Государственное регулирование миграционных процессов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 15:21, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: провести анализ механизма государственного управления миграцией и основные направления его совершенствования.

Соответственно, к основным задачам работы можно отнести:

1) рассмотрение теоретических основ государственного регулирования

миграционных процессов;

2) провести анализ государственного регулирования миграций в РФ;

3) наметить основные направления совершенствования

государственного регулирования миграций в РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ……………………. 5

1.1. Понятие и сущность миграции……………………………………... 5

1.2.Цели и задачи государственного регулирования

миграционных процессов………………………………………………. 8

Глава 2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

МИГРАЦИИ В РФ……………………………………………………………… 12

2.1. Оценка миграционной ситуации в РФ……………………………… 12

2.2. Незаконная миграция и ее последствия………………………….. 26

2.3. Основные направления государственного регулирования

миграционных процессов в РФ………………………………………. 33

Глава 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИЙ В РФ………… 42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 46

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………. 49

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………. 51

Работа содержит 1 файл

Курсовая.ГРЭ.doc

— 295.00 Кб (Скачать)

     Регулирование миграционных процессов в Российской Федерации основывается на следующих принципах:

     приверженность  общепризнанным принципам и нормам международного права в области  защиты прав и свобод человека и  гражданина;

     защита  геополитических интересов Российской Федерации;

     обеспечение национальной безопасности российской Федерации;

     соблюдение  и защита прав мигрантов, недопустимость их дискриминации по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям;

     исполнение федеральных законов, иных законодательных актов и международных обязательств Российской Федерации в области миграции и их единообразного применения в субъектах Российской Федерации;

     обеспечение баланса прав и законных интересов  местного населения, мигрантов, в том числе лиц, ищущих убежища на территории Российской Федерации;

     сочетание интересов личности и государства;

     дифференцированный  подход государства к решению  проблем различных категорий  мигрантов;

     взаимодействие  законодательных (представительных) органов и органов исполнительной власти с общественными объединениями;

     приоритетное  оказание государственной помощи наиболее нуждающимся категориям вынужденных  мигрантов, стимулирование добровольного  переселения и создания условий  для самообеспечения мигрантов;

     защита  национального рынка труда, протекционизм  в отношении граждан Российской Федерации.

     Для достижения поставленных целей органы государственной власти и органы местного самоуправления должны решить следующие задачи [7]:

     1. В области внешних отношений:

     защита  прав и интересов российских граждан, а также интересов Российской Федерации при разработке и реализации межгосударственных, межправительственных, межведомственных договоров;

     выработка и реализация на межгосударственном уровне механизмов решения проблем лиц, ищущих убежища на территории Российской Федерации, беженцев и вынужденных переселенцев;

     сотрудничество  Российской Федерации с другими  государствами в целях предотвращения и мирного разрешения межнациональных  и этнополитических конфликтов;

     заключение  международных договоров Российской Федерации по:  
- выдворению (депортации) лиц, представляющих угрозу для безопасности государства либо нарушающих миграционное законодательство Российской Федерации;  
- регулированию миграционных процессов и обмену соответствующей информацией со странами исхода мигрантов, в том числе в целях предотвращения и пресечения незаконной миграции, обеспечения безопасности государства;

       - упрощению приграничной торговли, облегчению культурных, бытовых и иных контактов;

     - содействие реализации прав соотечественников, проживающих за рубежом, обеспечение их духовных и иных связей с Россией.

     2. В области законодательства Российской  Федерации: 

     совершенствование законодательства Российской Федерации  по следующим вопросам:

     - свобода передвижения, выбор места  жительства и пребывания, соблюдение  прав и свобод человека и  гражданина;  
- регламентирование иммиграции и последующего пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, пресечение незаконной миграции, в том числе незаконной трудовой миграции;

     - установление механизмов выдворения (депортации) и ответственности за  нарушение установленных правил  пребывания на территории Российской  Федерации иностранных граждан  и лиц без гражданства, а также устанавливать уголовную ответственность за - противодействие международному терроризму и политическому экстремизму, в том числе предусматривающие меры пограничного и иммиграционного контроля;  
- укрепление правовой основы борьбы с транснациональной организованной преступностью, действующей на канале незаконной миграции;  
- использование иностранной рабочей силы, установление приоритетного права граждан Российской Федерации на занятие вакантных рабочих мест;  
- временное трудоустройство российских граждан за рубежом;  
- обеспечение государственной поддержки отдельным категориям вынужденных мигрантов;

- приведение нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации в области миграции в соответствие с федеральным законодательством.

     3. В информационной сфере:

     научная проработка, экспертиза, обеспечение  экономического обоснования принимаемых  решений;

     организация проведения мониторинга миграционной обстановки в регионах Российской Федерации, сопредельных и иных государствах;

     создание  федеральной системы учета российских юридических лиц, филиалов и представительств иностранных юридических лиц, деятельность которых связана с организацией международного туризма, приемом иностранных граждан для обучения и лечения, привлечением и использованием иностранной рабочей силы, а также с трудоустройством российских граждан за рубежом;

     создание  единой системы учета иностранных  граждан, обучающихся в образовательных  учреждениях Российской Федерации;

     создание  федерального автоматизированного  банка данных дактилоскопической регистрации иммигрантов, подозреваемых в совершении преступлений, а также совершивших административные правонарушения;

     формирование  общественного мнения, способствующего  эффективной реализации миграционной политики Российской Федерации;

     содействие  средствам массовой информации в  объективном информировании населения  Российской Федерации о проблемах  мигрантов;

     содействие  в получении иностранными гражданами, соотечественниками, проживающими за рубежом, необходимой информации об условиях переезда и проживания в Российской Федерации;

     совершенствование системы сбора и распространения  информации о социально-экономической  в субъектах Российской Федерации [7] .

     Глава 2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

     МИГРАЦИИ  В РФ 
 

2.1. Оценка  миграционной ситуации в РФ 
 
 

     В советский период, на протяжении длительного  времени, преобладающими формами миграции были трудовая, учебная и брачно-семейная миграция между регионами России и другими республиками СССР. Миграция за пределы СССР фактически отсутствовала. Основные направления миграционных потоков - массовая миграция из села в город, в районы нового промышленного освоения Сибири, Дальнего Востока и юга СССР, а также освоение Целины (Казахстан). В ее основе, с одной стороны, - индустриализация и урбанизация страны, обеспечивающие притяжение мигрантов из села в город, а с другой - выталкивание населения из села вследствие внедрения промышленных технологий в сельском хозяйстве, снижающих потребности в рабочей силе, и сохранение существенных различий в уровне и образе жизни городского и сельского населения России, делающее города более притягательными для населения [16].

     Социально-экономическая  трансформация российского общества в 90-е годы привела к существенному  изменению миграционных процессов  в Российской Федерации:

    • произошло значительное снижение общей миграционной активности населения России;
    • иммиграция в Россию из стран СНГ и Балтии стала важным фактором поддержания численности населения страны в условиях естественной убыли населения;
    • наблюдается отток населения из Сибири и Дальнего Востока в центральные и южные регионы страны;
    • появилась вынужденная миграция из районов этнических и вооруженных конфликтов, незаконная иммиграция.

     В то же время со второй половины 90-х  годов возникли новые тенденции  в развитии миграции: на фоне общего снижения миграционной подвижности населения и сокращения объемов внутренней и внешней миграции снижается роль миграции как фактора поддержания численности населения России.

     Миграционные  процессы в России в 90-е годы определялись влиянием двух противоречивых групп факторов.

     С одной стороны распад СССР и сопровождающие его взрыв национализма, вооруженные  этнические конфликты, политическая нестабильность и системный социально-экономический  кризис обусловили резкое падение территориальной мобильности населения, связанное с размещением производительных сил и соответствующим перераспределением трудовых ресурсов, и изменили природу миграций, придав им вынужденный характер, спровоцировав массовые потоки беженцев, репатриантов, процессы этнического размежевания. В то же время постепенная нормализация политической обстановки на постсоветском пространстве ведет к формированию относительно стабильных русских диаспор в ряде новых постсоветских стран и сокращению миграционного оттока в Россию.

     С другой стороны, параллельно с этой группой факторов, переход к политике открытых дверей, включение России в международный рынок рабочей  силы, формирование рыночной экономики  привели к развитию трудовых миграций и стали важнейшим амортизатором  падения миграционной подвижности населения. Негативной стороной новых миграционных процессов стало появление незаконной иммиграции, ее криминализация [16].

     Колебания миграционного прироста населения  Российской Федерации с начала 90-х  годов

     Миграционный  прирост населения России за 1989-2002 годы составил 3,8 млн. человек против 1,8 млн. человек за  
1978-1988 годы. При этом миграционный прирост из стран СНГ и Балтии был около 5 млн. человек, тогда как в обмене с другими странами Россия потеряла 1,2 млн. населения.

     В то же время роль миграционного прироста в поддержании численности населения России стала резко снижаться с середины 90-х годов (таблица 1).

                                                                                                               Таблица 1

Роль миграции в замещении естественной убыли населения России

в 1992-2002 годах

Годы Естественная  убыль населения

(тыс.  чел.)

Миграционный  прирост населения  за счет обмена с  другими странами Доля  миграции в замещении  естественной убыли  населения  
(в %)
1992 219,8 252,9 115,1
1993 750,4 440,2 58,7
1994 893,2 809,6 90,6
1995 840,0 502,4 59,8
1996 777,6 343,5 44,1
1997 755,8 349,0 46,2
1998 705,4 278,6 39,5
1999 926,6 129,2 13,9
2000 958,5 189,8 19,8
2001 943,2 77,9 8,2
2002 934,6 72,3 7,7
Итого  
1992-2002
8075,5 3195,4 40,0

Информация о работе Государственное регулирование миграционных процессов