Государственный доход

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 02:50, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что государственные доходы и источники их формирования - являются неотъемлемой частью бюджета любого государства, и от того насколько рационально формируются и распределяются доходы государства зависит благосостояние общества.
Каждое государство для реализации присущих ему функций имеет доходы, которые представляют из себя денежные или материальные ресурсы, поступающие государству в процессе распределения или перераспределения национального дохода, национального богатства.

Содержание

Введение…………………………………………………………….……………..3
Глава 1.Теоретические основы доходов государства и источников их формирования………………………………………………………………….…..5
1.1. Сущность государственных доходов…………………………………5
1.2. Источником формирования государственных доходов……………....8
1.3. Структура доходов бюджетной системы ……………………............10
Глава 2. Доходы федерального бюджета РФ за 2007 - 2009годы…………..….15
2.1. Динамика доходной части федерального бюджета за 2007-2009 гг..15
2.2. Проблемы формирования доходной части бюджета и пути их решения………………………………………………………………………22
Заключение………………………………………………………………………….27
Список использованной литературы……………………………………………...29

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ГОС ДОХ1.doc

— 318.00 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение…………………………………………………………….……………..3

Глава 1.Теоретические основы доходов государства и источников их формирования………………………………………………………………….…..5

      1.1. Сущность государственных доходов…………………………………5

     1.2. Источником формирования государственных доходов……………....8

     1.3. Структура доходов бюджетной системы ……………………............10

Глава 2. Доходы федерального бюджета РФ за  2007 - 2009годы…………..….15

    2.1. Динамика доходной части федерального бюджета за 2007-2009 гг..15

    2.2. Проблемы формирования доходной части бюджета и пути их решения………………………………………………………………………22

Заключение………………………………………………………………………….27

Список использованной литературы……………………………………………...29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Актуальность  выбранной темы обусловлена тем, что государственные доходы и источники их формирования - являются неотъемлемой частью бюджета любого государства, и от того насколько рационально формируются и распределяются доходы государства зависит благосостояние общества.

     Каждое  государство для реализации присущих ему функций имеет доходы, которые представляют из себя денежные или материальные ресурсы, поступающие государству в процессе распределения или перераспределения национального дохода, национального богатства.

     Государственные расходы и государственные доходы взаимосвязаны между собой. Объем расходов находится в прямой зависимости от объема доходов. При их несоответствии наступают негативные последствия - бюджетный дефицит, инфляция национальной валюты в связи с покрытием недостатка средств эмиссией денежных знаков, введение дополнительных налогов, использование внутренних и внешних займов в больших размерах, чем может выдержать экономика и т.д., которые могут перерасти в глубокий финансовый кризис.

     Цель  курсовой работы изучить государственные доходы и источники их формирования, с точки зрения макроэкономики.

     Достижение  поставленной цели обуславливает необходимость  решения следующих задач: рассмотреть теоретические основы доходов государства и источников их формирования. Выделить сущность государственных доходов, определить источником формирования государственных доходов. Ознакомиться со структурой  доходов бюджетной системы. Проанализировать

динамика доходной части федерального бюджета за 2007-2009 гг. определить основную проблематику формирования доходной части бюджета и пути их решения.

     По  результатам проведенного сравнительного анализа сделать выводы.

     Работа  представлена двумя главами, содержит введение и  заключение.

     Первая  глава - рассматривает теоретические основы доходов государства и их источников.

     Вторая  глава – рассматривает сравнительный анализ доходной и расходной части бюджета РФ за период с 2007 по 2009 гг.

     Объектом  исследования являются доходы государства  и источники их формирования.

     Субъектом исследования является федеральный  бюджет РФ.

     Анализ  проведен за 2007- 2009 года. При проведении анализа были использованы следующие приемы: сравнение, абсолютных разниц, относительного отклонения, группировка, табличный.

     При написании работы использованы  нормативно - правовые акты, а также учебники и учебные пособия, таких авторов как Камаева В.Д., Сажина М.А., Чибрикова Г.Г., Николаевой И.П., а также материалы периодических изданий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1.Теретические основы доходов государства и источники их формирования

    1. Сущность государственных доходов

     Под государственными доходами понимается система экономических отношений, в процессе которых образуется совокупность средств, поступающих в собственность государства для создания материальной базы его функционирования.

     Доходы - сложная  экономическая категория, которая действует в тесном взаимодействии с финансами. Доход - это результат определенной деятельности, связанной с затратами средств (независимо от времени их осуществления). Доходы являются результатом производства, коммерческой, посреднической, иной целенаправленной деятельности и возникают на стадии распределения вновь созданного продукта и услуг. Диалектика доходов состоит в том, что они могут иметь промежуточный характер, то есть после своего формирования вступают в новый этап распределения, или могут служить в качестве конечных доходов, переходя в новую стадию воспроизводства - обмен (под конечными доходами понимаются доходы, непосредственно используемые на накопление и потребление). Промежуточный характер доходов проявляется в том, что доходы одного субъекта хозяйствования формируются за счет расходов другого: например, расходы предпринимательского сектора при уплате подоходного налога являются доходами государства, или расходы государства на социальные цели являются доходами отдельных групп населения.

     В результате распределения  валового общественного продукта образуются первичные доходы государства, отдельных  предприятий, хозяйственных организаций  и населения. Первичные доходы подвергаются сложным процессам распределения  и перераспределения, в которых  важную роль играют финансы. В результате этих процессов образуются фонды денежных средств, и прежде всего государственный бюджет.

     Посредством финансов изымается часть доходов населения  для удовлетворения общегосударственных  потребностей; подвергается распределению доход (прибыль) предприятий - одна часть его поступает в бюджет, другая остается на предприятиях и используется на внутрихозяйственные потребности.

     Первичные доходы населения  перераспределяются также путем  оплаты услуг, оказываемых учреждениями непроизводственной сферы деятельности. Эти поступления составляют доходы предприятий непроизводственной сферы (например, бытового обслуживания населения, жилищно-коммунального хозяйства и т.д.). Таким образом, доходы выступают в качестве самостоятельной экономической категории, выражающей отношения людей по поводу распределения стоимости общественного продукта по субъектам хозяйствования.1

     Материально-вещественной стороной понятия доходов является определение денежные средства, сосредоточиваемые  у государства, хозяйствующих субъектов и населения.

     Экономическая природа  государственных доходов и их организация обусловлены системой хозяйствования, политической и экономической  ролью государства. Для каждой общественно-экономической  формации характерна присущая ей система государственных доходов, обусловленная уровнем развития товарно-денежных отношений, способом производства, природой и функциями государства.

     Формирование государственных  доходов осуществляется при самом  активном участии государства: оно  устанавливает долю чистого дохода общества, централизуемую в бюджете и оставляемую хозяйствующим субъектам, а также концентрирует часть личных доходов населения и другие средства общества.

     Государство является собственником части средств  производства и, соответственно, прибавочного продукта. В этих условиях значительным источником государственных доходов является доход от государственной собственности. Часть государственных доходов образуется за счет доходов предпринимательского сектора, кооперативных организаций и населения, мобилизуемых налоговой системой государства для удовлетворения общенародных потребностей.

     В зависимости от форм, методов и  условий формирования финансовых ресурсов государственные доходы зачисляются в различные государственные денежные фонды - в бюджеты разных уровней, внебюджетные целевые государственные фонды. Местные доходы поступают соответственно в местные денежные фонды - местные бюджеты и внебюджетные фонды.

     Виды  государственных и местных доходов, их система, правовой режим регламентируются законодательством, основанном на конституционных нормах.

     Итак, государственные доходы - это часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы для выполнения его задач по осуществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны, а также необходимой для функционирования государственных органов.

     Местные доходы, также представляют часть национального дохода и служат созданию финансовой основы местного самоуправления, используются для решения вопросов местного значения, исходя из интересов населения соответствующей территории. 
 
 
 

1.2. Источником формирования государственных доходов 

     Главным источником формирования государственных  доходов является национальный доход. Но иногда, особенно в периоды наступления  чрезвычайных обстоятельств (войн, крупных  стихийных бедствий и т.п.) в качестве источника государственных доходов  может выступать ранее накопленное национальное богатство. Аккумуляция государственных доходов в этом случае осуществляется через использование переходящих остатков бюджетных средств, направляемых на покрытие расходов, продажу золотого запаса, платную приватизацию государственного имущества и т.п.

     Все источники государственных доходов  можно разделить на две группы: внутренние и внешние.

     К внутренним - относятся национальный доход и национальное богатство, создаваемые внутри страны и используемые государством для выполнения присущих ему функций. К внешним - относится национальный доход, а в исключительных случаях и национальное богатство другой страны, если они заимствуются в форме государственных займов или поступают в виде репационных платежей.

     Состав  государственных доходов в значительной мере обусловлен методами, с помощью которых государство аккумулирует необходимые ему денежные средства.

     В условиях рыночной экономики основными  методами мобилизации государственных  доходов являются налоги (в разных их формах), займы и эмиссии. Соотношение между этими методами неодинаково в разные исторические периоды и определяется множеством факторов: содержанием финансовой политики, хозяйственной конъюнктурой, конкретной экономической и социальной ситуацией, степенью остроты возникающих социальных противоречий и т.д.

     Совокупность  всех видов государственных доходов, формируемых разными   методами,   образует   систему   государственных   доходов. Система государственных  доходов призвана решать не только фискальные, но и экономические задачи - стимулировать рост производства и повышение его эффективности, влиять на размещение производительных сил по территории страны, содействовать ускорению научно-технического прогресса. Выполняя фискальную функцию, система государственных доходов не должна подрывать финансовую устойчивость основного звена хозяйствования - предприятий (объединений, организаций).

     Налоги  имеют фискальное, экономическое  и социальное значение. Обеспечивая  органы государственной власти необходимыми источниками денежных средств, налоги выполняют свою фискальную роль. Вместе с тем механизм исчисления налогов, применяемые налоговые льготы могут положительно влиять на развитие общественного производства, совершенствование его отраслевой и территориальной структуры, создание нужных инфраструктурных объектов и т.д. И, наконец, с помощью налогов решаются важные социальные задачи: регулируются доходы разных социальных групп населения, освобождаются от налогообложения лица, находящиеся за чертой бедности, устанавливаются налоговые льготы исходя из требований демографической политики и т.п.

  Вторым по фискальному значению доходом являются государственные займы. Они используются не только для покрытия бюджетного дефицита, но и для обеспечения различных капитальных затрат, особенно в части инвестирования средств в государственный сектор экономики. Существенно возрастает значение займов в периоды кризисного состояния экономики. Рост займов в период экономического кризиса может даже опережать увеличение налогов, поскольку последние в силу недостаточной эластичности не способны быстро мобилизовать крупные финансовые ресурсы.

     Займы находят применение в разных звеньях  государственных финансов: федеральном, республиканском и местном бюджете; при формировании внебюджетных фондов; в составе привлеченных средств государственных предприятий. Они широко применяются для покрытия бюджетного дефицита, причем не только на федеральном и республиканском уровне, но и на местном, а функционирование финансового рынка позволяет использовать их для покрытия расходов государственных предприятий.

Информация о работе Государственный доход