Государственный долг и методы его минимизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 11:12, курсовая работа

Описание работы

Работа содержит понятие государственного долга, причины его возникновения и способы погашения и минимизации, проблемы государственного долга РБ, а также управление им и основные меры по минимизации государственного долга РБ

Содержание

Введение……………………………………………………………...3
1. Понятие государственного долга, причины его возникновения и способы погашения и минимизации………………….…..…...4
2. Проблемы государственного долга РБ……………………….…17
3. Управление государственным долгом, основные меры по
минимизации государственного долга РБ………………….......29
Заключение……………………………………………………….….34
Список использованной литературы…………………………….…36

Работа содержит 1 файл

госдолг.doc

— 441.50 Кб (Скачать)

          

    Рис.1. Динамика внешнего государственного долга Беларуси на 1992-2007 гг., млн. USD 

    Также в рис. 2 представлены динамика внешнего долга, его структурные составляющие и золотовалютные резервы Беларуси. Впервые внешний долг появился в Беларуси в 1992 году. Первые кредиты были предоставлены Комиссией Европейского сообщества, США, Германией и Россией. Эти заемные средства использовались для закупки зерна, сахара, детского питания, медикаментов, стабилизации платежного баланса и покрытия бюджетного дефицита.

    Условно можно выделить несколько периодов в истории белорусских внешних  заимствований.

    До 1996 г. республике удавалось ежегодно привлекать в свою экономику от 300 до 600 млн.USD иностранных кредитных средств, при этом ежегодное погашение основного долга не превышало 50% от привлекаемых в том же году средств. Можно утверждать, что эти пять лет (1992-1996 гг.) были периодом наиболее активного привлечения иностранных кредитов. К началу 1996 г. внешний государственный долг достиг своего максимума и составил 1,5 млрд.USD.

    В 1996 году произошло значительное уменьшение внешнего долга. На конец 1995 года он составлял 1513,1 млн.USD, в течение 1996 г. привлечено 453,8 млн.USD, а погашено 96,2 млн.USD. Таким образом, на конец 1996 г. внешний долг должен был достичь размера в 1870,7 млн.USD. Однако реально он составил только 950 млн.

    Такое значительное уменьшение внешнего долга  объясняется тем, что в соответствии с Соглашением с РФ от 27 февраля 1996 г. было произведено урегулирование части долга России путем отказа российской стороны от претензий по белорусскому государственному долгу по состоянию на 1 января 1996 г. за ранее предоставленные кредиты. Со своей стороны Беларусь отказалась от претензий и компенсаций по внутреннему валютному долгу бывшего СССР за расходы, связанные с затратами на экологическое обследование и рекультивацию мест дислокации выведенных воинских формирований Министерства обороны РФ, за комплекс зданий, переданных для размещения дипломатического и консультативного представительств России [7,с.13-15;8].

    С конца 1996 - начала 1997 гг. начался второй этап в развитии внешнедолговой ситуации в республике. Участие международных финансовых организаций в инвестиционных процессах нашей страны ограничилось в основном технической и консультационной помощью, новые займы практически не предоставлялись. В это же время обострилось положение с обслуживанием предприятиями ранее привлеченных кредитов, сузился круг стран, которые предоставляют нашей стране займы. Кроме того, по привлеченным ранее кредитам наступили сроки уплаты основных сумм долга. Пик платежей по погашению и обслуживанию внешнего долга пришелся на 2000 год, однако положение было несколько смягчено путем проведения серии двусторонних переговоров с австрийскими и немецкими кредиторами о переносе части платежей на более поздние сроки (от полугода до 4 лет). Несколько позднее был реструктурирован японский кредит.

    На 1 апреля 2000 года государственный долг составил 859,4 млн. USD.

    Государственные ценные бумаги до 2000 года в качестве долговых обязательств для размещения на внешних финансовых рынках не выпускались, и внешний государственный долг формировался только за счет привлечения иностранных кредитов. Структура внешнего государственного долга представлена в таблице. Из приведенной информации следует, что наиболее крупными  заимодавцами являются такие международные финансовые организации, как международный валютный фонд, Мировой и Европейский банки реконструкции и развития, а из стран-кредиторов – Германия, США и Россия.     

    Таблица 1. Структура внешнего государственного долга 1996-1999гг.  

    
Организация,

Страна-кредитор

1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г.
Млн.

USD

% Млн.

USD

% Млн.

USD

% Млн.

USD

%
МВФ

МБРР

ЕБРР

ЕС

Германия

Австрия

Швейцария

Испания

Бельгия

США

Китай

Япония

Россия

277

125,4

60,8

37,2

277,1

23,7

7,9

0

0

85,6

0

38,8

13,5

29,3

13,2

6,4

3,9

29,3

2,5

0,8

0

0

9

0

4,1

1,4

259,4

138,2

101,9

32,5

206

16

5,5

0

1,5

85,6

35

29,9

64,9

26,6

14,2

10,4

3,3

21,1

1,6

0,6

0

0,2

8,8

3,6

3,1

6,6

242,5

142,3

125,6

35,1

193,8

19,9

4,4

0,3

4,5

85,6

35

31,8

90

24

14,1

12,4

3,5

19,2

2

0,4

0

0,4

8,5

3,5

3,1

8,9

185,1

137,3

111,1

31,6

173,5

16,5

2,9

0

3,7

85,6

34

31

80,8

20,7

15,4

12,4

3,5

19,4

1,9

0,3

0

0,4

9,6

3,8

3,5

9

Всего 946,9 100 976,4 100 1010,7 100 893,1 100

    Кредиты Беларуси выделялись в основном на поддержку экономических реформ. Полученные средства направлялись на поддержание курса валют, развитие объектов социальной сферы, закупку  товаров критического импорта [15,c.107-111].

    Необходимо отметить, что определенные колебания абсолютной величины внешнего долга иногда связаны не с изменением величины обязательств республики перед иностранными кредиторами, а с обыкновенными курсовыми разницами, возникающими при  пересчете кредитов, номинированных, номинированных в евро, японских йенах и других валютах, в доллары США. Поэтому при имевших место реальном уменьшении в 2002-2004 гг. внешнедолговых обязательств за счет падения курса доллара на мировых рынках долларовый  эквивалент абсолютной величины долга вырос. 

Рис. 2. Структура внешнего государственного долга РБ на 1 апреля 2002 г. 

    Рассмотрим 2002 год более подробно. Долговые обязательства по привлеченным из-за рубежа кредитам в начале 2002 года составили 1 354,9 млн. долларов США (или 57,1% внешнего долга); просроченная задолженность за импорт товаров и услуг — 527,6 млн. долларов США (или 22,2 %); текущая задолженность за импорт товаров и услуг — 375,2 млн. долларов США (или 15,8%). Обязательства банковской системы по счетам и депозитам нерезидентов Республики Беларусь — 75,4 млн. долларов США (или 3,2 %), обязательства по долговым ценным бумагам — 33,6 млн. долларов США (или 1,4 %). Просроченная задолженность по кредитам, привлеченным в Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларуси — 0,1 млн. долларов США.

    Долговые  ценные бумаги. Обязательства Республики Беларусь по долговым ценным бумагам, выпущенным в стране и размещенным среди нерезидентов Республики Беларусь, на 1 апреля 2002 г. составили 33,6 млн. долларов США. По сравнению с задолженностью на 1 января 2002 г. обязательства по долговым ценным бумагам увеличились на 8,9 млн. долларов США (или на 36 %). Основное влияние на увеличение обязательств по долговым ценным бумагам оказало приобретение на сумму 14,1 млн. долларов США резидентами Российской Федерации государственных краткосрочных казначейских облигаций. За I квартал 2002 г. задолженность по торговым кредитам снизилась на 100,3 млн. долларов США (или на 21,1 %) и на 1 апреля 2002 г. составила 375,2 млн. долларов США. Задолженность по основному долгу привлеченных ссуд на 1 апреля 2002 г. составила 1 354,9 млн. долларов США. По сравнению с задолженностью на начало 2002 года обязательства по ссудам увеличились на 36,5 млн. долларов США (или на 2,8 %). Остатки задолженности по займам органов денежно-кредитного регулирования и органов государственного управления на 1 апреля 2002 г., без учета просроченной задолженности, составили 486,8 млн. долларов США и за I квартал 2002 г. уменьшились на 20,1 млн. долларов США (или на 4 %).Задолженность белорусских банков по займам, полученным от нерезидентов Республики Беларусь, составила 89,9 млн. долларов США и за I квартал 2002 г. уменьшилась на 9,6 млн. долларов США (или на 9,6 %). Задолженность предприятий Республики Беларусь по иностранным кредитам, включая обязательства по лизинговым операциям, на 1 апреля 2002 г, составила 778,2 млн. долларов США и по сравнению с 1 января 2002 г. увеличилась на 66,2 млн. долларов США (или на 9,3 %). Обязательства банковской системы Республики Беларусь по депозитам и прочим счетам нерезидентов Республики Беларусь на 1 апреля 2002 г. составили 75,4 млн. долларов США и за I квартал 2002 г. уменьшились на 31,4 млн. долларов США (или на 29,4 %). При этом обязательства Национального банка увеличились на 1 млн. долларов США, а обязательства банков уменьшились на 32,4 млн. долларов США.

    Прочие  обязательства. Просроченные обязательства Республики Беларусь    перед внешним миром на 1 апреля 2002 г. составили 534,4 млн. долларов США. Основную часть этой суммы составляет просроченная задолженность предприятий Республики Беларусь за импорт товаров и услуг (527,6 млн. долларов США). Просроченная задолженность по государственному внешнему долгу, включая основной долг проценты, пени и штрафы, составила 0,1 млн. долларов США. Международная инвестиционная позиция Республики Беларусь на 1 апреля 2002 г. сложилась отрицательной в размере 2 690,8 млн. долларов США. Это означает, что в таком объеме задолженность перед внешним миром превысила имеющиеся у государства иностранные активы. За I квартал 2002 г. отрицательное сальдо международной инвестиционной позиции страны уменьшилось на 44,1 млн. долларов США (или на 1,6 %). Это обусловлено ростом на 29,9 млн. долларов США внешних активов и снижением на 14,2 млн. долларов США внешних обязательств [14,c.44]. 
 

Рис.3. Структура внутреннего государственного долга РБ на 2002 г., трлн. руб. 

    Внутренний государственный долг Беларуси увеличился за август на 8% и достиг 1,138 трлн. BYR (без учета кредитов в национальной валюте, полученных субъектами хозяйствования под гарантии правительства). 
За восемь месяцев внутренний долг в номинальном выражении вырос на 48,3%, а в реальном - на 20,6%. Абсолютный прирост внутреннего долга за январь - август достиг 370,6 млрд. BYR - 2,4% от ВВП (республиканский бюджет на 2002 г. ограничивает прирост внутреннего долга на уровне 3% от ВВП). 
           В структуре внутреннего госдолга примерно 47% занимают кредиты, предоставленные Нацбанком на финансирование дефицита республи-канского бюджета, 31% - государственные облигации, 22% - обязательства правительства, сформированные в рублевых и валютных векселях.

    Расходы республиканского бюджета на обслуживание внутреннего государственного долга составили в январе - августе примерно 73 млрд. BYR [19].

    Рассмотрим  2004 год.

      Бюджет  в 2004 году наполнялся быстрее, чем происходило  расходование средств; в течение 11 месяцев  наблюдался профицит, и лишь в декабре  расходы превысили доходы, и по итогам года сложился дефицит в размере 236,1 млрд. руб. (без учета операций Фонда социальной защиты населения), или 0,5% от ВВП. С учетом операций Фонда, дефицит государственного бюджета составил 45,4 млрд. руб. или 0,1% от ВВП.

    На  этом фоне велась активная работа по осуществлению заимствований, как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

    На  начало года совокупный государственный  долг составлял 3806,7 млрд. руб., в том  числе внутренний – 2173,8 млрд. руб., а  внешний – 1632,9 млрд. руб. В течение  года размер госдолга был относительно стабилен, лишь в декабре наблюдался рост на 13,5%, и достиг своего исторического максимума – 4453,9 млрд. руб.

    Получение российского кредита стало главным  событием не только 4 квартала, но и  всего 2004 года. Возможность получения  российского кредита, а также урегулирование вопроса с Россией по косвенным налогам привели к тому, что имеющаяся в начале года значительная просроченная задолженность перед ней была погашена. Несмотря на регулярное образование просроченной задолженности по некоторым кредитам под гарантию Правительства в силу отсутствия механизма превентивного осуществления платежей Минфином, в целом проблему своевременного выполнения обязательств по внешнему госдолгу можно было считать решенной.

    Внешнее финансирование подразумевает отношения с иностранными кредиторами, в иерархии которых одно из главных мест принадлежит международным финансовым организациям, в первую очередь – Международному валютному фонду. В отношениях с этой организацией в феврале 2004 года официально было решено отказаться от получения, какого бы то ни было, финансирования. Кроме того, в связи с расширением Евросоюза и сокращением штатной должности представителя МВФ в Литве, который по совместительству был и представителем в Беларуси, у нашей страны больше представителя не будет, тем более что по полученным 10 годам назад кредитам Министерство финансов 1 февраля 2005 года осуществило платеж в размере 5,9 млн. СДР (около 9 млн. USD). Таким образом, дальнейшее сотрудничество с МВФ будет ограничиваться работой технических миссий.

    Это нашло отражение в государственных  программных документах на 2005 год. В  частности, в «Основных направлениях денежно-кредитной политики РБ» отмечается, что в 2005 году основным направлением двустороннего сотрудничества с Международным валютным фондом является  привлечение технической помощи по отдельным направлениям деятельности Национального банка и банковской системы в целом, включая укрепление банковской системы с учетом рекомендаций экспертов МВФ по программе оценки состояния финансового сектора. 

    Основным  внешним источником финансирования государственных нужд (помимо российских кредитов) являются связанные кредиты, предоставляемые по схемам экспортного  финансирования белорусским предприятиям под гарантии Правительства. Однако в 2004 году фактическое поступление средств по этой линии было весьма не значительно. 

Информация о работе Государственный долг и методы его минимизации