Государственное регулирование миграционных процессов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 15:21, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: провести анализ механизма государственного управления миграцией и основные направления его совершенствования.

Соответственно, к основным задачам работы можно отнести:

1) рассмотрение теоретических основ государственного регулирования

миграционных процессов;

2) провести анализ государственного регулирования миграций в РФ;

3) наметить основные направления совершенствования

государственного регулирования миграций в РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ……………………. 5

1.1. Понятие и сущность миграции……………………………………... 5

1.2.Цели и задачи государственного регулирования

миграционных процессов………………………………………………. 8

Глава 2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

МИГРАЦИИ В РФ……………………………………………………………… 12

2.1. Оценка миграционной ситуации в РФ……………………………… 12

2.2. Незаконная миграция и ее последствия………………………….. 26

2.3. Основные направления государственного регулирования

миграционных процессов в РФ………………………………………. 33

Глава 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИЙ В РФ………… 42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 46

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………. 49

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………. 51

Работа содержит 1 файл

Курсовая.ГРЭ.doc

— 295.00 Кб (Скачать)

     Самые больные проблемы мигрантов: трудности  легализации статуса, отрыв от семьи, отсутствие медицинской помощи, плохое жилье. К этому добавляются трудности интеграции, негативное отношение властей и нетолерантность принимающего общества.

     Анализ  миграционных ориентации и намерений  мигрантов позволил выделить две основные стратегии: 1) получить российское гражданство и остаться в России; 2) быстро заработать и уехать домой. Чаще всего в планах респондентов - пребывать в России около года, однако наиболее частый срок пребывания в данный приезд составляет около 6 месяцев [24].

     Отдельные группы мигрантов

     Наиболее  уязвимой группой незаконных мигрантов  являются лица, ищущие убежища, не получившие статус беженцев в России, подавляющее  большинство которых составляют афганцы. Эти незаконные мигранты не имеют возможности вернуться домой, где сохраняется опасность для их жизни. Лидеры афганских общин в течение последних 7 лет оценивают масштабы афганского присутствия в 100-150 тысяч. Это дает основание говорить о том, что продолжения массового притока незаконных мигрантов из Афганистана в Россию не происходит, даже военные действия США в Афганистане его не спровоцировали.

     В основном они заняты в неформальном секторе из-за отсутствия правового  статуса (собственный торговый бизнес, подсобная работа в торговом бизнесе  у земляков и сфера услуг - 61%).

     Обследование 406 китайских мигрантов, а также китайских землячеств (общин) в Москве, Иркутске, Хабаровске, Владивостоке, а также анализ материалов, собранных в Благовещенске, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Барнауле и Белокурихе (Алтайский край), показали, что Россия, как и весь мир, переживает переломный момент - начало формирования новых условий глобального роста китайской миграции и развития китайских землячеств. Завершился период во многом стихийного становления и численного роста китайских землячеств и начался этап организованного их количественного роста и развития их предпринимательской деятельности.

     В настоящее время оценка максимальной численности китайских мигрантов  в России не превышает 400 тысяч человек. Главная проблема коренится пока не в численности китайских мигрантов, а в том экономическом ущербе, который наносится России. В значительной мере он стал возможен из-за быстрого становления в стране китайских землячеств.

     Главная черта китайской миграции заключается  в постоянстве персонального состава основной части мигрантов, совершающих систематические поездки в КНР и обратно в Россию. Китайские предприниматели стали широко применять вахтовый метод работы своих работников в России. Значительная часть мигрантов является наёмными работниками либо доверенными лицами китайских фирм. Свыше 38% мигрантов более или менее постоянно работают по найму. Значительная часть самостоятельных предпринимателей, не прибегающих к найму рабочей силы, на самом деле работает по поручению торговых и промышленных фирм, находящихся как в Китае, так и в России. Если на протяжении большей части 1990-х годов китайскую миграцию формировали одиночки, на собственный страх и риск направлявшиеся на заработки в Россию, то в конце 1990-х они стали органичной частью китайской торгово-промышленной структуры.

     Опрос 185 корейских мигрантов из Южной Кореи, КНДР, КНР и государств Средней Азии в Москве, Владивостоке и Уссурийске (Приморский край) показал, что корейская иммиграция в Россию в настоящее время носит ярко выраженный экономический характер. И хотя только 30% опрошенных прямо назвали целью своего приезда в Россию бизнес, фактически, и направленные на работу в представительства южнокорейских фирм (11%), и приехавшие в Россию на учёбу (19%) видят своей основной целью открытие здесь в перспективе своего собственного дела [24].

     По  оценкам, численность корейских  мигрантов в России, сохраняющих  иностранное гражданство, составляет около 50 тысяч человек, в том числе, около 10 тысяч в Москве и Московской области, и 35-40 тысяч на Дальнем Востоке России (в Приморье и Приамурье).

     Основной  род занятий корейских мигрантов - собственный бизнес (61%). Нынешнее экономическое  положение России и перспективы  на будущее оцениваются респондентами  очень оптимистично: 70% считают, что уже настало время для масштабных корейских капиталовложений в российскую экономику, а 67% готовы на крупные приобретения.

     Опрос 226 вьетнамских незаконных мигрантов в Москве, Санкт-Петербурге и Владивостоке показал, что они в той или иной мере опираются на помощь четырех официально зарегистрированных организаций вьетнамской общины в России. В сфере организации бизнеса ею пользуются 17-29% респондентов, в осуществлении инвестиций 7-12%, в улаживании спорных проблем 14-21%, в проведении маркетинга 4-20% (больше всего в Москве), в получении консультаций 21-30%, в защите прав человека 12-27%. В то же время, отношение вьетнамских властей к соотечественникам в России заметно и невыгодно отличается от пекинских. Ханой, проявляя полную готовность принимать "дары" от мигрантов, крайне осторожно относится к защите их прав, особенно в конфликтных ситуациях.

     Численность вьетнамских мигрантов в России оценивается в 80-100 тысяч человек, в том числе в Москве - от 20 до 50 тысяч [24].

     Данные  обследований разных участков границы РФ и опроса 163 незаконных мигрантов из стран за пределами бывшего СССР, задержанных на пограничных пунктах, показали, что основными направлениями потоков незаконной миграции являются: а) на въезд в Российскую Федерацию - российско-китайский, российско-монгольский и российско-казахстанский участки государственной границы, воздушные пункты пропуска Москвы и Санкт-Петербурга; б) на выезд из Российской Федерации - российско-финляндская граница, граница с государствами Балтии, российско-украинская граница, воздушные пункты пропуска Москвы и Санкт-Петербурга, основной поток незаконной миграции в Российскую Федерацию идет через границу с Республикой Казахстан. Основные страны исхода - Бангладеш, Шри-Ланка, Индия.

     Большая часть опрошенных въехали в Россию по гостевым (39%), туристическим (31%) и учебным (11%) визам. Часть респондентов въехала в Россию без виз (16%), используя безвизовый режим въезда со странами СНГ, а также незаконно пересекли границу (3%).

     Опрос 386 мигрантов из Молдавии, проведенный в поездах Кишинев-Москва-Кишинев, на пути в Россию и при возвращении домой, показал, что 90% общего потока составляют незаконные трудовые мигранты. Общая численность незаконных мигрантов из Молдавии в России оценивается в 50-100 тысяч человек. Особенностью этого потока является большая доля выходцев из сельской местности - 34%. Незаконные мигранты из Молдавии представляют поток временной трудовой, даже преимущественно сезонной миграции в Россию [24].

     Исследование  правовых аспектов проблемы незаконной миграции

     Исследование  показало, что действующее иммиграционное законодательство содержит значительные пробелы, в частности, отсутствует  законодательное определение понятия "иммиграция". Тем не менее, очевидна общая его концепция, которая  направлена на укрепление единого подхода к правовому статусу иммигрантов дальнего и ближнего зарубежья и ужесточение режима их въезда и пребывания на территории Российской Федерации. Концепция института гражданства, выраженная в новом Федеральном Законе о гражданстве РФ от 31 мая 2002 года, состоит в уравнивании правового положения российских соотечественников из ближнего зарубежья с гражданами третьих стран в возможности приобретения российского гражданства. Кроме того, отмечается его тесная увязка с нормами Закона "О правовом положении иностранных граждан в РФ" и направленность на определенное "отсеивание" общего миграционного притока в Россию. Особенности правового статуса нелегально въехавших лиц, которые подали ходатайство о признании беженцем, должны быть отдельным предметом регулирования в иммиграционном законодательстве РФ. При этом государство должно быть само заинтересовано, чтобы это лицо ожидало результата обжалования или прохождения процедуры, находясь на территории РФ на легальном положении.

     Говоря  в целом, проблема незаконной миграции в России должна рассматриваться в тесной связи с совершенствованием действующего миграционного законодательства и широким информированием и мигрантов, и гражданского общества о необходимости предотвращения такой миграции. Государству необходимы обратная связь с ними и координация с мигрантскими организациями, общинами и группами соотечественников для поддержки указанной деятельности [24]. 
 

     2.3. Основные направления государственного  регулирования миграционных процессов  в РФ 
 

     Особенности развития миграционной ситуации в Российской Федерации в последнее десятилетие обусловлены политическими и социально-экономическими переменами. Правительство России в этих условиях формирует активную миграционную политику, для осуществления которой в стране была принята «Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации». Инициатором ее разработки выступила Федеральная миграционная служба МВД РФ [7] .В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 февраля 2002 года функции федерального органа исполнительной власти по миграционной службе переданы Министерству внутренних дел Российской Федерации. В его структуре создано новое подразделение – Федеральная миграционная служба МВД России [23]. Одними из главных ее задач являются регулирование миграционных процессов в Российской Федерации и борьба с незаконной миграцией. 

     Основными направлениями деятельности по регулированию  миграционных процессов являются:

     в области обеспечения контроля за иммиграционными процессами в Российской Федерации

  • разработка и создание единой системы иммиграционного контроля на территории Российской Федерации;
  • совершенствование деятельности государственных органов исполнительной власти, осуществляющих иммиграционный контроль на территории Российской Федерации, координация их взаимодействия с органами пограничного и таможенного контроля;
  • активизация договорного процесса с государствами - участниками Содружества Независимых Государств и заключение двусторонних и многосторонних соглашений в рамках Содружества, определяющих ответственность сторон за поощрение или непротиводействие незаконной миграции, в том числе незаконной трудовой миграции, за нарушение границ Содружества, а также согласование порядка выдачи виз в пределах Содружества Независимых Государств;
  • усиление ответственности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за нарушение миграционного законодательства Российской Федерации;
  • повышение ответственности руководителей организаций независимо от их организационно-правовой формы за незаконное использование иностранных работников;
  • предоставление соответствующими федеральными органами исполнительной власти иностранным гражданам информации о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации и о порядке приобретения гражданства Российской Федерации;
  • расширение договорной базы и обмен с иммиграционными органами иностранных государств информацией по проблемам, связанным с незаконной миграцией, и по другим вопросам в области регулирования миграционных процессов;
  • обеспечение прав иммигрантов и контроль за соблюдением ими своих обязанностей, содействие добровольному возвращению беженцев в места их прежнего проживания;
  • реализация мер по выдворению незаконных иммигрантов из Российской Федерации в государства гражданской принадлежности или постоянного проживания;

     в области создания условий для  интеграции вынужденных мигрантов  в Российской Федерации

  • установление квот распределения по субъектам Российской Федерации лиц, признанных беженцами, и лиц, получивших временное убежище на территории Российской Федерации;
  • разработка эффективного механизма использования средств бюджетов всех уровней, направляемых на прием и обустройство вынужденных мигрантов;
  • создание условий для социально-бытового обустройства вынужденных мигрантов, их интеграции на рынке труда, вступления в профессиональные союзы, реализации их конституционных прав и свобод человека и гражданина;
  • развитие взаимопонимания между местным населением и переселенцами, обеспечение гармоничного сочетания прав и интересов граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации;
  • создание социально-экономических условий для выполнения международных обязательств Российской Федерации по приему лиц, ищущих временное убежище на территории Российской Федерации, разработка и реализация специальных программ по их культурной и языковой адаптации;
  • создание региональных и межрегиональных систем обмена информацией о возможностях обустройства вынужденных мигрантов;
  • государственная поддержка в приоритетном порядке социально незащищенных категорий вынужденных мигрантов, а также лиц, прибывших в Российскую Федерацию в условиях чрезвычайных обстоятельств;
  • обеспечение согласованности государственной помощи вынужденным мигрантам с экономическими возможностями страны;

     в области содействия привлечению  иммигрантов на работу в Российскую Федерацию, исходя из необходимости  обеспечения экономики страны трудовыми  ресурсами

  • разработка механизма привлечения иммигрантов с учетом государства их происхождения, профессиональных и иных характеристик;
  • обеспечение сбалансированности национального рынка труда с учётом принципа преимущественного трудоустройства граждан Российской Федерации;
  • создание условий для легальной трудовой деятельности иммигрантов;
  • разработка механизма управления расселением иммигрантов по территории страны, исходя из интересов социально-экономического развития регионов, с учётом потребности региональных рынков труда и демографической ситуации;
  • привлечение иммигрантов на временной и постоянной основе в соответствии с обоснованной потребностью субъектов Российской Федерации;
  • разработка мер по содействию адаптации иммигрантов и интеграции их в российское общество;
  • сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с переселенческими и общественными объединениями;

Информация о работе Государственное регулирование миграционных процессов