иностранная валюта, что обусловливает дополнительный спрос на валютном рынке. Информация о любых факторах и источниках формирования спроса и предложения на валютном рынке для Национального банка является, безусловно, важной и необходимой, поскольку от складывающейся ситуации он применяет ту или иную стратегию, учитывая состояние золотовалютных резервов страны, конвертируемость национальной валюты.
Обратную связь, то есть важность приведенных аспектов монетарной политики (наращивание денежной массы, валютное курсообразование) для обеспечения стабильности государственного долга, показал следующий (после октября 1996 года) российский финансовый кризис, разразившийся в августе 1998 года.
Существенное преимущество бюджетно-налоговой политики в процессе макроэкономической стабилизации связано с реализацией задач, как в конъюнктурных целях, так и в структурной перестройке. Это особенно важно в переходный, кризисный период, когда государство с помощью бюджетных рычагов стабилизирует и корректирует экономические процессы. Предсказуемость бюджетной политики - ключевой фактор макроэкономической устойчивости.
Если
для Национального банка
Общепринято понимание бюджетного дефицита как концентрированного показателя текущей фискальной политики государства. Кейнсианской школой разработана целостная концепция реализации государством фискальных возможностей. Здесь бюджетный дефицит и профицит рассматриваются как важнейшие инструменты сглаживания колебаний экономических циклов. Так, чтобы смягчить циклический экономический спад, правительство должно снизить налоги и увеличить расходы, сознательно вызывая дефицит. В ходе инфляционного подъема необходимо повышать налоги и урезать расходы. Таким образом, правительственные фискальные действия должны создать позитивную антициклическую силу.
Если ранее государственный долг возникал, гак правило, в период чрезвычайных ситуаций (войны, кризисы), то теперь рассматривается как инструмент сглаживания конъюнктурных колебаний, связанных с цикличностью экономики.
Управление государственным долгом в рамках фискальной политики является эффективным регулятором роста совокупного спроса (кейнсианская доктрина) при решении задач изъятия излишней денежной массы либо проведения контролируемой эмиссии (монетаристская доктрина). А ориентиром в реализации той или иной стратегии правительства по покрытию бюджетного дефицита является реальная процентная ставка, которая не должна повышаться, а стремиться к нулю.
В связи с процессом глобализации экономики и ростом спекулятивного капитала в последнее время в литературе обращается внимание на значимость предсказуемости государственной экономической политики, своевременности расчетов в системе бюджетных учреждений. Использование механизма кредитного финансирования расходов позволяет органам власти предупреждать кассовые разрывы бюджета, объективно возникающие вследствие неравномерности поступления налоговых платежей. Преимущества государственного кредита для сглаживания колебаний в доходах и расходах бюджета широко используются в развитых странах не только на общегосударственном, но и на местном уровнях.
В условиях высокого уровня задолженности развитых стран использование государственного долга как источника экспансивной фискальной политики невозможно, поэтому там пытаются снизить долговое бремя, наладить эффективное регулирование финансовых обязательств правительства как инструмента денежно-кредитной политики — операции на рынке государственных ценных бумаг.
Практически модели управления долгом должны соблюдать следующие условия:
Ключевым моментом здесь является непрерывность управления, в частности для того, чтобы политику заимствований можно было корректировать в зависимости от текущего состояния экономики и наиболее достоверных краткосрочных прогнозов.
С практической точки зрения одной из основных целей управления структурой долга является управление графиком долговых платежей, с тем чтобы, с одной стороны, в нем отсутствовали периоды пиковых нагрузок, а с другой - основные выплаты по долгам приходились на период ожидаемого роста экономики. План финансовых потоков инвестиционной программы, представляющий собой непрерывные распределения, формируется из нескольких взаимосвязанных потоков денежных средств: подневного плана привлечения и возврата заимствований; плана финансирования объектов инвестиционной программы; плана привлечения средств на покрытие кассовых разрывов; плана временного отвлечения на покрытие кассовых разрывов средств, привлеченных в целом для финансирования инвестиционной программы. В идеальном случае план финансовых потоков должен представлять собой график с шагом в один день. Расчеты по нахождению параметров моделей связаны с обработкой большого количества информации. Точное решение задач невозможно получить, поэтому применяют численные методы.
Планирование
долга, таким образом, на практике является
оптимизационным процессом на каждом
периоде (подчас краткосрочном). Правительство
же хочет управлять долгом в долгосрочной
перспективе. Следовательно, необходимо
применять аналитическое планирование,
которое должно учитывать противоречивые
цели действующих сил, влияющих на методы
привлечения и обслуживания текущего
долга. Это сводящийся процесс, который
должен привести к компромиссу оптимальности
объема и структуры долга [10,c.39-42].
Выводы:
2 Глава
Проблемы
государственного долга
РБ
Все
страны живут в долг. И не только
слаборазвитые или
В Беларуси существуют внутренние и внешние заимствования. Внутренние делает в основном Министерство финансов посредством государственных займов, выпуская государственные облигации. В Беларуси это государственные краткосрочные и долгосрочные облигации Минфина, предназначенные для юридических лиц. Их покупают коммерческие банки. Если бы наши государственные облигации покупали на мировых финансовых рынках в виде евробондов и других ценных бумаг, мы бы на этой основе имели достаточно дешевые заимствования. Но для этого Беларуси надо получить страновой кредитный рейтинг, который, кстати, хотя и невысокий, но уже имеют Россия и Украина. Его присваивают авторитетные мировые рейтинговые агентства, с которыми Правительство долгое время вело переговоры, увенчавшиеся, в конце концов, успехом. Присвоение Беларуси суверенного кредитного рейтинга с одной стороны откроет дорогу более крупным и дешевым западным кредитам, а с другой - будет еще больше увеличивать внешнюю задолженность страны.
Внешние заимствования можно получить и другим путем. К примеру, в виде государственных кредитов посредством соответствующих межправительственных соглашений.
К чему приводили и приводят до сих пор эти внешние заимствования?
Все очень просто: иногда долги были настолько велики, что грозили крахом всей экономики. Естественно, страны-кредиторы давали отсрочки, но накручивали за это проценты. Позже дело доходило и до того, что долги отдельным странам прощали. Кредиторы понимали: все равно не выплатят, а развал экономики под тяготами выплат приведет в странах-должниках к социальному взрыву. Так, сегодня развитые страны, основные доноры таких международных кредитно-финансовых институтов, как МВФ, Всемирный банк, решили простить очередные долги африканским странам.
Так
нужно ли идти на внешние заимствования?
А если нужно, в каком
безопасном размере? Ведь если не вернешь
своевременно внешние долги, их будут
отдавать твои дети, внуки и т.д. Предельной
верхней границей для внешних долгов считается
60% ВВП. Отношение внешней задолженности
Беларуси к ее ВВП пока не внушает опасений:
в 2006 году-18,6%. Однако только за 1 квартал
текущего года совокупный внешний долг
Беларуси вырос на 1,2 млрд. USD и превысил
8 млрд. долларов. Динамика внешнего долга
представлена на рис. 1.
Информация о работе Государственный долг и методы его минимизации