Государственное регулирование экономики с точки зрения теории

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 23:34, курсовая работа

Описание работы

Оно решает различные задачи, например: стимулирование
экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных
сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта.
Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования
определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той
или иной стране в конкретный период.

Содержание

Введение....................................................................
.............................2
1. Государственное регулирование экономики с точки зрения теории.
Эволюция представлений о роли государства в экономике.................3
Причины и цели государственного регулирования экономики............5
Границы государственного регулирования экономики.........................8
Границы роста дохода
государства.........................................................9
Объекты государственного
регулирования............................................11
Средства государственного регулирования
экономики.........................13
Государственное экономическое
программирование............................16
Возможные теоретические модели осуществления государственного
регулирования...............................................................
...........................18
Механизм государственного регулирования политики цен..................20
Наблюдение и воздействие на
цены........................................................21
Установление фиксированных цен на товары и
услуги..........................22
Налогообложение.............................................................
.........................22
Государственное
предпринимательство...................................................23
2. Реалии государственного регулирования экономики.
Современные представления о государственном вмешательстве в
экономические процессы в
примерах......................................................24
И снова о целях государственного
регулирования...................................24
Регулирование Российской экономики при переходе к рынку: ошибки и
необходимые
меры........................................................................
..............26
Общие
выводы......................................................................
.........................27
Заключение..................................................................
...................................28
Список
литературы..................................................................
......................29

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 102.87 Кб (Скачать)

предложения. В настоящее  время на долю налогов в США  приходится около  30  %

ВВП. В то же время отлаженное антимонопольное, простое налоговое и детально

проработанное  законодательство  по   социальному   обеспечению,   а   также

лидирующее внешнеполитическое и экономическое положение  страны  сопутствуют

успешному функционированию и развитию рыночного хозяйства.

      Во Франции  с 1945 года, в  соответствии  с  провозглашённым  принципом

«дирижизма»  происходило  постоянное  глубокое  регулирование  экономических

процессов государственными органами. Лишь в середине  80-х  годов  произошла

либерализация цен, и  вмешательство  государства  перестало  нести  на  себе

основную нагрузку по поддержанию  темпов экономического  роста.  По  сути,  в

этом  находит своё  отражение неоклассическая модель,  согласно   оценкам

французских   экономистов,   дающая   при   реальном   применении   неплохие

результаты.

        В   России  до  последнего  момента   преобладал   в   государственном

регулировании принцип монетаризма. Однако  применение  именно  этого метода

отнюдь  не  было  подкреплено  наличием  необходимых   для   его   успешного

применения  условий,  что  ,  в общем,  и   привело   к   столь   плачевным

экономическим   результатам.   Управляемость   экономики    государственными

структурами в настоящее  время  критически  низка.  Однако,  нередки  случаи,

когда государство, стремясь  быть  сильным  и  проявить  политическую  волю,

навязывает  основной  массе  субъектов  рынка  и  населению  спорную   линию

поведения, отвечающую фактически интересам лишь одного слоя общества.

 

         И  снова о причинах и целях  государственного регулирования.

 

     Особенностью  России, усугубляющей её и без  того  сложное  экономическое

положение, является  неоднородность  экономического  пространства,  различие

условий перехода регионов к  рыночному хозяйству, включая  аспекты  природно-

экономического  неблагополучия.   Поэтому   необходима   оптимальная   связь

процессов территориального развития  с  целями  и  задачами  государственной

стратегии  регионального  развития.   Центробежные   силы   в   государстве,

проявление  сепаратистских  настроений  в  некоторых  регионах  угрожают,  в

частности, единству экономического  пространства  России,  как  необходимому

фактору   стабильности   жизни   населения,   что    требует    немедленного

вмешательства  государственной  власти.  Нарушение  федерального  бюджетного

законодательства  следует  рассматривать,  как   посягательство   на   устои

бюджетного  федерализма   и   конституционного   единства   государства,   и

автоматически прибегать  к  экономическим,  административным  и  политическим

санкциям в отношении  органов власти соответствующего субъекта  Федерации.  В

этом свете недавние решения  некоторых губернаторов не перечислять  налоги  в

Федеральный  бюджет,  создание   административных   препятствий   свободному

перемещению грузов по территории РФ требуют немедленного и  самого  жёсткого

вмешательства государственной  власти.

     Существуют  и другие, сугубо Российские проблемы:

o огромные  территории  страны,  обязывающие  государство   ради  сохранения

  целостности  жёстко  держать  в  руках  транспорт,  единую  энергосистему

  страны, системы связи.  Отдельным предприятиям и предпринимателям  явно  не

  под силу организовать  заселение  пустующих  территорий,  исследование  и

  разработку новых месторождений  на Дальнем востоке и в Сибири.  Тем  более

  не  под  силу   им   управлять   Единой,   не   допускающей   расчленения

  энергосистемой, и так  уже значительно пострадавшей  от распада СССР.

o большая часть сельхозугодий  находится  в  зоне  рискованного  земледелия,

  однако не следует  «выбрасывать на помойку» отечественный агропромышленный

  комплекс как минимум  в целях  достижения  продовольственной   безопасности

  страны.

o огромный, неповоротливый, умирающий  оборонный  комплекс,  нуждающийся  в

  помощи государства   по  реформированию  и  нахождению  рынков  сбыта.  По

  оценкам  российских  специалистов,  до  70  -  80  %  денежных   средств,

  выделенных на конверсию, не дошло до ВПК,  осев  на  счетах  коммерческих

  банков. К 92 - 94-х гг. Конверсия приобрела неуправляемый  и необратимый

  характер, что привело  к срыву разработанных конкретными  предприятиями ВПК

  мер по выходу из  кризиса.. В данной плоскости государство  должно  решить

  как задачу обеспечения  обороноспособности страны,  так   и  предотвращения

  социального взрыва  в самом незащищённом секторе  госэкономики.

-  вот  лишь  некоторые   важнейшие  причины  вмешательства   государства   в

экономику,  среди  которых  ещё  не  указаны  и   общие   для   всех   стран

теоретические предпосылки.

    Целевая направленность  в  госрегулировании  России  недостаточно  ясна.

Нередко в политических заявлениях цели  подменяются  средствами  (реформы  в

экономике  проводятся  ради   стабилизации   и   роста   экономики,   а   не

производство,  социальная  политика  и  пр.  приносится  в  жертву  рыночным

преобразованиям.) Ярким примером подмены целей можно  привести  выдержку  из

Правительственной программы  «Реформы и развитие  экономики  в  1995  -  1997

гг.»: «Анализ выполнения программы «Развития реформы  и ... на 93 -  95  гг.»

показывает, что в РФ были созданы основы рыночной экономики ...  государство

перестало контролировать цены на подавляющее большинство товаров  и услуг.  В

настоящее  время  свободно  формируются  хозяйственные  связи  ...  свободно

определяется  курс  рубля...»  Эти  слова  произносились  в  момент,   когда

обесценивались в  банках  вклады  граждан,  предприятия  лишались  оборотных

средств  и  хозяйственных  связей.  Следует  ещё  раз  напомнить,  что  цели

государственного регулирования  экономики - это  экономический  рост,  полная

занятость, экономическая  эффективность, стабильный уровень  цен  и  т.п.  Для

индикации процессов в  нашей  экономике  следует  установить  так  называемые

критериальные   цели:    развитие    производственных    сил,    интеллекта,

информационной базы,  научно-технического  потенциала,  предпринимательского

таланта, труда, его мотиваций,  техники,  технологии,  энергетической  базы,

материально-сырьевой  базы,  культурной  среды.  Развитие  рыночных   реформ

должно определяться по  этим  критериям,  а  не  возведением  в  ранг  идола

капитализма без оглядки  на негативные диспропорции, разъедающие  экономику  и

государство в целом.

 

 Регулирование Российской  экономики при переходе к рынку:  ошибки и некоторые

                              необходимые меры.

 

       Продолжить  начатую  тему  можно   множеством   примеров   из   самых

разнообразных  сфер  приложения  государственной   экономической   политики.

Разумеется,  разгосударствление  собственности  предприятий,   реорганизация

банковской  системы,  либерализация  цен  и  другие  решения  направлены  на

создание  условий  для  развития  конкуренции  и   повышение   действенности

рыночных методов саморегулирования  и  стимулирования  производства.  Однако

поспешность    реализации    программ    приватизации    и    акционирования

госсобственности привели  не к ожидаемому наполнению бюджета  и  появлению  в

России  мощного  класса  государственников  -  собственников,  а  к  продаже

огромного по количеству и  стоимости государственного имущества  по  бросовым

ценам  представителям  криминальных  структур  и   теневого   бизнеса.   Это

обусловлено как отсутствием  у населения  реальных  денег,  так  иисторически

сложившимся в стране преобладанием  крупных и  очень  крупных  предприятий  с

очень дорогими основными  фондами

     То же случилось  и с банками - попавшим  в руки  либо  теневиков,  либо

партноменклатурного  аппарата,  совершенно  не  умеющих  делать  вложения  в

производство, зато прекрасно  уловивших способы и методы  игры  на  повышение

курса доллара, а так же выгоды  цепочки «экспорт сырья - импорт  ширпотреба»

с оставлением всех излишков валюты за  рубежом.  Коммерческое  использование

инвестиционных денежных средств увеличивало  рублёвые  ресурсы  в  кредитно-

финансовой сфере, откуда их относительный избыток  переводился  на  валютный

рынок, подталкивая и без  того обессиленный рубль к  экономической  пропасти.

В результате - крах банковской системы, так и не научившейся   инвестировать

развитие производственного  сектора,  однако  научившейся заводить  частные

коллекции   произведений   искусства.   Между    тем,    создать    реальную

производственную  инвестиционную   активность   предприятий   и   ограничить

отвлечение их денежных средств  в  финансовые  операции  на  денежном  рынке

можно, изменив  критерии  функционирования  денежного  капитала.  Для  этого

следует  восстановить  государственное   регулирование   кредитно-финансовой

инфраструктуры,  сферы  вторичной  по  отношению  к   производству.   Нельзя

допускать, чтобы банки  и другие организации денежного  рынка  обогащались  за

счёт  ограничения   поступления   инвестиционных   финансовых   ресурсов   в

производственную сферу, угнетения производства.

       В рамках  государственной инвестиционной  программы:

o осуществить комплекс  мер  промышленной  политики  по  ускорению  развития

  машиностроения    ,    промышленности    стройматериалов,    капитального

  строительства, производства  товаров народного потребления;

o придать действенность  амортизационной политике.

     Экономисты  сходятся во мнении, что для  обвального освобождения  цен   не

было  реальных  экономических  предпосылок:  конкуренции,   антимонопольного

регулирования, инфраструктуры рынка и пр. Отпустив, а точнее,  бросив  цены,

правительство   фактически   нарушило   собственное    «О    государственном

регулировании цен и тарифов на 1992 - 1993 гг.» Следствием  данных  решений

стал резкий скачёк  инфляции,  лишивший  предприятия оборотных средств,  а

население - сбережений. В  условиях отсутствия конкуренции цены из  свободных

мгновенно превратились в  произвольно диктуемые продавцами, ничуть  при этом

не стимулируя экономический  рост производства, а,  наоборот,  являясь  одной

из причин неплатежей и  сокращения его объёмов.

Получилось  так,  что  цена,  являющаяся  важнейшим  экономическим   рычагом

рыночного механизма стимулирования и регулирования производства,  в  течение

ряда лет фактически  не  выполняя  своих  функций.  Соответственно  и  рубль

последовательно   уступал   свои   позиции   доллару.    Мировая    практика

хозяйствования свидетельствует, что при приверженности к свободе  импорта  и

экспорта, закреплённой в международных договорах и декларируемой на  словах,

развитые страны не задумываясь вводят меры  государственного  протекционизма

Информация о работе Государственное регулирование экономики с точки зрения теории