Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 23:34, курсовая работа
Оно решает различные задачи, например: стимулирование
экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных
сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта.
Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования
определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той
или иной стране в конкретный период.
Введение....................................................................
.............................2
1. Государственное регулирование экономики с точки зрения теории.
Эволюция представлений о роли государства в экономике.................3
Причины и цели государственного регулирования экономики............5
Границы государственного регулирования экономики.........................8
Границы роста дохода
государства.........................................................9
Объекты государственного
регулирования............................................11
Средства государственного регулирования
экономики.........................13
Государственное экономическое
программирование............................16
Возможные теоретические модели осуществления государственного
регулирования...............................................................
...........................18
Механизм государственного регулирования политики цен..................20
Наблюдение и воздействие на
цены........................................................21
Установление фиксированных цен на товары и
услуги..........................22
Налогообложение.............................................................
.........................22
Государственное
предпринимательство...................................................23
2. Реалии государственного регулирования экономики.
Современные представления о государственном вмешательстве в
экономические процессы в
примерах......................................................24
И снова о целях государственного
регулирования...................................24
Регулирование Российской экономики при переходе к рынку: ошибки и
необходимые
меры........................................................................
..............26
Общие
выводы......................................................................
.........................27
Заключение..................................................................
...................................28
Список
литературы..................................................................
......................29
или министерствами экономики и финансов. Министерство финансов также
разрабатывает план финансирования программы. К разработке программ также
широко привлекаются представители центрального банка, союзы
предпринимателей, торгово-промышленные палаты, профсоюзы. Программа и
финансовый план ежегодно утверждаются парламентом. Государственное
экономическое программирование является достаточно эффективным при решении
ряда хозяйственных задач. В условиях рыночной экономики программирование
может быть только индикативным, то есть носить целевой рекомендательно-
стимулирующий характер, тем не менее, оно является эффективным средством
решения хозяйственных задач разного уровня. Как правило, программы
обеспечивают социально-
Программирование позволяет использовать все средства ГРЭ и избежать
противоречивости и несогласованности регулирующих мероприятий отдельных
государственных органов. Государственное финансовое стимулирование, заказы
и закупки в рамках экономических программ оказывают заметное и
неравномерное влияние на конкурентоспособность отдельных предприятий,
положение отраслей, регионов, социальных групп и вызывают сопротивление
тех, чьи интересы были ущемлены. Поэтому на государственные программирующие
органы оказывается
отдельных групп.
Возможные
теоретические модели
регулирования.
В настоящее время, как основные, рассматриваются следующие модели:
кейнсианство и монетаризм. Для иллюстрации этих моделей приведём два
рисунка (см. рис. 1 и 2).
В первом случае нахождение макроравновесия между спросом и предложением в
точке N1 соответствует неполной занятости. Полная занятость при этом
находится в точке N3. Достижение макроравновесия в точке N3 возможно при
условии стимулирования совокупного спроса согласно теории Д.Кейнса - т.е.
увеличению расходов государства, стимулирование инвестиций и т.д. Во втором
случае макроравновесие находится правее точки полной занятости N2. В точке
N2 спрос превышает предложение.
Рис 1
[pic]
Достижение равновесия возможно за счёт снижения спроса. Это означает,
что государство проводит рестриктивную политику сдерживания экономики, т.е.
политику урезания государственных расходов и повышения налогов. Типичные
меры монетаризма - сокращение бюджетного дефицита (секвестирование
государственных инвестиций, социальных расходов, субсидий, повышение цен на
продукцию в государственном секторе экономики и т.д.), ограничение роста
заработной платы трудящихся, ограничительная кредитно-денежная политика,
введение лимитов на эмиссию денег и на государственные займы в Центральном
Банке, увеличение процентной ставки, ослабление контроля над ценами и
экспортными операциями, поощрение перелива капитала в экспортный сектор
экономики, девальвация денег для оздоровления платёжного баланса. Однако
для результативного применения монетаристской, так называемой
«ортодоксальной» программы необходимы следующие условия:
o высокая эластичность цен по отношению к денежной массе,
o достаточная эластичность
цен внутреннего рынка к
o достаточная эластичность
предложения (производства
отношению к ценам,
o значительная
быстрым изменением предложения.
Современные кейнсианцы считают, что спад производства в
постсоциалистических странах вызван чрезмерным увлечением монетаризмом -
нарушением совокупного спроса в результате ограничительной финансовой
политики. Ключевая проблема по их понятиям - преодоление спада
производства, а главная угроза для правительства - безработица и
значительное сокращение инвестиций в социальную сферу, снижение уровня
жизни населения. Бюджетный дефицит, с которым борются монетаристы, они
рассматривают в качестве возможного позитивного стимулятора конъюнктуры.
Монетаристы в свою очередь замечают, что в годы расцвета
кейнсианства инфляция была невысока, а безработица велика.
С
конца 70-х гг. Формируется
новое течение в
государственного регулирования экономики - концепция предложения. Она
исходит из недостаточности использования одной лишь финансовой и денежной
политики, воздействия на спрос и включение механизма целенаправленного
воздействия на предложение. Делается ставка на меры по снижению издержек
производства, что приведёт к уменьшению инфляционных ожиданий населения и
предпринимателей. Тем самым снижение темпов инфляции будет достигнуто не за
счёт увеличения безработицы, а в результате поведения субъектов рынка,
ориентированных на снижение издержек. Среди типичных мер по стимулированию
предложения:
o сокращение подоходного налога,
o расшивка узких мест в производстве (в том числе улучшение маркетинга,
повышение качества
профессионального образования)
o создание служб
o сдерживание ставок заработной платы вплоть до замораживания при снижении
налогов,
o создание благоприятной
атмосферы для
инновационного.
При условии снижения издержек кривая предложения сместится вправо вниз (см.
рис. 3), что означает и снижение инфляции, и рост производства.
Использование в качестве антиинфляционной меры снижение налогов было
подвергнуто критике в плане сокращения налогов в годы инфляции. Кейнсианцы
и другие экономисты однозначно утверждали, что сокращение налогов вызовет
крупный бюджетный дефицит, который в свою очередь вызовет новый виток
инфляции.
Однако А.Лаффер установил, что более низкие ставки налогов вполне
совместимы с прежними и даже возросшими налоговыми поступлениями.
Сокращение налогов не должно вызвать инфляционные дефициты. Его взгляд
основывался на том, что известно теперь, как кривая Лаффера, которая,
согласно рис. 4 описывает связь между ставками налогов и налоговыми
поступлениями. Основная идея заключается в следующем:
по мере роста ставки налога от 0 до 100 % налоговые поступления будут
расти до некоторой точки максимума, а затем снижаться до нуля.
Налоговые поступления
после этой точки падают
налоговые ставки, по предположению сдерживают экономическую активность
и, следовательно, сокращают налогооблагаемую базу. Т.е. при условии
нахождения точки ставки налогов выше оптимума снижение ставки налога
приведёт не к снижению, а к росту налоговых поступлений.
Механизм государственного
Цены являются объектом постоянного внимания и регулирования со стороны
государства. Цены являются одной из критических точек экономической и
социально-политической жизни, где сталкиваются интересы потребителей и
производителей, импортеров и экспортеров. Воздействие на цены служит
глобальным целям государственного регулирования, целям конъюнктуры и
структурной политики, борьбе с инфляцией, усилению национальной
конкурентоспособности на мировых рынках и смягчению социальной
напряженности. Воздействие государственной экономической политики на другие
объекты регулирования, в свою очередь, отражается на процессах формирования
цен. Конкретные акции в области цен могут иметь краткосрочные или даже
экстренные цели, который могут в данный конкретный момент не совпадать с
другими целями, но они всегда служат генеральной цели государственного
регулирования - оптимизация темпов и пропорций экономического развития и
стабилизации социальной системы.
Классическая политическая экономия рассматривала свободно
складывающиеся на рынке цены как главный элемент механизма поддержания
равновесия между спросом и предложением. Тарифы на услуги государственных
железных дорог, почты, телеграфа, продажа продовольствия из государственных
запасов в неурожайные годы, таможенная политика и косвенное
налогообложение, существенным образом воздействующее на внутренние цены -
вот не полный перечень мер государственного регулирования цен. Попытки
регулировать цены в условиях инфляции и кризиса путем внешнеторговой
политики оказались несостоятельными. К середине 30-х годов во многих
развитых странах с рыночной экономикой были приняты законы, предоставляющие
государству полномочия по воздействию на цены, вплоть до их замораживания,
и государственные мероприятия по воздействию на цены стали составным
элементом государственного регулирования экономики.
Государственные мероприятия по регулированию цен могут носить
законодательный, административный и судебный характер. Принятые
парламентами законы создают правовую основу отношений между хозяйственными
субъектами, а также между ними и государством в сфере ценообразования.
Комплекс этих законов представляет собой ценовое право. На основе этого
права уполномоченные государственные органы
осуществляют административную деятельность по регулированию цен.
Мероприятия по регулированию цен осуществляют министерства экономики,
финансов и Центральный Банк. В каждой стране при правительстве существуют
экспертные комитеты, куда входят известные специалисты. Комитеты призваны
консультировать государственные органы по вопросам цен и выражать свое
мнение по поводу ценовых законопроектов.
Наблюдение и воздействие на цены.
Наблюдение за ценами является первичной формой государственной
активности в этой области. В настоящее время наблюдение за ценами служит
Информация о работе Государственное регулирование экономики с точки зрения теории