Государственное регулирование, ценообразование, цена, совершенствование

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 19:03, реферат

Описание работы

Острая потребность в разработке ценового механизма, адекватного формирующимся рыночным отношениям, обусловлена тем, что процесс реформирования характеризуется, с одной стороны, развитием новых форм и методов хозяйствования, а с другой, отсутствием экономических условий для успешной их реализации. Важнейшим условием повышения инвестиционной и предпринимательской активности выступает создание эффективного механизма ценообразования.
Целью выполнения курсовой работы является изучение содержания государственного регулирования процесса ценообразования, проведен анализ практики государственного регулирования ценообразования в Республике Беларусь. Также определены одни из направлений совершенствования государственного регулирования ценообразования.

Содержание

Введение 5

1 Необходимость и предпосылки усиления государственного регулирования

процесса ценообразования 6

1.1 Эволюция представлений о роли государства в экономике 6

1.2 Цена и ее функции 7

1.3 Причины и методы государственного регулирования

ценообразования 10

2 Анализ практики государственного регулирования ценообразования в РБ 18

1.1 Осуществление государственного регулирования цен

в Республике Беларусь 18

1.2 Статистика изменения индекса потребительских цен за 2004-2009 гг. 25

1.3 Экономический взгляд на государственное регулирование

Л.Злотникова 26

3 Направления совершенствования государственного регулирования

ценообразования 29

Заключение 36

Список использованных источников 38

Работа содержит 1 файл

Курсавая работа.doc

— 1.04 Мб (Скачать)

         Регулирующая  функция. Цена выступает  как инструмент регулирования

экономических процессов: уравновешивает спрос и  предложение, увязывая  их  с денежно-платежной  способностью  производителя  и  потребителя.  Причем на рынках неограниченной конкуренции цена равновесия (цена,  при   которой происходит уравнивание спроса и предложения  и  не  возникает  стимулов  для изменения   объема   предложения,   объема   спроса   и    величины    цены) устанавливается в результате стихийного  взаимодействия  сил  предложения  и спроса.

          На рынках с разной степенью монополизации как на стороне предложения, так и  на  стороне  спроса   производители   и   потребители   могут   оказывать непосредственное   влияние   на   формирование   и   движение   цены.   Так, производительный монополист в случае затоваривания может не  снижать цену (как это было бы в условиях совершенной конкуренции), а пойти  на  изменение предложения товара, сохранив прежнюю  цену.  В  случае  дефицита  товара  он может не увеличивать предложение, а повышать цену. В итоге цена теряет  свое качество как результат действия  стихийных  сил  спроса  и  предложения.  Ее уровень в значительной (а иногда решающей) степени  определяется  элементами регулирования, проводимого либо производителем с монопольной  властью,  либо монополистом-потребителем, либо государством.

          В условиях рыночной экономики каждый производственный ресурс  имеет  свою цену, которая,  как  и  товарная  цена,  реагирует  на  изменение  спроса  и предложения указанного ресурса. Действующие уровни цен  на  производственные ресурсы делают возможным выбор таких производственных ресурсов, при  которых определенный объем производства  достигается  при  минимуме  издержек.  Так, общеизвестно, что более высокая оплата рабочей  силы  стимулирует  внедрение более технически  оснащенных  процессов  производства,  и  наоборот,  низкая плата  рабочей  силы  способствует  консервации  устаревших   и   трудоемких процессов  производства. Тем самым цены производственных   ресурсов, ориентируя предпринимателей на использование дешевых ресурсов и экономии  на дорогих, в  той  же  мере,  как  и  товарные  цены,  воздействуют  на  более эффективное распределение производственных ресурсов в масштабе общества,  то есть цена  выполняет  регулирующую  роль  в  распределении  производственных ресурсов.

        Стимулирующая функция. Рыночное ценообразование создает  возможности  для альтернативного выбора при принятии хозяйственных решений, что  способствует повышению  эффективности  производства.  Так,  есть  альтернатива  сочетания различных  факторов  производства  для  создания  той  или  иной   продукции (например, между капиталоемкими процессами, требующими значительных  затрат, но затем дающими  большую  экономию  в  издержках  производства,  или  более трудоемким процессом, требующим меньше капиталовложений, но зато с большей величиной издержек). К этому добавляется выбор  рынков,  выбор  производимой продукции, выбор инвестора, кредитора и т. д.

        Таким образом, стимулирующее воздействие цены заключается в том,  что  ее уровень  служит  стимулом к применению наиболее экономичных методов производства и наиболее полному использованию ресурсов.

        Цена входит в состав экономического механизма стимулирующего  воздействия на  производство  через   следующие   ориентиры:   повышенную  (пониженную) рентабельность, надбавки (скидки) к цене,  применение  различных  видов  цен (свободные,  регулируемые,  расчетные  и  т.д.). Учитывая  стимулирующее воздействие перечисленных ориентиров-показателей,  предприятие  будет  иметь различный уровень доходов, следовательно,  возникают  экономические  стимулы пересматривать ассортимент выпускаемых товаров, расширять производство  тех, где прибыль на единицу продукции выше, или тех, где  может  быть  наибольший сбыт.

  С  помощью розничных цен стимулируется  потребление  продукции.  Например, при снижении абсолютного уровня и при  снижении  розничных  цен  на  единицу полезного  эффекта  (например,  по  бытовой   технике)   расширяется   сфера потребления соответствующей продукции.

           Перераспределительная функция. Посредством цен осуществляется распределение    и    перераспределение    доходов.     Другими     словами, с  помощью  цен   осуществляется   перераспределение   вновь созданной  стоимости  между  отраслями,  секторами  национальной экономики, районами страны, социальными группами и тем самым  происходит  регулирование доходов отраслей, предприятий, населения. Перераспределение доходов через цены осуществляется через уровень цен, их структуру,  соотношения  цен  на  различные  виды  продукции  добывающих   и обрабатывающих отраслей, продукции  сельского  хозяйства  и  промышленности. Более конкретно это достигается  путем  действия  относительно  высоких  или низких цен, с помощью включения или, наоборот, невключения  в  цену  налогов (налог на добавленную стоимость, акциз и т. д.), путем установления  системы разных  уровней  цен  для  различных   потребителей   (при   государственном вмешательстве в ценообразование, ценовой дискриминации)  на  одну  и  ту  же продукцию, например, для промышленных потребителей и для населения (как в энергетике), для предприятий  различных  форм  собственности  (госсектора  и частного). Если государство регулирует с помощью цен накопления  отдельных  отраслей экономики, то оно влияет на темпы их развития, разрешает противоречия  между изготовителем и  потребителем  продукции,  между  интересами  предприятий  и интересами  общества,   подчиняя   деятельность   предприятия   национальным интересам. Выполнение   ценой   перераспределительной   функции   не   является   ее привилегией. В перераспределительных процессах участвует также и  финансовая система, роль которой может быть гораздо выше, чем системы  ценообразования, и  растет  по  мере  снижения  роли  цены.  Поэтому   понимание   конкретных направлений  участия  цен и финансовой системы в   перераспределительных процессах повышает эффективность хозяйствования как субъектов рынка,  так  и государственного воздействия в перераспределительных процессах. 

           1.3. Причины и методы государственного регулирования ценообразования 

       Тема регулирования государством  процесса ценообразования является достаточно актуальной в наше время. Актуальна тем, что регулирование цен позволяет сдерживать их неоправданный рост, ставить цены в зависимости от изменения экономических условий, смягчать воздействие информации на жизненный уровень населения и т.п. Во всех экономических системах государство регулирует экономику. Ясно также, что подобное регулирование в современной рыночной экономике осуществляется в намного меньших масштабах, чем в административно-командной системе. Тем не менее, и здесь экономическая роль государства велика, особенно по сравнению с системой свободной конкуренции. Государственное регулирование в условиях  рыночного  хозяйства - это система типовых мер законодательного, исполнительного  и контролирующего  характера,  осуществляемых  правомочными  государственными учреждениями  и  общественными  организациями  в   целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к  изменяющимся условиям.

      В современных условиях необходимость  вмешательства государства в  процесс ценообразования вытекает, с одной стороны, из особенностей  функционирования самой рыночной системы, неспособной справиться с решением ряда важных проблем и ситуаций (провалы рынка), с другой стороны, из усиления целостности современных общественных систем, требующей институционального представления общих для всех субъектов интересов. Последнее оказывается особенно значимым в условиях современной научно-технической революции, перехода к постиндустриальной цивилизации и резкого усиления интернационализации экономической жизни. Воздействие государства на процессы ценообразования стало одним из важных и систематически применяемых методов экономической политики. Сложившаяся система государственного регулирования цен наряду с другими формами отраслевой государственной политики представляет собой попытку воздействия на стоимостные пропорции и распределение национального дохода между отдельными отраслями и категориями населения страны. Роль этой формы регулирования в последние десятилетия резко усилилась в связи с развитием инфляции. Ценовая политика становится одной из самых важных сфер экономической деятельности государства. Важнейший инструмент государственного регулирования - финансовая, денежно-кредитная политика. Составной частью этой политики являются попытки воздействовать на состояние хозяйственной конъюнктуры отдельных товарных рынков с помощью регулирования цен. В прошлом государственное регулирование цен в зарубежных странах проводилось главным образом в военные периоды.

      Государственное регулирование цен является попыткой государства с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом, т.е. через цены нивелировать циклические колебания процессов воспроизводства. В зависимости от конкретной хозяйственной конъюнктуры регулирование цен носит антикризисный и антиинфляционный характер. Система цен - один из важнейших элементов рыночной экономики, и она взаимосвязана с другими элементами рыночного механизма и реагирует на их изменения. Государственное регулирование экономики через изменение бюджетных расходов, налогов, процентных ставок за кредит, других экономических рычагов проявляется и в изменении издержек и цен на продукцию и воздействует на процессы воспроизводства. Либерализация цен не ослабляет, а напротив, повышает роль государства в осуществлении политики ценообразования. Она заключается не в установлении конкретных цен, а в воздействии с помощью экономических мер на принятие товаропроизводителями оптимальных решений по ценам, оказанию им методологической и методической помощи, разработке правовых норм по ценообразованию.

         Цели государственного регулирования заключаются в том, чтобы не допустить инфляционного роста цен в результате возникновения устойчивого дефицита, резкого роста цен на эксплуатируемое сырье и топливо, монополизма производителей; способствовать созданию нормальной конкуренции, ориентирующей на внедрение достижений научно-технического прогресса. Важной задачей при этом является достижение определенных социальных результатов, в частности, поддержание прожиточного минимума, обеспечение возможности приобретения в достаточном количестве товаров первой необходимости.

          Необходимость государственного вмешательства в процессы ценообразования обусловлена тем, что свободно функционирующий рынок не обязательно гарантирует высокую эффективность экономической деятельности. В ряде случаев несовершенство рынка, нестабильность равновесия требует определенного вмешательства государства. Роль государства заключается главным образом в обеспечении развития экономики в направлении не только роста производства и повышения качества продукции, но и достижения полной занятости, справедливого распределения доходов и стабилизации уровня цен.

          Иногда наступают такие времена, когда недовольство от сложившейся цены у одной из групп возрастает, а изменить её в виду сложившейся рыночной ситуации, сильной конкуренции, слабого спроса на данный вид товара и других факторов невозможно (военные действия или неурожайный год). В таких ситуациях правительство может устанавливать официальный максимальный («потолок» цены) и минимальный предел («пол») цены, по которой можно будет продавать данный вид товара. Давайте подробно рассмотрим последствия каждого из решений. 

         Воздействие верхнего предела цены на результат функционирования рынка. Для начала рассмотрим нижний предел цены. Если минимальная цена ниже рыночной, то никаких серьёзных изменений не будет, если минимальная цена выше рыночной, то возникает ситуация изображённая на графике1.

График 1. Минимальная цена (ценовой пол)

          Установление такой минимальной цены может быть сделано по разным причинам. Например, для поддержания производителя в трудный период (неурожайный год) так как спрос на данный товар не эластичен по цене, то цена будет изменяться в зависимости от величины предложения. Пол цены позволяет сохранять доход производителя в период низких цен. При нижнем приделе цены на рынке возникает излишек, который государство может использовать для закупки товара, например зерна, особенно в период затоваривания рынка, который будет сохранён для продажи во время дефицита. Устанавливание минимальной зарплаты призвано увеличивать заработную плату некоторым работникам, но вместе с тем увеличивает безработицу, так как иногда издержки фирмы на заработную плату будут больше, чем доход, который принесёт данный работник. В нашей республике минимальная заработная плата не очень высокая, поэтому она не сильно влияет на занятость людей, но в некоторых странах она достигает $6 за час труда. Но установление потолка цены влечёт за собой появление излишка товара, происходит затоваривание рынка, а это, как известно, чревато печальными последствиями. Высокие цены могут уменьшить спрос до такой степени, что фирмам станет не выгодно изготавливать данный вид товара. Если фирма монополист то товар может исчезнуть с рынка, иначе, с рынка уйдут самые слабые, в финансовом отношении фирмы, и тогда спрос относительно остальных оставшихся фирм возрастёт. Такой контроль над ценами стимулирует неэффективную работу. Так как цены высокие, то фирмы могут почувствовать, что снизилась необходимости поиска новых технологий, снижения издержек (произойдёт торможение в развитии экономики).

       Воздействие нижнего предела цены на функционирование рынка. Нередко можно встретиться и с установлением верхнего придела цены (ценовым потолком). Если верхний придел цены установлен выше рыночной, то никаких серьёзных изменений не произойдёт, но верхний придел цены устанавливается для ограничения роста цены и устанавливается ниже цены рыночного равновесия. Как правило, это делается для поддержания беднейших слоёв населения и для установления справедливости распределения товара. Например, во время войны или голода правительство может устанавливать максимальные приделы цен на основные товары для того, чтобы бедные слои населения могли приобрести их. При уменьшении цены уменьшается и предложение, но спрос при этом возрастает а, следовательно, возникает дефицит. Складывающаяся ситуация на рынки изображена на графике 2.

Информация о работе Государственное регулирование, ценообразование, цена, совершенствование