Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 19:03, реферат
Острая потребность в разработке ценового механизма, адекватного формирующимся рыночным отношениям, обусловлена тем, что процесс реформирования характеризуется, с одной стороны, развитием новых форм и методов хозяйствования, а с другой, отсутствием экономических условий для успешной их реализации. Важнейшим условием повышения инвестиционной и предпринимательской активности выступает создание эффективного механизма ценообразования.
Целью выполнения курсовой работы является изучение содержания государственного регулирования процесса ценообразования, проведен анализ практики государственного регулирования ценообразования в Республике Беларусь. Также определены одни из направлений совершенствования государственного регулирования ценообразования.
Введение 5
1 Необходимость и предпосылки усиления государственного регулирования
процесса ценообразования 6
1.1 Эволюция представлений о роли государства в экономике 6
1.2 Цена и ее функции 7
1.3 Причины и методы государственного регулирования
ценообразования 10
2 Анализ практики государственного регулирования ценообразования в РБ 18
1.1 Осуществление государственного регулирования цен
в Республике Беларусь 18
1.2 Статистика изменения индекса потребительских цен за 2004-2009 гг. 25
1.3 Экономический взгляд на государственное регулирование
Л.Злотникова 26
3 Направления совершенствования государственного регулирования
ценообразования 29
Заключение 36
Список использованных источников 38
Теория государственного регулирования экономики и ценообразования прошла эволюцию с конца средневековья до современного времени, от меркантелистов до неоконсерваторов. Учитывая важность государственного регулирования ценообразования, следует помнить, что цена – сильная экономическая категория, которая выполняет измерительную, учетную, регулирующую, стимулирующую и перераспределительную функции. Государственное регулирование - попытка воздействия на стоимостные пропорции и распределение национального дохода между отдельными отраслями и категориями населения страны. В современных условиях выделяют прямые и косвенные методы государственного регулирования цен. Самими причинами и предпосылками государственного регулирования цен является тенденция к монополизации, проблема внешних эффектов, производство общественных благ, распределение доходов, инфляционные процессы, равновесие платежного баланса страны. В настоящее время необходимость государственного регулирования цен объективна и оно осуществляется во всех странах, только в разном процентном соотношении.
Основные направления ценовой политики в нашей стране нашли отражение в разработанной и принятой правительством в 1999 г. Концепции ценообразования в Республике Беларусь. Из-за недоработки Концепции 1999 г. возникла необходимость появления новой Концепции, принятой в 2005 г., где были уточнены подходы и механизмы регулирования ценообразования и определены главные составляющие политики. Государственное регулирование и контроль за ценообразованием в Республике Беларусь на текущий момент осуществляют Совет Министров и Министерство экономики. Составной частью общей системы регулирования цен является контроль за соблюдением законодательства о ценообразовании, который осуществляют Департамент антимонопольной и ценовой политики Министерства экономики, инспекции по контролю за ценами в районах и городах, комитет государственного контроля, прокуратура Республики Беларусь, государственный налоговый комитет, министерство финансов и органы статистики. Согласно политике государственного регулирования, индекс потребительских цен за период 2004-2009 гг. принимает достаточно небольшие значения (в пределах 112-113%), а в некоторых случаях мы можем наблюдать и понижение уровня цен (как это произошло в 2005 и 2006 гг. с ценами на медикаменты). Одной из причин относительно высоких цен в Республике Беларусь можно назвать низкий уровень эффективности технологических процессов. На сегодняшний день в Республике Беларусь прямо или косвенно регулируется 70-80 процентов цен.
Согласно
подписанным документам в Республике
Беларусь государственное регулирование
и контроль за ценами будет осуществляться
и в дальнейшем, поэтому система государственного
регулирования требует различных путей
усовершенствования для повышения эффективности
своей деятельности. В Республики Беларусь
в наибольшей степени используются прямые
методы государственного регулирования,
однако мировой опытом подтверждено, что
наиболее эффективно использование косвенных
методов регулирования, которые обладают
большей эффективностью, чем прямые. К
косвенным методам можно отнести изменение
учетной ставки банковского процента,
уровня минимальной заработной платы,
проведение определенной налоговой политики
и политики доходов. Одними из минусов
государственного регулирования цен можно
назвать высокие издержки общества на
содержание госаппарата. В решении этой
проблемы можно предложить эволюционировать
госаппарат путём его упрощения и рационализации,
что привело бы к снижению издержек на
осуществление этого регулирования. Повышению
эффективности проводимой ценовой политики
в стране способствует проведение ценового
мониторинга, который осуществляется
как органами ценообразования, так и службами
государственной статистики. В целях совершенствования
политики государственного регулирования
цен важнейшими направлениями должны
стать обеспечение действенного контроля
за уровнем цен в монопольных отраслях,
создание условий добросовестной конкуренции,
обеспечение соотношения между изменением
цен на потребительские товары и услуги
и оплатой труда, недопущение опережающего
роста цен без принятия мер по социальной
защите населения, обеспечение межотраслевых
ценовых пропорций.
Информация о работе Государственное регулирование, ценообразование, цена, совершенствование