Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 23:34, курсовая работа
Оно решает различные задачи, например: стимулирование
экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных
сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта.
Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования
определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той
или иной стране в конкретный период.
Введение....................................................................
.............................2
1. Государственное регулирование экономики с точки зрения теории.
Эволюция представлений о роли государства в экономике.................3
Причины и цели государственного регулирования экономики............5
Границы государственного регулирования экономики.........................8
Границы роста дохода
государства.........................................................9
Объекты государственного
регулирования............................................11
Средства государственного регулирования
экономики.........................13
Государственное экономическое
программирование............................16
Возможные теоретические модели осуществления государственного
регулирования...............................................................
...........................18
Механизм государственного регулирования политики цен..................20
Наблюдение и воздействие на
цены........................................................21
Установление фиксированных цен на товары и
услуги..........................22
Налогообложение.............................................................
.........................22
Государственное
предпринимательство...................................................23
2. Реалии государственного регулирования экономики.
Современные представления о государственном вмешательстве в
экономические процессы в
примерах......................................................24
И снова о целях государственного
регулирования...................................24
Регулирование Российской экономики при переходе к рынку: ошибки и
необходимые
меры........................................................................
..............26
Общие
выводы......................................................................
.........................27
Заключение..................................................................
...................................28
Список
литературы..................................................................
......................29
послужить толчком для оттока капиталов. Повышение налогов и сборов с лиц,
работающих по найму, фермеров и лиц свободных профессий также не может
продолжаться беспредельно. Налоги не могут забирать у населения основную
часть доходов. Государственные доходы без увеличения налогов могут
возрастать даже при некотором снижении налоговых ставок в условиях
хозяйственного подъема. Существуют определенные относительные границы роста
государственных доходов:
o границы достаточной мотивации предпринимательской деятельности;
o социальные границы
налогообложения лиц,
слоев;
o границы прироста ВВП .
Ограничены
и возможности
государственный сектор не может расти, захватывая все новые позиции в
ключевых отраслях хозяйства, так как это противоречит интересам частной
собственности.
Определенные
границы имеет и
самофинансирование. Конечной материальной основой самофинансирования
является валовая прибыль
- разница между ценой и
производства. Самофинансирование осуществляется как один из вариантов
санкционированного государством использования прибылей, а возможности
присвоения прибылей и их размеры неразрывно связаны с фазой
производственного цикла, в которой находится экономика страны.
Государственное регулирование при помощи самофинансирования базируется на
возможности искусственно увеличивать стимулы для инвестиций во время спада.
Но деятельность государства в этой области ограничена возможностями
бюджета. В условиях ухудшения конъюнктуры, когда бюджетные доходы
сокращаются, а расходы на поддержание экономики растут, оно вынуждено
предоставлять фирмам дополнительные инвестиционные льготы для
самофинансирования и тем самым еще больше сокращать свои доходы. Составной
частью самофинансирования являются нераспределенные прибыли. Поощрение
роста доли нераспределенных прибылей в ущерб дивидендам тоже не
беспредельно. На пути к этому стоят интересы акционеров. Одним из важнейших
и действенных средств госрегулирования экономики и главным элементом
самофинансирования является ускоренное амортизационное списание основного
капитала. Но и этот действенный инструмент сам оказывается в сильной
зависимости от состояния конъюнктуры. В период кризиса или депрессии
сокращается загрузка производственных мощностей и выпуск продукции, а
правительство разрешает списывать все большую часть основного капитала в
амортизационный фонд. Но издержки и без того растут -затрудняются платежи
покупателей, разоряются поставщики, растут затраты на хранение и сбыт
продукции. Даже если амортизационные отчисления рассчитывать по прежним
нормам списания, они раскладываются на меньшее число единиц продукции в
связи с сокращением производства. Возможности роста цен в кризисной
ситуации если не исключены, то существенно ограничены по сравнению с
периодами благоприятной конъюнктуры. Уменьшение валовых прибылей может
привести к такому положению, когда возможности укрытия прибылей в
амортизационный фонд в целях их дальнейшего использования для
финансирования инвестиций будут исключены, то есть правительственные
разрешения на увеличение доли списания основного капитала не будут
использованы, так как разрешенные списания окажутся больше действительной
прибыли.
Государственное регулирование экономики через налоги и ставки
амортизационных отчислений с основного капитала имеет границы:
o бюджетные, вытекающие из пределов возможного отказа от бюджетных доходов;
o социальные, связанные с
готовности физических и
с налоговым гнетом;
o границы прибыльности, определенные ростом издержек производства единицы
продукции по мере сокращения производства и достижения предела
амортизационных отчислений для данной ситуации. Даже накопленные льготным
образом в рамках самофинансирования средства инвестировать в условиях
недогрузки мощностей невыгодно. Эффективность регулирования через
государственные расходы ограничена тем, что потребности в финансировании
государственных регулирующих мер резко возрастают именно тогда, когда
возможности мобилизации средств для финансирования резко сокращаются.
Главная
граница государственного
несовпадение его целей с частными интересами собственников капитала в
условиях относительной свободы принятия хозяйственных решений. Частный
капитал только в том случае участвует в осуществлении государственной
программы, если государство гарантирует ему прибыли более высокие, чем он
мог бы получить, отказавшись от сотрудничества с программой. Государство
может гарантировать определенную
норму и массу прибыли
меру своих финансовых возможностей, а они ограниченны.
Перечисленные границы госрегулирования в условиях рыночного
хозяйства носят относительный характер. В этих границах оно продолжает
развиваться и доказывать в самых разных обстоятельствах свою эффективность.
Его механизм постоянно совершенствуется. В современных условиях практика
регулирования оказалась достаточно результативной, чтобы не допустить
всеобщих кризисов и социально-опасных масштабов безработицы в наиболее
развитых странах с рыночным укладом экономики.
Объекты государственного
Объекты государственного регулирования экономики - это сферы, отрасли,
регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни
страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не
разрешаемые автоматически или разрешаемые лишь в отдаленном будущем при
помощи рыночных механизмов, в то время как снятие этих проблем настоятельно
необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания
социальной стабильности.
Основные объекты
государственного
o экономический цикл;
o секторальная, отраслевая
и региональная структура
o условия накопления капитала;
o занятость;
o денежное обращение;
o платежный баланс;
o цены;
o условия конкуренции;
o социальные отношения, социальное обеспечение;
o подготовка и переподготовка кадров;
o окружающая среда;
o внешнеэкономические связи.
Суть государственной антициклитической политики, или регулирования
хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и
депрессии стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и
занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные
финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В
условиях длительного подъема в экономике страны могут возникнуть опасные
явления - рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение
платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу предложением и отсюда
необоснованный рост заработной платы и цен. В такой ситуации задача
регулирования - притормозить рост спроса, капиталовложений и производства,
чтобы по возможности притормозить перепроизводство товаров и перенакопление
капиталов.
В области отраслевой и территориальной структуры государственное
регулирование также играет значительную роль. Здесь при помощи финансовых
стимулов и государственных капиталовложений, обеспечиваются
привилегированные условия отдельным отраслям и регионам. В одном случае
поддержка оказывается тем отраслям и единицам хозяйства, которые находятся
в состоянии затяжного кризиса; в другом случае поощряется развитие новых
отраслей хозяйства и видов производства, призванные привести к
прогрессивным структурным сдвигам внутри отраслей, между отраслями и во
всем народном хозяйстве, к повышению его эффективности и
конкурентоспособности. Но также могут приниматься меры и по притормаживанию
чрезмерной концентрации производства.
Важнейшим объектом государственного регулирования экономики является
накопление капитала. Производство, присвоение и капитализация прибыли
всегда служат главной целью хозяйственной деятельности в рыночной
экономике. Создавая дополнительные стимулы и возможности в разное время
всем инвесторам или отдельным их группам по отраслям и территориям,
регулирующие органы положительно воздействуют на экономический цикл и
структуру экономики.
Регулирование занятости - это поддержание нормального с точки зрения
рыночной экономики
Соотношение это должно удовлетворять потребность экономики в
квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых
служит для них достаточной мотивацией к труду. Однако соотношение между
спросом и предложением не должно вести к чрезмерному росту заработной
платы, которая может негативно отразиться на национальной
конкурентоспособности. Нежелательное резкое снижение занятости ведет к
увеличению армии безработных, снижению потребительского спроса, налоговых
поступлений, росту налогов ради выплаты пособий и опасным социальным
последствиям.
Особое внимание
государство уделяет
направление регулирования денежного обращения - это борьба с инфляцией,
представляющей серьезную опасность для экономики.
Состояние платежного баланса является объективным показателем
экономического здоровья страны. Во всех странах с рыночным хозяйством
государство постоянно осуществляет оперативное и стратегическое
регулирование платежного баланса путем воздействия на экспорт и импорт,
движение капиталов, повышение и понижение курсов национальных валют,
участие в международной экономической интеграции.
Одним из главных объектов регулирования являются цены. Динамика и
структура цен отражают состояние экономики. В то же время сами цены сильно
влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость
Информация о работе Государственное регулирование экономики с точки зрения теории