Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 15:21, курсовая работа
Цель работы: провести анализ механизма государственного управления миграцией и основные направления его совершенствования.
Соответственно, к основным задачам работы можно отнести:
1) рассмотрение теоретических основ государственного регулирования
миграционных процессов;
2) провести анализ государственного регулирования миграций в РФ;
3) наметить основные направления совершенствования
государственного регулирования миграций в РФ.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ……………………. 5
1.1. Понятие и сущность миграции……………………………………... 5
1.2.Цели и задачи государственного регулирования
миграционных процессов………………………………………………. 8
Глава 2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
МИГРАЦИИ В РФ……………………………………………………………… 12
2.1. Оценка миграционной ситуации в РФ……………………………… 12
2.2. Незаконная миграция и ее последствия………………………….. 26
2.3. Основные направления государственного регулирования
миграционных процессов в РФ………………………………………. 33
Глава 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИЙ В РФ………… 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………. 49
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………. 51
Самые больные проблемы мигрантов: трудности легализации статуса, отрыв от семьи, отсутствие медицинской помощи, плохое жилье. К этому добавляются трудности интеграции, негативное отношение властей и нетолерантность принимающего общества.
Анализ миграционных ориентации и намерений мигрантов позволил выделить две основные стратегии: 1) получить российское гражданство и остаться в России; 2) быстро заработать и уехать домой. Чаще всего в планах респондентов - пребывать в России около года, однако наиболее частый срок пребывания в данный приезд составляет около 6 месяцев [24].
Отдельные группы мигрантов
Наиболее уязвимой группой незаконных мигрантов являются лица, ищущие убежища, не получившие статус беженцев в России, подавляющее большинство которых составляют афганцы. Эти незаконные мигранты не имеют возможности вернуться домой, где сохраняется опасность для их жизни. Лидеры афганских общин в течение последних 7 лет оценивают масштабы афганского присутствия в 100-150 тысяч. Это дает основание говорить о том, что продолжения массового притока незаконных мигрантов из Афганистана в Россию не происходит, даже военные действия США в Афганистане его не спровоцировали.
В основном они заняты в неформальном секторе из-за отсутствия правового статуса (собственный торговый бизнес, подсобная работа в торговом бизнесе у земляков и сфера услуг - 61%).
Обследование 406 китайских мигрантов, а также китайских землячеств (общин) в Москве, Иркутске, Хабаровске, Владивостоке, а также анализ материалов, собранных в Благовещенске, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Барнауле и Белокурихе (Алтайский край), показали, что Россия, как и весь мир, переживает переломный момент - начало формирования новых условий глобального роста китайской миграции и развития китайских землячеств. Завершился период во многом стихийного становления и численного роста китайских землячеств и начался этап организованного их количественного роста и развития их предпринимательской деятельности.
В
настоящее время оценка максимальной
численности китайских
Главная черта китайской миграции заключается в постоянстве персонального состава основной части мигрантов, совершающих систематические поездки в КНР и обратно в Россию. Китайские предприниматели стали широко применять вахтовый метод работы своих работников в России. Значительная часть мигрантов является наёмными работниками либо доверенными лицами китайских фирм. Свыше 38% мигрантов более или менее постоянно работают по найму. Значительная часть самостоятельных предпринимателей, не прибегающих к найму рабочей силы, на самом деле работает по поручению торговых и промышленных фирм, находящихся как в Китае, так и в России. Если на протяжении большей части 1990-х годов китайскую миграцию формировали одиночки, на собственный страх и риск направлявшиеся на заработки в Россию, то в конце 1990-х они стали органичной частью китайской торгово-промышленной структуры.
Опрос 185 корейских мигрантов из Южной Кореи, КНДР, КНР и государств Средней Азии в Москве, Владивостоке и Уссурийске (Приморский край) показал, что корейская иммиграция в Россию в настоящее время носит ярко выраженный экономический характер. И хотя только 30% опрошенных прямо назвали целью своего приезда в Россию бизнес, фактически, и направленные на работу в представительства южнокорейских фирм (11%), и приехавшие в Россию на учёбу (19%) видят своей основной целью открытие здесь в перспективе своего собственного дела [24].
По оценкам, численность корейских мигрантов в России, сохраняющих иностранное гражданство, составляет около 50 тысяч человек, в том числе, около 10 тысяч в Москве и Московской области, и 35-40 тысяч на Дальнем Востоке России (в Приморье и Приамурье).
Основной
род занятий корейских
Опрос 226 вьетнамских незаконных мигрантов в Москве, Санкт-Петербурге и Владивостоке показал, что они в той или иной мере опираются на помощь четырех официально зарегистрированных организаций вьетнамской общины в России. В сфере организации бизнеса ею пользуются 17-29% респондентов, в осуществлении инвестиций 7-12%, в улаживании спорных проблем 14-21%, в проведении маркетинга 4-20% (больше всего в Москве), в получении консультаций 21-30%, в защите прав человека 12-27%. В то же время, отношение вьетнамских властей к соотечественникам в России заметно и невыгодно отличается от пекинских. Ханой, проявляя полную готовность принимать "дары" от мигрантов, крайне осторожно относится к защите их прав, особенно в конфликтных ситуациях.
Численность вьетнамских мигрантов в России оценивается в 80-100 тысяч человек, в том числе в Москве - от 20 до 50 тысяч [24].
Данные обследований разных участков границы РФ и опроса 163 незаконных мигрантов из стран за пределами бывшего СССР, задержанных на пограничных пунктах, показали, что основными направлениями потоков незаконной миграции являются: а) на въезд в Российскую Федерацию - российско-китайский, российско-монгольский и российско-казахстанский участки государственной границы, воздушные пункты пропуска Москвы и Санкт-Петербурга; б) на выезд из Российской Федерации - российско-финляндская граница, граница с государствами Балтии, российско-украинская граница, воздушные пункты пропуска Москвы и Санкт-Петербурга, основной поток незаконной миграции в Российскую Федерацию идет через границу с Республикой Казахстан. Основные страны исхода - Бангладеш, Шри-Ланка, Индия.
Большая часть опрошенных въехали в Россию по гостевым (39%), туристическим (31%) и учебным (11%) визам. Часть респондентов въехала в Россию без виз (16%), используя безвизовый режим въезда со странами СНГ, а также незаконно пересекли границу (3%).
Опрос 386 мигрантов из Молдавии, проведенный в поездах Кишинев-Москва-Кишинев, на пути в Россию и при возвращении домой, показал, что 90% общего потока составляют незаконные трудовые мигранты. Общая численность незаконных мигрантов из Молдавии в России оценивается в 50-100 тысяч человек. Особенностью этого потока является большая доля выходцев из сельской местности - 34%. Незаконные мигранты из Молдавии представляют поток временной трудовой, даже преимущественно сезонной миграции в Россию [24].
Исследование правовых аспектов проблемы незаконной миграции
Исследование
показало, что действующее иммиграционное
законодательство содержит значительные
пробелы, в частности, отсутствует
законодательное определение
Говоря
в целом, проблема незаконной миграции
в России должна рассматриваться в тесной
связи с совершенствованием действующего
миграционного законодательства и широким
информированием и мигрантов, и гражданского
общества о необходимости предотвращения
такой миграции. Государству необходимы
обратная связь с ними и координация с
мигрантскими организациями, общинами
и группами соотечественников для поддержки
указанной деятельности [24].
2.3.
Основные направления
Особенности
развития миграционной ситуации в Российской
Федерации в последнее десятилетие обусловлены
политическими и социально-экономическими
переменами. Правительство России в этих
условиях формирует активную миграционную
политику, для осуществления которой в
стране была принята «Концепция регулирования
миграционных процессов в Российской
Федерации».
Инициатором ее разработки выступила
Федеральная миграционная служба МВД
РФ [7] .В соответствии с Указом
Президента Российской Федерации от 23
февраля 2002 года функции федерального
органа исполнительной власти по миграционной
службе переданы Министерству внутренних
дел Российской Федерации. В его структуре
создано новое подразделение – Федеральная
миграционная служба МВД России [23]. Одними
из главных ее задач являются регулирование
миграционных процессов в Российской
Федерации и борьба с незаконной миграцией.
Основными направлениями деятельности по регулированию миграционных процессов являются:
в области обеспечения контроля за иммиграционными процессами в Российской Федерации
в области создания условий для интеграции вынужденных мигрантов в Российской Федерации
в области содействия привлечению иммигрантов на работу в Российскую Федерацию, исходя из необходимости обеспечения экономики страны трудовыми ресурсами
Информация о работе Государственное регулирование миграционных процессов