Государственное регулирование миграционных процессов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 15:21, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: провести анализ механизма государственного управления миграцией и основные направления его совершенствования.

Соответственно, к основным задачам работы можно отнести:

1) рассмотрение теоретических основ государственного регулирования

миграционных процессов;

2) провести анализ государственного регулирования миграций в РФ;

3) наметить основные направления совершенствования

государственного регулирования миграций в РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ……………………. 5

1.1. Понятие и сущность миграции……………………………………... 5

1.2.Цели и задачи государственного регулирования

миграционных процессов………………………………………………. 8

Глава 2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

МИГРАЦИИ В РФ……………………………………………………………… 12

2.1. Оценка миграционной ситуации в РФ……………………………… 12

2.2. Незаконная миграция и ее последствия………………………….. 26

2.3. Основные направления государственного регулирования

миграционных процессов в РФ………………………………………. 33

Глава 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИЙ В РФ………… 42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 46

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………. 49

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………. 51

Работа содержит 1 файл

Курсовая.ГРЭ.doc

— 295.00 Кб (Скачать)

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Миграция – процесс перемещения людей через границы тех или иных территорий со сменой навсегда или на более или менее длительное время постоянного места жительства либо с регулярным возвращением к нему.

     Выделяют  два вида миграций: внешние (переселение людей из страны в страну) и внутренние (переселение людей из района в район внутри страны).

     Цель регулирования миграционных процессов в Российской Федерации – обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития, принципов национальной безопасности Российской Федерации, удовлетворение потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах, рациональное размещение населения по территории страны, реализация интеллектуального и трудового потенциала мигрантов, построение демократического общества

     В советский период, на протяжении длительного  времени, преобладающими формами миграции были трудовая, учебная и брачно-семейная миграция между регионами России и другими республиками СССР. Миграция за пределы СССР фактически отсутствовала.

     Миграционные  процессы в России в 90-е годы определялись влиянием двух противоречивых групп  факторов.

     С одной стороны распад СССР и сопровождающие его взрыв национализма, вооруженные  этнические конфликты, политическая нестабильность и системный социально-экономический кризис обусловили резкое падение территориальной мобильности населения, связанное с размещением производительных сил и соответствующим перераспределением трудовых ресурсов, и изменили природу миграций, придав им вынужденный характер, спровоцировав массовые потоки беженцев, репатриантов, процессы этнического размежевания. С другой стороны, параллельно с этой группой факторов, переход к политике открытых дверей, включение России в международный рынок рабочей силы, формирование рыночной экономики привели к развитию трудовых миграций и стали важнейшим амортизатором падения миграционной подвижности населения.

     После введения закона о свободе въезда и выезда в России получила развитие незаконная миграция, масштабы которой оцениваются в 1-1,5 млн человек.

     Современная миграционная ситуация в Российской Федерации, являясь следствием сложной социально-экономической обстановки, свидетельствует о том, что для достижения социального процветания и экономического прогресса требуются твердая воля государства и внимание всего российского общества к достижению в стране прочного правопорядка и законности в области регулирования миграционных процессов.

     Правительство РФ определило следующие приоритеты:

     1) привлечение иммигрантов в РФ в первую очередь из стран СНГ, а также Балтии;

     2) сохранение экономических условий  для сокращения эмиграционного  оттока, сохранение научно-технического, интеллектуального и творческого  потенциала страны;

     3) проведение комплекса правовых, организационных и финансовых мер, направленных на легализацию адаптации иммигрантов в РФ;

     4) совершенствование законодательства, касающегося защиты прав вынужденных  мигрантов и регулирования миграционных  процессов.

     Подводя итог анализу современного государственного регулирования миграции в Российской Федерации можно сделать следующие выводы:

    • Россия только приступила к формированию всесторонней, научно обоснованной системы регулирования миграционных процессов в РФ на основе новой Концепции регулирования миграционных процессов в РФ;
    • новая практика всестороннего регулирования миграции, вопросы распределения компетенции между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ находится в процессе становления;
    • в этой связи законодательное, институционное, финансовое, информационное, научное и кадровое обеспечение государственного регулирования миграции нуждается в совершенствовании с учетом проблем, возникающих в процессе государственного регулирования миграции.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Буква закона// Миграция и гражданство №3(6) / 2003.
  2. В.В.Мищенко Государственное регулирование экономики: Учеб. пособие.- М.: ИНФРА-М, 2002.- 480с.
  3. Великое переселение продолжается. А.Егоров// Миграция и гражданство №1(4)/ 2003.
  4. Законодательство о миграции: плюсы и минусы// Закон №11/2002.
  5. Какая миграционная политика нужна России? // Российская Федерация сегодня №11/ 2001.
  6. Кодекс Российской Федерации « Об административных правонарушениях» от 30.12.2001 №195-ФЗ (ред. от 11.11.2003).Принят Государственная Дума РФ ФС РФ 20.12.2001.
  7. Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации. Одобрена распоряжением Правительства РФ от 01.03.2003 №256-1
  8. Курс демографии: Учеб. пособие/ А.Я.Боярский, Д.И.Залентей, А.Г.Вишневский и др.; Под ред. проф. А.Я.Боярского.
  9. Миграции: беда или благо? В.Костаков// Экономист №2/ 2000.
  10. Миграционный режим: нарушения и санкции// Миграция и гражданство №2(5)/ 2003.
  11. Миграционный поток и русло закона// Закон №11/ 2002.
  12. Незваные гости// Закон №11/ 2002.
  13. Нужны ли России русские? А.Спектор// Наш современник №3/ 1998.
  14. Особенности современных процессов миграции Е.А.Назарова// Социологические исследования №7/2000.
  15. Орешин В.П. Государственное регулирование национальной экономики. М.: Юристъ, 1999.
  16. Проблемы правового регулирования миграционных процессов на территории Российской Федерации/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ.- 2003.-№9(202)
  17. Регент Т.М. Миграция в цивилизованных формах закономерна и экономически выгодна// Человек и труд.- 1998.-№3.
  18. Родионова И.А., Бунакова Т.М. Учебно-справочное пособие. Экономическая география. Московский лицей.- 672с.-1999.
  19. Российское гражданство: закон суров, но.// Миграция и гражданство №3(6)/ 2003.
  20. Русский мир. Ловушка для соотечественника// Новое время №44/2001.
  21. Современные миграционные процессы в России. Н.В.Подгорнова// География в школе №3/2002.
  22. Современные миграционные процессы на Северном Кавказе: Проблемы интеграции и повышения уровня толерантности. Материалы региональной научно-практической конференции (29-30 мая 2002г.)/ Под общ.ред. Ефимова Ю.Г., Вабелина В.М. Ставрополь: СГАУ, 2002.-200с.
  23. Указ Президента РФ «О совершенствовании государственного управления в области миграционной политики» от 23.02.2002 №232.
  24. Электронная версия бюллетеня Население и общество(http:// www.demoscope.ru/ weekly/ 2003/0111/ print.php
 
 
 
 
 
 
 
 

 

                                                                                                      ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Основные особенности  современных миграционных потоков в России       
 
 

Характерные черты Миграционные  потоки
Внутренние Внешние: между Россией и странами.
ближнего  зарубежья дальнего зарубежья
1. Интенсивность миграционных потоков Сокращение  перемещений населения Волнообразный характер; снижение интенсивности потоков  
В начале 90-х гг. увеличение потоков мигрантов, но затем сокращение, особенно после  августа 1998 г.
2. Направление миграционных потоков 1992 г. – инверсия  в миграциях «город– село»;  отток с севера и востока  страны в старообжитые районы Приток мигрантов  из всех бывших союзных республик  в Россию  
Приток  в основном из стран Центральной  и Юго-Восточной Азии (Китай, КНДР, Вьетнам), а также Турции, бывших соц. Стран; отток в основном в  США, германию, Израиль
3. Состав мигрантов Семейная миграция; пониженная доля мигрантов в трудоспособном возрасте; достаточно квалифицированные кадры  
Семейная  миграция; сложный неоднородный состав; преобладает русское и русскоязычное  население; возрастной состав мигрантов  прогрессивнее, чем возрастной состав местного населения; в основном высококвалифицированные кадры
Резкое преобладание мигрантов трудоспособного возраста; уровень квалификации выезжающих выше уровня квалификации въезжающих
4. Мотивы перемещения мигрантов Экономические (преобладание вынужденной) Этнополитические (резкое преобладание вынужденной) Экономические, социальные
5. Степень легализации ___ Низкая Средняя
6. Степень приживаемости мигрантов Низкая Низкая (почти  половина мигрантов транзитные) Средняя
7.Особенности  размещения мигрантов на территории России  
Концентрация  в регионах наиболее глубокого промышленного  кризиса, с высокой безработицей, но развитым частным сектором экономии
Концентрация  в регионах развития частного сектора  экономики и в приграничных районах Концентрация  в регионах с развитой инфраструктурой, привлекательных для иностранных инвесторов, и в приграничных районах

Информация о работе Государственное регулирование миграционных процессов