Государственный бюджет в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 21:35, курсовая работа

Описание работы

Доходная часть бюджета Республики Беларусь, как и в станах с развитой рыночной экономикой, формируется в основном за счет налоговых платежей (свыше 90%). Она отличается множеством налогов и характеризуется высокой долей косвенных налогов, которые в условиях кризисных явлений, инфляции дают определенную гарантию систематического пополнения государственной казны. Однако уровень налогообложения товаропроизводителей республики весьма высокий, что не стимулирует в должной мере развитие производства и рыночной инфраструктуры.
В своей работе я постараюсь определить основные моменты государственного бюджета, его необходимость, сущность, устройство и пути повышения качества исполнения, а так же отражение развития экономики в законе о бюджете Республики Беларусь.

Содержание

Введение 3
1. Экономическая сущность государственного бюджета
1.1. Необходимость и сущность государственного бюджета 5
2. Особенности формирования государственного бюджета 9
2.1. Понятие бюджетного устройства 10
3.Формирование доходной и расходной части государственного
бюджета Республики Беларусь 23
4. Принципы и методы распределения доходов и расходов
между отдельными звеньями бюджетной системы 26
Заключение 30
Список использованных источников 32
Приложения

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 53.26 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

      ИНСТИТУТ ПАРЛАМЕНТАРИЗМА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

 

Кафедра «Экономики и управления»

Специальность «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

 

 

 

 

                              КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»

     ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ЕГО ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

 

 

 

Студентка

факультета социально-   

экономического

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     МИНСК 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

         Введение                                                                                     3

1. Экономическая сущность государственного бюджета

1.1. Необходимость и сущность государственного  бюджета   5

2. Особенности формирования государственного бюджета      9

2.1. Понятие бюджетного устройства                                         10

3.Формирование доходной и расходной части государственного

бюджета Республики Беларусь                                                         23

4. Принципы и методы распределения доходов и расходов

между отдельными звеньями бюджетной системы                     26

Заключение                                                                                   30

Список использованных источников                                          32

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Поскольку государственный бюджет является главным  финансовым планом, аккумулирующим и  перераспределяющим основную часть  финансовых ресурсов государства, то он играет первостепенную роль в регулировании  рыночной экономики. С его помощью  перераспределяются средства на развитие приоритетных отраслей экономики, на расширение рыночной инфраструктуры, поддержку  предпринимательства, выполнение общегосударственных  программ и т.п.

Государство использует бюджет для регулирования  рыночной экономики, применяя различные  методы в процессе формирования и  использования доходов и расходов.

Велика роль бюджета и в социальном регулировании, осуществляемом государством для обеспечения социальных гарантий членам общества. Достигается это  в основном через перераспределение  бюджетной части национального  дохода на развитие социальной сферы, содержание социально-культурных учреждений, оказание помощи отдельным слоям  населения за счет различных пенсий и пособий, индексации доходов.

Для благоприятного воздействия бюджета на общественные процессы должны быть созданы определенные предпосылки и соблюдены основополагающие принципы рационального государственного регулирования. К таким предпосылкам относятся: устойчивость денежного  обращения в стране; наличие законодательных  актов, определяющих четко рамки  и содержание бюджетного процесса; обязанности, права и взаимоотношения  его участников; наличие научного аппарата и другие.

Результативность государственного регулирования с помощью бюджета  может быть достигнута лишь при соблюдении трех основополагающих принципов:

  • эффективности;
  • стабильности;
  • социальной справедливости.

Доходная  часть бюджета Республики Беларусь, как и в станах с развитой рыночной экономикой, формируется в основном за счет налоговых платежей (свыше 90%). Она отличается множеством налогов  и характеризуется высокой долей  косвенных налогов, которые в  условиях кризисных явлений, инфляции дают определенную гарантию систематического пополнения государственной казны. Однако уровень налогообложения  товаропроизводителей республики весьма высокий, что не стимулирует в  должной мере развитие производства и рыночной инфраструктуры.

В структуре  расходов по сравнению с прошлым  периодом происходит усиление социальной направленности бюджетных ресурсов. Прямые расходы на социально-культурные мероприятия, включающие просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение  и программы финансовой поддержки  нетрудоспособных, малоимущих слоев  населения, превышают 1/3 всех расходов. Но при этом ассигнования отстают  от увеличения общего объема бюджета, затрат на финансирование, содержание правоохранительных органов, армии, обслуживание государственного долга и других непроизводительных расходов.

В своей  работе я постараюсь определить основные моменты государственного бюджета, его необходимость, сущность, устройство и пути повышения качества исполнения, а так же отражение развития экономики  в законе о бюджете Республики Беларусь.

 

 

1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

1.1 Необходимость  и сущность государственного  бюджета

 

Бюджет  как особая система общественных отношений исторически возникает  и действует там, где существует государство с развитыми товарно-денежными  отношениями. На начальных стадиях  развития общества государство имело  возможность выделять значительную часть своих затрат на строительство  дорог, каналов, дворцов, сооружений и  т.д. покрывать за счет поступлений  от государственных хозяйств, имуществ, использования рабского труда. Немалую  роль в пополнении казны играли войны. В это время принудительные сборы  со своих граждан осуществлялись лишь в исключительных случаях.

С ростом производительных сил, разделением  общественного труда, возникновением городов, центров ремесел, расширением  обмена начали развиваться товарно-денежные отношения. В этих условиях появляется возможность всевозрастающие расходы  государства покрывать денежными  налогами, таможенными и другими  сборами с товаропроизводителей и граждан. Общегосударственные  расходы направлены уже не только на содержание двора, армии, милиции, но и на поддержку отдельных слоев  населения, а также на развитие транспорта, промышленности, торговли, образования  и здравоохранения.

Чтобы обосновать потребность в ресурсах, их конкретное направление, выяснить возможности  финансового обеспечения государственных  расходов, начинают составлять отдельные  сметы затрат и доходов.

Чем больше усложняется процесс изъятия  государством части общественного  продукта и его перераспределения, тем труднее становится управление им. Не случайно круг прогнозируемых на год расходов, источников их покрытия увеличивается, растет количество разрозненных смет. Постепенно, исходя из объективной необходимости, отдельные сметы затрат и поступлений пытаются объединить в общую смету доходов и расходов, чтобы иметь возможность рассчитать свои финансовые ресурсы.

В конце 17 века в Англии делается попытка  составить единую общую смету  доходов и расходов, которая получает название бюджет (от англ. слова –  сумка).

В конце 18, начале 19 века почти все государства  Европы имели свои бюджеты, в которых  отражались доходы и расходы на текущий  год. По размерам бюджета, его структуре  и сбалансированности судили об экономическом  потенциале государства, состоянии  его финансовых ресурсов, платежеспособности.

На содержание бюджета влияют объективные и  субъективные факторы.

К объективным факторам относятся: характер производственных отношений и уровень развития производительных сил, которые оказывают решающее воздействие на сущность бюджета; природные, экономические и социальные особенности каждой страны, ее традиции, специфика развития на данном историческом этапе. Вместе с тем государственный бюджет любой страны имеет свои национальные особенности.

К субъективным факторам относятся: тип государства, политика правительства, приоритеты развития, внутренняя и внешняя экономическая ситуация и другие.

Бюджеты разных стран, при едином общественном строе в одном историческом периоде, имеют общие черты: структура  расходов и доходов; назначение бюджета. Главным назначением бюджета является аккумуляция денежных средств в казну для выполнения функций государства. При помощи государственного бюджета осуществляется перераспределение национального дохода, обеспечивающее удовлетворение общегосударственных нужд: содержание непроизводственной сферы, органов управления, правопорядка, внутренней и внешней безопасности. Бюджет играет важную роль в экономическом регулировании воспроизводственных процессов, развитии социальной сферы, совершенствовании стоимостных, общеэкономических, внутрихозяйственных, а также региональных пропорций.

Бюджет  страны, отражающий основные доходы и  расходы государства, называется государственным бюджетом. Кроме того, отдельные регионы, административные единицы для выполнения своих функций формируют свои бюджеты, которыми распоряжаются соответствующие органы местных властей.

Экономическое значение бюджета заключается в  том, что он может активно влиять на общественное воспроизводство посредством  налогов, направления мобилизованных ресурсов на развитие приоритетных отраслей. Тем самым бюджет может воздействовать на совершенствование структуры  общественного производства, его  развитие, оптимизацию стоимостных  пропорций в распределении доходов  на общегосударственные и внутрихозяйственные  нужды, материальную и производственную сферы, а также отдельные отрасли  экономики и социальной сферы.

Государственный бюджет является главным в системе  государственных планов любой страны, поскольку объединяет их в цельную  систему, определяя на текущий год  финансовые взаимоотношения государства  с разными звеньями хозяйства  и населением. Такое положение  бюджета придает ему силу закона. Поэтому бюджет страны утверждается высшими законодательными органами, а выполнение его доходной и расходной  частей становится обязательным для  всех участников бюджетного процесса.

Основной  финансовый план или централизованный фонд финансовых ресурсов государства  – это внешние признаки бюджета, форма и ее материальное воплощение.

Глубинную сущность государственного бюджета, его  экономическую природу составляют экономические отношения. Всегда в  качестве одного из субъектов этих отношений выступает государство, нуждающееся в денежных средствах  для выполнения своих функций. Вторым субъектом бюджетного процесса становятся юридические и физические лица, часть доходов которых идет на общегосударственные нужды.

По своей  сути бюджет – это экономическая  категория, совокупность экономических  отношений по поводу формирования и  распределения централизованного  фонда финансовых ресурсов государства.

Экономические отношения – главный сущностный признак бюджета, который раскрывает его природу, значимость в воспроизводственных  процессах. Именно они и определяют на конкретном этапе исторического  развития форму государственного бюджета, его материальное воплощение в централизованном фонде денежных средств государства. Поэтому при определении понятия  государственного бюджета любой  страны следует отразить три важнейшие  его стороны: форму, сущность и материальное содержание

Таким образом, государственный бюджет – это основной финансовый план государства, отражающий экономические отношения по поводу формирования, распределения и использования денежных средств для обеспечения реализации задач и функций государства. (Приложение 1)

Структура бюджета, содержание его доходов  и расходов имеют свои отличия, вызванные  национальными особенностями, политической ситуацией, состоянием рыночных отношений  и стратегий их дальнейшего развития в каждой стране.

Вместе  с тем, можно выделить и общие  черты, характерные для бюджетов стран, функционирующих в рыночной экономике. Доходная часть их бюджета  формируется, как правило, за счет налоговых  платежей, что обеспечивает стабильность поступлений в бюджет, создает  единые условия хозяйствования, возможности  прогнозирования перспективы развития.

В расходной  части бюджета планируются вложения в материальное производство, социальную сферу и общегосударственные  мероприятия. Бюджет финансирует в  основном важные государственные программы (экологические, инвестиционные и т.п.), а также в виде субсидий оказывает  финансовую поддержку малому бизнесу и др. Существенное место в бюджете занимают военные расходы и содержание правоохранительных органов, расходы на развитие социальной сферы, финансирование образования, здравоохранения, социального обеспечения. Бюджет направляет средства и на создание условий для поддержания минимального культурного уровня жизни населения

С ростом государственного долга повышаются и расходы на его обслуживание, увеличиваются затраты на содержание государственного аппарата управления и другие непроизводительные цели.

 

 

2.Особенности формирования государственного бюджета

2.1 Понятие  бюджетного устройства

 

Основу бюджетного устройства современного государства  составляют бюджетная система и  принципы ее построения. Бюджетная  система – это совокупность отдельных  видов и уровней бюджетов, функционирующих  на основе экономических отношений  и юридических норм. В свою очередь  бюджетный процесс представляет собой регламентированную нормами  права деятельность органов власти и управления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета.

Различия  в государственном устройстве отдельных  стран определяют и особенности  построения бюджетной системы. В  зависимости от формы государственного устройства все страны могут быть отнесены либо к унитарным, либо к федеративным (сложным). Унитарное государство представляет собой централизованное государство, которое состоит из административно-территориальных единиц, не имеющих в своем составе прочих территориальных формирований. При этом наиболее распространенной формой современного государства является унитарная. Сложное государство представляет собой союз государств или объединение относительно самостоятельных территориальных формирований. Оно может существовать как федерация, конфедерация, империя, причём наиболее часто встречается государственное устройство в виде федерации.

Информация о работе Государственный бюджет в Республике Беларусь