Государственное воздействие на рыночное равновесие

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 01:01, курсовая работа

Описание работы

Основные вопросы рыночной экономики Что? Как? Для кого? производить – решаются через механизм спроса и предложения.

Любое экономическое решение имеет качественную и количественную оценку.

Цены составляют качественную сторону механизма спроса и предложения.

Спрос- это желание и возможность покупателей приобретать товары и услуги (или платежеспособная потребность в определенном товаре).

Предложение – желание и готовность производителей поставлять на рынок определенный товар при определенных условиях.

Количественная сторона отражается понятиями объема спроса и объема предложения, изменение которых фиксирует соответственно закон спроса и закон предложения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….

Теоретическая часть ………………………………………………….
Закон спроса и предложения……………………………………………………..
Эластичность спроса и предложения…………………………………………

2.1. Эластичность спроса……………………………………………………………

2.2. Эластичность предложения………………………………………………….
Равновесная цена ………………………………………………………………………
Излишки производителя, излишки потребителя ……………………..
Излишки производителя………………………………………………………..
Излишки потребителя…………………………………………………………..
Потоварный налог, потоварная дотация, фиксированная цена

5.1. Потоварный налог……………………………………………………………….

5.2. Потоварная дотация…………………………………………………………..

5.3. Фиксированная цена…………………………………………………………….

6. Вывод………………………………………………………………………………………

II. Практическая часть…………………………………………………
Уравнение спроса и предложения………………………………………………
Потоварный налог……………………………………………………………………..
Потоварная дотация…………………………………………………………………
Фиксированная цена……………………………………………………………………
Вывод………………………………………………………………………………………..

Заключение……………………………………………………………………..

Список используемой литературы…………………………….

Работа содержит 1 файл

Государственное воздействие на рыночное равновесие.doc

— 537.00 Кб (Скачать)

 

3. Равновесная цена.

 

      В условиях рыночной  конкуренции  взаимодействие  рыночного  спроса  и рыночного предложения  регулирует  цену  до  того  момента,  когда  величина спроса и предложения совпадают, и устанавливается «равновесная цена».

В результате свободной  конкуренции на рынке  формируется  определенный предел роста и  снижения  цен.  Он  выступает  в  виде  цены  спроса  и  цены предложения. Цена спроса - это  та  максимальная  цена,  которую  покупатели согласны заплатить за товар, а цена предложения - это та  минимальная  цена, по которой продавец все еще согласен продавать свой товар, чтобы не  понести убытка.

Равновесие  спроса и предложения  достигается при  пересечении кривых спроса и предложения. Согласно закону спроса, импульс поведению потребителя (покупателя) задает цена предложения, по которой производитель предлагает ему свой товар. Конечно, цена предложения — только исходная, начальная цена товара, которая затем сталкивается с ценой спроса, т. е. той ценой, которую в состоянии и намерен уплатить потребитель. Обычно достигается компромисс в виде рыночной цены товара, по которой он действительно продается и покупается. Рыночную цену называют еще ценой равновесия, поскольку она находится на том уровне, когда продавец еще согласен продать (по более низкой цене продажа убыточна), а покупатель уже согласен купить (по более высокой цене покупка убыточна).

Рис. 3

 

4. Излишки потребителя,  излишки производителя.

 

    Излишки потребителя.

 

Если  цена на товар повышается, то часть покупателей  отказывается от приобретения этого товара это  будет сокращать  объем спроса на товар. Если на рынке существует конкуренция, то в  соответствии с моделью: «Спрос – предложение» будут покупать товар по цене равновесия. В этом случае покупатели, которые согласны были покупать товар по более высокой цене получат выгоду равную разнице между ценой, которую они готовы были заплатить и ценой равновесия.

Пример.

В автомобильном салоне равновесная цена на импортные автомобили составляет 7000 $ за автомобиль. По этой цене будет продаваться 4 автомобиля, при чем каждый автомобиль будет приобретен 4 различными покупателями.

1 автомобиль приобретет  покупатель А;

2 автомобиль –  В

3 автомобиль –  С

4 автомобиль – D

Покупатель  А согласен заплатить  за автомобиль 10000$, но т. к. он покупает автомобиль по цене равновесия равной 7000$, то его  чистая выгода составит 3000$. Сумма чистой выгоды, которую получит  покупатель А будет  равна S  А. Чистая выгода покупателя В = 2000$, или S  B. Чистая выгода покупателя С = 1000$, S  С. Покупатель D согласен заплатить за автомобиль 7000$, если цена на автомобиль повысится, то покупатель D вообще откажется от покупки. Его чистая выгода = 0. А чистая выгода всех покупателей составит: 3+2+1+0 = 6000$

 

В реальной жизни существует огромное количество покупателей, а объёмы продаж на рынках так  же значительны. Поэтому  сумма чистой выгоды, которую получат  все покупатели от покупки товаров  по равновесной цене = S AE1Pe1.Ограничего сверху D , перпендикуляром опущенным на ось ординат и осью ординат слева. Излишек потребителя ровна сумма чистой выгоды, которую получат все покупатели при покупке товара по цене равновесия. Излишек потребителя – сумма денег, которую экономят все потребители на рынке в результате сделок по рыночной цене.

 
 

 

    Излишек производителя.

 

В результате действия рыночного механизма  все продавцы продают  свой товар оп цене равновесия, однако некоторые производители  были бы согласны продавать  свой товар по более  низкой цене. Объясняется это разницей между затратами. Поэтому часть производителей получит выгоду от продажи своего товара по рыночной цене.

Пример.

Допустим, что все авто были проданы 4 разными  продавцами. Тогда                                                 Таблица №1

Продавец Цена, по которой хотел  продать $ Выгода $ S (на графике)
F 4000 3000  F
G 5000 2000  G
H 6000 1000  H
I 7000 0  I

Min цена, по которой продавец I согласен продавать свой товар ровна 7000$ , т е равна равновесной цене. Если рыночная цена снизиться, то продажа авто станет убыточной для I. Поэтому продавать свой автомобиль он не будет.

Суммарная чистая выгода, которую  получат все продавцы = 6000$. При большом числе  продавцов на рынке  и значительных объёмов  продаж, сумма чистой выгоды = S Pe1E1B, ограниченного S и перпендикуляром, опущенного на ось ординат и осью ординат.

Излишек производителя –  сумма чистой выгоды, которую получат все производители на рынке от продажи своего товара по рыночной цене. Сумма излишков потребителей и производителей составляет общественный выигрыш. Сумма общественного выигрыша будет ровна S ABE1, Ограниченного сверху линией D , снизу – S, справа- осью ординат.

Величина  чистого общественного  выигрыша зависит  от наклонов линий  S и D, т е от эластичности спроса и предложения по цене.

Если  спрос по цене менее  эластичен, чем предложение, то излишек потребителя  больше излишка производителя.

Если  спрос более эластичен, чем предложение, то излишек потребителя  меньше излишка производителя.

 

 

5. Потоварный налог,  потоварная дотация, фиксированная цена.

 

Потоварный  налог.

 

Непосредственными плательщиками в  государственный  бюджет этих налогов  являются обычно продавцы. Ставки потоварного  налога устанавливаются  либо в определенном проценте от цены товара, либо в абсолютной сумме (в рублях и копейках) с каждой единицы товара.

Рассмотрим  рис. 4. Вначале, до введения налога, линия спроса занимала положение D1, а линия предложения - S1. Равновесная цена составляла P1, равновесный  объем продаж - Q1.

Рис. 4. Воздействие на рыночное равновесие потоварного налога, если он уплачивается продавцами.

Допустим  теперь, что правительство  ввело налог на данный товар в  сумме Т руб. на каждую единицу этого  товара. Предположим  сначала, что налог  вносится в госбюджет  продавцами.

Это вызовет параллельный сдвиг линии предложения вверх на величину Т. Почему? Если ранее производители согласны были предложить на рынке количество товара, скажем, Q1 по цене P1, то теперь они согласятся предложить на рынке то же количество товара, если только цена брутто (с включением налога) будет на Т руб. выше, чем P1. В этом случае производители получат цену нетто (без включения налога), равную прежней цене. Это рассуждение применимо к любой точке линии предложения. Поэтому все точки линии предложения переместятся вверх на Т руб. Линия предложения займет положение S2.

Рис. 5. Воздействие на рыночное равновесие потоварного налога, если он уплачивается покупателями.

Новое равновесие характеризуется  тремя величинами: Q2, P+, P-. Объем рынка Q2 будет  меньше первоначального Q1. Цена, которую платит покупатель, P+, окажется выше первоначальной P1. Цена, которую фактически получает продавец (без налога), P-, окажется ниже первоначальной. Общая сумма налога, поступающая в госбюджет, будет соответствовать площади прямоугольника P+АВР -. Обратим внимание на следующий факт. Несмотря на то, что весь налог вносится в госбюджет продавцами, часть налогового бремени возлагается на покупателей.

Можно представить себе такую ситуацию, когда  потоварный налог  непосредственно  вносится в госбюджет не продавцами, а покупателями. Предположим, например, что покупатели, придя в магазин, платят за товар цену без потоварного налога и тут же уплачивают налог присутствующему в магазине налоговому инспектору. В этом случае происходит параллельный сдвиг линии спроса вниз на величину Т (рис. 5).

Действительно, если ранее покупатели согласны были приобрести количество товара, скажем, Q2 по цене P1, то теперь они согласятся приобрести то же количество товара, если только его цена без налога будет на Т руб. ниже. Тогда покупатели заплатят цену с включением налога, равную прежней цене.

Нетрудно  убедиться, что новый  объем продаж О, цены P+ и P- будут точно  такими же, что и  в случае, когда  налог вносится в  бюджет продавцами. Таким образом, не имеет никакого значения, кто является непосредственным плательщиком потоварного налога: продавец или покупатель. Результат будет один и тот же. Введение потоварного налога вызывает сокращение равновесного объема рынка, повышение цены, фактически уплачиваемой покупателями, и снижение цены, фактически получаемой продавцами.

Но  правительство может  отнестись к этой дополнительной прибыли  как к "незаслуженному", «не заработанному» доходу и попытаться изъять ее с помощью  потоварного налога. Допустим, правительство  вводит потоварный налог размером P2 - P1 в расчете на единицу продукции. Вся дополнительная прибыль изымается в госбюджет. Но одновременно исчезают все стимулы к расширению производства данного товара. Линии предложения в коротком и в длительном периодах сдвинутся вертикально вверх на величину налога и займут положения соответственно SS2 и LS2. Точка E2 станет точкой равновесия, как в коротком, так и в длительном периодах. «Справедливость» вроде бы восторжествовала, но, в конечном счете, основная часть налогового бремени оказалась возложенной на потребителей.

 

Потоварная  дотация.

 

Дотации – это денежная выплата, которую государство выделяет производителям товара для того чтобы поддержать производство некоторых товаров и услуг. Дотации устанавливаются государством на те товары и услуги, которые имеют большую социальную и стратегическую значимость. Дотации могут быть установлены для покупателя и производителя.

Рассмотрим рис. 6. Допустим, что линии  спроса, и предложения  сначала занимали положения соответственно D1 и S1. Равновесный объем продаж составлял Q1, а равновесная цена - P1.

Рис. 6. Воздействие на рыночное равновесие нетоварной дотации.

Предположим, правительство ввело  дотации из госбюджета производителям данного  товара размером V руб. в расчете на единицу продукции. Это приведет к сдвигу линии предложения на V руб. вниз. Действительно, если ранее производители согласны были предложить на рынке количество товара, скажем, Q1 по цене P1 , то теперь они согласятся предложить на рынке то же количество товара, если цена без дотации будет на V руб. ниже P1. В результате объем продаж увеличивается до Q2 цена для покупателей снижается до P-, цена, фактически получаемая производителями, повышается до P+.

 

Фиксированная цена.

 

Помимо  использования налогов  и дотаций государство может применять и гораздо более грубые методы вмешательства в рыночные механизмы. В частности, государство может устанавливать фиксированные цены.

Рассмотрим  рис. 7. Государство  может установить фиксированную цену на уровне как превышающем  цену равновесия (Р' > PE), так и ниже ее (Р"< PE). В первом случае это приведет к избытку продукции (Q'S-Q'D), во втором случае - к дефициту (Q''D - Q''S). В обоих случаях объем продаж будет ниже равновесного объема QE. В первом случае будет реализовано Q'D единиц продукции, во втором - Q''S.

 
Рис. 7. Фиксированные цены.

Фиксированные цены, превышающие  цены равновесия, устанавливаются  в некоторых странах  на сельскохозяйственную продукцию. Эта практика в значительной мере объясняется тем политическим давлением, которое оказывают на правительство сельскохозяйственные производители. Обратим внимание на то, что правительство не может ограничиться только установлением фиксированной цены. Ведь возникает избыток продукции, с которым нужно что-то делать. Правительству не остается ничего другого, как закупать весь этот избыток на деньги налогоплательщиков. Сумма денег, направляемых на эти цели из госбюджета, соответствует площади прямоугольника Q'DABQ'S

Информация о работе Государственное воздействие на рыночное равновесие