Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 23:34, курсовая работа
Оно решает различные задачи, например: стимулирование
экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных
сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта.
Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования
определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той
или иной стране в конкретный период.
Введение....................................................................
.............................2
1. Государственное регулирование экономики с точки зрения теории.
Эволюция представлений о роли государства в экономике.................3
Причины и цели государственного регулирования экономики............5
Границы государственного регулирования экономики.........................8
Границы роста дохода
государства.........................................................9
Объекты государственного
регулирования............................................11
Средства государственного регулирования
экономики.........................13
Государственное экономическое
программирование............................16
Возможные теоретические модели осуществления государственного
регулирования...............................................................
...........................18
Механизм государственного регулирования политики цен..................20
Наблюдение и воздействие на
цены........................................................21
Установление фиксированных цен на товары и
услуги..........................22
Налогообложение.............................................................
.........................22
Государственное
предпринимательство...................................................23
2. Реалии государственного регулирования экономики.
Современные представления о государственном вмешательстве в
экономические процессы в
примерах......................................................24
И снова о целях государственного
регулирования...................................24
Регулирование Российской экономики при переходе к рынку: ошибки и
необходимые
меры........................................................................
..............26
Общие
выводы......................................................................
.........................27
Заключение..................................................................
...................................28
Список
литературы..................................................................
......................29
предложения. В настоящее время на долю налогов в США приходится около 30 %
ВВП. В то же время отлаженное антимонопольное, простое налоговое и детально
проработанное законодательство по социальному обеспечению, а также
лидирующее внешнеполитическое и экономическое положение страны сопутствуют
успешному функционированию и развитию рыночного хозяйства.
Во Франции с 1945 года, в соответствии с провозглашённым принципом
«дирижизма» происходило постоянное глубокое регулирование экономических
процессов государственными органами. Лишь в середине 80-х годов произошла
либерализация цен, и вмешательство государства перестало нести на себе
основную нагрузку по поддержанию темпов экономического роста. По сути, в
этом находит своё отражение неоклассическая модель, согласно оценкам
французских экономистов, дающая при реальном применении неплохие
результаты.
В России до последнего момента преобладал в государственном
регулировании принцип монетаризма. Однако применение именно этого метода
отнюдь не было подкреплено наличием необходимых для его успешного
применения условий, что , в общем, и привело к столь плачевным
экономическим результатам. Управляемость экономики государственными
структурами в настоящее время критически низка. Однако, нередки случаи,
когда государство, стремясь быть сильным и проявить политическую волю,
навязывает основной массе субъектов рынка и населению спорную линию
поведения, отвечающую фактически интересам лишь одного слоя общества.
И
снова о причинах и целях
государственного
Особенностью России, усугубляющей её и без того сложное экономическое
положение, является неоднородность экономического пространства, различие
условий перехода регионов к рыночному хозяйству, включая аспекты природно-
экономического неблагополучия. Поэтому необходима оптимальная связь
процессов территориального развития с целями и задачами государственной
стратегии регионального развития. Центробежные силы в государстве,
проявление сепаратистских настроений в некоторых регионах угрожают, в
частности, единству экономического пространства России, как необходимому
фактору стабильности жизни населения, что требует немедленного
вмешательства государственной власти. Нарушение федерального бюджетного
законодательства следует рассматривать, как посягательство на устои
бюджетного федерализма и конституционного единства государства, и
автоматически прибегать к экономическим, административным и политическим
санкциям в отношении органов власти соответствующего субъекта Федерации. В
этом свете недавние решения некоторых губернаторов не перечислять налоги в
Федеральный бюджет, создание административных препятствий свободному
перемещению грузов по территории РФ требуют немедленного и самого жёсткого
вмешательства государственной власти.
Существуют и другие, сугубо Российские проблемы:
o огромные территории страны, обязывающие государство ради сохранения
целостности жёстко держать в руках транспорт, единую энергосистему
страны, системы связи.
Отдельным предприятиям и
под силу организовать
заселение пустующих
разработку новых
не под силу им управлять Единой, не допускающей расчленения
энергосистемой, и так уже значительно пострадавшей от распада СССР.
o большая часть сельхозугодий находится в зоне рискованного земледелия,
однако не следует
«выбрасывать на помойку»
комплекс как минимум в целях достижения продовольственной безопасности
страны.
o огромный, неповоротливый,
умирающий оборонный
помощи государства по реформированию и нахождению рынков сбыта. По
оценкам российских специалистов, до 70 - 80 % денежных средств,
выделенных на конверсию, не дошло до ВПК, осев на счетах коммерческих
банков. К 92 - 94-х гг.
Конверсия приобрела
характер, что привело
к срыву разработанных
мер по выходу из кризиса.. В данной плоскости государство должно решить
как задачу обеспечения обороноспособности страны, так и предотвращения
социального взрыва в самом незащищённом секторе госэкономики.
- вот лишь некоторые
важнейшие причины
экономику, среди которых ещё не указаны и общие для всех стран
теоретические предпосылки.
Целевая направленность в госрегулировании России недостаточно ясна.
Нередко в политических заявлениях цели подменяются средствами (реформы в
экономике проводятся ради стабилизации и роста экономики, а не
производство, социальная политика и пр. приносится в жертву рыночным
преобразованиям.) Ярким примером подмены целей можно привести выдержку из
Правительственной программы «Реформы и развитие экономики в 1995 - 1997
гг.»: «Анализ выполнения программы «Развития реформы и ... на 93 - 95 гг.»
показывает, что в РФ были созданы основы рыночной экономики ... государство
перестало контролировать цены
на подавляющее большинство
настоящее время свободно формируются хозяйственные связи ... свободно
определяется курс рубля...» Эти слова произносились в момент, когда
обесценивались в банках вклады граждан, предприятия лишались оборотных
средств и хозяйственных связей. Следует ещё раз напомнить, что цели
государственного
занятость, экономическая эффективность, стабильный уровень цен и т.п. Для
индикации процессов в нашей экономике следует установить так называемые
критериальные цели: развитие производственных сил, интеллекта,
информационной базы, научно-технического потенциала, предпринимательского
таланта, труда, его мотиваций, техники, технологии, энергетической базы,
материально-сырьевой базы, культурной среды. Развитие рыночных реформ
должно определяться по этим критериям, а не возведением в ранг идола
капитализма без оглядки на негативные диспропорции, разъедающие экономику и
государство в целом.
Регулирование Российской
экономики при переходе к
необходимые меры.
Продолжить начатую тему можно множеством примеров из самых
разнообразных сфер приложения государственной экономической политики.
Разумеется, разгосударствление собственности предприятий, реорганизация
банковской системы, либерализация цен и другие решения направлены на
создание условий для развития конкуренции и повышение действенности
рыночных методов
поспешность реализации программ приватизации и акционирования
госсобственности привели не к ожидаемому наполнению бюджета и появлению в
России мощного класса государственников - собственников, а к продаже
огромного по количеству и стоимости государственного имущества по бросовым
ценам представителям криминальных структур и теневого бизнеса. Это
обусловлено как отсутствием у населения реальных денег, так иисторически
сложившимся в стране преобладанием крупных и очень крупных предприятий с
очень дорогими основными фондами
То же случилось и с банками - попавшим в руки либо теневиков, либо
партноменклатурного аппарата, совершенно не умеющих делать вложения в
производство, зато прекрасно уловивших способы и методы игры на повышение
курса доллара, а так же выгоды цепочки «экспорт сырья - импорт ширпотреба»
с оставлением всех излишков валюты за рубежом. Коммерческое использование
инвестиционных денежных средств увеличивало рублёвые ресурсы в кредитно-
финансовой сфере, откуда их относительный избыток переводился на валютный
рынок, подталкивая и без того обессиленный рубль к экономической пропасти.
В результате - крах банковской системы, так и не научившейся инвестировать
развитие производственного сектора, однако научившейся заводить частные
коллекции произведений искусства. Между тем, создать реальную
производственную инвестиционную активность предприятий и ограничить
отвлечение их денежных средств в финансовые операции на денежном рынке
можно, изменив критерии функционирования денежного капитала. Для этого
следует восстановить государственное регулирование кредитно-финансовой
инфраструктуры, сферы вторичной по отношению к производству. Нельзя
допускать, чтобы банки и другие организации денежного рынка обогащались за
счёт ограничения поступления инвестиционных финансовых ресурсов в
производственную сферу, угнетения производства.
В рамках
государственной
o осуществить комплекс мер промышленной политики по ускорению развития
машиностроения , промышленности стройматериалов, капитального
строительства, производства товаров народного потребления;
o придать действенность амортизационной политике.
Экономисты сходятся во мнении, что для обвального освобождения цен не
было реальных экономических предпосылок: конкуренции, антимонопольного
регулирования, инфраструктуры рынка и пр. Отпустив, а точнее, бросив цены,
правительство фактически нарушило собственное «О государственном
регулировании цен и тарифов на 1992 - 1993 гг.» Следствием данных решений
стал резкий скачёк инфляции, лишивший предприятия оборотных средств, а
население - сбережений. В условиях отсутствия конкуренции цены из свободных
мгновенно превратились в произвольно диктуемые продавцами, ничуть при этом
не стимулируя экономический рост производства, а, наоборот, являясь одной
из причин неплатежей и сокращения его объёмов.
Получилось так, что цена, являющаяся важнейшим экономическим рычагом
рыночного механизма стимулирования и регулирования производства, в течение
ряда лет фактически не выполняя своих функций. Соответственно и рубль
последовательно уступал свои позиции доллару. Мировая практика
хозяйствования
экспорта, закреплённой в международных договорах и декларируемой на словах,
развитые страны не задумываясь вводят меры государственного протекционизма
Информация о работе Государственное регулирование экономики с точки зрения теории