Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 15:21, курсовая работа
Цель работы: провести анализ механизма государственного управления миграцией и основные направления его совершенствования.
Соответственно, к основным задачам работы можно отнести:
1) рассмотрение теоретических основ государственного регулирования
миграционных процессов;
2) провести анализ государственного регулирования миграций в РФ;
3) наметить основные направления совершенствования
государственного регулирования миграций в РФ.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ……………………. 5
1.1. Понятие и сущность миграции……………………………………... 5
1.2.Цели и задачи государственного регулирования
миграционных процессов………………………………………………. 8
Глава 2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
МИГРАЦИИ В РФ……………………………………………………………… 12
2.1. Оценка миграционной ситуации в РФ……………………………… 12
2.2. Незаконная миграция и ее последствия………………………….. 26
2.3. Основные направления государственного регулирования
миграционных процессов в РФ………………………………………. 33
Глава 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИЙ В РФ………… 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………. 49
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………. 51
Согласно данным Госкомстата России естественная убыль населения, начавшаяся с 1992 года, составила за период до 2003 года 8,1 млн. человек, а миграционный прирост населения за счет положительного сальдо внешней миграции – 3,2 млн. человек, т.е. миграционный прирост компенсировал 40% естественной убыли населения. В то же время обращает на себя внимание резкое сокращений миграционного прироста населения России с 1999года. В 2002 году миграционный прирост позволил компенсировать только 7,7% естественной убыли населения [16].
Снижение миграционной подвижности населения России
Затухающий миграционный прирост населения России происходит на фоне постепенного сокращения размеров миграционного движения населения. В 2002 году общий объем миграций (сумма прибывших и выбывших) составил 4,3 млн. человек, в т.ч. 2,2 млн. прибывших и 2,1 млн. выбывших, в 2000 году - 5,1 млн. человек, в том числе 2,7 млн. прибывших и 2,4 млн. выбывших. Тогда как в 1989 г., с которого начался тренд снижения объемов миграции, ее сумма составляла 12,8 млн. человек (6,6 млн. прибывших и 6,2 млн. выбывших).
Снижение роли миграционного оттока населения из стран СНГ и Балтии как источника пополнения населения России
За 90-е годы из стран СНГ и Балтии в Россию переехало более 8 млн. человек. Число прибывших в Россию из стран СНГ и Балтии после распада СССР, вплоть до 1995 г. сохраняло размеры, обычные для 80-х годов, колеблясь в пределах 850-1150 тыс. чел в год. В последние годы число прибывших из этих стран последовательно сокращается и к 2000 г. упало до 350 тыс. человек, в 2001 году – до 186,2 тыс. человек, в 2002 году – до 177,3 тыс. человек.
Уменьшение потоков в Россию связано с изменениями экономической и социально-политической обстановки как в странах СНГ и Балтии, так и в самой России. К настоящему времени остановлены военные действия во всех регионах крупных конфликтов в странах СНГ, что привело к сокращению потоков вынужденной миграции. Кроме того, контингенты, наиболее недовольные местными условиями, и инициативные, успели выехать раньше, а оставшиеся с течением времени вынуждены постепенно адаптироваться к новым условиям. Россия, со своей стороны, теряет привлекательность из-за периодических военных действий в Чечне, политической нестабильности (особенно в 1998-1999 гг.), сложных и запутанных бюрократических процедур, связанных с переселением, неустойчивости рубля. (Кризис в августе 1998г. вызвал сокращение иммиграции в Россию на 20% и такое же увеличение эмиграции только за четыре месяца до конца 1998 г.). Одновременно потребности в иностранной рабочей силе российского рынка труда не столь значительны и имеется резерв отечественных трудовых ресурсов в виде скрытой и открытой безработицы.
Выезд из России в страны СНГ и Балтии упал с 692 тыс. человек в 1989 году до 83 тыс. человек в 2000 году и 53 тыс. человек в 2002 году. Вопреки широко распространенному мнению, именно резкое сокращение выезда из России, а не увеличение въезда в нее привело к миграционному приросту России за счет бывших партнеров по СССР [16].
Взрыв национализма в постсоветских странах и некоторых российских республиках, сужение возможностей для получения образования на русском языке и сужение сферы его употребления, ограничения в правах обусловили острый кризис идентичности русских и других русскоговорящих и их массовую репатриацию. Кризис идентичности русских усугубляется развалом бывшего государственного сектора экономики, остановкой предприятий, особенно принадлежащих к ВПК, машиностроению и тяжелой промышленности, где в основном и было занято это население.
Миграция из стран СНГ и Балтии носит выраженный вынужденный характер. По официальным данным на 1 января 2003 года в России насчитывалось 505,7 тыс. беженцев и вынужденных переселенцев. Всего за 1992-2000 гг. статус вынужденного переселенца и беженца получили более 1,6 млн. человек. Со второй половины 90-х годов приток вынужденных мигрантов постепенно снижается, Если в 1993 г. в России были зарегистрированы 323 тыс. беженцев, в 1994 г. - 255 тыс., то в 1999 г. – 79 тыс. человек, в 2000 г. – 60 тыс. человек, а в 2001 году – 42 тыс. человек.
Кроме мигрантов, приезжающих на постоянное жительство, в Россию из стран СНГ идет большой поток временных трудовых и коммерческих мигрантов. Их трансферты составляют весомую часть доходов стран СНГ (например, по данным обследований в Армении и Азербайджане трансферты от работающих в России получало каждое 3-4-е домохозяйство). Таким образом, происходит вывоз денег из России. В то же время трансферты спасают многие страны СНГ от голода, тем самым стабилизируя социальную обстановку на границах России.
Развитие процессов иммиграции рабочей силы в Россию
Привлечение иностранной рабочей силы в экономику России имело место еще в СССР. Освоение северных и дальневосточных территорий, потребности в рабочей силе нефтегазового комплекса, лесного хозяйства, текстильной промышленности обеспечивались частично за счет других республик СССР, а также стран СЭВ, вьетнамских граждан.
Численность привлеченных иностранных работников с 1994 г. колебалась от минимальной величины 129 тыс. человек в 1994 г. до максимальной величины в 292 тыс. человек в 1996 г. В 2000 г. она составила 193 тыс. человек. Причем порядка половины всех иностранных рабочих составляли граждане стран СНГ.
Несмотря на проблему безработицы в России по-прежнему имеется значительное число вакансий, на которые не идут россияне. Кроме того, ряд иностранных фирм привлекает на работу в России иностранный персонал.
Стабильными
потребителями иностранной
Общее
число официально зарегистрированных
иностранных работников составляло
в 90-е годы не более 0,4% от совокупной
численности занятых в
С введением в действие Федерального закона “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”, принятого 25 июля 2002 года (№115-ФЗ) можно будет получить более достоверные современные сведения о численности иностранной рабочей силы в Российской Федерации.
Динамика миграционного оттока из России
По
оценкам Госкомстата в 90-е годы
из России ежегодно уезжало до 250 тыс.
человек. Среди них от 100 до 125 тыс.
высококвалифицированных
В последние годы эмиграционный отток населения из России в страны дальнего зарубежья снизился. В 2001 году он составлял 58,6 тыс. человек, в 2002 году – 53,7 тыс. человек, в т.ч. 42,4 тыс. человек – в Германию.
Получила развитие и нелегальная эмиграция. В российской и зарубежной прессе можно встретить материалы о выезде за границу девушек и молодых женщин якобы в модельный бизнес или в сферу обслуживания, но фактически становящихся объектом сексуальной эксплуатации. У женщин отбирают паспорта и заставляют работать фактически бесплатно.
Существенное сокращение объемов внутренних переселений
За последнее десятилетие объем внутренних переселений сократился с 4,7 до 2,5 млн. человек в год. Это обусловлено затяжным застоем на рынке труда России, ростом безработицы, сокращением возможностей профессионального образования для молодежи, особенно сельской, отсутствием в стране нормального рынка жилья.
Наличие среди мигрантов вынужденных переселенцев и внутриперемещенных лиц
Почти каждому девятому иммигранту, прибывшему из государств-участников СНГ и Балтии в 2002 году в территориальных органах по делам миграции МВД России присвоен статус вынужденного переселенца или беженца. Удельный вес вынужденных мигрантов среди всех прибывших значительно дифференцируется по странам выхода. Соответствующий статус получили в 2002 году 39% прибывших из Грузии, по 17% - из Казахстана и Узбекистана, 16% из Таджикистана.
Всего, по данным Федеральной миграционной службы МВД России, на 1 января 2003 года насчитывалось 505,7 тыс. вынужденных переселенцев и беженцев. Около 43% из них (217,3 тыс.) составляли жители Казахстана, 12,9% (65,2 тыс.) – Узбекистана, 8,9% (45 тыс.) – Таджикистана [16].
В связи с очагами напряженности внутри России формируются потоки вынужденных переселенцев и внутриперемещенных лиц. Особенно сложная ситуация сложилась вокруг Чеченской Республики. До начала операции по восстановлению конституционного порядка в Чечне (до 1995 г.) за пределами Чечни было зарегистрировано около 90 тыс. вынужденных переселенцев из этой республики. За 1999-2000 гг. общее число граждан, покинувших места постоянного проживания составила 309 тыс. человек. По состоянию на 1 января 2003 года общее число внутриперемещенных лиц в России составило более 80 тыс. человек.
Процесс
расселения вынужденных мигрантов
идет по всей территории Российской Федерации.
Наибольшее количество вынужденных переселенцев
и беженцев – 31 тыс. человек поселились
в Республике Северная Осетия – Алания,
29 тыс. – в Республику Ингушетия, по 24 тыс.
– в Новосибирскую и Оренбургскую области;
22 тыс. – в Алтайский край; 19 тыс. – в Ставропольский
край; 17 тыс. – в Белгородскую область,
по
14-15 тыс. – в Краснодарский край, Воронежскую,
Самарскую и Кемеровскую области, по 12-13
тыс. – в Красноярский край, Нижегородскую
Владимирскую и Ростовскую области.
Резкое
изменение направлений
В последнее десятилетие внутри России происходит отток населения из северных и восточных регионов в центр и на юго-запад страны. Дальневосточный федеральный округ отличается среди всех других округов России самыми неблагоприятными тенденциями миграционных процессов, что крайне негативно влияет на демографическую ситуацию. В отличие от Северо-Кавказского, Центрально-Черноземного, Центрального, Северо-Западного (со средины 90-х годов) федеральных округов, которые постоянно подпитываются населением за счет миграционного прироста, здесь с начала 90-х годов не прекращается интенсивный отток населения. Причем интенсивность оттока здесь значительно выше, чем в Северном и Восточно-Сибирском федеральных округах. Особенно негативная ситуация наблюдается в Чукотском автономном округе, Корякском автономном округе, в Магаданской, Камчатской и Сахалинской областях, которые уже потеряли вследствие этого значительную часть своего населения и трудовых ресурсов.
Всего за 1991-2002 годы миграционный отток и естественная убыль населения Дальнего Востока привели к сокращению общей численности его населения с 8, 04 млн. человек до 7, 04 млн. человек (на 12,5%) (Таблица 2).
Изменение численности постоянного населения Дальневосточного федерального округа за 1991-2002 годы, тыс. человек
|
Информация о работе Государственное регулирование миграционных процессов