Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 02:50, курсовая работа
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что государственные доходы и источники их формирования - являются неотъемлемой частью бюджета любого государства, и от того насколько рационально формируются и распределяются доходы государства зависит благосостояние общества.
Каждое государство для реализации присущих ему функций имеет доходы, которые представляют из себя денежные или материальные ресурсы, поступающие государству в процессе распределения или перераспределения национального дохода, национального богатства.
Введение…………………………………………………………….……………..3
Глава 1.Теоретические основы доходов государства и источников их формирования………………………………………………………………….…..5
1.1. Сущность государственных доходов…………………………………5
1.2. Источником формирования государственных доходов……………....8
1.3. Структура доходов бюджетной системы ……………………............10
Глава 2. Доходы федерального бюджета РФ за 2007 - 2009годы…………..….15
2.1. Динамика доходной части федерального бюджета за 2007-2009 гг..15
2.2. Проблемы формирования доходной части бюджета и пути их решения………………………………………………………………………22
Заключение………………………………………………………………………….27
Список использованной литературы……………………………………………...29
Между налогами и государственными займами существует тесная связь, определяемая тем, что финансовой базой погашения займов выступают налоги. Растущие расходы государства, связанные с погашением займов и выплатой процентов по ним, обусловливают необходимость повышения налогов. Последнее, может быть обеспечено как за счет повышения ставок действующих налогов, так и путем введения новых видов налоговых платежей. Существует и обратное влияние налогов на займы. Например, рост налогов неизбежно наталкивается на сопротивление налогоплательщиков, и правительство, не желая допустить обострения социальной напряженности, идет по пути выпуска все новых и новых займов. Единственным барьером на этом пути является платежеспособный спрос населения и предприятий на государственные ценные бумаги, который, конечно, имеет определенный предел.
Третьим
методом мобилизации
Налоговые
поступления присущи мирному
политически стабильному
Государственные займы имеют тысячелетнюю историю, но получили широкое распространение только в XX веке, особенно в последнее время. Это денежные средства на возвратной основе, да еще и с определенной платой в виде процентов. Их положительная сторона состоит в возможности удовлетворения временных неотложных нужд при чрезвычайных обстоятельствах.
Эмиссия как правило используют для покрытия бюджетного дефицита, возникающего при превышении расходов бюджета над его доходами.
Трансферты
(финансовая помощь) - имеет место исключительно
в странах со сложной бюджетной системой,
состоящей из нескольких бюджетных уровней.
Трансферты включают дотации, субвенции,
субсидии и другие выплаты вышестоящих
бюджетов нижестоящим уровням бюджетной
системы.
Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства на федеральном, региональном и местном уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов.
Бюджет
является формой образования и расходования
денежных средств для обеспечения
функций органов
Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством.
Федеральные, региональные и местные органы государственной власти и управления посредством бюджетных отношений получают в свое распоряжение определенную часть перераспределяемого национального дохода, которая направляется на строго определенные цели в зависимости от разграничения функций между уровнями управления.
Бюджетная система РФ состоит из трех звеньев:
- федеральный бюджет РФ;
-бюджеты национально-государственных
и административно-
-местные бюджеты.
Сегодня бюджетная система России состоит из федерального бюджета, 21 республиканского бюджета республик в составе РФ, 56 краевых и областных бюджетов, включая одну автономную область, городских бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов и около 29 тыс. местных бюджетов, к которым относятся городские, районные, поселковые и сельские бюджеты. Единство бюджетной системы в новых условиях реализуется через единую социально-экономическую политику и правовую базу, использование единых бюджетных классификаций и форм бюджетной документации, взаимодействие бюджетов всех уровней и согласование принципов бюджетного процесса.
Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджетах разных уровней позволяет органам государственной власти и управления иметь финансовую базу для реализации своих полномочий.
Федеральный бюджет РФ является основным финансовым планом государства, утверждаемым Федеральным Собранием (принимается Государственной Думой и одобряется Советом Федерации) и имеющим статус федерального закона. Через федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России.
Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной классификации, в которой выделяются целевые направления государственной деятельности, вытекающие из основных функций государства.
Так, в бюджетной классификации выделяются следующие основные виды налоговых доходов:
-налоги на прибыль, доход, прирост капитала;
-налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;
-налоги на совокупный доход;
-налоги на имущество;
-платежи за пользование природными ресурсами;
-налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции.
Из неналоговых же доходов основными являются следующие виды:
-доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;
-доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
-доходы от реализации государственных запасов;
-доходы от продажи земли и нематериальных активов;
-поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;
-административные платежи и сборы;
-штрафные санкции, возмещение ущерба;
-доходы от внешнеэкономической деятельности.3
Решающее значение в доходах бюджета имеют налоги. Налоги - обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц. Исторически их возникновение относится к периоду разделения общества на социальные группы и появления государства.
Налоги,
участвуя в перераспределении новой
стоимости - национального дохода, выступают
частью единого процесса воспроизводства,
специфической формой производственных
отношений. Доходы бюджетов разных уровней
формируются за счет налоговых и неналоговых
доходов, а также доходов целевых внебюджетных
фондов. Объем поступлений неналоговых
доходов и их виды устанавливаются в соответствующих
бюджетах.
Глава 2. Доходы федерального бюджета РФ за 2007 - 2009гг
2.1. Динамика доходной части федерального бюджета за 2007-2009 гг
В
связи с изменениями в
В отличии от федеральнго бюджета 2007года бюджет 2008-2009 гг был впервые сформирован на три года. В нем произведено разделение доходов на нефтегазовые и ненефтегазовые, утвержден общий объем бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств и объем нефтегазового трансферта, на базе Стабилизационного фонда РФ сформирован Резервный фонд и Фонд будущих поколений.
В
среднесрочном периоде
Введение
механизма Резервного фонда и
Фонда будущих поколений
Согласно федеральному закону «О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 года» прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета на 2008 год составил 6 644,45 млрд. рублей, что меньше на 821 млн.рублей по сравнению с предыдущим 2007 годом (7443923,4 млрд. рублей ). На 2009 год прогноз составил 7 465,45 млрд. рублей. Фактические показатели общего объема доходов в период 2007-2009 составили:
7781,1, 9275,9 и 7337,8 млрд.руб соответственно.
Рис.1
В
связи с произошедшими
Проведем сравнительный анализ доходной части федерального бюджета на 2007год и на плановый период 2008 и 2009 годов. Рассмотрим таблицу 1 и 2 приложения 1.
К нефтегазовым доходам можно отнести:
1. НДПИ в виде углеводородного сырья, в том числе:
- Нефть
- Природный газ
- Газовый конденсат
2. Вывозные таможенные пошлины на сырую нефть
3. Вывозные
таможенные пошлины на
4. Вывозные таможенные пошлины на товары из нефти
Увидеть динамику нефтегазовых доходов за период 2007-2009гг. можно в таблице 4.
Из таблицы 4 видно, что наибольшую долю нефтегазовых доходов составляют вывозные таможенные пошлины на нефть сырую. В 2007г. эти доходы составляли наибольшую долю – 42,31% от общего объема нефтегазовых доходов. А затем наблюдается постепенное снижение и на 2009г. планируется – 40,26%. Значительное снижение – почти на 2% - наблюдалось в 2008г. по сравнению с 2007г.
На втором месте НДПИ в виде углеводородного сырья, это поступления тоже достаточно стабильны и составляют около 35%. Из них наибольшую долю составляет нефть – около 87-88%, затем природный газ – 10-11% и газовый конденсат – около 1%. К 2009г. их планируется немного снизить - примерно на 1%- по сравнению с 2007г.
Затем следуют вывозные таможенные пошлины на природный газ, поступления от них достаточно стабильны, только в 2007 году наблюдался небольшое уменьшение этих поступлений (до 12,49% от общего объема нефтегазовых доходов), они составляют около 13,5% от нефтегазовых доходов.
Таблица 2.1 Состав и структура нефтегазовых доходов федерального бюджета за 2006-2010гг.5