Государственное регулирование, ценообразование, цена, совершенствование

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 19:03, реферат

Описание работы

Острая потребность в разработке ценового механизма, адекватного формирующимся рыночным отношениям, обусловлена тем, что процесс реформирования характеризуется, с одной стороны, развитием новых форм и методов хозяйствования, а с другой, отсутствием экономических условий для успешной их реализации. Важнейшим условием повышения инвестиционной и предпринимательской активности выступает создание эффективного механизма ценообразования.
Целью выполнения курсовой работы является изучение содержания государственного регулирования процесса ценообразования, проведен анализ практики государственного регулирования ценообразования в Республике Беларусь. Также определены одни из направлений совершенствования государственного регулирования ценообразования.

Содержание

Введение 5

1 Необходимость и предпосылки усиления государственного регулирования

процесса ценообразования 6

1.1 Эволюция представлений о роли государства в экономике 6

1.2 Цена и ее функции 7

1.3 Причины и методы государственного регулирования

ценообразования 10

2 Анализ практики государственного регулирования ценообразования в РБ 18

1.1 Осуществление государственного регулирования цен

в Республике Беларусь 18

1.2 Статистика изменения индекса потребительских цен за 2004-2009 гг. 25

1.3 Экономический взгляд на государственное регулирование

Л.Злотникова 26

3 Направления совершенствования государственного регулирования

ценообразования 29

Заключение 36

Список использованных источников 38

Работа содержит 1 файл

Курсавая работа.doc

— 1.04 Мб (Скачать)

     В республике действует порядок применения экономических санкций за нарушение дисциплины цен, направленный на строгое соблюдение всеми предприятиями законов, правил и норм по ценообразованию. Органы ценообразования имеют право принимать решения о применении экономических санкций за нарушение дисциплины цен и о наложении штрафов, предусмотренных законодательством, которые заключаются в следующем:

  1. выручка, необоснованно полученная в результате нарушения уровня регулируемых цен, и штраф в таком же размере подлежат изъятию в доход соответствующего бюджета с предприятий, учреждений, организаций в бесспорном порядке, а с предпринимателей, осуществляющих деятельность без образования юридического лица, - в судебном порядке. При повторном аналогичном нарушении дисциплины цен в течение года штраф взимается в двойном размере (Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 51 от 1 февраля 1993 г. «Об усилении контроля за соблюдением цен» (с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь № 221 от 2 декабря 1994 г.));
  2. при неоднократном выявлении фактов необоснованного завышения или занижения цен субъектами хозяйствования независимо от формы собственности органы ценообразования имеют право вводить для них режим государственного регулирования цен, а также входить в Хозяйственный суд с представлением о возбуждении дела о ликвидации предприятий негосударственных форм собственности и о прекращении предпринимательской деятельности лицами, занимающимися ею;
  3. в случае неправильного указания или неуказания субъектами хозяйствования в платежных документах необходимых реквизитов, что может привести к завышению цен (наценок), органы контроля вправе наложить как на поставщика, так и на покупателя продукции штраф в размере 10 % от стоимости продукции;
  4. субъекты хозяйствования при определении уровня отпускных цен на реализованную продукцию обязаны обосновывать его соответствующими расчетами (калькуляция с расшифровкой статей затрат). Отсутствие экономических расчетов, подтверждающих уровень применяемых цен, рассматривается как нарушение дисциплины цен, и к субъектам хозяйствования применяются в установленном порядке штрафные санкции в размере 30% от стоимости реализованной продукции (Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 209 от 10 февраля 1999 г. «О некоторых мерах по усилению контроля за соблюдением дисциплины цен» (с изменениями, внесенными Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 994 от 24 июля 2002 г. «О внесении изменений в Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 209 от 10 февраля 1999 г.»));
  5. превышение установленных предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов) на товары (работы, услуги) при их реализации без регистрации цен (тарифов) в установленном порядке влечет взыскание с субъектов хозяйствования в соответствующий бюджет дохода, полученного в результате превышения цен (тарифов), и наложение штрафа в двукратном размере полученного дохода (Указ Президента Республики Беларусь № 285 от 19 мая 1999 г. «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь»);
  6. реализация товаров (работ, услуг) с нарушением установленного порядка регистрации цен (тарифов), а также при отсутствии экономических расчетов, подтверждающих уровень применяемых цен (тарифов), влечет наложение на субъекта хозяйствования штрафа в размере 30% стоимости реализованных товаров (работ, услуг);
  7. в случае отказа предприятия-монополиста от декларирования или несвоевременного декларирования цен (их изменений), предоставления недостоверной информации облисполком вправе наложить на него штраф в размере до 15% стоимости продукции, реализованной по недекларированной цене (Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 27 от 20 января 1992 г. «О временных мерах противодействия завышению цен монопольными производителями»);
  8. при применении предприятием-монополистом более высо 
    ких цен (их изменении), чем это определено органами ценообразования, или завышении декларированных цен разница в бесспорном порядке подлежит изъятию в соответствующий бюджет с взысканием штрафа в размере изъятой суммы;
  9. хранение калькуляций по ценам осуществляется на бумажных носителях в течение трех лет, по определенному перечню товаров в течение пяти рабочих дней предоставляется информация о ценах в Министерство экономики. За нарушение данных требований применяется штраф в размере до 10% стоимости реализованных товаров в части цен, на которые произведено нарушение (Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 852 от 12 июня 2000 г. «О некоторых мерах по улучшению информационного обеспечения и контроля за уровнем цен»).

     Для улучшения информационного обеспечения и организации более действенного контроля за ценообразованием правительство республики в 2000 г. приняло специальное постановление. Согласно этому постановлению, предприятия и предприниматели обязаны не менее трех лет хранить у себя решения об установлении цен на производимую ими продукцию, а также на товары, ввозимые на территорию Беларуси в режиме «выпуск товаров для свободного обращения». Информация о ценах должна представляться в Министерство экономики в течение пяти дней с даты принятия решения об установлении цен. 

     1.2. Статистика изменения  индекса потребительских  цен за 2004-2009 гг. 

      Для наглядности практики государственного регулирования цен и их роста можно привести таблицу изменения индекса потребительских цен в Республике Беларусь за период 2004-2009гг. Индекс потребительских цен - один из видов индексов цен, созданный для измерения среднего уровня цен на товары и услуги (потребительской корзины) за определенный период в экономике. Рассчитывается как частное суммы произведений цен текущего года на выпуск базового года на сумму произведения уровня цен и выпуска базисного года. Вся дробь затем умножается на 100%.

          Насколько видно из таблицы, регулирование цен государством в большинстве своем ведет к небольшому ежегодному приросту цен (в пределах 12-13%), а в некоторых случаях даже и к понижению этих самых цен (как это произошло в 2005 и 2006 гг. с ценами на медикаменты).

  1.3. Экономический взгляд на государственное регулирование Л.Злотникова

          В довершение всего вышесказанного хотелось бы привести отрывки из интервью экономиста Леонида Злотникова, чтобы узнать, как сейчас обстоит ситуация с государственным регулированием ценообразования на практике и как она влияет на уровень цен:

— Мы как-то делали материал о том, где будет дороже накрыть к Новому году стол: в Минске или Варшаве. Оказалось — в Минске. Почему так происходит?

—  Чтобы  в Беларуси съесть один килограмм  мяса, надо затратить в сельском хозяйстве, пищевой промышленности, торговле и приготовлении пищи — примерно в 7 — 8 раз больше энергоносителей, чем в европейских странах. Вот вам и ответ. Причина высоких цен — низкий уровень эффективности технологических процессов в Беларуси.

— А что касается таких факторов, как отсутствие конкуренции или регулирование цен? Это тоже влияет?

— Да, конечно. Здесь важен не только уровень  чистых технологий — переработки сырья, полуфабрикатов… А еще и уровень управления, другая общественная система, отношение к собственности, управление — все это находится в отсталом состоянии по сравнению с развитыми странами. Когда я говорю «общественная система», то имею в виду и то, рыночное ли это регулирование, или это государственное управление. Потому что если государство планирует, сколько чего произвести, то какая там может быть конкуренция? Другая общественная система — вот вам главная причина более высоких цен на товары.  

— Какие цены у нас регулируются государством и много ли их?

— Например, все цены на строительные работы, на продукцию сельского хозяйства, на жилищно-коммунальные услуги, на транспорт, бензин, на так называемые социально значимые товары. И главное — это регулирование цен предприятий-монополистов, у нас их сейчас в республиканском списке около 900. Также регулируются цены на импортные товары, оптовая и розничная надбавка не должна быть более 30% от цены. Короче говоря, если подумать, то можно набрать процентов 70 — 80 цен, которые прямо или косвенно регулируются государством.

— И как этот фактор влияет на ситуацию в стране?

— Если взять статистику по СНГ или Европе, то в этом году мы — среди лидеров по росту цен. То есть это как бы не помогает… Государство само быстрее повышает цены, чем рынок.

— Можно ли их «укротить»?

— Из теории известно, что существует корзина товаров и услуг, по которой считается индекс потребительских цен. И если она в этом году стоит столько же, сколько в прошлом — это не значит, что цены на отдельные товары не изменились. Но в целом уровень цен, стоимость корзины, остается неизменной. В этом случае говорят, что уровень цен остается неизменным. Так вот правительство других стран регулирует ценовую политику. Конечно же, нигде нет такого, чтобы цены были совершенно свободными. Например, в Китае 5% регулируется государством, 95% — это совершенно свободные цены. Есть цены, которые регулируются в Польше, Литве… Но их очень мало — 1 — 3%... 90% и более цен — свободные. И тогда государство следит за уровнем цен. А это уже можно делать на макроуровне — есть кредитно-денежная политика, которая помогает следить за денежной массой в обращении.

           Общие выводы: - основные направления ценовой политики нашли отражение в разработанной и принятой правительством в 1999 г. Концепции ценообразования в Республике Беларусь; 

- из-за недоработанности Концепции 1999 г. возникла необходимость появления новой Концепции, принятой в 2005 г., где были уточнены подходы и механизмы регулирования ценообразования и определены главные составляющие политики ; 

- государственное регулирование и контроль за ценообразованием в Республике Беларусь на текущий момент осуществляют Совет Министров и Министерство экономики; 

- составной частью общей системы регулирования цен является контроль за соблюдением законодательства о ценообразовании, который осуществляют Департамент антимонопольной и ценовой политики Министерства экономики, инспекции по контролю за ценами в районах и городах, комитет государственного контроля, прокуратура Республики Беларусь, государственный налоговый комитет, министерство финансов и органы статистики; 

- согласно  политики государственного регулирования, индекс потребительских цен за период 2004-2009 гг. принимает достаточно небольшие значения (в пределах 112-113%), а в некоторых случаях мы можем наблюдать и понижение уровня цен (как это произошло в 2005 и 2006 гг. с ценами на медикаменты); 

- однако  одной из причин относительно высоких цен в Республике Беларусь можно назвать низкий уровень эффективности технологических процессов; в современных условиях в Республике Беларусь прямо или косвенно регулируется 70-80 процентов цен. 
 
 
 
 
 
 
 

 

3. НАПРАВЛЕНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

 

     Главные составляющие ценовой политики в  Республике Беларусь на ближайшую и  долгосрочную перспективу определены в Концепции ценообразования, согласно которой в стране сохраняется курс на проведение взвешенной ценовой политики, базирующейся на гибком сочетании механизмов свободного и регулируемого ценообразования. Одним из важнейших направлений ценовой политики остается дальнейшее развитие рыночных механизмов ценообразования при сохранении государственного ценового регулирования лишь в отношении отдельных видов товаров.

     На  данном этапе развития экономики  актуальность государственного регулирования  процессов ценообразования сохраняется, так как использование в этот период только рыночных методов ведения хозяйства не обеспечивает стабильного развития экономики и социальной сферы. Государственное регулирование позволяет с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать развитию социально-экономической системы страны в необходимых параметрах.

     Для реализации принятого курса с  учетом складывающейся социально-экономической  ситуации принимаются меры, направленные, с одной стороны, на сдерживание необоснованного роста цен в целях их стабилизации и выполнение обозначенных прогнозом показателей социально-экономического развития страны, с другой – на их упорядочение в отдельных отраслях экономики для устранения сложившихся здесь на протяжении ряда лет диспропорций и перекосов в уровнях цен и тарифов.

     На  республиканском уровне будет осуществляться государственное регулирование  и контроль за ценами на наиболее значимые виды продукции, во многом определяющие ценовую динамику в отраслях экономики, важнейшие социально значимые товары и услуги, а также контроль за недопущением экономически необоснованного роста цен (тарифов) на товары и услуги, не входящие в сферу государственного регулирования.

         Не исключено, что в целях компенсации удорожания стоимости энергоресурсов отдельные предприятия будут вынуждены пойти на увеличение цен (тарифов) свыше допустимого параметра. В соответствии с законодательством, такое повышение можно осуществить только путем регистрации в соответствующих органах управления. К принятию таких решений следует подходить очень взвешенно, после тщательного экономического анализа, с учетом влияния указанного повышения на показатель инфляции. При необходимости такие решения следует принимать по 
 
 
 
 
 

 согласованию с Советом Министров Республики Беларусь.

     Как видно из вышесказанного, в Республики Беларусь государственное регулирование  цен будет осуществляться и в  дальнейшем. Положительные тенденции, которые проявились в экономике за последние несколько лет, позволяют сделать вывод о стабилизации ценовых процессов в Республики Беларусь. В то же время не предполагается коренным образом изменять действующую систему ценообразования, в том числе и ослаблять рамки государственного регулирования.

     Политика  государственного регулирования цен  в Республики Беларусь на данном этапе  развития экономики является достаточно обоснованной. Она позволяет осуществлять контроль за уровнем цен, их экономической  обоснованностью. А это в свою очередь защищает население. Однако необходимо не забывать о том, что жесткое государственное регулирование может блокировать развитие действительно рыночных отношений и поставить в тяжелое финансовое положение подконтрольные отрасли, по сравнению с теми отраслями, где государственное регулирование цен не так ощутимо. Также необходимо отметить, что жесткое регулирование цен сдерживает инвестиционную деятельность предприятий, а также отрицательно сказывается на доходности и рентабельности. Наиболее чувствительны к таким методам социально-экономического развития частные предприятия.

Информация о работе Государственное регулирование, ценообразование, цена, совершенствование