Государственное регулирование, ценообразование, цена, совершенствование

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 19:03, реферат

Описание работы

Острая потребность в разработке ценового механизма, адекватного формирующимся рыночным отношениям, обусловлена тем, что процесс реформирования характеризуется, с одной стороны, развитием новых форм и методов хозяйствования, а с другой, отсутствием экономических условий для успешной их реализации. Важнейшим условием повышения инвестиционной и предпринимательской активности выступает создание эффективного механизма ценообразования.
Целью выполнения курсовой работы является изучение содержания государственного регулирования процесса ценообразования, проведен анализ практики государственного регулирования ценообразования в Республике Беларусь. Также определены одни из направлений совершенствования государственного регулирования ценообразования.

Содержание

Введение 5

1 Необходимость и предпосылки усиления государственного регулирования

процесса ценообразования 6

1.1 Эволюция представлений о роли государства в экономике 6

1.2 Цена и ее функции 7

1.3 Причины и методы государственного регулирования

ценообразования 10

2 Анализ практики государственного регулирования ценообразования в РБ 18

1.1 Осуществление государственного регулирования цен

в Республике Беларусь 18

1.2 Статистика изменения индекса потребительских цен за 2004-2009 гг. 25

1.3 Экономический взгляд на государственное регулирование

Л.Злотникова 26

3 Направления совершенствования государственного регулирования

ценообразования 29

Заключение 36

Список использованных источников 38

Работа содержит 1 файл

Курсавая работа.doc

— 1.04 Мб (Скачать)

     Государственное регулирование было сохранено также  на структурообразующую продукцию производственно-технического назначения, определяющую общий масштаб цен: нефть, газ природный и сжиженный, моторное и котельное топливо, теплоэнергия, перевозки грузов железнодорожным транспортом, основные услуги связи. С 1 марта 1993 г. началась реализация населению по свободным ценам таких продуктов питания, как баранина, мясо птицы, ликеро-водочные изделия (кроме водки белой, на которую до сих пор действует фиксированная цена). В мае-июне этого же года на свободные цены были переведены основные продовольственные товары: свинина, говядина, вареные колбасные изделия, мясные полуфабрикаты, масло животное, мягкие сыры, сахар, ко- 
 
 
 
 

торые до этого времени регулировались государством.

     Либерализация цен имела своей целью ликвидацию ценовых диспропорций и более полное удовлетворение спроса предприятий и населения в товарах и услугах за счет стабилизации и роста объемов их производства. Однако после резкого скачка цен в 1992 г. они продолжали расти высокими темпами. Инфляционные процессы привели к падению производства, поскольку предприятия получили возможность достигать своих целей не за счет увеличения выпуска продукции, а за счет повышения цен. В результате проводимых в 90-е годы преобразований в системе ценообразования были сглажены имеющиеся ранее диспропорции в ценах по отраслям экономики и отдельным группам товаров и услуг. Так, наиболее высокими темпами росли цены на продовольственные товары и потребительские услуги, которые длительное время были искусственно занижены. Опережающим ростом отличались цены на промышленную продукцию, транспортные услуги.

     

     Основные  направления ценовой политики в  республике на краткосрочную и долгосрочную перспективу нашли отражение в разработанной и принятой правительством в 1999 г. Концепции ценообразования в Республике Беларусь. Целью совершенствования системы ценообразования являлось создание такого механизма, который бы обеспечивал условия для эффективного использования ресурсов, повышения конкурентоспособности экономики, реализации приоритетов государственной экономической политики при одновременном сохранении равновесия на рынке и повышения на этой основе жизненного уровня населения.

     В целом за период действия Концепции, принятой в 1999 г., произошли позитивные изменения (снижение темпов роста потребительских цен, укрепление белорусского рубля, сокращение объемов перекрестного субсидирования по газу и электроэнергии; сокращение объемов бартера, снижение остроты проблемы ценообразования на продукцию, поставляемую по товарообменным операциям; возросла конкуренция на внутреннем рынке товаров и услуг, сформированы организационные и институциональные основы), но вместе с тем в сфере ценообразования остались и нерешенные вопросы (достаточно высокий уровень инфляции; опережающие темпы роста цен на промышленную продукцию по сравнению с темпами роста цен на потребительские товары; высокий уровень субсидирования жилищно-коммунального хозяйства и пассажирского транспорта; наличие меж- и внутриотраслевого перекоса в ценах на отдельные товары и услуги; недостаточный контроль за уровнем и динамикой себестоимости; недостаточно эффективное и тесное соотношение ценообразования с налогово-бюджетной политикой, высокий уровень налоговой нагрузки; большое количество принимаемых нормативно-правовых актов, имеющих ограниченный срок действия; несоответствие отдельных положений антимонопольного регулирования международным стандартам). Вследствие этого возникла необходимость появления Концепции, принятой в 2005 г., где были уточнены подходы и механизмы регулирования ценообразования в контексте внутриэкономических и внешнеэкономических изменений. Концепцией 2005 г. были определены главные составляющие политики цен на ближайшую и долгосрочную перспективу. Концепция не предполагала коренного изменения действующей системы ценообразования, однако намечается совершенствование ценообразования в целях повышения обоснованности системы цен и усиления их воздействия на повышение эффективности национальной экономики.

     В качестве принципов ценообразования были определены: сочетание свободных и регулируемых цен; разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению и регулированию цен; установление регулируемых цен на уровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли при необходимости с предоставлением государственных дотаций и других мер государственной поддержки; осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства о ценообразовании, за формированием и применением цен (тарифов).

     Правовые  основы государственной политики в  области ценообразования отражены в Законе Республики Беларусь «О ценообразовании» (1999 г.). Этим же документом установлены права, обязанности и ответственность субъектов ценообразования (предприятия, предприниматели, республиканские и местные органы государственного управления).

     Республиканские органы государственного управления устанавливают цены на целый ряд товаров и услуг. В частности, Министерство экономики утверждает цены на сырую нефть, природный и сжиженный газ, нефтепродукты, электроэнергию, отдельные социально значимые товары, продукцию оборонного значения, поставляемую по оборонному заказу, спирт, водку, квартплату, торговые наценки и некоторые другие товары и услуги. Правом утверждения и контролирования цен наделены также министерства транспорта и коммуникаций, связи, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального, лесного хозяйства и некоторые другие.

     Государственное регулирование и контроль за ценообразованием в Республике Беларусь на текущий момент осуществляют Совет Министров (регулирует цены и тарифы на важнейшие социально значимые услуги для населения и товары, имеющие стратегическое значение для страны) и Министерство экономики (осуществляет формирование основ государственной политики в области ценообразования, определяет формы и способы государственного ценового регулирования, осуществляет руководство ценообразованием и координацию работы других органов управления в области ценообразования, регулирование цен и государственный контроль за соблюдением ценового и антимонопольного законодательства, принимает решения о применении экономических санкций за нарушение антимонопольного и ценового законодательства).

     В последние годы в Беларуси использовались следующие основные способы государственного регулирования цен:

  1. установление предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов) на товары, производимые в республике. При невозможности их соблюдения предприятия обязаны регистрировать цены на производимые товары или услуги в органах ценообразования или вышестоящих органах;
  2. определение предельных отпускных цен на перечень социально значимых товаров;
  3. обязательное обоснование цен отечественными предприятиями на производимую продукцию и импортируемые товары со стороны затрат, прибыли, налогов;
  4. установление фиксированных цен на продукцию базовых отраслей экономики, услуги естественных монополий;
  5. установление предельных максимальных (такси, бытовые услуги) и минимальных (закупочные на сельхозпродукцию, алкогольные напитки, экспортируемые товары) цен;
  6. ограничение уровня рентабельности в ценах на социально значимые товары, продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке;
  7. ограничение размеров оптовых и розничных торговых надбавок;
  8. обязательное обоснование цен при товарообменных (бартерных) операциях;
  9. индексация тарифов (на грузовые перевозки железнодорожным транспортом, коммунальные услуги), квартплаты с учетом инфляции;
  10. декларирование цен на продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке;
  11. ограничение цен в рамках антимонопольного законодательства (запрещение установления монопольных цен и антиконкурентных ценовых соглашений);
  12. контроль за соблюдением законодательства о ценообразовании.

     Органы  управления в дальнейшем должны переходить к косвенным методам воздействия на формирование себестоимости и цен промышленной продукции, заключающимся в согласованном проведении регулирования цен на основное сырье и энергоресурсы, налогового, таможенного регулирования, политики доходов и заработной платы, валютной и денежно-кредитной политики, антимонопольного регулирования.

     Также государство осуществляет и антимонопольную  политику, целью которой является обеспечение доступности для потребителей товаров (услуг) таких предприятий за счет определения экономически обоснованных цен, позволяющих осуществлять развитие субъектов естественных монополий. В нашей стране используется специфическая система регулирования цен на продукцию предприятий, злоупотребляющих своим доминирующим (монопольным) положением. При этом доминирующее положение означает исключительное положение предприятия на рынке, которое позволяет ему диктовать свои условия потребителям и конкурентам, затруднять доступ на рынок другим предприятиям или иными способами ограничивать конкуренцию. Факт доминирования устанавливается по доле рынка, которым обладает предприятие. Если, например, одно предприятие владеет более чем 30%, а два - более чем 54% рынка, то эти предприятия признаются монополистами и включаются в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках республики (независимо от формы собственности).

     В зависимости от вида и назначения товара (услуги), выпускаемого предприятиями-монополистами, используются следующие методы ценового регулирования: установление предельного норматива рентабельности, предельного уровня цен (тарифов) и декларирование уровня свободных цен (тарифов). Последнее представляет собой регистрацию цен в органах ценообразования на основе представляемых предприятиями их детальных обоснований (подробное обоснование цен с представлением калькуляции, расчетами прибыли, налогов, пояснительной запиской).

     В Концепции ценообразования определена антимонопольная политика в сфере ценообразования. В процессе проведения государственной конкурентной политики должны быть обеспечены равенство условий деятельности юридических лиц всех форм собственности, защита интересов отечественных производителей, повышение конкурентоспособности производимых ими товаров.

     Вследствие  изменившихся экономических условий  основным направлением антимонопольной политики должно стать дальнейшее сужение сферы прямого государственного регулирования цен на товары (работы, услуги) организаций-монополистов на основе дифференцированного подхода к рынкам и производителям и постепенного перехода от ценового регулирования к системе антимонопольного регулирования и контроля, который осуществляет предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности; пресечение недобросовестной конкуренции; обеспечение правовой защищенности добросовестной конкуренции; содействие развитию конкуренции на товарных рынках страны; контроль за экономической конкуренцией; совершенствование регулирования деятельности естественной монополии.

     Одним из направлений антимонопольной  политики является работа по созданию условий для ликвидации самих  возможностей злоупотребления монопольным положением хозяйствующих субъектов, освобожденных от ценового регулирования. При этом сохраняется необходимость регулирования цен (тарифов) на продукцию, обеспечивающую национальную, продовольственную, экологическую безопасность.

         Составной частью общей системы регулирования цен является контроль за соблюдением законодательства о ценообразовании. Определяя общие правила и принципы ценообразования, вводя ограничения цен, специальные государственные органы призваны  контролировать их соблюдение всеми субъектами хозяйствования.

     1 февраля 1993 г. Постановлением  Совета Министров Республики Беларусь № 51 было утверждено Положение о государственном контроле за соблюдением дисциплины цен, в котором определены основы государственного контроля за установлением и применением цен всеми субъектами хозяйствования независимо от форм собственности. В дополнение к нему было принято Постановление Кабинета Министров «О повышении эффективности контроля за ценами» № 221 от 2 декабря 1994 г. Определена ответственность за нарушение законодательства Республики Беларусь о ценообразовании статьей 6 Закона Республики Беларусь «О ценообразовании», вступившего в действие в мае 1999г.

     Органы  контроля за ценами действуют на высшем республиканском и на местном уровнях управления. Высшим исполнительным органом, который определяет политику цен и осуществляет контроль за ее соблюдением, является Департамент антимонопольной и ценовой политики Министерства экономики. На местном те же функции выполняют управления антимонопольной и ценовой политики облисполкомов и Минского горисполкома и инспекции по контролю за ценами в районах, городах и их районах. В своей работе органы контроля за ценами взаимодействуют с министерствами и ведомствами, на которые возложена ответственность за правильность установления и применения цен на подведомственных предприятиях. Проверкой правильности установления  и применения цен занимаются также Комитет государственного контроля, Прокуратура Республики Беларусь, Государственный налоговый комитет, Министерство финансов, органы статистики. Может осуществляться также общественный контроль за соблюдением прав потребителей в сфере торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей со стороны общественных объединений потребителей.

     В процессе контроля решается целый ряд  задач, в том числе:

  1. социально-экономический анализ формирования цен, их динамики, изменения структуры, соответствия реальным условия производства и реализации продукци и;
  2. проверка соблюдения порядка формирования и применения свободных цен и тарифов, их экономической обоснованности, недопущения включения в них необоснованных затрат и прибыли;
  3. проверка правильности отражения улучшения потребительских свойств, качества продукции в ценах;
  4. внесение в соответствующие органы управления предложений о введении или отмене государственного регулирования цен на определенные товары или услуги;
  5. оказание методической помощи субъектам хозяйствования в вопросах ценообразования;
  6. выдача обязательных для исполнения указаний и предписаний об устранении нарушений дисциплины цен, причин и условий, их порождающих;
  7. принятие решений о применении экономических санкций за нарушение дисциплины цен и о наложении штрафов, предусмотренных законодательством;
  8. определение условий расчетов и уровня цен на продукцию, поставляемую в государства-участники СНГ на эквивалентной основе (по клирингу) исходя из интересов страны.

     Основными формами контроля являются комплексные, отраслевые, тематические и разовые проверки. Для осуществления контроля субъекты хозяйствования при реализации товаров обязаны указывать в товарно-сопроводительных, платежных документах свободную отпускную цену предприятия-изготовителя или импортера, ее количественные и качественные характеристики. При поставке продукции через оптовые или снабженческо-сбытовые предприятия в товарно-сопроводительных, платежных документах в обязательном порядке должен отражаться размер оптовой наценки.  Работники органов контроля имеют право получать от министерств, ведомств, субъектов хозяйствования материалы и документы, необходимые для установления, согласования и применения цен, беспрепятственно посещать министерства, ведомства, предприятия всех форм собственности для осуществления контроля, привлекать к контрольным проверкам квалифицированных специалистов.

Информация о работе Государственное регулирование, ценообразование, цена, совершенствование