Государственное регулирование, ценообразование, цена, совершенствование

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 19:03, реферат

Описание работы

Острая потребность в разработке ценового механизма, адекватного формирующимся рыночным отношениям, обусловлена тем, что процесс реформирования характеризуется, с одной стороны, развитием новых форм и методов хозяйствования, а с другой, отсутствием экономических условий для успешной их реализации. Важнейшим условием повышения инвестиционной и предпринимательской активности выступает создание эффективного механизма ценообразования.
Целью выполнения курсовой работы является изучение содержания государственного регулирования процесса ценообразования, проведен анализ практики государственного регулирования ценообразования в Республике Беларусь. Также определены одни из направлений совершенствования государственного регулирования ценообразования.

Содержание

Введение 5

1 Необходимость и предпосылки усиления государственного регулирования

процесса ценообразования 6

1.1 Эволюция представлений о роли государства в экономике 6

1.2 Цена и ее функции 7

1.3 Причины и методы государственного регулирования

ценообразования 10

2 Анализ практики государственного регулирования ценообразования в РБ 18

1.1 Осуществление государственного регулирования цен

в Республике Беларусь 18

1.2 Статистика изменения индекса потребительских цен за 2004-2009 гг. 25

1.3 Экономический взгляд на государственное регулирование

Л.Злотникова 26

3 Направления совершенствования государственного регулирования

ценообразования 29

Заключение 36

Список использованных источников 38

Работа содержит 1 файл

Курсавая работа.doc

— 1.04 Мб (Скачать)

Заключение

         Теория государственного регулирования экономики и ценообразования прошла эволюцию с конца средневековья до современного времени, от меркантелистов до неоконсерваторов. Учитывая важность государственного регулирования ценообразования, следует помнить, что цена – сильная экономическая категория, которая выполняет измерительную, учетную, регулирующую, стимулирующую и перераспределительную функции. Государственное регулирование - попытка воздействия на стоимостные пропорции и распределение национального дохода между отдельными отраслями и категориями населения страны. В современных условиях выделяют прямые и косвенные методы государственного регулирования цен. Самими причинами и предпосылками государственного регулирования цен является тенденция к монополизации, проблема внешних эффектов, производство общественных благ, распределение доходов, инфляционные процессы, равновесие платежного баланса страны. В настоящее время необходимость государственного регулирования цен объективна и оно осуществляется во всех странах, только в разном процентном соотношении.

           Основные направления ценовой политики в нашей стране нашли отражение в разработанной и принятой правительством в 1999 г. Концепции ценообразования в Республике Беларусь. Из-за недоработки Концепции 1999 г. возникла необходимость появления новой Концепции, принятой в 2005 г., где были уточнены подходы и механизмы регулирования ценообразования и определены главные составляющие политики. Государственное регулирование и контроль за ценообразованием в Республике Беларусь на текущий момент осуществляют Совет Министров и Министерство экономики. Составной частью общей системы регулирования цен является контроль за соблюдением законодательства о ценообразовании, который осуществляют Департамент антимонопольной и ценовой политики Министерства экономики, инспекции по контролю за ценами в районах и городах, комитет государственного контроля, прокуратура Республики Беларусь, государственный налоговый комитет, министерство финансов и органы статистики. Согласно политике государственного регулирования, индекс потребительских цен за период 2004-2009 гг. принимает достаточно небольшие значения (в пределах 112-113%), а в некоторых случаях мы можем наблюдать и понижение уровня цен (как это произошло в 2005 и 2006 гг. с ценами на медикаменты). Одной из причин относительно высоких цен в Республике Беларусь можно назвать низкий уровень эффективности технологических процессов. На сегодняшний день в Республике Беларусь прямо или косвенно регулируется 70-80 процентов цен.

     Согласно подписанным документам в Республике Беларусь государственное регулирование и контроль за ценами будет осуществляться и в дальнейшем, поэтому система государственного регулирования требует различных путей усовершенствования для повышения эффективности своей деятельности. В Республики Беларусь в наибольшей степени используются прямые методы государственного регулирования, однако мировой опытом подтверждено, что наиболее эффективно использование косвенных методов регулирования, которые обладают большей эффективностью, чем прямые. К косвенным методам можно отнести изменение учетной ставки банковского процента, уровня минимальной заработной платы, проведение определенной налоговой политики и политики доходов. Одними из минусов государственного регулирования цен можно назвать высокие издержки общества на содержание госаппарата. В решении этой проблемы можно предложить эволюционировать госаппарат путём его упрощения и рационализации, что привело бы к снижению издержек на осуществление этого регулирования. Повышению эффективности проводимой ценовой политики в стране способствует проведение ценового мониторинга, который осуществляется как органами ценообразования, так и службами государственной статистики. В целях совершенствования политики государственного регулирования цен важнейшими направлениями должны стать обеспечение действенного контроля за уровнем цен в монопольных отраслях, создание условий добросовестной конкуренции, обеспечение соотношения между изменением цен на потребительские товары и услуги и оплатой труда, недопущение опережающего роста цен без принятия мер по социальной защите населения, обеспечение межотраслевых ценовых пропорций. 
 

Список  использованных источников

 
  1. Антонова  Н.Б., Государственное регулирование экономики. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002.
  2. Емельянова Т.В., Ценообразование. – Минск: Высшая школа, 2005.
  3. Лазаревич Н.М., Кохнович И.Н. Ценообразование. – Минск: Минский  институт управления, 2006.
  4. Полещук И.И., Терешина В.В. Ценообразование. – Минск: Белорусский Государственный Экономический Университет, 2001.
  5. Савицкий А.А., Основы ценообразования. – Минск: Дизайн-Про, 2004.
  6. Тарасов В.И., Ценообразование. – Минск: Книжный дом, 2006.
  7. Есипов В.Е., Цены и ценообразование. – Санкт-Петербург: Питер, 2000.
  8. Злотников Л.П., газета «Свободные новости» - Минск, 2010.
  9. Шуляк П.Н., Ценообразование. – Москва: Дашков и Ко, 1999.
  10. Информационный интернет-ресурс Министерства статистики и анализа Республики Беларусь: http://president.gov.by/minstat.
  11. Информационный интернет-ресурс Национального статистического комитета Республики Беларусь: http://belstat.gov.by/

Информация о работе Государственное регулирование, ценообразование, цена, совершенствование