Государственное регулирование миграционных процессов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 15:21, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: провести анализ механизма государственного управления миграцией и основные направления его совершенствования.

Соответственно, к основным задачам работы можно отнести:

1) рассмотрение теоретических основ государственного регулирования

миграционных процессов;

2) провести анализ государственного регулирования миграций в РФ;

3) наметить основные направления совершенствования

государственного регулирования миграций в РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ……………………. 5

1.1. Понятие и сущность миграции……………………………………... 5

1.2.Цели и задачи государственного регулирования

миграционных процессов………………………………………………. 8

Глава 2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

МИГРАЦИИ В РФ……………………………………………………………… 12

2.1. Оценка миграционной ситуации в РФ……………………………… 12

2.2. Незаконная миграция и ее последствия………………………….. 26

2.3. Основные направления государственного регулирования

миграционных процессов в РФ………………………………………. 33

Глава 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИЙ В РФ………… 42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 46

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………. 49

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………. 51

Работа содержит 1 файл

Курсовая.ГРЭ.doc

— 295.00 Кб (Скачать)
 

     Быстрее всего сокращается население  северных районов Дальнего Востока: по сравнению с 1989 г. население Чукотки  и Магаданской области уменьшилось  наполовину, Камчатской почти на 20%, Сахалинской - на 15%.

     Отток населения с севера - результат  поворота экономики к рыночным отношениям, благодаря которым сразу же обнаружилась неэффективность его хозяйства [16].

     Результаты  анализа показывают, что помимо севера наиболее высокими показателями миграционного неблагополучия характеризуются сельскохозяйственные районы, особенно Черноземья и северо-запада страны.

     Причем  в результате миграций как правило  вымывается местная молодежь, а оседает  много пенсионеров, вернувшихся  с севера, демобилизовавшихся из вооруженных сил, а также иммигранты из стран СНГ и Балтии. Это способствует ускоренному старению населения, росту смертности и снижению репродуктивного и трудового потенциала села.

     Так, например, в 2000 году в сельской местности  десяти областей, входящих в Ассоциацию “Черноземье”, доля лиц старше 60 лет колебалась от 27% в Новгородской области до 31,7% в Курской области, против 21% в целом по сельскому населению Российской Федерации.

     Активизация негативных миграционных и демографических  процессов в центральном регионе вызвана кризисом сельскохозяйственного производства и упадком малых городов и рабочих поселков.

     В то же время благодаря миграционному  притоку населения демографическая  ситуация в европейской части  страны все же лучше, чем в азиатской. Углубляющийся кризис в естественной убыли населения здесь сосуществует с миграционной подпиткой (заметную роль в ней играют переселенцы из стран СНГ и регионов политической нестабильности). Но приток мигрантов не компенсирует естественную убыль населения в этих районах. В 1995-1999 гг. десять областей, входящих в Ассоциацию “Черноземье”, потеряли в результате естественной убыли населения вследствие превышения числа умерших над числом родившихся свыше полумиллиона человек. Положительное сальдо миграции за этот же период в размере 342,5 тыс. человек уменьшило потери населения и трудовых ресурсов. Однако во всех областях, за исключением Белгородской, естественная убыль превышала миграционный прирост населения.

     С другой стороны, поворот к рынку  усилил привлекательность освоенных районов с развитой инфраструктурой, довольно плотно населенных и выдвинутых в сторону развитых западных стран. Именно в этих районах быстрее, чем в других местах развивается частное предпринимательство и существуют лучшие условия для альтернативных заработков.

     Мигранты  из стран СНГ и Балтии тоже предпочитают селиться в центральных и юго-западных районах. В последнее десятилетие  получили приток населения Волго-Вятский, Центрально-Черноземный районы и  Урал, большинство областей северо-западной и центральной России, ранее в течение длительного времени отдававших население.

     Тем не менее, приток мигрантов не смог полностью компенсировать естественную убыль населения даже в этих районах  интенсивного притока. Поэтому говорить об их перенаселенности не приходится.

     К основным характеристикам, отражающим особенности миграционных потоков, можно отнести интенсивность, направление миграционных потоков, состав, мотивы перемещения мигрантов, степень легализации перемещений, степень приживаемости мигрантов, особенности размещения мигрантов по территории вселения. В соответствии  этим была составлена систематизационная таблица, в которой отражены основные особенности современных внутренних и внешних миграционных процессов в России (приложение 1).

     По  данным таблицы можно констатировать:

    • активное вовлечение России в миграционный обмен на разных          уровнях, как на международном, так и на государственном;
    • увеличение доли семейной миграции и снижение доли мигрантов трудоспособного возраста, свидетельствующие о снижении роли миграции населения в регулировании демографических процессов (это очень важно, особенно для России, в которой на сегодняшний день отмечается демографический кризис);
    • низкую степень приживаемости мигрантов, преобладание среди них «нелегалов», беженцев, вынужденных переселенцев практическое совпадение ареалов концентрации внешних и внутренних мигрантов на территории России, что приводит к обострению ситуации на рынке жилья, труда, увеличению нагрузки на социальную инфраструктуру.

     Анализируя  характеристики миграционных процессов в России, необходимо начать с внутренней миграции, поскольку она является основной составляющей (почти 90%) общего миграционного оборота в России.

     За  последние 10 лет миграционная активность населения России сократилась.

     Число внутренних перемещений уменьшилось  более чем на 1/3, причем отмечается более высокая миграционная активность сельских жителей по сравнению с городскими. Это обстоятельство объясняется более низкими доходами сельского населения, которое стремится в промышленные районы, сосредоточенные в основном в Европейской части России. В целом география внутренних межрегиональных потоков не изменилась. Однако на сегодняшний день среди регионов страны более четко можно выделить принимающие и отдающие население. Принимающие регионы размещены компактно и соответствуют густонаселенным территориям, в которых сосредоточено 80% населения (120 млн. чел.). Данная зона располагается от Калининградской до Новосибирской области (юг Западной Сибири) и от Карелии (исключая остальную территорию Европейского Севера) до Краснодарского края. Регионы, отдающие население, расположены некомпактно. В целом на этой территории проживает 17% населения (26 млн. чел.).  К ним относятся северная часть Урала, Восточная Сибирь, Дальний Восток,  Дагестан, Чечня, Ингушетия. Причинами, вынуждающими россиян переезжать в другие регионы страны, являются: военные действия, обострение межнациональных отношений, а также причины экономического характера – потеря работы, невыплата заработной платы, а значит, и снижение жизненного уровня, отсутствие уверенности в завтрашнем дне [21].

     Практически все принимающие регионы России в большей или меньшей степени подвержены кризису, что препятствует успешному обустройству и социальной адаптации вынужденных переселенцев. Характеризуя социально – экономические процессы, протекающие в принимающих районах, можно отметить, что они в целом совпадают с общероссийскими: происходит падение уровня производства, отрасли с прежде благополучной динамикой показателей в последние 3 - 4 года стали испытывать определенные сложности. Несмотря на довольно высокий уровень приватизации собственности в промышленности и сфере обслуживания, эффективность работы этих отраслей по-прежнему мала; сохраняется низкий уровень денежных доходов населения, сдерживающий развитие внутреннего рынка товаров и услуг; развитие мелкого частного предпринимательства в настоящее  время также не рассматривается специалистами в качестве существенного резерва занятости не только мигрантов, но и коренного населения. Скрытая безработица порождает довольно неблагоприятную ситуацию для вынужденных переселенцев и беженцев на рынке труда, поскольку их профессиональный состав близок к профессиональному составу местных кадров. Область сельского хозяйства не располагает возможностями для развития фермерства, в среде которого могла бы найти работу часть переселенцев. Наблюдается затягивание сроков обустройства и социальной адаптации вынужденных переселенцев и беженцев, ухудшение и материального и социального положения, что способно воспроизводить и поддерживать на высоком уровне негативно – конфликтный потенциал в общественном сознании. Свидетельством этого могут служить такие данные социологического исследования: свое материальное положение как бедственное оценивают 27% опрошенных переселенцев, а 66% испытывают серьезное материальное затруднение.

     Наибольшие  потери от переезда понесли работники  здравоохранения, финансово-экономической сферы и лица, бывшие в ближнем зарубежье безработными. Негативно оценивают условия жизни и труда, по сравнению с теми, которые они имели на прежнем месте жительства, 46% опрошенных.

     Несомненно, что консервация такой ситуации чревата социальным конфликтом. Следует учитывать, что среди видов помощи, в которой наиболее остро нуждаются мигранты, преобладают вполне «земные», а не оторванные от реальности фантазии и прихоти. Следует отметить довольно низкую оценку переселенцами деятельности областных миграционных служб, упускающих из сферы своего внимания перемещение мигрантов, учет их проблем, необходимость проведения разъяснения законодательства об их правах и статусе, критериях отнесения к беженцам и вынужденным переселенцам. Не случайно, называя причины неоформления статуса, многие респонденты отвечали, что, по их мнению, это не влечет за собой никакого улучшения в условиях жизни (40%), что это сложная бюрократическая процедура (28%), что не знают, как это делать и куда обращаться (19%). В немалой степени низкий авторитет областных миграционных служб объясняется неудовлетворительным организационно – техническим и финансовым обеспечением. Поскольку такая картина характерна для всех без исключения принимающих регионов, это, в свою очередь, заставляет переселенцев брать инициативу в свои руки. В ряде регионов эффективно действуют созданные на базе объединений вынужденных переселенцев «общественные приемные», где зачастую и находят себе применение высококвалифицированные юристы, экономисты, психологи и другие специалисты из числа вынужденных мигрантов  [14].

     Социально—экономические трудности в обустройстве вынужденных  переселенцев, юридическая, экономическая, социальная непроработанность этих вопросов, негативное отношение определенной части жителей принимающих регионов к этой категории граждан увеличивают вероятность возрастания объема возвратной миграции переселенцев в прежние места проживания. Новую волну миграции в ближайшие годы может вызвать и уже вызывает принятый закон «О пенсионном обеспечении», который увеличил возраст для выхода на пенсию гражданам Казахстана (женщинам – до 60 лет и мужчинам – до 65 лет). Фактически этим актом предполагается за счет России, а также за счет людей предпенсионного возраста, не желающих проживать в Казахстане до 65 лет, чтобы получить потом скудную пенсию, и сейчас уже в 55 – 57 лет покидающих это государство, сократить расходы на содержание ветеранов, которые вложили свой труд в экономику этого государства. По некоторым расчетам демографов, в случае продолжения подобной политики, удельный вес казахов с 44,3% в 1995 г. ,60% в 2005 г., а в 2015 г. – 80%. Исследования показывают, что во всей работе по приему, обустройству и социальной адаптации вынужденных переселенцев и беженцев из стран ближнего зарубежья на территории Российской Федерации преобладает формально – механический подход, ориентация на «усредненного переселенца». К сожалению, совершенно не учитываются и даже не берутся в расчет наработки ученых – антропологов о существовании «культурной дистанции» даже среди жителей разных регионов одной страны и методах ее регулирования. Возможно, федеральную миграционную программу, аналогичные документы на более отдаленную перспективу следует дополнить соответствующими разделами, в которых целесообразно сформулировать блок комплексных мероприятий по учету фактора социальной адаптации вынужденных переселенцев и беженцев[14].  
 
 

     2.2.  Незаконная миграция и ее последствия 

     После введения закона о свободе въезда и выезда в России получила развитие незаконная миграция, масштабы которой  оцениваются в 1-1,5 млн человек.

     Для изучения феномена незаконной миграции в России в рамках Московской исследовательской программы по миграции с июня 2001 по декабрь 2002 года, было проведено исследование, основанное на ряде социологических опросов. В итоге было опрошено более 3000 незаконных мигрантов [24].

     Оценка  численности незаконных мигрантов в обследованных регионах России (Москва, Санкт-Петербург, Саратов, Ростов-на-Дону, Ставрополь, Владивосток, Хабаровск и прилегающие области, Республика Бурятия, Омская и Оренбургская области) варьирует от 0,5 до 3% населения, в Москве она составляет более 10%. Численность незаконных мигрантов растет и, по-видимому, будет продолжать расти вследствие уменьшения легального пространства для внешних миграций с введением нового российского законодательства и дефицита рабочей силы в условиях демографического кризиса и стабилизации экономики.

     Данные  опроса 1225 незаконных мигрантов показали, что около 90% потоков незаконной миграции идет в Россию из стран  СНГ, остальные - из стран дальнего зарубежья, прежде всего, из Юго-Восточной Азии. Большинство мигрантов приезжает из крупных городов и столиц (около 60%) или из небольших городов (около 25%), мигрантов из села мало (не более 15%).

     Из  трех составляющих нелегальной миграции (нелегальный въезд, нелегальное  пребывание и нелегальная занятость) в России наиболее распространена нелегальная занятость. Разрешение на работу имеют менее 30% опрошенных, регистрацию по месту проживания - около 50%.

     Работодатели привыкают нанимать не местных работников и работать вне правового поля, что обеспечивает им определенную гибкость, дешевую рабочую силу, отсутствие социальных расходов, уход от налогов. В экономическом смысле такая "привычка" означает, что имеет место не просто случайный найм случайного работника, а создается и воспроизводится определенный порядок, обеспечивающий найм именно мигрантов [24] .

     Неработающих  нелегалов в России, по результатам  опроса, около 10%. Остальные либо работают, либо учатся, зачастую совмещая это  с работой. Чаще всего это работа в торговой сфере - более 30% опрошенных, в сфере услуг - около 25% или в строительстве - 20%. Из работающих нелегалов около 60% работают по найму, из них чуть меньше половины - на постоянной основе. Работа зачастую выбирается та, которая попадется (40%), а не та на которой больше платят (29%) или где лучше условия труда (16%). Это труд, требующий либо средней квалификации (52%), либо неквалифицированный (27%). Квалифицированным профессиональным трудом (по мнению самих нелегалов) занято не более 1/5 опрошенных.

     На  первом месте среди причин отъезда  мигрантов из своих стран стоит отсутствие работы. Постоянную работу на их родине имели около 30% мигрантов, около 20% были студентами и 16% имели временную работу. Ведущие причины иммиграции в Россию - экономические. Средняя зарплата трудовых мигрантов в России в 4-5 раз выше, чем на родине. Более 30% мигрантов посылают часть заработанных денег на родину. В среднем опрошенные мигранты посылают домой по 80 долл. в месяц, в основном делается это через проводников или друзей, так что и в этой части официальные каналы обходятся стороной. За весь истекший период пребывания в России (к моменту опроса) средний мигрант послал домой около 1700 долларов США.

     Низкий  уровень формализации отношений  занятости у трудовых мигрантов (только 27% имеют письменный контракт с работодателем), безусловно, сказывается на социальной и личной защищенности работающих мигрантов. Мигранты, занятые в неформальном секторе, практически беззащитны перед любыми нарушениями их прав и условий договора.

Информация о работе Государственное регулирование миграционных процессов