Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 02:50, курсовая работа
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что государственные доходы и источники их формирования - являются неотъемлемой частью бюджета любого государства, и от того насколько рационально формируются и распределяются доходы государства зависит благосостояние общества.
Каждое государство для реализации присущих ему функций имеет доходы, которые представляют из себя денежные или материальные ресурсы, поступающие государству в процессе распределения или перераспределения национального дохода, национального богатства.
Введение…………………………………………………………….……………..3
Глава 1.Теоретические основы доходов государства и источников их формирования………………………………………………………………….…..5
1.1. Сущность государственных доходов…………………………………5
1.2. Источником формирования государственных доходов……………....8
1.3. Структура доходов бюджетной системы ……………………............10
Глава 2. Доходы федерального бюджета РФ за 2007 - 2009годы…………..….15
2.1. Динамика доходной части федерального бюджета за 2007-2009 гг..15
2.2. Проблемы формирования доходной части бюджета и пути их решения………………………………………………………………………22
Заключение………………………………………………………………………….27
Список использованной литературы……………………………………………...29
Нефтегазовые доходы | 2007 | 2008 | 2009 | |
Всего, в том числе | 100% | 100% | 100% | |
НДПИ в виде углеводородного сырья | 34,44% | 35,27% | 35,45% | |
Нефть | 90,76% | 88,43% | 87,75% | |
Природный газ | 8,61% | 10,57% | 11,03% | |
Газовый конденсат | 0,63% | 1,00% | 1,21% | |
Вывозные таможенные пошлины на сырую нефть | 42,31% | 40,70% | 40,65% | |
Вывозные таможенные пошлины на природный газ | 12,49% | 13,74% | 13,62% | |
Вывозные таможенные пошлины на товары из нефти | 10,76% | 10,28% | 10,29% | |
Всего нефтегазовых доходов (млн.руб.) | 2992200 | 2465677 | 2385829 |
И наконец, вывозные таможенные пошлины на товары из нефти. Эти поступления тоже достаточно стабильны , составляют около 10%, от общего объема нефтегазовых доходов.
Причинами снижения бюджетных поступлений из нефтегазового сектора является снижение темпов роста ВВП, снижение цен на нефть, падение курса доллара, рост инфляции, а так же снижение доли нефтегазового сектора в российской экономике. Как отметил глава Минфина РФ А.Кудрин «в расчет базы нефтегазовых доходов не включается прибыль нефтяных и газовых компаний, а также дивиденды», тем самым, сокращая долю поступлений в этот раздел бюджета.
Необходимость регулирования этого показателя заключается в специальном режиме управления ими, направленного на обеспечение долгосрочной макроэкономической стабильности.
Основная
часть доходов федерального бюджета –
это налоговые доходы, которые в настоящее
время составляют более половины всех
доходов федерального бюджета. Причем
доля налоговых доходов за период с 2007
по 2009 гг. неуклонно растет, о чем свидетельствуют
данные таблицы 2.
Таблица 2 Структура налоговых доходов федерального бюджета РФ за 2006-2010 гг., в %.6
Налоговые доходы | 2007 | 2008 | 2009 |
Всего | 100% | 100% | 100% |
Налог на прибыль организаций | 18,07% | 16,01% | 14,24% |
Налоги на Т, Р, У, реализуемые в РФ в т.ч. | 46,23% | 42,15% | 46,71% |
НДС | 92,84% | 91,49% | 92,79% |
Акцизы | 7,16% | 8,51% | 7,21% |
Налоги на Т, Р, У, ввозимые в РФ в т.ч. | 22,21% | 26,69% | 25,13% |
НДС | 97,14% | 96,79% | 96,82% |
Акцизы | 2,86% | 3,21% | 3,18% |
Налоги и сборы за пользование природными ресурсами в т.ч. | 1,20% | 1,10% | 0,96% |
НДПИ | 19,07% | 19,47% | 18,99% |
НДПИ прочих | 19,07% | 19,47% | 18,99% |
Регулярные платежи за добычу ПИ при разделе продукции | 33,00% | 32,22% | 37,47% |
Водный налог | 35,85% | 35,56% | 31,73% |
Сборы
за пользование объектами |
12,08% | 12,76% | 11,81% |
Гос. Пошлина | 0,82% | 0,97% | 0,84% |
Прочие налоговые доходы, задолженность и перерасчеты | 11,48% | 13,08% | 12,11% |
Всего налоговых доходов (млн. руб.) | 3212587,8 | 3330988,3 | 4098347,2 |
Существенную долю доходов федерального бюджета РФ составляют акцизы. В 2006г. доля акцизов составляла 4,58% в структуре налоговых доходов. В последующие годы происходило сокращение доли акцизов. И в 2010г. планируется доля акцизов в размере 4,2% от общего объема налоговых доходов.
НДС и акцизы выделяются в группах налоги на товары, работы, услуги, реализуемые в РФ и налоги на товары, работы, услуги, ввозимые в РФ. Рассмотрим подробнее эти две группы.
Наибольшую долю налоговых доходов составляют налоги на товары, работы, услуги, реализуемые в РФ. По объему поступлений от этих налогов наблюдается то снижение, то увеличение, так с 2006 по 2008 наблюдалось снижение их доли в общем объеме доходов федерального бюджета, и в частности – в общем объеме налоговых доходов, а с 2008 по 2010 наблюдается их увеличение. Наибольшую долю этих налогов составляет НДС.
На втором месте по объему поступлений – налоги на товары, работу, услуги, ввозимые в РФ. До 2008 годы наблюдалось увеличение поступлений от этих налогов, а с 2008 года объем поступлений становится стабильным и составляет около 25% от общего объема налоговых доходов.
Затем следует налог на прибыль организаций. До 2007 года наблюдалось увеличение их доли, а с 2008 начинается снижение их доли в общем объеме налоговых доходов, в период 2007-2010 снижение доли этого налога планируется в размере 4,42%. И в 2010г. планируется наименьшая доля этих доходов за период 2006-2010 гг. – 13,65% от общего объема налоговых доходов.
На четвертом месте прочие налоговые доходы. Поступления от них достаточно стабильны и составляют около 12% от общего объема налоговых доходов.
И на последнем месте в структуре налоговых доходов находятся налоги и сборы за пользование природными ресурсами и государственная пошлина. Их доля в общем объеме налоговых доходов не значительна и составляет примерно 1% и 0,8% соответственно.
В соответствии с новой бюджетной классификацией неналоговые доходы не выделяются в качестве самостоятельной группы. Так же как и налоговые доходы, они входят в группу "Доходы" и включают согласно ст.51 п.1 БК РФ.
Из таблицы 3 видно, что наибольшую долю неналоговых доходов составляют ввозные таможенные пошлины и за этот период наблюдается увеличение их доли, т.е. в период 2007-2009 они увеличатся на 12,19%. И в 2009г. достигнуть наибольшего значения – 58,38% от общего объема неналоговых доходов. А наименьшее значение наблюдалось в 2007г. – 46,19%. Этого увеличения планируется достичь за счет снижения прочих неналоговых доходов и вывозных таможенных пошлин.
На втором месте находятся прочие неналоговые доходы, и с 2007 года наблюдается снижение поступлений от них (2006-2010 на 6, 27%). Наибольшая доля этих доходов была в 2007г. – 35,58% от общего объема неналоговых доходов, а наименьшее планируется в 2009г. – 29,31%. Как видно из этих данных планируется значительно их снизить.
Затем следуют вывозные таможенные пошлины, таможенные сборы, дивиденды по акциям и доходы от прочего участия в капитале. В период 2006-2010 года наблюдается снижение доли вывозных таможенных пошлин в общем объеме неналоговых доходов – на 3,47%. Поступления от таможенных сборов достаточно стабильны и составляют около 2,3%. По поступлениям от дивидендов наблюдается то снижение, то увеличение: 2007-2008 гг.– увеличение, 2008-2010гг. снижение на 0,64%.
И
на последнем месте находятся
целевые отчисления от всероссийских
государственных лотерей - они составляют
незначительную долю неналоговых доходов
и их долю за период 2006-2010гг. планируется
увеличить на 0,25%.
Таблица 3 Состав и структура неналоговых доходов федерального бюджета за 2007-2009гг.7
Неналоговые доходы | 2007 | 2008 | 2009 |
Всего | 100% | 100% | 100% |
Ввозные таможенные пошлины | 49,57% | 54,33% | 57,03% |
Вывозные таможенные пошлины | 4,64% | 3,74% | 3,44% |
Прочие вывозные таможенные пошлины | 4,64% | 3,74% | 3,44% |
Таможенные сборы | 2,49% | 2,27% | 2,27% |
Дивиденды по акциям и доходы от прочего участия в капитале | 3,02% | 3,75% | 3,34% |
Прочие неналоговые доходы | 35,58% | 32,02% | 30,25% |
Целевые отчисления от всероссийских гос. Лотерей | 0,06% | 0,14% | 0,22% |
Всего неналоговых доходов (млн.руб.) | 797548,2 | 910613,3 | 965263,6 |
2.2. Проблемы формирования доходной части бюджета и пути их решения
Рассмотрим эти проблемы, основываясь на структуре доходов федерального бюджета. Начнем с налоговых доходов федерального бюджета.
Можно выделить следующие проблемы в формировании налоговых доходов федерального бюджета, которые непосредственно связаны с применяемой системой налогообложения.
Проблема неплатежей является наиболее приоритетной задачей, поскольку постоянно растет задолженность по налогам и сборам. Общемировой финансовый кризис, проявивший себя в российской экономике с сентября 2008 г., неизбежно приведет к увеличению сумм безнадежных долгов по налогам и сборам. Эту проблему можно решить, только объединив усилия всех государственных структур.
Основные причины недополучения средств в бюджет следующие:
нарушение налогового законодательства;
нарушения
в организации
нарушения при применении контрольно-кассовых машин;
недостаточный учет состояния и динамики налогооблагаемой базы;
задолженность по платежам в бюджеты;
наполнение бюджета за счет реальных денежных средств;
ответственности руководителей предприятий за своевременный возврат полученных бюджетных ссуд;
нарушаются сроки и порядок передачи учредительных документов в налоговые инспекции для постановки на налоговый учет. Не соблюдается порядок ликвидации предприятий. Бывают случаи, когда в нарушение действующего законодательства регистрируют филиалы и другие обособленные структурные подразделения компаний, привлекающие денежные средства населения на условиях срочности, платности и возвратности, без наличия лицензий. Выявляется значительное количество зарегистрированных предприятий, которые в течение длительного периода времени (год и более) :
- не сформировали уставной капитал;
- не
ведут какой-либо финансово-
Большое количество предоставления отсрочек по начисленным штрафным санкциям за нарушение налогового законодательства.