от
имущества, конфискованного и иным
способом обращенного в доход
государства (за исключением средств,
полученных от реализации бесхозяйного
имущества и кладов);
штрафов
за совершение административных правонарушений;
возмещения
вреда;
безвозмездной
(спонсорской) помощи и добровольных
взносов (перечислений) организаций
и физических лиц в республиканский
бюджет в соответствии с законодательством
Республики Беларусь;
прочих
неналоговых доходов в соответствии
с законодательными актами Республики
Беларусь.
4.
Других доходов:
-
части прибыли Национального
банка РБ (в размере 80 %);
-
за пользование банками денежными
средствами республиканского бюджета;
-
по бюджетным ссудам, займам;
-
части прибыли республиканских
унитарных предприятий;
-
от внешней торговли и внешнеэкономических
операций;
-
от реализации государственных
материальных резервов и других
ценностей;
-
от иных поступлений.
5.
Доходов свободных экономических
зон.
В
доходы республиканского бюджета включаются
средства государственных целевых
бюджетных фондов: республиканского
фонда поддержки производителей
сельскохозяйственной продукции, продовольствия
и аграрной науки, республиканского
дорожного фонда, фонда национального
развития, фонда организации сбора (заготовки)
и использования отходов в качестве вторичного
сырья, фонда универсального обслуживания,
республиканского фонда охраны природы,
инновационных фондов, а также средства
государственного внебюджетного Фонда
социальной защиты населения Министерства
труда и социальной защиты Республики
Беларусь.
Из
республиканского бюджета финансируются:
- капитальные
вложения в объекты, относящиеся к республиканской
собственности;
- природоохранные
мероприятия, осуществляемые в соответствии
с общегосударственными программами;
- мероприятия
по ликвидации последствий катастрофы
на ЧАЭС;
- общегосударственные
программы по социальной защите населения;
- другие общегосударственные
целевые программы,
- затраты,
связанные с внешнеэкономической деятельностью,
- государственные
учреждения и организации образования,
подготовки кадров, науки, культуры, здравоохранения,
физической культуры, социального обеспечения;
- затраты на
пополнение государственных запасов и
резервов;
- расходы на
содержание республиканских государственных
органов, в том числе судов, правоохранительных
органов, органов государственной безопасности;
- национальная
оборона, пограничные войска, таможенные
органы;
- погашение
кредитов банка, выданных для покрытия
бюджетных расходов государственного
долга, и оплата процентов по ним;
- погашение
внешнего долга и уплата процентов по
кредитам, полученным от иностранных государств
и банков, международных финансовых организаций;
- расходы за
счет резервных фондов;
- выдача заемных
средств (ссуд), дотаций, субвенций, субсидий
юридическим и физическим лицам, бюджетам
областей и г. Минска;
- другие расходы,
предусматриваемые на очередной финансовый
год.
В
расходы республиканского бюджета
включаются также:
- расходы целевых
государственных бюджетных фондов;
- расходы свободных
экономических зон в соответствии с законом
о бюджете на 2008 финансовый год.
3.2
Местные бюджеты
Местные
бюджеты представляют собой финансовый
план формирования и использования денежных
средств местного управления и самоуправления.
Местные
бюджеты обеспечивают финансирование
экономических, социальных, культурных
и других мероприятий, проводимых на соответствующей
территории.
К
местным бюджетам относятся: областные,
районные, городские бюджеты, бюджеты
поселков городского типа и сельсоветов.
В
соответствии с территориальными уровнями
местных Советов бюджеты делятся
на:
- бюджеты первичного
уровня: сельские, поселковые, городские
(городов районного подчинения);
- бюджеты базового
уровня: районные и городские (городов
районного подчинения);
- бюджеты областного
уровня.
Местные
бюджеты нижестоящих административно-территориальных
единиц не включаются в бюджеты вышестоящих
административно-территориальных единиц.
Минимальные
размеры местных бюджетов определяются
на основе нормативов бюджетного обеспечения
на одного жителя, иных социальных нормативов.
Доходы
бюджета каждой административно-территориальной
единицы формируются за счет налогов,
неналоговых доходов, других обязательных
платежей и поступлений в соответствии
с законодательством.
К
собственным источникам доходов местного
бюджета относятся:
- источники
доходов, закрепленные законодательством
за бюджетом каждого уровня;
- дополнительные
источники доходов, устанавливаемые самостоятельно
местными Советами депутатов. При этом
права местных Советов депутатов в части
определения базы и объектов налогообложения,
размеров ставок, плательщиков, порядков
исчисления и сроков уплаты налогов и
сборов определяются законом о бюджете
на очередной финансовый год.
Регулирующие
доходы ежегодно определяются в законе
о бюджете Республики Беларусь на очередной
финансовый год.
В
местные бюджеты могут поступать
дотации, субвенции, субсидии, средства
фондов финансовой поддержки административно-территориальных
образований, а также безвозмездные
перечисления по взаимным расчетам и заемные
средства.
В
доходы местных бюджетов включаются
целевые бюджетные фонды, образуемые в
соответствии с действующим законодательством.
В
2008 году в полном объеме зачисляются
в бюджеты областей и г.Минска:
1.
Налоги и сборы:
- подоходный
налог с физических лиц;
- налог на
доходы от осуществления лотерейной деятельности
по местным лотереям;
- налог на
недвижимость;
- земельный
налог;
- налог при
упрощенной системе налогообложения для
субъектов малого предпринимательства;
- акцизы по
вину, напиткам слабоалкогольным и винным
(кроме акцизов, взимаемых при ввозе на
таможенную территорию Республики Беларусь,
а также уплачиваемых в бюджеты свободных
экономических зон);
- единый налог
с индивидуальных предпринимателей и
иных физических лиц;
- единый налог
для производителей сельскохозяйственной
продукции;
- налог на
игорный бизнес;
- налог за
использование природных ресурсов (экологический
налог) в части использования (изъятия,
добычи) природных ресурсов и переработки
нефти и нефтепродуктов организациями,
осуществляющими переработку нефти;
- государственная
пошлина в соответствии с законодательными
актами Республики Беларусь;
- средства
внебюджетных фондов, создаваемых местными
Советами депутатов или исполнительными
и распорядительными органами;
- другие налоги
и сборы.
2.
Другие доходы:
- плата за
размещение наружной рекламы;
- средства,
полученные от реализации бесхозяйного
имущества и кладов;
- арендная
плата за земельные участки, находящиеся
в государственной собственности, арендодателями
которых являются местные исполнительные
и распорядительные органы;
- иные поступления
в соответствии с законодательством Республики
Беларусь.
В
2008 году областные, Минский городской
Советы депутатов, Советы депутатов
базового территориального уровня вправе
вводить на территории соответствующих
административно-территориальных единиц
следующие местные налоги и сборы:
- Налог с продаж
товаров в розничной торговле: объектом
налогообложения являются операции по
реализации в розничной торговой сети
товаров (за исключением товаров по перечню,
утверждаемому Советом Министров Республики
Беларусь)
- Налог на
услуги: объектом налогообложения являются
операции по оказанию организациями и
индивидуальными предпринимателями услуг
(услуги рынков, ярмарок, выставок-продаж;
гостиниц кемпингов, мотелей; ресторанов,
баров, кафе; дискотек, бильярдных, боулинг-клубов;
парикмахерских (салонов красоты), соляриев,
косметических салонов, оказывающих косметологические
услуги; с недвижимым имуществом; сотовой
радиотелефонной и радиопейджинговой
связи; кабельного телевидения; по техническому
обслуживанию и ремонту транспортных
средств; туристических услуг).
- Целевые сборы
(транспортный сбор на обновление и восстановление
транспорта общего пользования, используемого
на маршрутах в городском пассажирском,
пригородном и междугородном автобусном
сообщении, сбор на содержание и развитие
инфраструктуры города (района)): объектом
налогообложения является осуществление
предпринимательской деятельности на
территории соответствующих административно-территориальных
единиц.
- Сборы с пользователей
объектами налогообложения являются:
парковка (стоянка) в специально оборудованных
местах; осуществление торговли на территории
соответствующих административно-территориальных
единиц; владение собаками и (или) использование
их в предпринимательской деятельности;
использование местной символики; проведение
аукционов, кроме проводимых в соответствии
с законодательством Республики Беларусь;
осуществление охоты и рыболовства; строительство
объектов на территории соответствующих
административно-территориальных единиц.
- Сбор с заготовителей:
объектом налогообложения является осуществление
промысловой заготовки (закупки) дикорастущих
растений (их частей), грибов, технического
и лекарственного сырья растительного
происхождения, сельскохозяйственной
продукции в целях их промышленной переработки
или реализации.
- Курортный
сбор: объектом налогообложения является
нахождение физического лица в санаторно-курортных
и оздоровительных учреждениях, расположенных
на территории соответствующих административно-территориальных
единиц.
- Сборы с физических
лиц при пересечении ими Государственной
границы Республики Беларусь через пункты
пропуска.
- Налог на
приобретение бензина и дизельного топлива.
Местные
Советы депутатов самостоятельно в
пределах своих полномочий определяют
направления использования средств
местных бюджетов, за исключением переданных
им из вышестоящего бюджета финансовых
ресурсов, имеющих целевое назначение
(субсидии, субвенции и т.п.).
Расходы
на финансирование отраслей хозяйства
определяются с учетом первоочередного
направления собственных ресурсов,
а также кредитов банка.
В
расходах значительно преобладают
расходы на социально-культурные мероприятия.
Из
местных бюджетов финансируются
следующие виды расходов:
- содержание
органов местного самоуправления;
- формирование
территориальной собственности и управление
ею;
- организация,
содержание и развитие учреждений образования,
здравоохранения, физической культуры
и спорта, средства массовой информации,
находящихся в собственности или ведении
органов местного самоуправления;
- организация,
содержание и развитие ЖКХ, дорожное строительство
и содержание дорог местного значения;
- содержание
органов охраны общественного порядка;
- благоустройство
и озеленение территорий;
- обеспечение
противопожарной безопасности;
- охрана окружающей
природной среды в данном регионе;
- целевое датирование
населения;
- другие мероприятия
и программы регионального и межрегионального
значения.
В
местных бюджетах предусматриваются
суммы, необходимые для возврата
заемных средств (ссуд) и выплаты
процентов по ним. В составе местных
бюджетов образуются резервные и целевые
бюджетные фонды.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Говоря
о том что, государственный бюджет
– это основной финансовый план государства,
отражающий экономические отношения по
поводу формирования, распределения и
использования централизованного фонда
денежных средств, определяем его единственную
цель: это направление запланированных
доходов на финансирование мероприятий
предусмотренных в расходной части бюджета.
Итак,
подводя итоги, анализ параметров прогноза
социально-экономического развития Республики
Беларусь указывает, что наряду с высокими
темпами их роста акцент в 2008 году несколько
смещается в пользу эффективности развития
социальной сферы и социально значимых
мероприятий. Так, по прогнозу на текущий
год темпы роста ВВП по отношению к предыдущему
году, продукции промышленности и сельского
хозяйства установлены соответственно
108-109% и 107-108%. Что касается уровня рентабельности
реализованной продукции, работ и услуг
в промышленности, снижения энергоемкости
ВВП, а также ввода в эксплуатацию жилья,
то параметры названных показателей, наоборот,
запланированы в сторону их увеличения
(от 0,2 пункта – ввод в эксплуатацию жилья
до 1,5 пункта – рентабельность реализованной
продукции, работ и услуг в промышленности).