Государственный бюджет Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 10:35, курсовая работа

Описание работы

Поскольку государственный бюджет является главным финансовым планом, аккумулирующим и перераспределяющим основную часть финансовых ресурсов государства, то он играет первостепенную роль в регулировании рыночной экономики. С его помощью перераспределяются средства на развитие приоритетных отраслей экономики, на расширение рыночной инфраструктуры, поддержку предпринимательства, выполнение общегосударственных программ и т.п.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
1.1 Необходимость и сущность государственного бюджета
2. ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Бюджетное устройство Республики Беларусь
2.2. Пути повышения качества исполнения государственного бюджета
2.3 Закон о бюджете как отражение развития экономики
3. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
3.1 Республиканский бюджет
3.2 Местные бюджеты
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (9).doc

— 160.50 Кб (Скачать)

     от  имущества, конфискованного и иным способом обращенного в доход  государства (за исключением средств, полученных от реализации бесхозяйного имущества и кладов);

     штрафов за совершение административных правонарушений;

     возмещения  вреда;

     безвозмездной (спонсорской) помощи и добровольных взносов (перечислений) организаций  и физических лиц в республиканский  бюджет в соответствии с законодательством  Республики Беларусь;

     прочих  неналоговых доходов в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

     4. Других доходов:

     - части прибыли Национального  банка РБ (в размере 80 %);

     - за пользование банками денежными  средствами республиканского бюджета;

     - по бюджетным ссудам, займам;

     - части прибыли республиканских  унитарных предприятий;

     - от внешней торговли и внешнеэкономических  операций;

     - от реализации государственных  материальных резервов и других  ценностей;

     - от иных поступлений.

     5. Доходов свободных экономических зон.

     В доходы республиканского бюджета включаются средства государственных целевых  бюджетных фондов: республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, республиканского дорожного фонда, фонда национального развития, фонда организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторичного сырья, фонда универсального обслуживания, республиканского фонда охраны природы, инновационных фондов, а также средства государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

     Из  республиканского бюджета финансируются:

  • капитальные вложения в объекты, относящиеся к республиканской собственности;
  • природоохранные мероприятия, осуществляемые в соответствии с общегосударственными программами;
  • мероприятия по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС;
  • общегосударственные программы по социальной защите населения;
  • другие общегосударственные целевые программы,
  • затраты, связанные с внешнеэкономической деятельностью,
  • государственные учреждения и организации образования, подготовки кадров, науки, культуры, здравоохранения, физической культуры, социального обеспечения;
  • затраты на пополнение государственных запасов и резервов;
  • расходы на содержание республиканских государственных органов, в том числе судов, правоохранительных органов, органов государственной безопасности;
  • национальная оборона, пограничные войска, таможенные органы;
  • погашение кредитов банка, выданных для покрытия бюджетных расходов государственного долга, и оплата процентов по ним;
  • погашение внешнего долга и уплата процентов по кредитам, полученным от иностранных государств и банков, международных финансовых организаций;
  • расходы за счет резервных фондов;
  • выдача заемных средств (ссуд), дотаций, субвенций, субсидий юридическим и физическим лицам, бюджетам областей и г. Минска;
  • другие расходы, предусматриваемые на очередной финансовый год.

     В расходы республиканского бюджета  включаются также:

    • расходы целевых государственных бюджетных фондов;
    • расходы свободных экономических зон в соответствии с законом о бюджете на 2008 финансовый год.

     3.2 Местные бюджеты

     Местные бюджеты представляют собой финансовый план формирования и использования денежных средств местного управления и самоуправления.

     Местные бюджеты обеспечивают финансирование экономических, социальных, культурных и других мероприятий, проводимых на соответствующей территории.

     К местным бюджетам относятся: областные, районные, городские бюджеты, бюджеты  поселков городского типа и сельсоветов.

     В соответствии с территориальными уровнями местных Советов бюджеты делятся  на:

    • бюджеты первичного уровня: сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения);
    • бюджеты базового уровня: районные и городские (городов районного подчинения);
    • бюджеты областного уровня.

     Местные бюджеты нижестоящих административно-территориальных  единиц не включаются в бюджеты вышестоящих  административно-территориальных единиц.

     Минимальные размеры местных бюджетов определяются на основе нормативов бюджетного обеспечения на одного жителя, иных социальных нормативов.

     Доходы  бюджета каждой административно-территориальной  единицы формируются за счет налогов, неналоговых доходов, других обязательных платежей и поступлений в соответствии с законодательством.

     К собственным источникам доходов местного бюджета относятся:

    • источники доходов, закрепленные законодательством за бюджетом каждого уровня;
    • дополнительные источники доходов, устанавливаемые самостоятельно местными Советами депутатов. При этом права местных Советов депутатов в части определения базы и объектов налогообложения, размеров ставок, плательщиков, порядков исчисления и сроков уплаты налогов и сборов определяются законом о бюджете на очередной финансовый год.

     Регулирующие  доходы ежегодно определяются в законе о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год.

     В местные бюджеты могут поступать  дотации, субвенции, субсидии, средства фондов финансовой поддержки административно-территориальных  образований, а также безвозмездные  перечисления по взаимным расчетам и заемные средства.

     В доходы местных бюджетов включаются целевые бюджетные фонды, образуемые в соответствии с действующим законодательством.

     В 2008 году в полном объеме зачисляются  в бюджеты областей и г.Минска:

     1. Налоги и сборы:

  • подоходный налог с физических лиц;
  • налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности по местным лотереям;
  • налог на недвижимость;
  • земельный налог;
  • налог при упрощенной системе налогообложения для субъектов малого предпринимательства;
  • акцизы по вину, напиткам слабоалкогольным и винным (кроме акцизов, взимаемых при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь, а также уплачиваемых в бюджеты свободных экономических зон);
  • единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц;
  • единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции;
  • налог на игорный бизнес;
  • налог за использование природных ресурсов (экологический налог) в части использования (изъятия, добычи) природных ресурсов и переработки нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти;
  • государственная пошлина в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь;
  • средства внебюджетных фондов, создаваемых местными Советами депутатов или исполнительными и распорядительными органами;
  • другие налоги и сборы.

     2. Другие доходы:

  • плата за размещение наружной рекламы;
  • средства, полученные от реализации бесхозяйного имущества и кладов;
  • арендная плата за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, арендодателями которых являются местные исполнительные и распорядительные органы;
  • иные поступления в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

     В 2008 году областные, Минский городской  Советы депутатов, Советы депутатов  базового территориального уровня вправе вводить на территории соответствующих  административно-территориальных единиц следующие местные налоги и сборы:

  1. Налог с продаж товаров в розничной торговле: объектом налогообложения являются операции по реализации в розничной торговой сети товаров (за исключением товаров по перечню, утверждаемому Советом Министров Республики Беларусь)
  2. Налог на услуги: объектом налогообложения являются операции по оказанию организациями и индивидуальными предпринимателями услуг (услуги рынков, ярмарок, выставок-продаж; гостиниц кемпингов, мотелей; ресторанов, баров, кафе; дискотек, бильярдных, боулинг-клубов; парикмахерских (салонов красоты), соляриев, косметических салонов, оказывающих косметологические услуги; с недвижимым имуществом; сотовой радиотелефонной и радиопейджинговой связи; кабельного телевидения; по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств; туристических услуг).
  3. Целевые сборы (транспортный сбор на обновление и восстановление транспорта общего пользования, используемого на маршрутах в городском пассажирском, пригородном и междугородном автобусном сообщении, сбор на содержание и развитие инфраструктуры города (района)): объектом налогообложения является осуществление предпринимательской деятельности на территории соответствующих административно-территориальных единиц.
  4. Сборы с пользователей объектами налогообложения являются: парковка (стоянка) в специально оборудованных местах; осуществление торговли на территории соответствующих административно-территориальных единиц; владение собаками и (или) использование их в предпринимательской деятельности; использование местной символики; проведение аукционов, кроме проводимых в соответствии с законодательством Республики Беларусь; осуществление охоты и рыболовства; строительство объектов на территории соответствующих административно-территориальных единиц.
  5. Сбор с заготовителей: объектом налогообложения является осуществление промысловой заготовки (закупки) дикорастущих растений (их частей), грибов, технического и лекарственного сырья растительного происхождения, сельскохозяйственной продукции в целях их промышленной переработки или реализации.
  6. Курортный сбор: объектом налогообложения является нахождение физического лица в санаторно-курортных и оздоровительных учреждениях, расположенных на территории соответствующих административно-территориальных единиц.
  7. Сборы с физических лиц при пересечении ими Государственной границы Республики Беларусь через пункты пропуска.
  8. Налог на приобретение бензина и дизельного топлива.

     Местные Советы депутатов самостоятельно в  пределах своих полномочий определяют направления использования средств местных бюджетов, за исключением переданных им из вышестоящего бюджета финансовых ресурсов, имеющих целевое назначение (субсидии, субвенции и т.п.).

     Расходы на финансирование отраслей хозяйства  определяются с учетом первоочередного  направления собственных ресурсов, а также кредитов банка.

     В расходах значительно преобладают  расходы на социально-культурные мероприятия.

     Из  местных бюджетов финансируются  следующие виды расходов:

  • содержание органов местного самоуправления;
  • формирование территориальной собственности и управление ею;
  • организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, средства массовой информации, находящихся в собственности или ведении органов местного самоуправления;
  • организация, содержание и развитие ЖКХ, дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
  • содержание органов охраны общественного порядка;
  • благоустройство и озеленение территорий;
  • обеспечение противопожарной безопасности;
  • охрана окружающей природной среды в данном регионе;
  • целевое датирование населения;
  • другие мероприятия и программы регионального и межрегионального значения.

     В местных бюджетах предусматриваются  суммы, необходимые для возврата заемных средств (ссуд) и выплаты  процентов по ним. В составе местных бюджетов образуются резервные и целевые бюджетные фонды. 

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Говоря  о том что, государственный бюджет – это основной финансовый план государства, отражающий экономические отношения по поводу формирования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств, определяем его единственную цель: это направление запланированных доходов на финансирование мероприятий предусмотренных в расходной части бюджета.

     Итак, подводя итоги, анализ параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь указывает, что наряду с высокими темпами их роста акцент в 2008 году несколько смещается в пользу эффективности развития социальной сферы и социально значимых мероприятий. Так, по прогнозу на текущий год темпы роста ВВП по отношению к предыдущему году, продукции промышленности и сельского хозяйства установлены соответственно 108-109% и 107-108%. Что касается уровня рентабельности реализованной продукции, работ и услуг в промышленности, снижения энергоемкости ВВП, а также ввода в эксплуатацию жилья, то параметры названных показателей, наоборот, запланированы в сторону их увеличения (от 0,2 пункта – ввод в эксплуатацию жилья до 1,5 пункта – рентабельность реализованной продукции, работ и услуг в промышленности).

Информация о работе Государственный бюджет Республики Беларусь