Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 19:03, реферат
Острая потребность в разработке ценового механизма, адекватного формирующимся рыночным отношениям, обусловлена тем, что процесс реформирования характеризуется, с одной стороны, развитием новых форм и методов хозяйствования, а с другой, отсутствием экономических условий для успешной их реализации. Важнейшим условием повышения инвестиционной и предпринимательской активности выступает создание эффективного механизма ценообразования.
Целью выполнения курсовой работы является изучение содержания государственного регулирования процесса ценообразования, проведен анализ практики государственного регулирования ценообразования в Республике Беларусь. Также определены одни из направлений совершенствования государственного регулирования ценообразования.
Введение 5
1 Необходимость и предпосылки усиления государственного регулирования
процесса ценообразования 6
1.1 Эволюция представлений о роли государства в экономике 6
1.2 Цена и ее функции 7
1.3 Причины и методы государственного регулирования
ценообразования 10
2 Анализ практики государственного регулирования ценообразования в РБ 18
1.1 Осуществление государственного регулирования цен
в Республике Беларусь 18
1.2 Статистика изменения индекса потребительских цен за 2004-2009 гг. 25
1.3 Экономический взгляд на государственное регулирование
Л.Злотникова 26
3 Направления совершенствования государственного регулирования
ценообразования 29
Заключение 36
Список использованных источников 38
В республике действует порядок применения экономических санкций за нарушение дисциплины цен, направленный на строгое соблюдение всеми предприятиями законов, правил и норм по ценообразованию. Органы ценообразования имеют право принимать решения о применении экономических санкций за нарушение дисциплины цен и о наложении штрафов, предусмотренных законодательством, которые заключаются в следующем:
Для
улучшения информационного обеспечения
и организации более действенного контроля
за ценообразованием правительство республики
в 2000 г. приняло специальное постановление.
Согласно этому постановлению, предприятия
и предприниматели обязаны не менее трех
лет хранить у себя решения об установлении
цен на производимую ими продукцию, а также
на товары, ввозимые на территорию Беларуси
в режиме «выпуск товаров для свободного
обращения». Информация о ценах должна
представляться в Министерство экономики
в течение пяти дней с даты принятия решения
об установлении цен.
1.2.
Статистика изменения
индекса потребительских
цен за 2004-2009 гг.
Для наглядности практики государственного регулирования цен и их роста можно привести таблицу изменения индекса потребительских цен в Республике Беларусь за период 2004-2009гг. Индекс потребительских цен - один из видов индексов цен, созданный для измерения среднего уровня цен на товары и услуги (потребительской корзины) за определенный период в экономике. Рассчитывается как частное суммы произведений цен текущего года на выпуск базового года на сумму произведения уровня цен и выпуска базисного года. Вся дробь затем умножается на 100%.
Насколько видно из таблицы, регулирование цен государством в большинстве своем ведет к небольшому ежегодному приросту цен (в пределах 12-13%), а в некоторых случаях даже и к понижению этих самых цен (как это произошло в 2005 и 2006 гг. с ценами на медикаменты).
1.3. Экономический взгляд на государственное регулирование Л.Злотникова
В довершение всего вышесказанного хотелось бы привести отрывки из интервью экономиста Леонида Злотникова, чтобы узнать, как сейчас обстоит ситуация с государственным регулированием ценообразования на практике и как она влияет на уровень цен:
— Мы как-то делали материал о том, где будет дороже накрыть к Новому году стол: в Минске или Варшаве. Оказалось — в Минске. Почему так происходит?
— Чтобы в Беларуси съесть один килограмм мяса, надо затратить в сельском хозяйстве, пищевой промышленности, торговле и приготовлении пищи — примерно в 7 — 8 раз больше энергоносителей, чем в европейских странах. Вот вам и ответ. Причина высоких цен — низкий уровень эффективности технологических процессов в Беларуси.
— А что касается таких факторов, как отсутствие конкуренции или регулирование цен? Это тоже влияет?
— Да, конечно. Здесь важен не только уровень чистых технологий — переработки сырья, полуфабрикатов… А еще и уровень управления, другая общественная система, отношение к собственности, управление — все это находится в отсталом состоянии по сравнению с развитыми странами. Когда я говорю «общественная система», то имею в виду и то, рыночное ли это регулирование, или это государственное управление. Потому что если государство планирует, сколько чего произвести, то какая там может быть конкуренция? Другая общественная система — вот вам главная причина более высоких цен на товары.
— Какие цены у нас регулируются государством и много ли их?
— Например, все цены на строительные работы, на продукцию сельского хозяйства, на жилищно-коммунальные услуги, на транспорт, бензин, на так называемые социально значимые товары. И главное — это регулирование цен предприятий-монополистов, у нас их сейчас в республиканском списке около 900. Также регулируются цены на импортные товары, оптовая и розничная надбавка не должна быть более 30% от цены. Короче говоря, если подумать, то можно набрать процентов 70 — 80 цен, которые прямо или косвенно регулируются государством.
— И как этот фактор влияет на ситуацию в стране?
— Если взять статистику по СНГ или Европе, то в этом году мы — среди лидеров по росту цен. То есть это как бы не помогает… Государство само быстрее повышает цены, чем рынок.
— Можно ли их «укротить»?
— Из теории известно, что существует корзина товаров и услуг, по которой считается индекс потребительских цен. И если она в этом году стоит столько же, сколько в прошлом — это не значит, что цены на отдельные товары не изменились. Но в целом уровень цен, стоимость корзины, остается неизменной. В этом случае говорят, что уровень цен остается неизменным. Так вот правительство других стран регулирует ценовую политику. Конечно же, нигде нет такого, чтобы цены были совершенно свободными. Например, в Китае 5% регулируется государством, 95% — это совершенно свободные цены. Есть цены, которые регулируются в Польше, Литве… Но их очень мало — 1 — 3%... 90% и более цен — свободные. И тогда государство следит за уровнем цен. А это уже можно делать на макроуровне — есть кредитно-денежная политика, которая помогает следить за денежной массой в обращении.
Общие выводы: - основные направления
ценовой политики нашли отражение в разработанной
и принятой правительством в 1999 г. Концепции
ценообразования в Республике Беларусь;
- из-за
недоработанности Концепции 1999 г. возникла
необходимость появления новой Концепции,
принятой в 2005 г., где были уточнены подходы
и механизмы регулирования ценообразования
и определены главные составляющие политики
;
- государственное
регулирование и контроль за ценообразованием
в Республике Беларусь на текущий момент
осуществляют Совет Министров и Министерство
экономики;
- составной
частью общей системы регулирования цен
является контроль за соблюдением законодательства
о ценообразовании, который осуществляют
Департамент антимонопольной и ценовой
политики Министерства экономики, инспекции
по контролю за ценами в районах и городах,
комитет государственного контроля, прокуратура
Республики Беларусь, государственный
налоговый комитет, министерство финансов
и органы статистики;
- согласно
политики государственного
- однако
одной из причин относительно высоких
цен в Республике Беларусь можно назвать
низкий уровень эффективности технологических
процессов; в современных условиях в Республике
Беларусь прямо или косвенно регулируется
70-80 процентов цен.
Главные составляющие ценовой политики в Республике Беларусь на ближайшую и долгосрочную перспективу определены в Концепции ценообразования, согласно которой в стране сохраняется курс на проведение взвешенной ценовой политики, базирующейся на гибком сочетании механизмов свободного и регулируемого ценообразования. Одним из важнейших направлений ценовой политики остается дальнейшее развитие рыночных механизмов ценообразования при сохранении государственного ценового регулирования лишь в отношении отдельных видов товаров.
На данном этапе развития экономики актуальность государственного регулирования процессов ценообразования сохраняется, так как использование в этот период только рыночных методов ведения хозяйства не обеспечивает стабильного развития экономики и социальной сферы. Государственное регулирование позволяет с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать развитию социально-экономической системы страны в необходимых параметрах.
Для реализации принятого курса с учетом складывающейся социально-экономической ситуации принимаются меры, направленные, с одной стороны, на сдерживание необоснованного роста цен в целях их стабилизации и выполнение обозначенных прогнозом показателей социально-экономического развития страны, с другой – на их упорядочение в отдельных отраслях экономики для устранения сложившихся здесь на протяжении ряда лет диспропорций и перекосов в уровнях цен и тарифов.
На республиканском уровне будет осуществляться государственное регулирование и контроль за ценами на наиболее значимые виды продукции, во многом определяющие ценовую динамику в отраслях экономики, важнейшие социально значимые товары и услуги, а также контроль за недопущением экономически необоснованного роста цен (тарифов) на товары и услуги, не входящие в сферу государственного регулирования.
Не исключено, что в целях компенсации
удорожания стоимости энергоресурсов
отдельные предприятия будут вынуждены
пойти на увеличение цен (тарифов) свыше
допустимого параметра. В соответствии
с законодательством, такое повышение
можно осуществить только путем регистрации
в соответствующих органах управления.
К принятию таких решений следует подходить
очень взвешенно, после тщательного экономического
анализа, с учетом влияния указанного
повышения на показатель инфляции. При
необходимости такие решения следует
принимать по
согласованию с Советом Министров Республики Беларусь.
Как видно из вышесказанного, в Республики Беларусь государственное регулирование цен будет осуществляться и в дальнейшем. Положительные тенденции, которые проявились в экономике за последние несколько лет, позволяют сделать вывод о стабилизации ценовых процессов в Республики Беларусь. В то же время не предполагается коренным образом изменять действующую систему ценообразования, в том числе и ослаблять рамки государственного регулирования.
Политика государственного регулирования цен в Республики Беларусь на данном этапе развития экономики является достаточно обоснованной. Она позволяет осуществлять контроль за уровнем цен, их экономической обоснованностью. А это в свою очередь защищает население. Однако необходимо не забывать о том, что жесткое государственное регулирование может блокировать развитие действительно рыночных отношений и поставить в тяжелое финансовое положение подконтрольные отрасли, по сравнению с теми отраслями, где государственное регулирование цен не так ощутимо. Также необходимо отметить, что жесткое регулирование цен сдерживает инвестиционную деятельность предприятий, а также отрицательно сказывается на доходности и рентабельности. Наиболее чувствительны к таким методам социально-экономического развития частные предприятия.
Информация о работе Государственное регулирование, ценообразование, цена, совершенствование