Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 15:21, курсовая работа
Цель работы: провести анализ механизма государственного управления миграцией и основные направления его совершенствования.
Соответственно, к основным задачам работы можно отнести:
1) рассмотрение теоретических основ государственного регулирования
миграционных процессов;
2) провести анализ государственного регулирования миграций в РФ;
3) наметить основные направления совершенствования
государственного регулирования миграций в РФ.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ……………………. 5
1.1. Понятие и сущность миграции……………………………………... 5
1.2.Цели и задачи государственного регулирования
миграционных процессов………………………………………………. 8
Глава 2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
МИГРАЦИИ В РФ……………………………………………………………… 12
2.1. Оценка миграционной ситуации в РФ……………………………… 12
2.2. Незаконная миграция и ее последствия………………………….. 26
2.3. Основные направления государственного регулирования
миграционных процессов в РФ………………………………………. 33
Глава 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИЙ В РФ………… 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………. 49
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………. 51
Быстрее
всего сокращается население
северных районов Дальнего Востока:
по сравнению с 1989 г. население Чукотки
и Магаданской области
Отток населения с севера - результат поворота экономики к рыночным отношениям, благодаря которым сразу же обнаружилась неэффективность его хозяйства [16].
Результаты анализа показывают, что помимо севера наиболее высокими показателями миграционного неблагополучия характеризуются сельскохозяйственные районы, особенно Черноземья и северо-запада страны.
Причем в результате миграций как правило вымывается местная молодежь, а оседает много пенсионеров, вернувшихся с севера, демобилизовавшихся из вооруженных сил, а также иммигранты из стран СНГ и Балтии. Это способствует ускоренному старению населения, росту смертности и снижению репродуктивного и трудового потенциала села.
Так, например, в 2000 году в сельской местности десяти областей, входящих в Ассоциацию “Черноземье”, доля лиц старше 60 лет колебалась от 27% в Новгородской области до 31,7% в Курской области, против 21% в целом по сельскому населению Российской Федерации.
Активизация негативных миграционных и демографических процессов в центральном регионе вызвана кризисом сельскохозяйственного производства и упадком малых городов и рабочих поселков.
В
то же время благодаря миграционному
притоку населения
С другой стороны, поворот к рынку усилил привлекательность освоенных районов с развитой инфраструктурой, довольно плотно населенных и выдвинутых в сторону развитых западных стран. Именно в этих районах быстрее, чем в других местах развивается частное предпринимательство и существуют лучшие условия для альтернативных заработков.
Мигранты из стран СНГ и Балтии тоже предпочитают селиться в центральных и юго-западных районах. В последнее десятилетие получили приток населения Волго-Вятский, Центрально-Черноземный районы и Урал, большинство областей северо-западной и центральной России, ранее в течение длительного времени отдававших население.
Тем не менее, приток мигрантов не смог полностью компенсировать естественную убыль населения даже в этих районах интенсивного притока. Поэтому говорить об их перенаселенности не приходится.
К основным характеристикам, отражающим особенности миграционных потоков, можно отнести интенсивность, направление миграционных потоков, состав, мотивы перемещения мигрантов, степень легализации перемещений, степень приживаемости мигрантов, особенности размещения мигрантов по территории вселения. В соответствии этим была составлена систематизационная таблица, в которой отражены основные особенности современных внутренних и внешних миграционных процессов в России (приложение 1).
По данным таблицы можно констатировать:
Анализируя характеристики миграционных процессов в России, необходимо начать с внутренней миграции, поскольку она является основной составляющей (почти 90%) общего миграционного оборота в России.
За последние 10 лет миграционная активность населения России сократилась.
Число внутренних перемещений уменьшилось более чем на 1/3, причем отмечается более высокая миграционная активность сельских жителей по сравнению с городскими. Это обстоятельство объясняется более низкими доходами сельского населения, которое стремится в промышленные районы, сосредоточенные в основном в Европейской части России. В целом география внутренних межрегиональных потоков не изменилась. Однако на сегодняшний день среди регионов страны более четко можно выделить принимающие и отдающие население. Принимающие регионы размещены компактно и соответствуют густонаселенным территориям, в которых сосредоточено 80% населения (120 млн. чел.). Данная зона располагается от Калининградской до Новосибирской области (юг Западной Сибири) и от Карелии (исключая остальную территорию Европейского Севера) до Краснодарского края. Регионы, отдающие население, расположены некомпактно. В целом на этой территории проживает 17% населения (26 млн. чел.). К ним относятся северная часть Урала, Восточная Сибирь, Дальний Восток, Дагестан, Чечня, Ингушетия. Причинами, вынуждающими россиян переезжать в другие регионы страны, являются: военные действия, обострение межнациональных отношений, а также причины экономического характера – потеря работы, невыплата заработной платы, а значит, и снижение жизненного уровня, отсутствие уверенности в завтрашнем дне [21].
Практически все принимающие регионы России в большей или меньшей степени подвержены кризису, что препятствует успешному обустройству и социальной адаптации вынужденных переселенцев. Характеризуя социально – экономические процессы, протекающие в принимающих районах, можно отметить, что они в целом совпадают с общероссийскими: происходит падение уровня производства, отрасли с прежде благополучной динамикой показателей в последние 3 - 4 года стали испытывать определенные сложности. Несмотря на довольно высокий уровень приватизации собственности в промышленности и сфере обслуживания, эффективность работы этих отраслей по-прежнему мала; сохраняется низкий уровень денежных доходов населения, сдерживающий развитие внутреннего рынка товаров и услуг; развитие мелкого частного предпринимательства в настоящее время также не рассматривается специалистами в качестве существенного резерва занятости не только мигрантов, но и коренного населения. Скрытая безработица порождает довольно неблагоприятную ситуацию для вынужденных переселенцев и беженцев на рынке труда, поскольку их профессиональный состав близок к профессиональному составу местных кадров. Область сельского хозяйства не располагает возможностями для развития фермерства, в среде которого могла бы найти работу часть переселенцев. Наблюдается затягивание сроков обустройства и социальной адаптации вынужденных переселенцев и беженцев, ухудшение и материального и социального положения, что способно воспроизводить и поддерживать на высоком уровне негативно – конфликтный потенциал в общественном сознании. Свидетельством этого могут служить такие данные социологического исследования: свое материальное положение как бедственное оценивают 27% опрошенных переселенцев, а 66% испытывают серьезное материальное затруднение.
Наибольшие потери от переезда понесли работники здравоохранения, финансово-экономической сферы и лица, бывшие в ближнем зарубежье безработными. Негативно оценивают условия жизни и труда, по сравнению с теми, которые они имели на прежнем месте жительства, 46% опрошенных.
Несомненно, что консервация такой ситуации чревата социальным конфликтом. Следует учитывать, что среди видов помощи, в которой наиболее остро нуждаются мигранты, преобладают вполне «земные», а не оторванные от реальности фантазии и прихоти. Следует отметить довольно низкую оценку переселенцами деятельности областных миграционных служб, упускающих из сферы своего внимания перемещение мигрантов, учет их проблем, необходимость проведения разъяснения законодательства об их правах и статусе, критериях отнесения к беженцам и вынужденным переселенцам. Не случайно, называя причины неоформления статуса, многие респонденты отвечали, что, по их мнению, это не влечет за собой никакого улучшения в условиях жизни (40%), что это сложная бюрократическая процедура (28%), что не знают, как это делать и куда обращаться (19%). В немалой степени низкий авторитет областных миграционных служб объясняется неудовлетворительным организационно – техническим и финансовым обеспечением. Поскольку такая картина характерна для всех без исключения принимающих регионов, это, в свою очередь, заставляет переселенцев брать инициативу в свои руки. В ряде регионов эффективно действуют созданные на базе объединений вынужденных переселенцев «общественные приемные», где зачастую и находят себе применение высококвалифицированные юристы, экономисты, психологи и другие специалисты из числа вынужденных мигрантов [14].
Социально—экономические
трудности в обустройстве вынужденных
переселенцев, юридическая, экономическая,
социальная непроработанность этих вопросов,
негативное отношение определенной части
жителей принимающих регионов к этой категории
граждан увеличивают вероятность возрастания
объема возвратной миграции переселенцев
в прежние места проживания. Новую волну
миграции в ближайшие годы может вызвать
и уже вызывает принятый закон «О пенсионном
обеспечении», который увеличил возраст
для выхода на пенсию гражданам Казахстана
(женщинам – до 60 лет и мужчинам – до 65
лет). Фактически этим актом предполагается
за счет России, а также за счет людей предпенсионного
возраста, не желающих проживать в Казахстане
до 65 лет, чтобы получить потом скудную
пенсию, и сейчас уже в 55 – 57 лет покидающих
это государство, сократить расходы на
содержание ветеранов, которые вложили
свой труд в экономику этого государства.
По некоторым расчетам демографов, в случае
продолжения подобной политики, удельный
вес казахов с 44,3% в 1995 г. ,60% в 2005 г., а в 2015
г. – 80%. Исследования показывают, что во
всей работе по приему, обустройству и
социальной адаптации вынужденных переселенцев
и беженцев из стран ближнего зарубежья
на территории Российской Федерации преобладает
формально – механический подход, ориентация
на «усредненного переселенца». К сожалению,
совершенно не учитываются и даже не берутся
в расчет наработки ученых – антропологов
о существовании «культурной дистанции»
даже среди жителей разных регионов одной
страны и методах ее регулирования. Возможно,
федеральную миграционную программу,
аналогичные документы на более отдаленную
перспективу следует дополнить соответствующими
разделами, в которых целесообразно сформулировать
блок комплексных мероприятий по учету
фактора социальной адаптации вынужденных
переселенцев и беженцев[14].
2.2.
Незаконная миграция и ее
После введения закона о свободе въезда и выезда в России получила развитие незаконная миграция, масштабы которой оцениваются в 1-1,5 млн человек.
Для изучения феномена незаконной миграции в России в рамках Московской исследовательской программы по миграции с июня 2001 по декабрь 2002 года, было проведено исследование, основанное на ряде социологических опросов. В итоге было опрошено более 3000 незаконных мигрантов [24].
Оценка численности незаконных мигрантов в обследованных регионах России (Москва, Санкт-Петербург, Саратов, Ростов-на-Дону, Ставрополь, Владивосток, Хабаровск и прилегающие области, Республика Бурятия, Омская и Оренбургская области) варьирует от 0,5 до 3% населения, в Москве она составляет более 10%. Численность незаконных мигрантов растет и, по-видимому, будет продолжать расти вследствие уменьшения легального пространства для внешних миграций с введением нового российского законодательства и дефицита рабочей силы в условиях демографического кризиса и стабилизации экономики.
Данные опроса 1225 незаконных мигрантов показали, что около 90% потоков незаконной миграции идет в Россию из стран СНГ, остальные - из стран дальнего зарубежья, прежде всего, из Юго-Восточной Азии. Большинство мигрантов приезжает из крупных городов и столиц (около 60%) или из небольших городов (около 25%), мигрантов из села мало (не более 15%).
Из трех составляющих нелегальной миграции (нелегальный въезд, нелегальное пребывание и нелегальная занятость) в России наиболее распространена нелегальная занятость. Разрешение на работу имеют менее 30% опрошенных, регистрацию по месту проживания - около 50%.
Работодатели привыкают нанимать не местных работников и работать вне правового поля, что обеспечивает им определенную гибкость, дешевую рабочую силу, отсутствие социальных расходов, уход от налогов. В экономическом смысле такая "привычка" означает, что имеет место не просто случайный найм случайного работника, а создается и воспроизводится определенный порядок, обеспечивающий найм именно мигрантов [24] .
Неработающих нелегалов в России, по результатам опроса, около 10%. Остальные либо работают, либо учатся, зачастую совмещая это с работой. Чаще всего это работа в торговой сфере - более 30% опрошенных, в сфере услуг - около 25% или в строительстве - 20%. Из работающих нелегалов около 60% работают по найму, из них чуть меньше половины - на постоянной основе. Работа зачастую выбирается та, которая попадется (40%), а не та на которой больше платят (29%) или где лучше условия труда (16%). Это труд, требующий либо средней квалификации (52%), либо неквалифицированный (27%). Квалифицированным профессиональным трудом (по мнению самих нелегалов) занято не более 1/5 опрошенных.
На первом месте среди причин отъезда мигрантов из своих стран стоит отсутствие работы. Постоянную работу на их родине имели около 30% мигрантов, около 20% были студентами и 16% имели временную работу. Ведущие причины иммиграции в Россию - экономические. Средняя зарплата трудовых мигрантов в России в 4-5 раз выше, чем на родине. Более 30% мигрантов посылают часть заработанных денег на родину. В среднем опрошенные мигранты посылают домой по 80 долл. в месяц, в основном делается это через проводников или друзей, так что и в этой части официальные каналы обходятся стороной. За весь истекший период пребывания в России (к моменту опроса) средний мигрант послал домой около 1700 долларов США.
Низкий уровень формализации отношений занятости у трудовых мигрантов (только 27% имеют письменный контракт с работодателем), безусловно, сказывается на социальной и личной защищенности работающих мигрантов. Мигранты, занятые в неформальном секторе, практически беззащитны перед любыми нарушениями их прав и условий договора.
Информация о работе Государственное регулирование миграционных процессов