Государственное регулирование, ценообразование, цена, совершенствование

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 19:03, реферат

Описание работы

Острая потребность в разработке ценового механизма, адекватного формирующимся рыночным отношениям, обусловлена тем, что процесс реформирования характеризуется, с одной стороны, развитием новых форм и методов хозяйствования, а с другой, отсутствием экономических условий для успешной их реализации. Важнейшим условием повышения инвестиционной и предпринимательской активности выступает создание эффективного механизма ценообразования.
Целью выполнения курсовой работы является изучение содержания государственного регулирования процесса ценообразования, проведен анализ практики государственного регулирования ценообразования в Республике Беларусь. Также определены одни из направлений совершенствования государственного регулирования ценообразования.

Содержание

Введение 5

1 Необходимость и предпосылки усиления государственного регулирования

процесса ценообразования 6

1.1 Эволюция представлений о роли государства в экономике 6

1.2 Цена и ее функции 7

1.3 Причины и методы государственного регулирования

ценообразования 10

2 Анализ практики государственного регулирования ценообразования в РБ 18

1.1 Осуществление государственного регулирования цен

в Республике Беларусь 18

1.2 Статистика изменения индекса потребительских цен за 2004-2009 гг. 25

1.3 Экономический взгляд на государственное регулирование

Л.Злотникова 26

3 Направления совершенствования государственного регулирования

ценообразования 29

Заключение 36

Список использованных источников 38

Работа содержит 1 файл

Курсавая работа.doc

— 1.04 Мб (Скачать)

     Концепцией  предусмотрено установление регулируемых цен на таком уровне, обеспечивающем нормально работающим субъектам  хозяйствования возмещение экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли. А что же делать тем субъектам хозяйствования, у которых работа складывается не надлежащим образом, которым не достаточно полученной величины прибыли для дальнейшего осуществления своей деятельности? Ведь регулируемые цены устанавливаются на основе анализа фактически сложившихся в среднем по стране затрат на производство той или иной продукции в эффективно работающих хозяйствах. Отсюда можно сделать вывод, что неэффективно работающим субъектам хозяйствования будут предоставляться государственные субсидии, дотации или осуществляться другие меры господдержки. Однако это в свою очередь не будет являться стимулом для более эффективного ведения хозяйственной деятельности. Наоборот будет блокировать инициативу. Следовательно, в этой части политики государственного регулирования цен существует пробел, который необходимо ликвидировать.

     Также необходимо отметить, что существующие методы государственного регулирования  цен являются толчком для того, чтобы организации сокращали производство товаров с регулируемыми ценами, либо отказывались от производства данной продукции. Еще одним недостатком является завышение затрат по товарам с регулируемыми ценами.

     Исходя  из всего вышеперечисленного, можно  сделать вывод, что при сохранении государственного регулирования цен необходимо совершенствовать саму систему, а также методы государственного регулирования.

     В Республики Беларусь в наибольшей степени  используются прямые методы государственного регулирования. Однако мировой практикой подтверждено, что наиболее эффективно использование косвенных методов.

     Косвенное регулирование цен может осуществляться через изменение учетной ставки банковского процента, уровня минимальной заработной платы, проведение определенной налоговой политики и политики доходов. Государство может влиять на цены через сферу денежного обращения, принятие и применение антимонопольных законов путем воздействия на баланс спроса и предложения, а также разработкой эффективной системы таможенных тарифов и пошлин и т. д.

     В итоге, можно сделать вывод, что  государство должно, во-первых, ослабить рамки государственного регулирования  в некоторых отраслях, во-вторых, усовершенствовать систему государственного регулирования цен, которая совмещала  бы интересы, как производителей, так и потребителей, в-третьих, перейти от прямых к косвенным методам воздействия на формирования цен.

     Также необходимо создать условия, стимулирующие  снижение затрат, снизить налоговую  нагрузку, которая в настоящее  время достаточно велика.

     Государство должно упорядочить процесс создания и утверждения законодательных актов, которые также относятся к прямым методам государственного регулирования цен. Это необходимо из-за того, что в настоящее время количество законодательных актов достаточно велико. Причем при таком количестве очень сложно отреагировать на те или иные изменения, дополнения или прекращение действия того или иного законодательного акта. А также в связи с тем, что зачастую нормативные акты вводятся в действие задним числом, что также может привести к несоответствию их учета в деятельности субъектов хозяйствования.

          Одними из минусов государственного регулирования процесса ценообразования можно назвать высокие издержки общества на содержание госаппарата и огромном хозяйственном ущербе, наносимом некомпетентными, недобросовестными и несвоевременными действиями государственных властей. Огромная концентрация власти, неизбежная при централизации принятия важнейших социально-экономических решений, порождает высокие социально-политические издержки, несоизмеримые с выгодами, которые может в идеале получить общество от преодоления рыночной анархии. В решении этой проблемы можно предложить эволюционировать аппарат, отвечающий за регулирование ценообразования, путём его упрощения и рационализации, что привело бы к снижению издержек на осуществление этого регулирования.

           К тому же не стоит забывать, что у власти стоят живые люди, которые имеют свои личные интересы, и интересы государственного чиновника часто вступают в противоречия с его личными интересами. На чиновников также оказывают давление определенные круги (так называемых, лобби). Очень часто государственные чиновники голосуют за популярные проекты, которые сулят скорую выгоду населению, но в будущем несут большие потери.

          С этой проблемой значительно сложнее справляться, чем с предыдущими, т.к. в этом аспекте огромную роль играет человеческий фактор, а контролировать мысли и действия каждого человека не представляется возможным. Можно только попытаться изменить мышление и менталитет чиновников таким образом, чтобы они сами были заинтересованы в достижении положительных результатов от осуществляемых ими действиями. К примеру, ввести материальное поощрение при наличии положительных результатов при регулировании подконтрольной им области.

          Также повышению эффективности проводимой ценовой политики в стране способствует проведение ценового мониторинга, который осуществляется как органами ценообразования, так и службами государственной статистики. Ценовой мониторинг – метод маркетинговых исследований, который представляет собой регулярный сбор информации о ценах на товары в различных торговых точках в сравнении с конкурентами. Современный ценовой мониторинг включает отслеживание цен, ценообразующих факторов на основных сегментах рынка - внутреннем, внешнем, на рынке потребительских товаров, промышленной продукции, услуг, рынке труда и оперативное их прогнозирование. Основная задача мониторинга - быстрое выявление ценовых дисбалансов и проблем в целях оперативного принятия упреждающих решений и создания ценовых информационных ресурсов для субъектов хозяйствования и населения. Результаты регулярного мониторинга цен позволяют оперативно корректировать цены на товар с учетом цен конкурентов, отслеживать изменения в ассортименте и ценах товаров-конкурентов, отслеживать наличие рекламных материалов в местах продаж.

           Проводимая в республике политика государственного ценового регулирования является достаточно обоснованной и соответствующей данному этапу трансформации экономики. Принципиальным направлением совершенствования ценообразования является создание гибкой и прозрачной системы ценообразования, базирующейся на использовании сбалансированных административных и экономических методов и инструментов. Важнейшим принципом ценового регулирования должно стать:

  1. обеспечение действенного контроля со стороны государства за уровнем цен в монопольных отраслях (это может позволить избежать неоправданно высокий рост цен на продукцию);
  2. создание условий добросовестной конкуренции;
  3. обеспечение соотношения между изменением цен на потребительские товары и услуги и оплатой труда;
  4. недопущение опережающего роста цен (тарифов) без принятия соответствующих мер по социальной защите населения;
  5. обеспечение межотраслевых ценовых пропорций.

          Для определения обоснованного уровня цен, усиления контроля за уровнем и динамикой себестоимости предполагается значительно улучшить нормирование затрат, планирование, учет и калькулирование себестоимости продукции. Под калькулированием себестоимости продукции понимают совокупность приемов организации документирования и отражения производственных затрат, обеспечивающих определение фактической себестоимости продукции и необходимую информацию для контроля за процессом формирования себестоимости продукции.

         Органы управления в дальнейшем должны переходить преимущественно к косвенным методам воздействия на формирование себестоимости и цен промышленной продукции, заключающимся в согласованном проведении регулирования цен на основное сырье и энергоресурсы, налогового, таможенного регулирования, политики доходов и заработной платы, валютной и денежно-кредитной политики, антимонопольного регулирования.

           В заключение рассмотрим таблицу с данными об индексе потребительских цен в Республике Беларусь за последние 5 лет на социально значимые товары, в частности, на продукты питания:

             Цели государственного регулирования цен состоят в том, чтобы не допустить инфляционного роста цен в результате резкого роста цен на сырье и топливо, монополизма производителей; способствовать созданию нормальной конкуренции, ориентирующей на использование достижений научно-технического прогресса. Иными словами, государственное регулирование цен (в частности и на продукты питания) осуществляется для того, чтобы избежать гиперинфляцию, сдерживать их неоправданный рост и поддерживать ценовую стабильность. Ниже приведены две таблицы: в первой из них отражены цены на определенную группу продуктов питания за ноябрь 2005, 2009 и 2010 гг.; во второй - показана покупательная способность денег на период ноября 2005, 2009 и 2010 гг. Данные второй таблицы рассчитывались как количество единиц данного товара, которое можно было приобрести за среднюю заработную плату по стране на тот момент времени. За средние зарплаты были приняты данные национального комитета статистики Республики Беларусь: ноябрь 2005 – 436 741 руб., ноябрь 2009 – 1 026 000 руб., ноябрь 2010 – 1 350 000 руб.

          Если исходить из основной цели государственного регулирования цен, как поддержание их стабильности, то, как видно из табличных данных, государству в Республике Беларусь удается избежать гиперинфляции и поддерживать стабильность реальной заработной платы. В некоторых случаях соотношения среднего заработка к ценам на продукты питания увеличивается, в некоторых же увеличение цен съедает увеличение зарплаты, но, в общем и целом, в нашей стране поддерживается стабильность уровня цен. Значит, одну из основных целей регулирования цен государство выполняет. Но, как известно, совершенству нет предела, и в Республике Беларусь можно проводить более эффективную государственную политику в области ценообразования, используя предложения по совершенствованию, приведенные в данном разделе.

          Общие выводы: - согласно подписанным документам в Республике Беларусь государственное регулирование и контроль за ценами будет осуществляться и в дальнейшем, поэтому система государственного регулирования требует различных путей усовершенствования для повышения эффективности своей деятельности;

- в Республики Беларусь в наибольшей степени используются прямые методы государственного регулирования, однако мировой практикой подтверждено, что наиболее эффективно использование косвенных методов; косвенные методы регулирования обладают большей эффективностью, чем прямые; к косвенным методам можно отнести изменение учетной ставки банковского процента, уровня минимальной заработной платы, проведение определенной налоговой политики и политики доходов; 

- одними из минусов государственного регулирования цен можно назвать высокие издержки общества на содержание госаппарата; в решении этой проблемы можно предложить эволюционировать госаппарат путём его упрощения и рационализации, что привело бы к снижению издержек на осуществление этого регулирования; 

- повышению эффективности проводимой ценовой политики в стране способствует проведение ценового мониторинга, который осуществляется как органами ценообразования, так и службами государственной статистики; ценовой мониторинг – метод маркетинговых исследований, который представляет собой регулярный сбор информации о ценах на товары в различных торговых точках в сравнении с конкурентами;

- в целях  совершенствования политики государственного  регулирования цен важнейшими направлениями должны стать обеспечение действенного контроля за уровнем цен в монопольных отраслях, создание условий добросовестной конкуренции, обеспечение соотношения между изменением цен на потребительские товары и услуги и оплатой труда, недопущение опережающего роста цен без принятия мер по социальной защите населения, обеспечение межотраслевых ценовых пропорций;

- политика государственного регулирования цен на продукты питания в Республике Беларусь направлена на избежание гиперинфляции, избежание неоправданного роста цен и поддержание их стабильности; согласно статистическим данным, стабильность реальной заработной платы в Республике Беларусь поддерживается на приемлемом уровне. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Государственное регулирование, ценообразование, цена, совершенствование