Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 15:21, курсовая работа
Цель работы: провести анализ механизма государственного управления миграцией и основные направления его совершенствования.
Соответственно, к основным задачам работы можно отнести:
1) рассмотрение теоретических основ государственного регулирования
миграционных процессов;
2) провести анализ государственного регулирования миграций в РФ;
3) наметить основные направления совершенствования
государственного регулирования миграций в РФ.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ……………………. 5
1.1. Понятие и сущность миграции……………………………………... 5
1.2.Цели и задачи государственного регулирования
миграционных процессов………………………………………………. 8
Глава 2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
МИГРАЦИИ В РФ……………………………………………………………… 12
2.1. Оценка миграционной ситуации в РФ……………………………… 12
2.2. Незаконная миграция и ее последствия………………………….. 26
2.3. Основные направления государственного регулирования
миграционных процессов в РФ………………………………………. 33
Глава 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИЙ В РФ………… 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………. 49
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………. 51
Регулирование миграционных процессов в Российской Федерации основывается на следующих принципах:
приверженность общепризнанным принципам и нормам международного права в области защиты прав и свобод человека и гражданина;
защита
геополитических интересов
обеспечение национальной безопасности российской Федерации;
соблюдение и защита прав мигрантов, недопустимость их дискриминации по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям;
исполнение федеральных законов, иных законодательных актов и международных обязательств Российской Федерации в области миграции и их единообразного применения в субъектах Российской Федерации;
обеспечение баланса прав и законных интересов местного населения, мигрантов, в том числе лиц, ищущих убежища на территории Российской Федерации;
сочетание интересов личности и государства;
дифференцированный подход государства к решению проблем различных категорий мигрантов;
взаимодействие законодательных (представительных) органов и органов исполнительной власти с общественными объединениями;
приоритетное оказание государственной помощи наиболее нуждающимся категориям вынужденных мигрантов, стимулирование добровольного переселения и создания условий для самообеспечения мигрантов;
защита национального рынка труда, протекционизм в отношении граждан Российской Федерации.
Для достижения поставленных целей органы государственной власти и органы местного самоуправления должны решить следующие задачи [7]:
1. В области внешних отношений:
защита прав и интересов российских граждан, а также интересов Российской Федерации при разработке и реализации межгосударственных, межправительственных, межведомственных договоров;
выработка и реализация на межгосударственном уровне механизмов решения проблем лиц, ищущих убежища на территории Российской Федерации, беженцев и вынужденных переселенцев;
сотрудничество
Российской Федерации с другими
государствами в целях
заключение
международных договоров
- выдворению (депортации) лиц, представляющих
угрозу для безопасности государства
либо нарушающих миграционное законодательство
Российской Федерации;
- регулированию миграционных процессов
и обмену соответствующей информацией
со странами исхода мигрантов, в том числе
в целях предотвращения и пресечения незаконной
миграции, обеспечения безопасности государства;
- упрощению приграничной торговли, облегчению культурных, бытовых и иных контактов;
- содействие реализации прав соотечественников, проживающих за рубежом, обеспечение их духовных и иных связей с Россией.
2.
В области законодательства
совершенствование законодательства Российской Федерации по следующим вопросам:
-
свобода передвижения, выбор места
жительства и пребывания, соблюдение
прав и свобод человека и
гражданина;
- регламентирование иммиграции и последующего
пребывания на территории Российской
Федерации иностранных граждан и лиц без
гражданства, пресечение незаконной миграции,
в том числе незаконной трудовой миграции;
-
установление механизмов
- укрепление правовой основы борьбы с
транснациональной организованной преступностью,
действующей на канале незаконной миграции;
- использование иностранной рабочей силы,
установление приоритетного права граждан
Российской Федерации на занятие вакантных
рабочих мест;
- временное трудоустройство российских
граждан за рубежом;
- обеспечение государственной поддержки
отдельным категориям вынужденных мигрантов;
- приведение нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации в области миграции в соответствие с федеральным законодательством.
3. В информационной сфере:
научная проработка, экспертиза, обеспечение экономического обоснования принимаемых решений;
организация проведения мониторинга миграционной обстановки в регионах Российской Федерации, сопредельных и иных государствах;
создание федеральной системы учета российских юридических лиц, филиалов и представительств иностранных юридических лиц, деятельность которых связана с организацией международного туризма, приемом иностранных граждан для обучения и лечения, привлечением и использованием иностранной рабочей силы, а также с трудоустройством российских граждан за рубежом;
создание единой системы учета иностранных граждан, обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации;
создание федерального автоматизированного банка данных дактилоскопической регистрации иммигрантов, подозреваемых в совершении преступлений, а также совершивших административные правонарушения;
формирование общественного мнения, способствующего эффективной реализации миграционной политики Российской Федерации;
содействие средствам массовой информации в объективном информировании населения Российской Федерации о проблемах мигрантов;
содействие в получении иностранными гражданами, соотечественниками, проживающими за рубежом, необходимой информации об условиях переезда и проживания в Российской Федерации;
совершенствование
системы сбора и
Глава 2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
МИГРАЦИИ
В РФ
2.1. Оценка
миграционной ситуации в РФ
В советский период, на протяжении длительного времени, преобладающими формами миграции были трудовая, учебная и брачно-семейная миграция между регионами России и другими республиками СССР. Миграция за пределы СССР фактически отсутствовала. Основные направления миграционных потоков - массовая миграция из села в город, в районы нового промышленного освоения Сибири, Дальнего Востока и юга СССР, а также освоение Целины (Казахстан). В ее основе, с одной стороны, - индустриализация и урбанизация страны, обеспечивающие притяжение мигрантов из села в город, а с другой - выталкивание населения из села вследствие внедрения промышленных технологий в сельском хозяйстве, снижающих потребности в рабочей силе, и сохранение существенных различий в уровне и образе жизни городского и сельского населения России, делающее города более притягательными для населения [16].
Социально-экономическая
трансформация российского
В то же время со второй половины 90-х годов возникли новые тенденции в развитии миграции: на фоне общего снижения миграционной подвижности населения и сокращения объемов внутренней и внешней миграции снижается роль миграции как фактора поддержания численности населения России.
Миграционные процессы в России в 90-е годы определялись влиянием двух противоречивых групп факторов.
С
одной стороны распад СССР и сопровождающие
его взрыв национализма, вооруженные
этнические конфликты, политическая нестабильность
и системный социально-
С
другой стороны, параллельно с этой
группой факторов, переход к политике
открытых дверей, включение России
в международный рынок рабочей
силы, формирование рыночной экономики
привели к развитию трудовых миграций
и стали важнейшим
Колебания миграционного прироста населения Российской Федерации с начала 90-х годов
Миграционный
прирост населения России за 1989-2002 годы
составил 3,8 млн. человек против 1,8 млн.
человек за
1978-1988 годы. При этом миграционный прирост
из стран СНГ и Балтии был около 5 млн. человек,
тогда как в обмене с другими странами
Россия потеряла 1,2 млн. населения.
В то же время роль миграционного прироста в поддержании численности населения России стала резко снижаться с середины 90-х годов (таблица 1).
Роль миграции в замещении естественной убыли населения России
в 1992-2002 годах
|
Информация о работе Государственное регулирование миграционных процессов