Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 23:34, курсовая работа
Оно решает различные задачи, например: стимулирование
экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных
сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта.
Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования
определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той
или иной стране в конкретный период.
Введение....................................................................
.............................2
1. Государственное регулирование экономики с точки зрения теории.
Эволюция представлений о роли государства в экономике.................3
Причины и цели государственного регулирования экономики............5
Границы государственного регулирования экономики.........................8
Границы роста дохода
государства.........................................................9
Объекты государственного
регулирования............................................11
Средства государственного регулирования
экономики.........................13
Государственное экономическое
программирование............................16
Возможные теоретические модели осуществления государственного
регулирования...............................................................
...........................18
Механизм государственного регулирования политики цен..................20
Наблюдение и воздействие на
цены........................................................21
Установление фиксированных цен на товары и
услуги..........................22
Налогообложение.............................................................
.........................22
Государственное
предпринимательство...................................................23
2. Реалии государственного регулирования экономики.
Современные представления о государственном вмешательстве в
экономические процессы в
примерах......................................................24
И снова о целях государственного
регулирования...................................24
Регулирование Российской экономики при переходе к рынку: ошибки и
необходимые
меры........................................................................
..............26
Общие
выводы......................................................................
.........................27
Заключение..................................................................
...................................28
Список
литературы..................................................................
......................29
основой , на которой базируются все государственные акции в этой области.
Наблюдением за ценами занимаются центральные статистические управления.
Самостоятельные исследования движения цен часто проводят научно-
исследовательские центры профсоюзов, специальные комиссии по заданиям
международных организаций.
Главная цель
наблюдения за ценами со
их социальных партнеров - измерение роста стоимости жизни для определения
индекса ежегодного номинального повышения заработной платы и пенсий, а
также для выяснения влияния роста цен на издержки производства и
национальную
на цены, вводя или отменяя количественные и таможенные ограничения во
внешней торговле, вступая в интеграционные союзы, изменяя учетную ставку,
варьируя налоги, осуществляя эмиссию денег. Косвенное влияние на цены
оказывают, по существу, все государственные регулирующие акции, какой бы
цели они ни служили.
Государственное вмешательство осуществляется путем санкционированного
правительственными органами завышения издержек производства через включения
в себестоимость завышенных амортизационных списаний и отчисления в другие
фонды. В результате этого в целых отраслях возникают ситуации, когда “
издержки подпирают цену “, то есть расчетные ( а не действительные )
издержки производства оказываются на всех предприятиях отрасли в результате
объявленных правительством льгот настолько высоки, что повышение цен
становится разумеющимся явлением, а так как льготы распространяются на всю
отрасль, то внутриотраслевая конкуренция в условиях благоприятной
конъюнктуры не может быть достаточным препятствием для роста цен.
Прямым государственным вмешательством в процесс ценообразования
является государственная политика установления цен на так называемые
акцизные товары. Непосредственное воздействие на формирование цен оказывают
государственные субсидии. Один из видов таких субсидий - ценовые -
предусматривает снижение цен путем специальных доплат производителю или
потребителю. Прямое воздействие на цены и лидерство в ценах имеет место в
отраслях, где доля государства в потреблении товаров и услуг значительна,
например, в военных отраслях промышленности, в ряде подотраслей
строительства. Правительственные органы, являясь постоянными покупателями
или заказчиками определенных видов товаров и услуг у частных фирм,
устанавливают по договоренности с партнерами “конкретные цены”, которые
становятся затем базовыми ценами для отрасли.
Эффективным средством регулирования цен является налог на добавленную
стоимость. Этот налог производители включают в цену товара или услуги, и
дифференцированные изменения ставок этого налога непосредственно
воздействуют на цены. Особым направлением государственной экономической
политики является государственное воздействие на внешнеторговые цены.
Государственное поощрение экспорта, освобождение экспортёров от налогов , а
в некоторых странах -экспортные субсидии, предоставление льготных кредитов
и транспортных тарифов существенным образом отражаются на условиях ценовой
конкуренции на мировом рынке.
Установление фиксированных
Установление цен на минеральное сырье, добываемое в государственных
шахтах, на электроэнергию с государственных электростанций и
железнодорожные, почтово-телеграфные тарифы - пример фиксации цен на товары
и услуги госсектора. Эти искусственно заниженные цены и тарифы способствуют
снижению издержек производства
в частном хозяйстве и
конкурентоспособности за счет искусственно пониженной рентабельности или
дефицитности этих объектов государственной собственности. Фиксация цен или
установление пределов их повышения в негосударственном секторе - типичное
средство административного хозяйственного регулирования. Применяется оно
редко и, как правило, в условиях рыночного хозяйства является неэффективным
в долгосрочном и даже среднесрочном аспекте. Используется чаще всего в
исключительных случаях в качестве средства ослабления социальной
напряженности. Контроль над ценами на определенные виды товаров
осуществляется национальными органами.
Другим
важным инструментом
налогообложение .
Налоги - основной источник бюджетных средств. В государствах с
рыночной экономикой взимаются различные виды налогов. Одни из них носят
видимый характер, например подоходный налог, другие не столь очевидны,
поскольку накладываются на производителей сырьевых ресурсов и
воздействуют на домохозяйства косвенным путем в виде более высоких цен на
товары. Налоги охватывают как домохозяйства, так и фирмы. В виде налогов
в бюджет попадают значительные суммы (например в США около 30 процентов
всей стоимости производимых товаров и услуг).
Одна из основных проблем - справедливость распределения налогового
бремени. Существует три основные системы, основанные на понятии
прогрессивности
налога с дохода конкретного работника к величине этого дохода.
o пропорциональный
налог (сумма налога
o регрессивный налог (в процентном отношении налог взимается тем ниже,
чем выше доход работника);
o прогрессивный налог (в процентном отношении чем выше доход, тем выше
налог).
Представляется, что наиболее справедливым является прогрессивный
налог, однако процентное повышение налога не должно быть значительным,
чтобы не ослаблять стимулы к труду, а следовательно - к большим заработкам.
Как правило, подоходный налог построен именно по этому принципу. Однако
налоги с продаж и акцизы являются фактически регрессивными, так как они
в большинстве случаев перекладываются на потребителей, в доходе которых
одна и та же сумма занимает различную долю.
Задача государства
- собрать налоги таким образом,
потребности бюджета и одновременно не вызвать недовольства
налогоплательщиков. При слишком высоких налоговых ставках начинается
массовое уклонение от уплаты налогов (см. рис. 4).
Государственное
Оно осуществляется в тех областях, где хозяйственность противоречит
природе частных фирм или же требуются огромные вложения средств и риск.
Основное отличие от частного предпринимательства состоит в том, что
первоочередная цель государственного предпринимательства - не
получение дохода, а в решение социально-экономических задач, таких как
обеспечение необходимых темпов роста, сглаживание циклических колебаний,
поддержание занятости, стимулирование научно-технического прогресса и т.д.
Данная форма регулирования обеспечивает поддержку малорентабельных
предприятий и отраслей хозяйства, которые жизненно важны для
воспроизводства. Это прежде всего отрасли экономической инфраструктуры
(энергетика, транспорт, связь). К проблемам, решаемым государственным
предпринимательством, относится также предоставление населению льгот
в различных областях социальной инфраструктуры, помощь жизненно важным
науко- и капиталоемким отраслям экономики в целях ускорения научно-
технического прогресса и укрепления на этой основе позиций страны в мировом
хозяйстве, проведение региональной политики - строительство в
экономически отсталых районах промышленных предприятий, создание рабочих
мест, охрана окружающей среды путем внедрения безотходных технологий,
строительства очистных сооружений, развитие фундаментальных научных
исследований, производство товаров, являющееся по закону государственной
монополией.
Развитие государственного предпринимательства следует ограничивать в
тех сферах, где отсутствует или недостаточно присутствие частного сектора,
а также в этих секторах, если того требует напряжённая социально-
экономическая ситуация. Дело в том, что по сравнению с частными
государственные предприятия являются менее эффективными. Государственное
предприятие, пусть даже наделенное самыми широкими правами и
ответственностью, всегда отстает от частного в степени хозяйственной
самостоятельности и быстроте реагирования на изменения в экономической
конъюнктуре. В деятельности госпредприятия наверняка присутствуют как
рыночные, так и нерыночные, идущие от государства мотивы. Политические
мотивы переменчивы, они зависят от правительства, распоряжений министерств
и т.д. Поэтому госпредприятия часто оказываются в сложной и неясной
обстановке, предсказать которую намного сложнее, чем рыночную конъюнктуру.
Спрогнозировать вероятные колебания спроса и цен гораздо легче, чем
предугадать поведение нового министра или же чиновника, решения
которого зачастую определяют судьбу предприятия. За ними могут стоять
политические цели, которые не имеют никакого отношения к рыночному
поведению (стремление увеличить поступления в бюджет, желание сохранить
штаты и повысить заработную плату и т.д.).
Как правило, государственные предприятия не готовы к рыночному
соперничеству, поскольку рассчитывают не только на себя, но и на особое
отношение со стороны властей (дотации, налоговые льготы, гарантии сбыта в
рамках госзаказов). У государственных предприятий нет обязательств перед
акционерами, банкротство им обычно не грозит. Все это негативно
сказывается на динамике затрат и цен, скорости освоения новых технологий
качестве организации производства и т.д.
2. Реалии государственного
Современное положение
с государственным
процессы на примере отдельных стран.
Экономисты США называют экономическое устройство своей страны
«смешанным капитализмом». Лишь в последние десятилетия государство
постепенно сдаёт свои позиции в регулировании экономики, но только в
определённых областях согласно вышеописанному направлению стимулирования
Информация о работе Государственное регулирование экономики с точки зрения теории