Государственное регулирование миграционных процессов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 15:21, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: провести анализ механизма государственного управления миграцией и основные направления его совершенствования.

Соответственно, к основным задачам работы можно отнести:

1) рассмотрение теоретических основ государственного регулирования

миграционных процессов;

2) провести анализ государственного регулирования миграций в РФ;

3) наметить основные направления совершенствования

государственного регулирования миграций в РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ……………………. 5

1.1. Понятие и сущность миграции……………………………………... 5

1.2.Цели и задачи государственного регулирования

миграционных процессов………………………………………………. 8

Глава 2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

МИГРАЦИИ В РФ……………………………………………………………… 12

2.1. Оценка миграционной ситуации в РФ……………………………… 12

2.2. Незаконная миграция и ее последствия………………………….. 26

2.3. Основные направления государственного регулирования

миграционных процессов в РФ………………………………………. 33

Глава 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИЙ В РФ………… 42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 46

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………. 49

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………. 51

Работа содержит 1 файл

Курсовая.ГРЭ.doc

— 295.00 Кб (Скачать)
 

 

     Согласно  данным Госкомстата России естественная убыль населения, начавшаяся с 1992 года, составила за период до 2003 года 8,1 млн. человек, а миграционный прирост  населения за счет положительного сальдо внешней миграции – 3,2 млн. человек, т.е. миграционный прирост компенсировал 40% естественной убыли населения. В то же время обращает на себя внимание резкое сокращений миграционного прироста населения России с 1999года. В 2002 году миграционный прирост позволил компенсировать только 7,7% естественной убыли населения [16].

     Снижение  миграционной подвижности населения  России

     Затухающий  миграционный прирост населения  России происходит на фоне постепенного сокращения размеров миграционного  движения населения. В 2002 году общий  объем миграций (сумма прибывших и выбывших) составил 4,3 млн. человек, в т.ч. 2,2 млн. прибывших и 2,1 млн. выбывших, в 2000 году - 5,1 млн. человек, в том числе 2,7 млн. прибывших и 2,4 млн. выбывших. Тогда как в 1989 г., с которого начался тренд снижения объемов миграции, ее сумма составляла 12,8 млн. человек (6,6 млн. прибывших и 6,2 млн. выбывших).

     Снижение  роли миграционного оттока населения  из стран СНГ и Балтии как источника  пополнения населения России

     За 90-е годы из стран СНГ и Балтии в Россию переехало более 8 млн. человек. Число прибывших в Россию из стран СНГ и Балтии после распада СССР, вплоть до 1995 г. сохраняло размеры, обычные для 80-х годов, колеблясь в пределах 850-1150 тыс. чел в год. В последние годы число прибывших из этих стран последовательно сокращается и к 2000 г. упало до 350 тыс. человек, в 2001 году – до 186,2 тыс. человек, в 2002 году – до 177,3 тыс. человек.

     Уменьшение  потоков в Россию связано с  изменениями экономической и  социально-политической обстановки как  в странах СНГ и Балтии, так и в самой России. К настоящему времени остановлены военные действия во всех регионах крупных конфликтов в странах СНГ, что привело к сокращению потоков вынужденной миграции. Кроме того, контингенты, наиболее недовольные местными условиями, и инициативные, успели выехать раньше, а оставшиеся с течением времени вынуждены постепенно адаптироваться к новым условиям. Россия, со своей стороны, теряет привлекательность из-за периодических военных действий в Чечне, политической нестабильности (особенно в 1998-1999 гг.), сложных и запутанных бюрократических процедур, связанных с переселением, неустойчивости рубля. (Кризис в августе 1998г. вызвал сокращение иммиграции в Россию на 20% и такое же увеличение эмиграции только за четыре месяца до конца 1998 г.). Одновременно потребности в иностранной рабочей силе российского рынка труда не столь значительны и имеется резерв отечественных трудовых ресурсов в виде скрытой и открытой безработицы.

     Выезд из России в страны СНГ и Балтии упал с 692 тыс. человек в 1989 году до 83 тыс. человек в 2000 году и 53 тыс. человек в 2002 году. Вопреки широко распространенному мнению, именно резкое сокращение выезда из России, а не увеличение въезда в нее привело к миграционному приросту России за счет бывших партнеров по СССР [16].

     Взрыв национализма в постсоветских странах и некоторых российских республиках, сужение возможностей для получения образования на русском языке и сужение сферы его употребления, ограничения в правах обусловили острый кризис идентичности русских и других русскоговорящих и их массовую репатриацию. Кризис идентичности русских усугубляется развалом бывшего государственного сектора экономики, остановкой предприятий, особенно принадлежащих к ВПК, машиностроению и тяжелой промышленности, где в основном и было занято это население.

     Миграция  из стран СНГ и Балтии носит  выраженный вынужденный характер. По официальным данным на 1 января 2003 года в России насчитывалось 505,7 тыс. беженцев и вынужденных переселенцев. Всего  за 1992-2000 гг. статус вынужденного переселенца  и беженца получили более 1,6 млн. человек. Со второй половины 90-х годов приток вынужденных мигрантов постепенно снижается, Если в 1993 г. в России были зарегистрированы 323 тыс. беженцев, в 1994 г. - 255 тыс., то в 1999 г. – 79 тыс. человек, в 2000 г. – 60 тыс. человек, а в 2001 году – 42 тыс. человек.

     Кроме мигрантов, приезжающих на постоянное жительство, в Россию из стран СНГ  идет большой поток временных  трудовых и коммерческих мигрантов. Их трансферты составляют весомую часть  доходов стран СНГ (например, по данным обследований в Армении и Азербайджане трансферты от работающих в России получало каждое 3-4-е домохозяйство). Таким образом, происходит вывоз денег из России. В то же время трансферты спасают многие страны СНГ от голода, тем самым стабилизируя социальную обстановку на границах России.

     Развитие  процессов иммиграции рабочей силы в Россию

     Привлечение иностранной рабочей силы в экономику  России имело место еще в СССР. Освоение северных и дальневосточных  территорий, потребности в рабочей  силе нефтегазового комплекса, лесного хозяйства, текстильной промышленности обеспечивались частично за счет других республик СССР, а также стран СЭВ, вьетнамских граждан.

     Численность привлеченных иностранных работников с 1994 г. колебалась от минимальной величины 129 тыс. человек в 1994 г. до максимальной величины в 292 тыс. человек в 1996 г. В 2000 г. она составила 193 тыс. человек. Причем порядка половины всех иностранных рабочих составляли граждане стран СНГ.

     Несмотря  на проблему безработицы в России по-прежнему имеется значительное число вакансий, на которые не идут россияне. Кроме того, ряд иностранных фирм привлекает на работу в России иностранный персонал.

     Стабильными потребителями иностранной рабочей  силы являются Московский регион, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа, Приморский и Хабаровский края, Амурская область.

     Общее число официально зарегистрированных иностранных работников составляло в 90-е годы не более 0,4% от совокупной численности занятых в экономике  страны [16].

     С введением в действие Федерального закона “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”, принятого 25 июля 2002 года (№115-ФЗ) можно будет получить более достоверные современные сведения о численности иностранной рабочей силы в Российской Федерации.

     Динамика  миграционного оттока из России

     По  оценкам Госкомстата в 90-е годы из России ежегодно уезжало до 250 тыс. человек. Среди них от 100 до 125 тыс. высококвалифицированных специалистов, что негативно отражалось на трудовом и профессиональном потенциале России. При этом особое беспокойство вызывает эмиграция из России молодых инженеров, программистов, выпускников вузов, которые не могут найти возможности достойного применения своих сил в России.

     В последние годы эмиграционный отток  населения из России в страны дальнего зарубежья снизился. В 2001 году он составлял 58,6 тыс. человек, в 2002 году – 53,7 тыс. человек, в т.ч. 42,4 тыс. человек – в Германию.

     Получила  развитие и нелегальная эмиграция. В российской и зарубежной прессе можно встретить материалы о  выезде за границу девушек и молодых женщин якобы в модельный бизнес или в сферу обслуживания, но фактически становящихся объектом сексуальной эксплуатации. У женщин отбирают паспорта и заставляют работать фактически бесплатно.

     Существенное  сокращение объемов внутренних переселений

     За  последнее десятилетие объем  внутренних переселений сократился с 4,7 до 2,5 млн. человек в год. Это  обусловлено затяжным застоем на рынке труда России, ростом безработицы, сокращением возможностей профессионального  образования для молодежи, особенно сельской, отсутствием в стране нормального рынка жилья.

     Наличие среди мигрантов вынужденных  переселенцев и внутриперемещенных лиц

     Почти каждому девятому иммигранту, прибывшему из государств-участников СНГ и Балтии в 2002 году в территориальных органах по делам миграции МВД России присвоен статус вынужденного переселенца или беженца. Удельный вес вынужденных мигрантов среди всех прибывших значительно дифференцируется по странам выхода. Соответствующий статус получили в 2002 году 39% прибывших из Грузии, по 17% - из Казахстана и Узбекистана, 16% из Таджикистана.

     Всего, по данным Федеральной миграционной службы МВД России, на 1 января 2003 года насчитывалось 505,7 тыс. вынужденных  переселенцев и беженцев. Около 43% из них (217,3 тыс.) составляли жители Казахстана, 12,9% (65,2 тыс.) – Узбекистана, 8,9% (45 тыс.) – Таджикистана  [16].

     В связи с очагами напряженности  внутри России формируются потоки вынужденных  переселенцев и внутриперемещенных лиц. Особенно сложная ситуация сложилась  вокруг Чеченской Республики. До начала операции по восстановлению конституционного порядка в Чечне (до 1995 г.) за пределами Чечни было зарегистрировано около 90 тыс. вынужденных переселенцев из этой республики. За 1999-2000 гг. общее число граждан, покинувших места постоянного проживания составила 309 тыс. человек. По состоянию на 1 января 2003 года общее число внутриперемещенных лиц в России составило более 80 тыс. человек.

     Процесс расселения вынужденных мигрантов  идет по всей территории Российской Федерации. Наибольшее количество вынужденных переселенцев и беженцев – 31 тыс. человек поселились в Республике Северная Осетия – Алания, 29 тыс. – в Республику Ингушетия, по 24 тыс. – в Новосибирскую и Оренбургскую области; 22 тыс. – в Алтайский край; 19 тыс. – в Ставропольский край; 17 тыс. – в Белгородскую область, по  
14-15 тыс. – в Краснодарский край, Воронежскую, Самарскую и Кемеровскую области, по 12-13 тыс. – в Красноярский край, Нижегородскую Владимирскую и Ростовскую области.

     Резкое  изменение направлений внутренних миграций

     В последнее десятилетие внутри России происходит отток населения из северных и восточных регионов в центр и на юго-запад страны. Дальневосточный федеральный округ отличается среди всех других округов России самыми неблагоприятными тенденциями миграционных процессов, что крайне негативно влияет на демографическую ситуацию. В отличие от Северо-Кавказского, Центрально-Черноземного, Центрального, Северо-Западного (со средины 90-х годов) федеральных округов, которые постоянно подпитываются населением за счет миграционного прироста, здесь с начала 90-х годов не прекращается интенсивный отток населения. Причем интенсивность оттока здесь значительно выше, чем в Северном и Восточно-Сибирском федеральных округах. Особенно негативная ситуация наблюдается в Чукотском автономном округе, Корякском автономном округе, в Магаданской, Камчатской и Сахалинской областях, которые уже потеряли вследствие этого значительную часть своего населения и трудовых ресурсов.

     Всего за 1991-2002 годы миграционный отток и  естественная убыль населения Дальнего Востока привели к сокращению общей численности его населения с 8, 04 млн. человек до 7, 04 млн. человек (на 12,5%) (Таблица 2).

                                                                                                              Таблица 2

Изменение численности постоянного населения Дальневосточного федерального округа за 1991-2002 годы, тыс. человек

  1991 2002 Изменение численности
Абсолютное в %
Дальний Восток, всего 8043,9 7038, -1005,9 12,5
Республика  Саха-Якутия 1108,6 982,4 -126,2 -11,4
Приморский  край 2299,6 2124,7 -174,9 -7,6
Хабаровский край 1619,7 1485,8 -133,9 -8,3
Амурская  область 1073,7 982,1 -91,3 -8,5
Камчатская  область 472,8 376,7 -96,1 -20,3
Магаданская область 533,7 229,2 -304,5 -57,1
Сахалинская область 717,5 584,7 -132,8 -18,5
Еврейская автономная область 218,3 194,6 -23,7 -10,9

Информация о работе Государственное регулирование миграционных процессов