Государственный доход

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 02:50, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что государственные доходы и источники их формирования - являются неотъемлемой частью бюджета любого государства, и от того насколько рационально формируются и распределяются доходы государства зависит благосостояние общества.
Каждое государство для реализации присущих ему функций имеет доходы, которые представляют из себя денежные или материальные ресурсы, поступающие государству в процессе распределения или перераспределения национального дохода, национального богатства.

Содержание

Введение…………………………………………………………….……………..3
Глава 1.Теоретические основы доходов государства и источников их формирования………………………………………………………………….…..5
1.1. Сущность государственных доходов…………………………………5
1.2. Источником формирования государственных доходов……………....8
1.3. Структура доходов бюджетной системы ……………………............10
Глава 2. Доходы федерального бюджета РФ за 2007 - 2009годы…………..….15
2.1. Динамика доходной части федерального бюджета за 2007-2009 гг..15
2.2. Проблемы формирования доходной части бюджета и пути их решения………………………………………………………………………22
Заключение………………………………………………………………………….27
Список использованной литературы……………………………………………...29

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ГОС ДОХ1.doc

— 318.00 Кб (Скачать)

     Между налогами и государственными займами  существует тесная связь, определяемая тем, что финансовой базой погашения  займов выступают налоги. Растущие расходы государства, связанные  с погашением займов и выплатой процентов по ним, обусловливают необходимость повышения налогов. Последнее, может быть обеспечено как за счет повышения ставок действующих налогов, так и путем введения новых видов налоговых платежей. Существует и обратное влияние   налогов   на   займы.   Например,   рост   налогов   неизбежно наталкивается на сопротивление налогоплательщиков, и правительство, не желая допустить обострения социальной напряженности, идет по пути выпуска все новых и новых займов. Единственным барьером на этом пути является платежеспособный спрос населения и предприятий на государственные ценные бумаги, который, конечно, имеет определенный предел.

     Третьим методом мобилизации государственных  доходов является эмиссия, причем не только бумажно - денежная, но и кредитная. К эмиссии государство прибегает лишь в том случае, если налоговые и займовые поступления не обеспечивают покрытия растущих государственных расходов, а на финансовом рынке складывается ситуация, неблагоприятная для выпуска новых займов. Бумажно - денежная и кредитная эмиссии, если они не связаны с потребностями хозяйственного оборота, а обусловлены необходимостью покрытия бюджетного дефицита, ведут к усилению инфляционных процессов в экономике. Поэтому страны с развитым рыночным хозяйством обычно стремятся не прибегать к кредитной эмиссии, заменяя ее выпуском займов. Однако и займы могут ускорять течение инфляционных процессов. Ведь владельцы государственных облигаций, реализуя их на финансовом рынке, могут провоцировать инфляционный процесс, хотя последний протекает не в таких масштабах и не такими темпами, как это происходит при эмиссии.2

     Налоговые поступления присущи мирному  политически стабильному периоду  развития государства. Они служат основой  для всех звеньев бюджетной системы. Принципы и механизм налогообложения формируются государством и находят свое выражение в финансовой политике государства.

     Государственные займы имеют тысячелетнюю историю, но получили широкое распространение только в XX веке, особенно в последнее время. Это денежные средства на возвратной основе, да еще и с определенной платой в виде процентов. Их положительная сторона состоит в возможности удовлетворения временных неотложных нужд при чрезвычайных обстоятельствах.

     Эмиссия как правило используют для покрытия бюджетного дефицита, возникающего при превышении расходов бюджета над его доходами.

     Трансферты (финансовая помощь) - имеет место исключительно в странах со сложной бюджетной системой, состоящей из нескольких бюджетных уровней. Трансферты включают дотации, субвенции, субсидии и другие выплаты вышестоящих бюджетов нижестоящим уровням бюджетной системы.  

    1. Структура  доходов бюджетной системы
 

     Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства на федеральном, региональном и местном уровнях  с государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов.

     Бюджет  является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения  функций органов государственной власти. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.

     Совокупность  всех видов бюджетов образует бюджетную  систему государства. Взаимосвязь  между ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством.

     Федеральные, региональные и местные органы государственной  власти и управления посредством  бюджетных отношений получают в  свое распоряжение определенную часть  перераспределяемого национального дохода, которая направляется на строго определенные цели в зависимости от разграничения функций между уровнями управления.

     Бюджетная система РФ состоит из трех звеньев:

         - федеральный бюджет РФ;

           -бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований, называемые бюджетами субъектов федерации, или региональными бюджетами. К ним относятся республиканские бюджеты республик в составе РФ, бюджеты краевые, областные, автономных образований, а также городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга;

         -местные бюджеты.

     Сегодня бюджетная система России состоит  из федерального бюджета, 21 республиканского бюджета республик в составе  РФ, 56 краевых и областных бюджетов, включая одну автономную область, городских  бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов и около 29 тыс. местных бюджетов, к которым относятся городские, районные, поселковые и сельские бюджеты. Единство бюджетной системы в новых условиях реализуется через единую социально-экономическую политику и правовую базу, использование единых бюджетных классификаций и форм бюджетной документации, взаимодействие бюджетов всех уровней и согласование принципов бюджетного процесса.

     Сосредоточение  финансовых ресурсов в бюджетах разных уровней позволяет органам государственной власти и управления иметь финансовую базу для реализации своих полномочий.

     Федеральный бюджет РФ является основным финансовым планом государства, утверждаемым Федеральным  Собранием (принимается Государственной  Думой и одобряется Советом Федерации) и имеющим статус федерального закона. Через федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России.

     Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной классификации, в которой  выделяются целевые направления  государственной деятельности, вытекающие из основных функций государства.

     Так, в бюджетной классификации выделяются следующие основные виды налоговых доходов:

-налоги на прибыль, доход, прирост капитала;

-налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;

-налоги на совокупный доход;

-налоги на имущество;

-платежи за пользование природными ресурсами;

-налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции.

     Из  неналоговых же доходов основными являются следующие виды:

-доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;

-доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

-доходы от реализации государственных запасов;

-доходы от продажи земли и нематериальных активов;

-поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;

-административные платежи и сборы;

-штрафные санкции, возмещение ущерба;

-доходы от внешнеэкономической деятельности.3

     Решающее  значение в доходах бюджета имеют  налоги. Налоги - обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц. Исторически их возникновение относится к периоду разделения общества на социальные группы и появления государства.

     Налоги, участвуя в перераспределении новой  стоимости - национального дохода, выступают  частью единого процесса воспроизводства, специфической формой производственных отношений. Доходы бюджетов разных уровней формируются за счет налоговых и неналоговых доходов, а также доходов целевых внебюджетных фондов. Объем поступлений неналоговых доходов и их виды устанавливаются в соответствующих бюджетах.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Доходы федерального бюджета РФ за  2007 - 2009гг

    2.1. Динамика доходной части федерального бюджета за 2007-2009 гг

     В связи с изменениями в бюджетном  законодательстве в основу бюджетного планирования положен метод "скользящей трехлетки", при котором ранее утвержденные проектировки второго и третьего года трехлетнего периода становятся основной следующего бюджета с ежегодным добавлением к ним проектировок нового третьего года.4

     В отличии от федеральнго бюджета 2007года бюджет 2008-2009 гг был впервые сформирован на три года. В нем произведено разделение доходов на нефтегазовые и ненефтегазовые, утвержден общий объем бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств и объем нефтегазового трансферта, на базе Стабилизационного фонда РФ сформирован Резервный фонд и Фонд будущих поколений.

     В среднесрочном периоде прогнозируется снижение нефтегазовых доходов на 1,5% и увеличение ненефтегазовых доходов  на 34,7%. Наибольший удельный вес в  доходах федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов продолжают занимать налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость и акцизы. Инфляция в 2008 году составила 13,3%, что на 1,4% больше аналогичного показателя за 2007 год. Прогнозные показатели на 2009 год составили  6,5%, фактически – 8,8, что говорит о положительной тенденции снижения уровня инфляции.

     Введение  механизма Резервного фонда и  Фонда будущих поколений направлено на сглаживание эффекта колебаний  внешней конъюнктуры. Резервный  фонд предназначен для обеспечения выполнения бюджетных обязательств в течение трех лет при снижении цены на нефть с 45 до 30 долл. США за баррель.

     Согласно  федеральному закону «О федеральном  бюджете на 2008 год и плановый период 2009 года» прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета на 2008 год составил 6 644,45 млрд. рублей, что меньше на 821 млн.рублей по сравнению с предыдущим 2007 годом (7443923,4 млрд. рублей ). На 2009 год прогноз составил 7 465,45 млрд. рублей. Фактические показатели общего объема доходов в период 2007-2009 составили:

7781,1, 9275,9 и 7337,8 млрд.руб соответственно.

       Рис.1

     В связи с произошедшими изменениями  в бюджетном законодательстве изменилась структура доходов в части  их распределения на нефтегазовые и  ненефтегазовые доходы. При формировании доходов было учтено изменение налогового законодательства, действующее на момент составления проекта бюджета, а также одобренные основные направления налоговой политики, предусматривающие внесение изменений и дополнений в законодательство РФ о налогах и сборах, вступающие в действие с 01.01.2008 года.

     Проведем  сравнительный анализ доходной части  федерального бюджета на 2007год и на плановый период 2008 и 2009 годов. Рассмотрим таблицу 1 и 2 приложения 1.

     К нефтегазовым доходам можно отнести:

1. НДПИ в виде углеводородного сырья, в том числе:

- Нефть

- Природный  газ

- Газовый  конденсат

2. Вывозные  таможенные пошлины на сырую  нефть

3. Вывозные  таможенные пошлины на природный  газ

4. Вывозные  таможенные пошлины на товары  из нефти

     Увидеть динамику нефтегазовых доходов за период 2007-2009гг. можно в таблице 4.

     Из  таблицы 4 видно, что наибольшую долю нефтегазовых доходов составляют вывозные таможенные пошлины на нефть сырую. В 2007г. эти доходы составляли наибольшую долю – 42,31% от общего объема нефтегазовых доходов. А затем наблюдается постепенное снижение и на 2009г. планируется – 40,26%. Значительное снижение – почти на 2% - наблюдалось в 2008г. по сравнению с 2007г.

     На  втором месте НДПИ в виде углеводородного  сырья, это поступления тоже достаточно стабильны и составляют около 35%. Из них наибольшую долю составляет нефть – около 87-88%, затем природный  газ – 10-11% и газовый конденсат  – около 1%. К 2009г. их планируется немного снизить - примерно на 1%- по сравнению с 2007г.

     Затем следуют вывозные таможенные пошлины на природный газ, поступления от них достаточно стабильны, только в 2007 году наблюдался небольшое уменьшение этих поступлений (до 12,49% от общего объема нефтегазовых доходов), они составляют около 13,5% от нефтегазовых доходов.

Таблица 2.1 Состав и структура нефтегазовых доходов федерального бюджета за 2006-2010гг.5

Информация о работе Государственный доход