Доходы государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 08:12, доклад

Описание работы

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации. Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений.
Исполнение федерального бюджета по доходам является важной частью процесса исполнения федерального бюджета, поскольку финансирование расходов осуществляется по мере поступления доходов в бюджет. Следовательно, если доходы не поступают в полном объеме, то и расходы не могут быть профинансированы в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями.

Работа содержит 1 файл

Доходы государственного бюджета.docx

— 26.11 Кб (Скачать)

Доходы государственного бюджета

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном  и безвозвратном порядке в  соответствии с законодательством  Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации. Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений. К налоговым доходам федерального бюджета относятся (в федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами):

- налога на прибыль организаций  по ставке, установленной для  зачисления указанного налога  в федеральный бюджет;

- налога на прибыль организаций  (в части доходов иностранных  организаций, не связанных с  деятельностью в Российской Федерации  через постоянное представительство,  а также в части доходов,  полученных в виде дивидендов  и процентов по государственным  и муниципальным ценным бумагам);

- налога на прибыль организаций  при выполнении соглашений о  разделе продукции, заключенных  до вступления в силу Федерального  закона и не предусматривающих  специальных налоговых ставок  для зачисления указанного налога  в федеральный бюджет и бюджеты  субъектов РФ;

- налога на добавленную стоимость;

- акцизов на спирт этиловый  из пищевого сырья;

- акцизов на спирт этиловый  из всех видов сырья, за исключением  пищевого;

- акцизов на спиртосодержащую  продукцию;

- акцизов на табачную продукцию;

- акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо,  моторные масла для дизельных  и карбюраторных (инжекторных) двигателей;

- акцизов на автомобили легковые  и мотоциклы;

- акцизов по подакцизным товарам  и продукции, ввозимым на территорию  Российской Федерации;

- налога на добычу полезных  ископаемых в виде углеводородного  сырья (газ горючий природный);

- налога на добычу полезных  ископаемых в виде углеводородного  сырья (за исключением газа  горючего природного);

- налога на добычу полезных  ископаемых (за исключением полезных  ископаемых в виде углеводородного  сырья, природных алмазов и  общераспространенных полезных  ископаемых);

- налога на добычу полезных  ископаемых на континентальном  шельфе РФ, в исключительной экономической  зоне РФ, за ее пределами;

- регулярных платежей за добычу  полезных ископаемых (роялти) при  выполнении соглашений о разделе  продукции в виде углеводородного  сырья (газ горючий природный);

- регулярных платежей за добычу  полезных ископаемых (роялти) при  выполнении соглашений о разделе  продукции в виде углеводородного  сырья (за исключением газа  горючего природного);

- регулярных платежей за добычу  полезных ископаемых (роялти) на  континентальном шельфе, в исключительной  экономической зоне Российской  Федерации, за пределами территории  Российской Федерации при выполнении  соглашений о разделе продукции;

- сбора за пользование объектами  водных биологических ресурсов (исключая  внутренние водные объекты);

- сбора за пользование объектами  водных биологических ресурсов (по  внутренним водным объектам);

- водного налога;

- единого социального налога  по ставке, установленной Налоговым  кодексом Российской Федерации  в части, зачисляемой в федеральный  бюджет;

- государственной пошлины (за  исключением государственной пошлины,  подлежащей зачислению в бюджеты  субъектов Российской Федерации  и местные бюджеты).

К неналоговым доходам федерального бюджета относятся:

- доходы от использования имущества,  находящегося в государственной  или муниципальной собственности,  после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством,  за исключением доходов от  использования имущества, находящегося  в оперативном управлении автономных  учреждений;

- доходы от платных услуг,  оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно  федеральных органов исполнительной  власти, органов исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов;

- средства, полученные в результате  применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной  ответственности, в том числе  штрафы, конфискации, компенсации,  а также средства, полученные  в возмещение вреда, причиненного  Российской Федерации, субъектам  РФ, муниципальным образованиям, и  иные суммы принудительного изъятия;

- средства, вносимые в качестве  обеспечения заявки на участие  в конкурсе или заявки на  участие в аукционе при размещении  заказов на поставки товаров,  выполнение работ, оказание услуг  соответственно для федеральных  нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных  нужд и не подлежащие возврату  лицу, внесшему такие средства, в  соответствии с законодательством  на поставки товаров, выполнение  работ, оказание услуг для государственных  и муниципальных нужд;

- средства, получаемые в виде  арендной либо иной платы за  сдачу во временное владение  и пользование или во временное  пользование имущества, находящегося  в государственной или муниципальной  собственности;

- средства, получаемые в виде  процентов по остаткам бюджетных  средств на счетах в кредитных  организациях;

- средства, получаемые от передачи  имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности,  под залог, в доверительное  управление, за исключением средств,  получаемых от передачи имущества,  находящегося в оперативном управлении  автономных учреждений, под залог;

- плата за пользование бюджетными  средствами, предоставленными другим  бюджетам, иностранным государствам  или юридическим лицам на возвратной  и платной основах;

- доходы в виде прибыли, приходящейся  на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ  и обществ, или дивидендов по  акциям, принадлежащим Российской  Федерации, субъектам РФ или  муниципальным образованиям;

- часть прибыли государственных  и муниципальных унитарных предприятий,  остающаяся после уплаты налогов  и иных обязательных платежей;

- другие предусмотренные законодательством  Российской Федерации доходы  от использования имущества, находящегося  в государственной или муниципальной  собственности, за исключением  доходов от использования имущества,  находящегося в оперативном управлении  автономных учреждений.

Средства, получаемые от продажи государственного и муниципального имущества, подлежат зачислению в соответствующие бюджеты  в полном объеме.

Штрафы подлежат зачислению в бюджеты  городских округов и муниципальных  районов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по месту  нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении  штрафа.

Неналоговые доходы федерального бюджета  формируются в том числе за счет:

- доходов от использования имущества,  находящегося в государственной  собственности (за исключением  доходов от использования имущества,  находящегося в оперативном управлении  автономных учреждений), доходов  от платных услуг, оказываемых  бюджетными учреждениями, находящимися  в ведении органов государственной  власти РФ, - после уплаты налогов  и сборов;

- части прибыли унитарных предприятий,  созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов  и иных обязательных платежей;

- сборов за выдачу лицензий  на осуществление видов деятельности, связанных с производством и  оборотом этилового спирта, алкогольной  и спиртосодержащей продукции;

- прочих лицензионных сборов;

- таможенных пошлин и таможенных  сборов;

- платы за использование лесов  в части минимального размера  арендной платы и минимального  размера платы по договору  купли-продажи лесных насаждений;

- платы за пользование водными  объектами;

- платы за пользование водными  биологическими ресурсами по  межправительственным соглашениям;

- платы за негативное воздействие  на окружающую среду;

- консульских сборов;

- патентных пошлин;

- платежей за предоставление  информации о зарегистрированных  правах на недвижимое имущество  и сделок с ним;

- прибыль Банка России, остающейся  после уплаты налогов и иных  обязательных платежей;

- доходы от внешнеэкономической  деятельности;

К безвозмездным и безвозвратным  перечислениям относятся перечисления в виде:

- финансовой помощи из бюджетов  других уровней в форме дотаций  и субсидий;

- субвенций из Федерального  фонда компенсаций и (или) из  региональных фондов компенсаций;

- субвенций из местных бюджетов  бюджетам других уровней;

- иных безвозмездных и безвозвратных  перечислений между бюджетами  бюджетной системы Российской  Федерации;

- безвозмездных и безвозвратных  перечислений из бюджетов государственных  и (или) территориальных государственных  внебюджетных фондов;

- безвозмездных и безвозвратных  перечислений от физических лиц  и юридических лиц, международных  организаций и правительств иностранных  государств, в том числе добровольных  пожертвований.

На основании статьи 54 Бюджетного кодекса РФ [1], в доходах федерального бюджета обособленно учитываются  доходы федеральных целевых бюджетных  фондов. Они учитываются по ставкам, установленным налоговым законодательством РФ, и распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Главным источником формирования доходов  бюджета является национальный доход, а в некоторых случаях и  национальное богатство. При перераспределении  национального дохода в бюджет поступает  часть прибыли хозяйствующих  субъектов, заработной платы работников сферы материального и нематериального  производства, доходов работников, работающих по найму, ренты собственников  земли.

Доходы бюджета классифицируются не только по методам взимания и  формам их мобилизации - на налоговые и неналоговые, но и по другим признакам, в частности:

1. В зависимости от механизма  поступления доходов в бюджет, они подразделяются на собственные и регулирующие.

2. По социально - экономическому  признаку выделяют доходы, поступающие  от юридических лиц и от  физических лиц;

3. В зависимости от конкретных  объектов обложения - взимаемые  с имущества или дохода;

4. По признаку источников уплаты - налоги, уплачиваемые из выручки,  из прибыли, и налоги, относимые  на себестоимость продукции (работ,  услуг);

5. По конкретным видам прямых  и косвенных налогов (налог  на прибыль предприятий и организаций,  подоходный налог с физических  лиц, акцизы, НДС, таможенные пошлины  и т.д.).

Исполнение федерального бюджета  по доходам является важной частью процесса исполнения федерального бюджета, поскольку финансирование расходов осуществляется по мере поступления  доходов в бюджет. Следовательно, если доходы не поступают в полном объеме, то и расходы не могут  быть профинансированы в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями.

Глава 3. Расходы государственного бюджета

Расходы государственного бюджета - это  экономические отношения, возникающие  в связи с распределением фонда  денежных средств государства и  его использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению.В бюджетном кодексе трактовка иная: бюджетные расходы - денежные средства, предусмотренные в бюджете соответствующего уровня для финансирования задач и функций органов государственной власти и местного самоуправления.Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная - их величину.Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям. Расходная часть охватывает всю экономику, так как государство учитывает экономические интересы общества в целом. На величину и структуру расходов федерального бюджета влияют множество факторов, как-то: государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, общий уровень экономики, уровень благосостояния населения, размер государственного сектора в экономике и многие другие факторы.Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели - организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями бюджетных средств. Бюджет определяет только размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счет бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты и ссуды. Основные статьи расходов бюджета РФ: управление, оборона, поддерживание правопорядка, социальное обеспечение, здравоохранение, культура, образование, а также обслуживание внешнего государственного долга.

Информация о работе Доходы государственного бюджета