Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 10:35, курсовая работа
Поскольку государственный бюджет является главным финансовым планом, аккумулирующим и перераспределяющим основную часть финансовых ресурсов государства, то он играет первостепенную роль в регулировании рыночной экономики. С его помощью перераспределяются средства на развитие приоритетных отраслей экономики, на расширение рыночной инфраструктуры, поддержку предпринимательства, выполнение общегосударственных программ и т.п.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
1.1 Необходимость и сущность государственного бюджета
2. ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Бюджетное устройство Республики Беларусь
2.2. Пути повышения качества исполнения государственного бюджета
2.3 Закон о бюджете как отражение развития экономики
3. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
3.1 Республиканский бюджет
3.2 Местные бюджеты
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Бюджетные права субъектов местного самоуправления:
Вышестоящие органы местного самоуправления осуществляют контроль за исполнением нижестоящих бюджетов.
Несмотря на различный механизм реализации, процедура исполнения республиканского и местных бюджетов имеет единую цель: обеспечить централизацию в государственном бюджете запланированных доходов и направить их на финансирование мероприятий, предусмотренных в расходной части бюджета.
По-прежнему актуальным остается вопрос своевременности расчетов с бюджетом юридических и физических лиц. Несмотря на принимаемые меры, имеет место задолженность по платежам в бюджет, причем недоимка по платежам в целевые бюджетные фонды в ряде случаев превышала задолженности по платежам в бюджет. Это убедительно доказывает необходимость унификации налоговых и неналоговых платежей, вносимых в бюджеты различных уровней.
Очевидна необходимость разработки комплексной программы, предусматривающей радикальные меры по повышению платежеспособности предприятий – вплоть до их разгосударствления и приватизации.
Значительные суммы доходов недопоступили в бюджет по причине несоблюдения субъектами хозяйствования налогового законодательства. Вместе с тем строгое соблюдение налогового законодательства налогоплательщиками является важнейшим условием обеспечения сбора доходов и выполнения доходной части бюджета.
Безусловное выполнения законодательных актов, регулирующих вопросы налогообложения, требует унификации нормативно-методической базы налогообложения, упрощения порядка расчетов налогов и налоговых платежей, оптимизации их количества, а при возможности и объединения.
Исследование
вопроса обеспечения
Не
отрицая необходимости
Опыт показывает, что при чрезмерно жесткой системе финансовых санкций и штрафов допричисленные суммы налогов и неналоговых платежей зачастую становятся невозможными к взысканию и числятся недоимками при соответствующих бюджетах.
Причинами высокого уровня нарушений являются сложность налогового законодательства, неоднозначность толкования его положений, множество подзаконных актов.
Итак, проблема собираемости доходов существует и необходимо искать ее решение.
Одним
из путей обеспечения поступления
доходов может стать
Проблема поступления доходов остается актуальной и для местных бюджетов.
В Законе «О бюджете Республики Беларусь на 2008 год» реализованы подходы по формированию основных доходных источников, приоритеты в финансировании расходов, отношение к дефициту бюджета. Параметры доходной части разработаны на основе прогнозных показателей социально-экономического развития страны с учетом экономического развития страны с учетом экономических и организационных мер по совершенствованию налоговой системы, реализации задач в денежно-кредитной сфере. Расходы бюджета, в свою очередь, определены исходя из реальных возможностей доходов бюджета и политики снижения уровня его дефицита.
Доходы консолидированного бюджета на 2008 год (с учетом средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда) утверждены в объеме 50,16 трлн. рублей или 44,5% ВВП. В том числе доходы республиканского бюджета должны составить 38,152 трлн. рублей. без учета средств Фонда социальной защиты населения доходы республиканского бюджета в 2008 году составят 26,139 трлн. рублей, что на 8% больше по сравнению с ожидаемым исполнением бюджета в 2007 году. В состав доходов республиканского бюджета включены средства государственного целевого бюджетного фонда универсального обслуживания, который образован в соответствии с указом о финансировании услуг электросвязи общего пользования. Этот фонд составляет порядка 51,5 млрд. рублей.
В
2008 году мероприятия по снижению налоговой
нагрузки запланированы по следующим
направлениям: отмена налога с пользователей
автомобильных дорог, отмена отчислений
в государственный целевой бюджетный
фонд развития строительной науки (в 2007
году – в размере 0,5% от себестоимости
выполненных строительно-монтажных работ),
отмена местных сборов с пользователей
по трем объектам обложения (за осуществление
торговли на территории соответствующих
административно-
Расходы консолидированного бюджета на 2008 год утверждены в объеме 52,35 трлн. рублей или 46,4% ВВП. В том числе расходы республиканского бюджета сформированы в сумме 40,342 трлн. рублей, из них расходы Фонда социальной защиты населения 12,013 трлн.рублей (на 13% больше чем в 2007 году).
Республиканский бюджет принят с дефицитом 2,19 трлн.рублей или 1,9% ВВП. Это обусловлено необходимостью направления дополнительных ресурсов в реальный сектор экономики и финансирование приоритетных направлений. Дефицит будет покрываться на 70% за счет внутренних источников и на 30% за счет привлечения иностранных инвестиций.
Наиболее высокими темпами в 2008 году будут расти ассигнования на развитие национальной экономики. В консолидированном бюджете 2008 года они возрастут на 21%. С учетом роста цен на импортируемые энергоресурсы предусматриваются субсидии нефтеперерабатывающим заводам для возмещения стоимости импортируемого сырья в размере 3,7 трлн.рублей.
Расходы на реализацию госпрограммы инновационного развития впервые выделены в спецпредложение к бюджету. На эти цели предусмотрено направить 1 трл. рублей. В 2008 году будет финансировано 47 государственных программ, что на 12 больше, чем в 2007 году. На эти цели будет направлено 4,6 трлн. рублей.
Для консолидированного бюджета Республики Беларусь на 2008 год также характерна ярко выраженная социальная направленность расходов. Около 60% расходов бюджета будет направлено на развитие социальной сферы и выполнение обязательств государства по социальной защите населения.
Центральным звеном бюджетной системы Республики Беларусь является республиканский бюджет. Он является основным финансовым планом формирования и расходования денежных средств для обеспечения функций республиканских органов государственной власти и управления.
Республиканский
бюджет обеспечивает финансирование мероприятий,
имеющих общегосударственное
Из средств республиканского бюджета могут выделяться бюджетам областей и города Минска дотации, субсидии, субвенции при недостаточности средств их бюджетов для финансирования отдельных расходов и мероприятий.
В доходы республиканского бюджета включаются:
Доходы республиканского бюджета формируются за счет налогов, других обязательных платежей, а также иных поступлений, определенных законом о бюджете на очередной финансовый год. В 2008 году установлено, что доходы республиканского бюджета составляют 38 152 173 851 тыс. рублей и формируются за счет:
1.
налоговых доходов (за
налогов на доходы и прибыль (за исключением отчислений, передаваемых в бюджеты областей и г. Минска;
налога на доходы от осуществления лотерейной деятельности по республиканским и международным лотереям;
налога на добавленную стоимость (за исключением отчислений, передаваемых в бюджеты областей и г. Минска);
других налогов и сборов, взимаемых с выручки от реализации товаров (работ, услуг);
акцизов;
налога на приобретение автомобильных транспортных средств;
сбора за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь;
сбора за выдачу разрешений на проезд автотранспортных средств Республики Беларусь по территориям иностранных государств;
патентных пошлин;
налога
за использование природных
таможенных пошлин и таможенных сборов;
государственной пошлины в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь;
других налогов, сборов (пошлин) в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь;
2.
взносов на государственное
3.
неналоговых доходов (за
за
пользование денежными
от
дивидендов на доли (акции), находящиеся
в республиканской
арендной платы от сдачи имущества, находящегося в республиканской собственности, в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь;
средств, поступающих в республиканский бюджет в счет компенсации расходов государства;
от реализации имущества, находящегося в республиканской собственности (в том числе от продажи земельных участков, находящихся в государственной собственности;
Информация о работе Государственный бюджет Республики Беларусь