Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 01:01, курсовая работа
Основные вопросы рыночной экономики Что? Как? Для кого? производить – решаются через механизм спроса и предложения.
Любое экономическое решение имеет качественную и количественную оценку.
Цены составляют качественную сторону механизма спроса и предложения.
Спрос- это желание и возможность покупателей приобретать товары и услуги (или платежеспособная потребность в определенном товаре).
Предложение – желание и готовность производителей поставлять на рынок определенный товар при определенных условиях.
Количественная сторона отражается понятиями объема спроса и объема предложения, изменение которых фиксирует соответственно закон спроса и закон предложения.
Введение…………………………………………………………………………….
Теоретическая часть ………………………………………………….
Закон спроса и предложения……………………………………………………..
Эластичность спроса и предложения…………………………………………
2.1. Эластичность спроса……………………………………………………………
2.2. Эластичность предложения………………………………………………….
Равновесная цена ………………………………………………………………………
Излишки производителя, излишки потребителя ……………………..
Излишки производителя………………………………………………………..
Излишки потребителя…………………………………………………………..
Потоварный налог, потоварная дотация, фиксированная цена
5.1. Потоварный налог……………………………………………………………….
5.2. Потоварная дотация…………………………………………………………..
5.3. Фиксированная цена…………………………………………………………….
6. Вывод………………………………………………………………………………………
II. Практическая часть…………………………………………………
Уравнение спроса и предложения………………………………………………
Потоварный налог……………………………………………………………………..
Потоварная дотация…………………………………………………………………
Фиксированная цена……………………………………………………………………
Вывод………………………………………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………..
Список используемой литературы…………………………….
Техникум
социально-информационных технологий.
по дисциплине: «Основы экономической теории».
На тему:
« Государственное
воздействие на рыночное равновесие».
Выполнила студентка 2 курса группы ТЗ-2.
Москва 2006 год.
Содержание
Теоретическая часть ………………………………………………….
2.1.
Эластичность спроса…………………………… 2.2.
Эластичность предложения………………
5.1. Потоварный налог………………………………………………………………. 5.2.
Потоварная дотация……………………………… 5.3.
Фиксированная цена……………………………… 6.
Вывод………………………………………………………………… II. Практическая часть…………………………………………………
Заключение…………………………………………………… Список используемой литературы……………………………. |
4 4 7 7 8 9 10 10 11 12 12 14 15 16 18 18 19 21 24 25 26 27 |
Введение
Проблема государственного вмешательства в экономику, по моему мнению, является основной для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная. В распределительной экономике все проще: государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг. То есть о регулировании говорить не приходится: государству просто некого регулировать. В таком случае речь идет о замещением всего многообразия форм собственности и способов ответа на вопрос "Что, как и для кого производить?" одной единственной формой собственности - государственной, а ответ на основной экономический вопрос строгой централизацией и распределением. Однако такая система на деле показала свою неэффективность. Остается рыночный путь развития. Но в рыночном хозяйстве государству приходится постоянно корректировать глубину влияния. Перед государством не стоят такие задачи, как непосредственное производство и распределение ресурсов, товаров и услуг. Но оно не имеет и права свободно распоряжаться ресурсами, капиталом и произведенными товарами, как это делается в распределительной экономике.
По моему мнению, государство должно постоянно балансировать, то увеличивая, то уменьшая степень вмешательства. Рыночная система - это прежде всего гибкость и динамизм в принятии решений как со стороны как потребителей, так и со стороны производителей. Государственная политика просто не имеет права отставать от изменений в рыночной системе, иначе оно превратится из эффективного стабилизатора и регулятора в бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики. Вмешательство государства в экономику преследует определенные цели. Как правило это корректирует "несовершенства" рыночного механизма, с которыми он сам неэффективен или не в состоянии справиться.
1. Закон спроса и предложения.
Основные вопросы рыночной экономики Что? Как? Для кого? производить – решаются через механизм спроса и предложения.
Любое экономическое решение имеет качественную и количественную оценку.
Цены составляют качественную сторону механизма спроса и предложения.
Спрос- это желание и возможность покупателей приобретать товары и услуги (или платежеспособная потребность в определенном товаре).
Предложение – желание и готовность производителей поставлять на рынок определенный товар при определенных условиях.
Количественная сторона отражается понятиями объема спроса и объема предложения, изменение которых фиксирует соответственно закон спроса и закон предложения.
Закон спроса устанавливает обратную зависимость между объемом спроса на данный товар и его ценой при прочих равных условиях, то есть Qd = f(P-). Это частный случай функции спроса, отражающий изменение ценового фактора. Графически влияние изменения цены на данный товар на объем спроса на него при прочих равных условиях показывается движением вдоль кривой спроса (меняется только значения, величина функции спроса).
Рис. 1
Отрицательный наклон кривой спроса объясняется следующими факторами:
- покупатели приобретают больше дешевых товаров
- потребление связано с законом убывающей предельной полезности (продажа дополнительной единицы данного товара возможно только по более низкой цены)
- действие эффекта замены и дохода
Оба эффекта вызываются изменением цены одного из товаров, входящих в потребительскую корзину, и действуют одновременно. Но каждый из эффектов имеет собственную форму проявления.
Эффект замены вызывает изменение объема спроса в результате изменения относительной цены одного из товаров из потребительского набора при неизменном реальном доходе. Это значит, что потребитель приобретает больше дешевых товаров взамен более дорогим.
Эффект дохода вызывает изменение объема спроса вследствие изменения реального дохода при неизменности относительных цен товаров. Это значит, что потребитель будет приобретать больше подешевевшего товара и у него останутся средства для дополнительных покупок.
Закон предложения устанавливает прямую зависимость объема предложения данного товара от его цены при прочих равных условиях (ПРУ), то есть Qs = f(P+).
Кривая предложения имеет положительный наклон, который выражает:
- реакцию производителя на рыночные стимулы: произвести и продать больше продукции по более высокой цене
- растущие затраты на производство дополнительной продукции при фиксированных производственных мощностях (действие закона возрастающих альтернативных затрат).
Рис. 2
Кроме ценового фактора функции спроса и предложения отражают влияние неценововых факторов (или изменение прочих равных условий), что графически показывается сдвигом кривых спроса и предложения вправо или влево при той же самой цене. В этом случае меняется сама функция:
Qd = f(P; доход, налоги, ожидания, цены на товары – субституты и комплементы, число покупателей на рынке, вкусы и предназначения, прочие)
Qs = f(P; издержки, отражающие влияние технологии и цены на ресурсы, налоги или дотации, цены на товары – субституты и комплементы, ожидания, количество продавцов, прочие).
Сдвиг кривой предложения может произойти под влиянием:
изменения технологии производства – при введении более совершенной технологии снижаются издержки на единицу продукции, что увеличивает ее выпуск;
На положение линии спроса оказывают воздействие и другие факторы:
Если вкусы покупателей изменяются в пользу какого-то товара, то спрос на него возрастает;
Если цена на товары заменители повышается, то возрастает спрос на данный товар;
Если имеет место инфляционное ожидание, то потребители увеличивают свой спрос;
Если возрастает число покупателей данного товара, то возрастает спрос на него;
Увеличение дохода покупателей.
2. Эластичность спроса и предложения.
Эластичность спроса.
Изменение величины спроса под влиянием динамики цены обладает еще одним свойством, получившим название ценовая эластичность спроса. Речь идет о мере ответной реакции величины спроса на изменение цены. Если небольшое изменение цены вызывает значительное изменение величины спроса, то такой спрос получил название эластичного спроса; если даже очень большое изменение цены лишь ненамного изменяет величину спроса, то такой спрос получил название неэластичного.
Эластичность измеряется отношением процентного изменения величины спроса к процентной величине изменения цены. Результат такого отношения получил название коэффициент ценовой эластичности спроса
К = изменение величины спроса (%) / изменение цены (%)
Эластичный – min Dp max DQd
Неэластичный - max Dp min DQd
Если коэффициент эластичности больше 1, то спрос считается эластичным а если меньше —- неэластичным (при коэффициенте, равном 1, говорят о единичной эластичности спроса).
Предложение, подобно спросу, можно разграничить на эластичное и неэластичное. Коэффициент ценовой эластичности рассчитывается по формуле, аналогичной формуле коэффициента ценовой эластичности спроса: процентное изменение величины предложения относится к процентному изменению цены.
Эластичность предложения.
Предложение тоже может быть эластичным и неэластичным. Степень изменения объема предложения в ответ на увеличение цены характеризует эластичность предложения. Под эластичностью предложения понимается степень
его изменения в зависимости от динамики цен. Мерой этого изменения является коэффициент эластичности предложения (Кп):
Кп= объем предложения (в%)/ рост цен (в%)
Таким образом, стала известна прямая зависимость спроса и предложения от рыночной цены. Эта зависимость проявляется в регулирующем воздействии цены на соотношение спроса и предложения, а стало быть, на экономическое положение продавцов и покупателей. Существует два варианта такого регулирования, при которых одна сторона рыночной сделки выигрывает, а другая проигрывает.
Первый вариант: рыночная цена возрастает, а это ведет, с одной стороны, к снижению спроса и, с другой, к увеличению предложения. В результате экономический выигрыш оказывается у производителей и продавцов.
Второй вариант: цена на товары снижается, что способствует, с одной стороны, расширению спроса и, с другой стороны, сокращению предложения. В итоге экономически выигрывают покупатели.
Информация о работе Государственное воздействие на рыночное равновесие