Государственный бюджет Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 10:35, курсовая работа

Описание работы

Поскольку государственный бюджет является главным финансовым планом, аккумулирующим и перераспределяющим основную часть финансовых ресурсов государства, то он играет первостепенную роль в регулировании рыночной экономики. С его помощью перераспределяются средства на развитие приоритетных отраслей экономики, на расширение рыночной инфраструктуры, поддержку предпринимательства, выполнение общегосударственных программ и т.п.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
1.1 Необходимость и сущность государственного бюджета
2. ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Бюджетное устройство Республики Беларусь
2.2. Пути повышения качества исполнения государственного бюджета
2.3 Закон о бюджете как отражение развития экономики
3. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
3.1 Республиканский бюджет
3.2 Местные бюджеты
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (9).doc

— 160.50 Кб (Скачать)

     Бюджетная система определяется государственным  и административно-территориальным  делением. Республика Беларусь – унитарное  государство, включающая области, города, районы. В связи с разграничением компетенции между Республикой  Беларусь и административно-территориальными единицами, каждая из них имеет свой бюджет.

     Совокупность  бюджетов всех уровней образует бюджетную систему Республики Беларусь. В бюджетную систему как самостоятельные части включаются республиканский и местные бюджеты.

     Консолидированный бюджет – совокупность бюджетов Республики Беларусь или ее соответствующей административно-территориальной единицы. Он не имеет юридической силы и используется для расчетов и анализа.

     Бюджеты сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, расположенных на территории района и районный бюджет составляют консолидированный бюджет района.

     Бюджеты районов, городов областного подчинения, расположенных на территории области  и областной бюджет составляют консолидированный бюджет области.

     Бюджеты областей, города Минска и республиканский  бюджет составляют консолидированный бюджет республики.

     Министерство  финансов и местные финансовые органы ежегодно составляют консолидированные  бюджеты соответственно Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц.

     В случае введения в установленном  порядке на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения на этих территориях может вводиться  чрезвычайный бюджет в соответствии с актами Президента и законами Республики Беларусь.

     Законом «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» от 15.07.1998 №192-3 установлены  следующие принципы бюджетной системы: единство, полнота, реальность, гласность, самостоятельность.

     Доходы  бюджета каждой административно-территориальной  единицы формируются за счет налогов, других обязательных платежей, а также  иных поступлений в соответствии с законодательством.

     Установление  на всей территории Республики Беларусь республиканских налогов производится актами Президента и законами. Местные Советы депутатов вправе устанавливать зачисляемые в их бюджеты местные налоги и другие обязательные платежи в соответствии с законодательством.

     К собственным источникам доходов  бюджета относятся: источники доходов, закрепленные законодательством за бюджетом каждого уровня; дополнительные источники доходов, устанавливаемые самостоятельно местными Советами депутатов.

     В бюджет могут поступать дотации, субвенции, субсидии, а также заемные средства.

     Дотация – денежные средства, выделяемые из вышестоящего бюджета на невозвратной основе в случае, когда закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для сбалансирования нижестоящего бюджета, либо денежные средства, выделяемые юридическим лицам для полного или частичного покрытия убытков при недостаточности собственных средств.

     Субвенция – денежные средства, выделяемые из вышестоящего бюджета нижестоящему на конкретные цели.

     Субсидия – денежные средства, предоставляемые вышестоящим бюджетом нижестоящему для выравнивания уровня социально-экономического развития соответствующей административно-территориальной единицы, либо юридическим и физическим лицам в виде помощи или пособия.

     Заемные средства – временно заимствованные средства из республиканского и местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, кредиты Национального банка, иностранных государств и банков международных финансовых организаций.

     Бюджетный заем – денежные средства, выданные временно из республиканского или местных бюджетов для использования по целевому назначению с получением с заемщика процентов на сумму займов.

     Расходы бюджетов определяются программами  социально-экономического развития Республики Беларусь и соответствующей административно-территориальной  единицы и осуществляются по направлениям и в размерах, установленных законодательством и решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год.

     В бюджете на очередной финансовый год в соответствии с принятыми  ранее обязательствами предусматриваются  в полном объеме ассигнования на выплату процентов по государственному долгу, погашение имеющейся на данный год задолженности по государственному долгу прошлых лет с наступившим сроком уплаты, а также ассигнования для исполнения обязательств по выданным Правительством гарантиям. В составе республиканского и местных бюджетов создаются резервные и целевые бюджетные фонды, средства которых используются по целевому назначению на осуществление социальных, экологических и других программ, ликвидацию последствий стихийных бедствий и проведение других мероприятий, которые не могли быть предусмотрены при утверждении бюджетов.

     В основе распределения доходов и  расходов между звеньями бюджетной  системы лежит необходимость  достаточности средств для обеспечения  нормального функционирования государства в целом и всех входящих в него административно-территориальных единиц. Распределение расходов и доходов в бюджетной системе происходит исходя из сфер ведения Республики Беларусь и местного самоуправления.

     Распределение доходов и расходов между бюджетами отражает единые принципы построения и организации бюджетной системы. При распределении доходов и расходов решаются следующие задачи:

  • сбалансирование доходов и расходов каждого бюджета;
  • заинтересованность местных органов власти в выполнении планов поступлений общегосударственных доходов и налогов;
  • равномерность поступления доходов в бюджет в течение года во избежание временных кассовых разрывов бюджета для своевременного финансирования всех предусмотренных мероприятий;
  • приоритет республиканского бюджета в финансировании общереспубликанских программ и мероприятий, координации деятельности всех сфер общественного производства в перераспределении финансовых ресурсов между территориями для выравнивания уровней их развития.

     В основу распределения доходов и расходов между бюджетами положены следующие принципы:

     - принцип централизованного регулирования  распределительного процесса;

  • принцип максимально возможного сбалансирования бюджетов;
  • принцип подведомственности и значимости.

     Распределение доходов в бюджетной системе осуществляется в двух направлениях: посредством закрепления отдельных доходов за конкретными бюджетами; посредством бюджетного регулирования.

     Бюджетное регулирование является частью бюджетного процесса и заключается в частичном перераспределении финансовых ресурсов между бюджетами различных уровней. Бюджетное регулирование применяется во всех странах и позволяет обеспечивать регионы достаточными для финансирования расходов средствами вне зависимости от результатов хозяйственной деятельности на данной территории.

     Методы  бюджетного регулирования: установление и распределение регулирующих источников; перераспределение бюджетных источников; финансовая помощь в виде дотаций, субвенций  и субсидий из вышестоящего бюджета; процентные и беспроцентные бюджетные ссуды.

     Законодательством устанавливается, в какие бюджеты должны зачисляться поступления от налогов и неналоговые доходы. Некоторые налоги по закону распределяются между республиканским и соответствующими местными бюджетами. Доходы, поступающие в республиканский бюджет, называются общегосударственными или республиканскими, а зачисляемые в местные бюджеты – местными доходами.

     Регулирующие источники доходов – это обычно общегосударственные налоги и доходы. Их устанавливают органы представительной власти. К регулирующим налогам в Республике Беларусь относят: налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги на доходы и прибыль. Распределение регулирующих доходов между бюджетами происходит в виде процентных отчислений по нормативам, устанавливаемым в законе о бюджете на очередной финансовый год и соответствующих решениях Советов депутатов. Нормативы отчислений могут устанавливаться едиными или дифференцированными.

     Второй  метод заключается в перераспределении  доходных источников от одного бюджета  к другому. В этом случае вышестоящий орган представительной власти принимает решение о передаче закрепленного за его бюджетом доходного источника в бюджет нижестоящего уровня.

     Если  в результате применения первых двух методов не удается сформировать бюджеты в объемах, достаточных для финансирования расходов, то применяются дотации, субвенции и субсидии, представляющие собой безвозмездную помощь вышестоящего бюджета нижестоящему.

     Новым методом бюджетного регулирования  является предоставление процентных и  беспроцентных ссуд одними бюджетами другим.

     Под бюджетной ссудой понимается финансовая помощь, оказываемая на общих для кредита условиях (возвратности, платности, срочности). Этот метод применяется в процессе исполнения бюджета в то время, как вышеперечисленные – на стадии формирования бюджета. Возврат полученных ссуд производится в первоочередном порядке и в пределах текущего бюджетного года. Бюджетные ссуды могут предоставляться не только из вышестоящего бюджета, но и, наоборот, из нижестоящего – вышестоящему.

     Бюджетное право – совокупность финансово-правовых норм, регулирующих финансовые отношения по поводу образования, распределения и использования средств основного централизованного денежного фонда государства.

     Бюджетные права всех участников бюджетного процесса закреплены Конституцией Республики Беларусь, Законом «О бюджетной системе Республики Беларусь и внебюджетных фондах», Законом «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», другими законодательными и подзаконными актами.

     Бюджетные права можно классифицировать на материальные и процессуальные. Материальные права устанавливают бюджетное устройство и бюджетную систему Республики Беларусь, структуру доходов и направления расходов всех бюджетов, полномочия субъектов бюджетного права, их права и обязанности. Процессуальные права проявляются через участие в бюджетном процессе.

     Бюджетные права четко распределены между  законодательной и исполнительной властью, республиканскими и местными уровнями их представительства.

     К субъектам бюджетного права относятся:

  1. Республика Беларусь.
  2. Государственные органы, которые представлены:

     - высшими и местными представительными органами (Национальное собрание Республики Беларусь, местные Советы депутатов);

     - органами государственного управления  общей компетенции (Совет Министров и исполкомы местных Советов депутатов);

     - органами государственного управления  специальной компетенции (центральные  и местные органы государственного  управления, в том числе органы  финансово-кредитной системы).

     Бюджетные права Республики Беларусь:

  • определение бюджетного устройства, которое устанавливается Парламентом и регулируется его актами;
  • установление бюджетных прав Республики Беларусь и местных Советов депутатов;
  • исключительное право устанавливать доходы, поступающие как в республиканский, так и в местные бюджеты;
  • разграничение доходов и расходов между республиканским и местными бюджетами; при этом устанавливается общая сумма доходов и расходов, а также виды доходов и расходов, включаемых в эти бюджеты;
  • использование включенных в республиканский бюджет доходов на финансирование народного хозяйства, социально-культурную сферу, оборону, аппарат управления другие программы и мероприятия общегосударственного значения;
  • установление нормативов отчислений от общегосударственных налогов и доходов в местные бюджеты областей и города Минска;
  • разработка, утверждение и исполнение республиканского бюджета;
  • руководство бюджетной деятельностью административно-территориальных единиц, в том числе реализация контрольной функции бюджета;
  • принятие решений о создании совместных с другими государствами бюджетов и других международных денежных фондов.

Информация о работе Государственный бюджет Республики Беларусь