Доходы государственного бюджта

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 20:17, курсовая работа

Описание работы

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизованные в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.

Содержание

СОЖЕРЖАНИЕ
Введение………….……………………………………………………………………………..………………….3
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования доходной части бюджета..….4
1.1. Сущность доходов и источники их формирования………………………..…..….4
1.2. Бюджетная классификация доходов и ее роль в кассовом исполнении государственного бюджета……………………………………………………….…………………11
ГЛАВА 2. Доходы государственного бюджета за 2008-2010гг………………….……..15
2.1. Сущность и структура доходов бюджета…………………….………….…………..15
2.2. Совершенствование структуры доходов федерального бюджета…….22
Заключение…………………………………………………………………………………….…………………26
Список литературы и использованных источников…………….………….……...………28

Работа содержит 1 файл

моя курсовая.docx

— 94.31 Кб (Скачать)

     ВВЕДЕНИЕ

       Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизованные в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.

     Бюджет, денежное обращение — это зеркало  государства, барометр его экономического и социального состояния и  политического положения. И как  бы ни доказывали сторонники первенства духовности и нравственности общества над  экономикой в целом и финансами  в частности, многотысячелетняя  история государств на нашей планете  свидетельствует об обратном. С разрушением  экономики, крахом финансов, отсутствием  средств в бюджетной системе  падают духовность, нравственность и  культура в обществе.

     В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать  влияние на экономические процессы в стране, значительно возрастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.  

     Это предопределяет место, занимаемое бюджетной  системой в экономике страны. В  свою очередь это обусловливает  актуальность данной темы тем, что доходы государственного бюджета являются одними из основных способов регулирования экономической жизни страны, требующей большого внимания со стороны не только занимающих высокие посты экономистов и политиков, но и рядовых граждан.

     Целью выполнения данной курсовой работы является исследование доходных поступлений государственного бюджета Российской Федерации.

     Поставленная  цель потребовала решения следующих  задач:

  •   раскрыть теоретические основы формирования доходной части бюджета;
  • определить сущность доходов и источники их формирования;
  • раскрыть бюджетную классификацию доходов и ее роль в кассовом исполнении:
  • рассмотреть структуру совершенствования доходов федерального бюджета;

     Объектом  исследования курсовой работы является государственный бюджет Российской Федерации.

     Предметом исследования являются отношения, возникающие в процессе формирования и распределения доходов государственного бюджета.

     Теоретической основой исследования  являются труды известнейших отечественных ученых, таких как Селезнев А. З., Дюбин В.В., Белых И.Н., Иванова Н.Г., Вахрин П.И, Романовский М.В., Мысляева И.Н. и другие.

     Методической основой исследования являются графический и сравнительный методы, методы экспертных оценок и сравнений.

     Информационной базой исследования послужил Бюджетный кодекс, налоговый кодекс, нормативные акты, федеральные законы, данные федеральной службы государственной статистики,  ресурсы интернета.

     Логика  исследования определяет структуру  работы. Работа состоит из введения, двух глав и четырех параграфов, заключения и списка литературы и  используемых источников. 
 
 
 
 
 
 

 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА

    1. Сущность доходов и источники их формирования

     Доходы  бюджета – это экономические (денежные отношения), возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в процессе формирования фондов денежных средств и поступающие в распоряжение органов власти разного уровня.  Они составляют часть централизованных финансовых ресурсов, перечисляемых в безвозмездном порядке в соответствии с действующим законодательством в распоряжение федеральных и региональных органов, а также органов местного самоуправления, необходимых для выполнения их функций1.

     Доходы  бюджета возникают в результате распределения стоимости валового внутреннего продукта (ВВП). Главный  их материальный источник – национальный доход (НД).

     Основные  методы, используемые государством для  перераспределения национального  дохода и образования бюджетных  доходов – налоги, государственный  кредит и эмиссия денег2. Соотношение между ними различно по странам и во времени и определяется экономической ситуацией в стране, степенью остроты экономических, социальных и других противоречий, состоянием финансов и финансовой политикой государства

     Основной  метод перераспределения национального  дохода – налоги, обеспечивающие преобладающую  долю бюджета. Так, в доходах федерального бюджета налоговые поступления  составляют около 9/10. Доля налогов в  доходах субъектов федерации  и местных бюджетов значительно  меньше. Эти бюджеты  формируются   за   счет   собственных   доходов   соответствующих 

бюджетов    и    регулирующих    доходов   (передаваемых   из    вышестоящего  

звена бюджетной системы нижестоящему).

     Следующий по своему финансовому значению доход  бюджета – государственные кредиты  в форме займов. К этому методу государство прибегает при бюджетных  дефицитах, которые предусматриваются  при составлении бюджета на предстоящий  год. По мере усиления финансовой напряженности  в стране и увеличения дефицита государство  обращается к государственным займам. Существуют два пути получения государственных  займов3:

     - государственные займы, полученные  у физических и юридических  лиц путем размещения ценных  бумаг от имени государства;

     - кредиты, полученные у центрального  банка и других кредитных учреждений.

     При чрезвычайных обстоятельствах, когда  получение налоговых платежей, государственных  займов оказывается затруднительным, государство обращается к эмиссии  денег. Это самый непопулярный метод, так как вызывает рост денежной массы  без соответствующего товарного  обеспечения и приводит к усилению инфляционного процесса, который  имеет тяжелые социально-экономические  последствия.

     Доходы  бюджета классифицируются по различным  признакам. По источникам образования  они делятся на налоги с юридических  лиц, налоги с населения, государственный кредит (займы), поступления от реализации государственной собственности и др.

     По  методу взимания – налоговые и  неналоговые доходы. К налоговым  доходам относятся поступления  различных видов налогов: НДС, акцизы, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц4. Они обеспечивают более 9/10 общей суммы платежей. Неналоговые доходы формируются за счет доходов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а именно: средства от арендной платы, доходы от продажи имущества, доходы от платных услуг5. В соответствии с Бюджетным кодексом к системе неналоговых доходов относятся финансовая помощь, безвозмездные перечисления, штрафы и иные суммы принудительного изъятия.

     По  принадлежности доходы бюджета группируются на собственные и регулирующие. Собственные доходы – это доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством6.  К ним относятся налоговые поступления и неналоговые доходы (кроме финансовой помощи).

     Регулирующие  доходы – это федеральные и  региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются отчисления в процентах в бюджеты субъектов  РФ или местные бюджеты на очередной  финансовый год или на долговременной основе. Термин «регулирующие доходы»  означает и охватывает всю совокупность денежных средств, передаваемых из вышестоящих  бюджетов в нижестоящие с целью  регулирования (сбалансирования) их расходов и доходов7.

     Доходы  бюджета Федерального бюджета формируются  за счет налоговых и неналоговых  доходов, а также доходов целевых  внебюджетных фондов.                                                                                                                                                     

     В федеральный бюджет зачисляются  налоговые доходы от следующих федеральных  налогов и сборов, налогов, предусмотренных  специальными налоговыми режимами8:

      • налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет, - по нормативу 100 процентов;
  • налога на прибыль организаций (в части доходов иностранных организаций,

      не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянное

      представительство, а также в части доходов, полученных в виде дивидендов

      и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) - по  

      нормативу 100 процентов;

  • налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" (далее - Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции") и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 20 процентов;
  • налога на добавленную стоимость - по нормативу 100 процентов;
  • акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья - по нормативу 50 процентов;
  • акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого, - по нормативу 100 процентов;
  • акцизов на спиртосодержащую продукцию - по нормативу 50 процентов;
  • акцизов на табачную продукцию - по нормативу 100 процентов;
  • акцизов на автомобили легковые и мотоциклы - по нормативу 100 процентов;
  • акцизов по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;
  • налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) - по нормативу 100 процентов;
  • налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 100 процентов;
  • налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде   углеводородного сырья,    природных  алмазов   и

      общераспространенных полезных ископаемых) – по нормативу 40  

      процентов; 

  • налога на  добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе

      Российской    Федерации,   в   исключительной экономической   зоне

    Российской  Федерации, за пределами территории Российской Федерации - по нормативу 100 процентов;

  • регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) - по нормативу 100 процентов;
  • регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 95 процентов;
  • регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации при выполнении соглашений о разделе продукции - по нормативу 100 процентов;
  • сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - по нормативу 20 процентов;
  • сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) - по нормативу 20 процентов;
  • водного налога - по нормативу 100 процентов;
  • государственной пошлины (за исключением государственной пошлины, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты и указанной в статьях 56, 61, 61.1 и 61.2 Бюджетного Кодекса) - по нормативу 100 процентов.      

     Неналоговые   доходы   федерального   бюджета  формируются                 в соответствии   статьями   41,  42  и   46   Бюджетного  Кодекса, в том числе

     за  счет9:

  • доходов    от    использования     имущества,     находящегося     в

    государственной собственности Российской Федерации (за исключением имущества федеральных автономных учреждений, имущества, переданного в доверительное управление юридическим лицам, созданным в организационно-правовой форме государственной компании, имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных, а также случаев, предусмотренных абзацами тринадцатым, четырнадцатым части первой и абзацами пятым, шестым части второй статьи 57 настоящего Кодекса), доходов от платных услуг, оказываемых федеральными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;

Информация о работе Доходы государственного бюджта